Дефектология Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Формирование интереса к чтению у школьников с лёгкой умственной отсталостью

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ……………………………………………………6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика школьников с легкой умственной отсталостью ……………………………………………………………….6
1.2. Формирование навыков чтения у школьников с легкой умственной отсталостью …………………………………………………………………………….12
1.3. Формирование интереса к чтению у школьников с легкой умственной отсталостью ……………………………………………………………………………………………17
Выводы по первой главе………………………………………………………..24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ …………………………………………………..26
2.1. Обоснование выбора диагностических методик констатирующего эксперимента……………………………………………………………………………26
2.2. Результаты констатирующего эксперимента……………………………..28
2.3. Рекомендации по формированию интереса к чтению у школьников с легкой умственной отсталостью………………………………………………….…..30
Выводы по второй главе…………………………………………………….….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..…..44

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования определена тем, что чтение играет важную роль в развитии личности, её моральном, нравственном и духовном воспитании, а также содействует формированию смыслового восприятия, интереса, памяти, мышления, воображения ребенка. Читательский интерес является фактором формирования познавательной активности и, следовательно, имеет важное значение в воспитании грамотного учащегося.
Именно в младшем школьном возрасте закладываются главные читательские умения и навыки, разрешается вопрос, будет ли взгляд ребенка к книге деятельным или инертным. Читательские интересы во многом обусловливают личность человека, потому процесс их развития у детей является не только педагогической, психологической, методической, но и социальной проблемой. Серьезность данной проблемы и необходимость поиска путей ее решения нашла отражение и в положениях ФГОС НОО.
В начальной школе на уроках литературного чтения главной целью обучения является овладение учащимися навыком осознанного, правильного и беглого чтения. Для достижения этой цели необходимо прививать ребенку интерес и любовь к чтению как источнику знаний и духовного наполнения, как средству формирования в человеке человека.
Различным аспектам изучения читательских интересов детей посвящены труды Е.П. Крупника, Е.В. Квятковского, В.А. Левина, Ю.В. Шарова, Н.Г. Морозовой. Сущностные характеристики процесса становления читательских интересов рассматривали исследовали Г.И. Богин, М.М. Бахтин, Л.Г. Жабицкая, З.Н. Новлянская, О.Б. Коман, Ю.У. Фохт-Бабушкин и другие.
В современном обществе проблема формирования читательских интересов стоит особенно остро, так как на сегодняшний день мы можем наблюдать негативное влияние на развитие читательского интереса детей в силу особенностей современного социума: дети рано приобщаются к компьютерным играм, увлечены различными гаджетами, не любят читать и скучают на уроках литературного чтения. Кроме того, немаловажна здесь и роль родителей, которые не подают должного примера своим детям, а также, уже на протяжении нескольких лет выступают за смену печатных учебников электронными.
В большей степени данная проблема приобретает свою остроту, если речь заходит об учащихся с легкой степенью умственной отсталости.
Учащиеся с умственной отсталостью – это дети, для которых характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности. Для таких детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании.
Изучением детей с данной патологией развития занимались исследователи Ж.И. Шиф, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский, С.С. Корсаков, И.М. Соловьев, Г.Е. Сухарева, С.Я. Рубинштейн, М.Г. Блюмина, которые отмечали их сниженный интерес к образовательному процессу.
Проблема формирования интереса к чтению у этой группы учащихся является нерешенной – все рекомендации касаются в основном детей нормы и лежат за пределами способностей и учебного опыта учащихся с умственной отсталостью. Актуальность данной проблемы обусловлена значительными трудностями, связанными с такими особенностями, как сниженная любознательность, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, более поздний интерес к книгам, неумение выбрать книгу исходя из своих возможностей.
Объект исследования: процесс формирования интереса к чтению у школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Предмет исследования: формы работы, способствующие формированию интереса к чтению у школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Цель исследования: теоретически обосновать и рассмотреть опыт изучения проблемы обучения школьников с умственной отсталостью, формирования интереса к чтению у данной категории детей, а также предложить рекомендации по формированию интереса к чтению у школьников с легкой умственной отсталостью.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику школьников с легкой умственной отсталостью;
2. Изучить процесс формирования навыков чтения у школьников с легкой умственной отсталостью;
3. Рассмотреть формирование интереса к чтению у школьников с легкой умственной отсталостью;
4. Провести и описать констатирующий эксперимент;
5. Предложить рекомендации по формированию интереса к чтению у школьников с легкой умственной отсталостью.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что ее результаты позволяют уточнить процесс формирования навыков чтения у школьников с легкой умственной отсталостью, интереса к чтению данной категории школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные рекомендации по формированию интереса к чтению у школьников с легкой умственной отсталостью могут быть использованы учителями начальных классов и студентами в подготовке к занятиям для учащихся начальных классов с легкой степенью умственной отсталости.
База исследования: МАОУ Исетская СОШ №2.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования нами были сформулированы следующие выводы:
1) Умственная отсталость – это недоразвитие психики общей направленности, но с преобладанием дефекта в интеллектуальной сфере, которое наступает в раннем развитии. Такие учащиеся очень невнимательны, что мешает их обучению. Внимание их преимущественно непроизвольно, характеризуется небольшим объемом, трудной переключаемостью, неустойчивостью.
2) Умственная отсталость приводит к нарушению осознанности чтения. Фрагментарность восприятия содержания прочитанных произведений усугубляется наряду с увеличением числа мест действия и персонажей. Неточное понимание многих слов, скудный словарный запас, неумение вникать в суть различных образных выражений, непонимание словосочетаний, что употребляются в переносном значении – все это еще больше затрудняет усвоение содержания прочитанного.
3) Особенности формирования читательских интересов у школьников с легкой степенью умственной отсталости характеризуется значительными трудностями в силу нарушений психического развития, сниженной любознательности, медленного темпа чтения, недопонимание смысла прочитанного, позднего интереса к книгам, неумения выбрать книгу исходя из своих интересов; зависит от уровня овладения чтением вообще. Причинами низкого уровня читательской активности могут быть тяжесть врожденного интеллектуального дефекта, гендерные особенности, семейное воспитание.
В практической части нашего исследования нами было проведено экспериментальное изучение интересов к чтению у обучающихся 2 и 3 классов с легкой степенью умственной отсталости и с нормой развития. Диагностика показала, что испытуемые с легкой степенью умственной отсталости не заинтересованы чтением и, более того, не понимают, для чего нужно читать, кроме как для того, «чтобы хорошо учиться». Для них чтение – это навязанная школой обязанность. У этих учащихся отсутствует познавательная направленность на чтение, неразвит читательский интерес отсутствует интерес к литературе. Поэтому нами были разработаны рекомендации по формированию интереса к чтению у школьников с легкой степенью умственной отсталости. Нами были предложены формы работы, способствующие формированию интереса к чтению, среди которых можно выделить следующее: предоставление учащимся ярких и привлекательных внешне книг; создание уголка чтения и театрализации; использование игр по литературным произведениям; метод учета прочитанных книг и др. Таким образом, соблюдая систему разработанных нами методических рекомендаций, педагог сможет получить читающих учащихся, активно интересующихся книгами.
Целью исследования было теоретически обосновать и рассмотреть опыт изучения проблемы обучения школьников с умственной отсталостью, формирования интереса к чтению у данной категории детей, а также предложить рекомендации по формированию интереса к чтению у школьников с легкой умственной отсталостью.
Для достижения поставленной цели мы решили следующие задачи:
1. Дали психолого-педагогическую характеристику школьников с легкой умственной отсталостью;
2. Изучили процесс формирования навыков чтения у школьников с легкой умственной отсталостью;
3. Рассмотрели формирование интереса к чтению у школьников с легкой умственной отсталостью;
4. Провели и описали констатирующий эксперимент;
5. Предложили рекомендации по формированию интереса к чтению у школьников с легкой умственной отсталостью.
Таким образом, цель и задачи исследования выполнены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические исследования проблемы формирования интереса к чтению у школьников с легкой умственной отсталостью

1.1. Психолого-педагогическая характеристика школьников с легкой умственной отсталостью

Психология умственно отсталых детей является одной из отраслей психологии, изучающей специальный объект – ученика коррекционной школы. В ранних публикациях умственно отсталых детей называли слабоумными, а в соответствии с нынешней терминологией — это дети со сниженным интеллектом, имеющие трудности в обучении, с особыми нуждами — это одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы [11, с. 56].
Понятие умственно отсталый ребенок, принятое в специальной психологии и коррекционной педагогике, охватывает весьма разнообразную по составу группу детей, которых объединяет наличие органического повреждения коры головного мозга, нарушая их функции и строение. Все это обусловливает возникновение у ребенка разнообразных выраженных отклонений, которые обнаруживаются во всех видах его психической деятельности, особенно резко в познавательной. Рассмотрим понятие умственной отсталости в разных источниках. Умственной отсталостью называют качественное изменение всей психики, всей личности в целом, что является результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы [11, с. 35].
Умственная отсталость – это недоразвитие психики общей направленности, но с преобладанием дефекта в интеллектуальной сфере, которое наступает в раннем развитии [24, с. 89].
Э. Сеген, один из классиков олигофренопедагогики, отмечал, что умственно отсталый ребенок, не прошедший школы специального воспитания и обучения, ничего «не знает», «не хочет», «не может». При этом придавал главное значение отсутствию каких-либо желаний, стремлений, потребностей. Он пишет, что умственно отсталый ребенок многое бы смог и узнал, если бы только захотел, но вся беда в этой слабости побуждений.
Профессор Л.В. Занков, характеризуя облик умственно отсталых школьников, также обращает внимание на то, что у многих из них крайне мало развита любознательность, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности [15, с 246].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы