Преподавание в начальных классах Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Формирование этических представлений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I Основы воспитания этической культуры и представлений у детей младшего возраста
1.1 Особенности младшего школьного возраста 6
1.2 Психолого-педагогические основы воспитания этической культуры младших школьников 9
1.3. Сущность этического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности 16
Вывод по главе I 21
Глава II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Внеурочная деятельность, как фактор формирования этических представлений младших школьников 23
2.1 Исследования психологического климата и этического воспитания в коллективе 31
Вывод по главе II 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 43

  

Введение:

 

Наиболее высокий уровень этической культуры – способность ориентироваться в нормах морали и применять их в реальной жизни. Недостаточно всего лишь знать, «что такое хорошо, а что такое плохо», необходимо внутреннее осознание важности этической культуры младшими школьниками и последующее применение знаний этики в повседневной жизни. Например, каждый ребенок с детства знает, что учиться хорошо есть долг каждого школьника и путь к становлению успешным работником. Однако не все действительно прикладывают все усилия для получения знаний. Так, сознание ребенка идет врознь с его поведением. Этическое поведение внутри коллектива формирует его психологический климат.
Социальная среда оказывает огромное влияние на становление личности. Процесс социализации происходит в большей мере для детей младшего возраста в школе, поэтому задача педагога – найти грамотный и правильный подход к каждому ребенку. Ведь воспитание этической культуры у подрастающего поколения – процесс сложный и многогранный, требующий знания педагогических и психологических основ. Формирование этической культуры, определяет становление личности и нравственные ценности ребенка, микроклимат в коллективе, закладывает основы толерантности, а потому является важной составляющей учебного процесса в младшей школе. В этом и заключается актуальность исследования.
Методологические основы развития и образования личности изучены в работах С.Ф. Анимимова, А.М. Коршунова, В.П. Тугаринова и др.; проблемы нравственного воспитания детей рассматривались в исследованиях В.С.Мухиной, Д.Б. Эльконина, Е.В. Якобсона и др.; различным аспектам преемственности начального школьного образования посвящены работы Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, М.И.Лисиной и др.
Исследование определяет, каковы условия этического воспитания детей в младшем школьном возрасте посредством внеурочной деятельности.
Объектом исследования является процесс воспитания школьников младшего возраста.
Предметом исследование является этический аспект воспитания посредством внеурочной деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ, обобщение и сравнение научной литературы, диагностическое наблюдение и экспертная оценка.
Цель исследования: выявить и обосновать психолого-педагогические основы и условия формирования этических представлений у детей младшего школьного возраста в рамках внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования сформулирована следующим образом: этическое воспитание школьников младшего возраста — важный и многосторонний аспект, требующий особого индивидуального подхода с учетом психолого-педагогических основ.
Задачи курсовой работы:
— изучить психолого-педагогические основы воспитания младших школьников;
— выявить особенности младшего школьного возраста и их влияние на процесс обучения в начальной школе;
— рассмотреть меры и средства воспитания этической культуры;
— выявить важность формирования этических представлений в школе для ученика;
— провести наблюдение за поведением школьников и усвоением первичных этических правил;
— провести анкетирование, направленное на изучение психологического климата.
— разработать проект классного часа в рамках внеурочной деятельности, посвященного формированию этических основ школьников.
Теоретическая значимость: обобщить и систематизировать материал по этическому воспитанию младших школьников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исходя из проведенных исследований, можно сделать вывод, младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности. Опираясь на данные современной педагогики по вопросам воспитания школьников младшего возраста, мы определили, этическое (нравственное) воспитания как важный аспект современного процесса образования. Во многом качество этого процесса определяет дальнейшую социализацию и развитие личности ребенка. Задача педагога – найти подход к каждому ребенку, учитывая особенности его характера.
Проблемой этического воспитания младших школьников занимались многие педагоги и психологи. На данный момент данный вопрос особо актуален для современной действительности, так как ребенку трудно самостоятельно ориентироваться в динамичном, быстро развивающимся постиндустриальном обществе. Именно это подтверждает актуальность данной работы: необходимо с раннего возраста формировать в сознании детей те нравственные ценности, без которых невозможно формирование гармоничной, социально адаптивной личности. Активными участниками воспитательного процесса должны быть и семья, и школа.
Оптимальные условия формирования нравственных качеств обуславливают необходимость создания благоприятного микроклимата в коллективе, то есть динамичного поля отношений. Микроклимат определяет атмосферу в классе, в случае благоприятности которой процесс воспитания ускоряется, и школьники лучше обучаются и воспринимают информацию.
Этическое воспитание может проводиться в форме этических бесед, открытых дискуссий, метода поощрения и порицания и других форм. Автором предложен проект классного часа, посвященному вежливости и направленному на этическое воспитание младших школьников. Творческая форма деятельности вовлекает весь коллектив в совместную деятельность.
В работе было проведено наблюдение и анкетирование, которое показало, что уровень этического воспитания зависит напрямую от психологической обстановки в коллективе.
Таким образом, цели и задачи работы были выполнены. Гипотеза исследования была обоснована: этическое воспитание, действительно, является важным и многосторонним аспектом, требующим особого индивидуального подхода с учетом психолого-педагогических основ.
Педагогическая наука и практика прошла довольно долгий путь и на данном этапе должна направить все усилия на реализацию процесса этического воспитания, который способствует формированию этического, нравственно развитого гражданина своей страны.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

1.1 Особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст хронологически определяется с 7 до 11 лет (с 6 до 10 в некоторых источниках).
Возрастные кризисы детей – проблемный период в развитии ребенка во время перехода от одного возрастного этапа к другому.[10, с. 38]Младший школьный возраст захватывает очень важный этап развития личности – кризис 7 лет. Он является переходной ступенью между дошкольным детством и началом школьной жизни. [8, с. 111]
Как пишет Л. С. Выготский в собрании сочинений 1984 г. в разделе «Вопросы детской (возрастной) психологии», кризис 7 лет характеризуется формированием понимания переживаний и их осмысления, возникает дифференциация внутренних и внешних переживаний, что ведёт к образованию внутренних конфликтов. Кроме того, идёт развитие обобщения чувств. Из этого следует, что многократное переживание того или иного чувства может сформировать в ребёнке соответствующее аффективное образование, что говорит о возникновении принципиально новых и важных качеств личности, таких как самооценка, самолюбие, отношение к себе, а также обобщенное отношение к окружающим. Кризис 7 лет – один из самых важных в жизни человека, ведь от его протекания зависит структура будущей личности.
Различные ученые определяют понятие кризиса по-разному. Например, А.Н.Леонтьев считал кризис моментом интериоризации несостоявшихся на ранних этапах развития переходов. Он считал, что столь резкий и несвоевременный перелом неблагоприятен для развития личности. Именно поэтому он определял кризис как неблагоприятный синдром. Поэтому он считал, что для преодоления кризиса необходима педагогическая коррекция.
Противоположную точку зрения на вопрос возникновения кризиса у человека имел Д.Б. Эльконин. [21, с. 114] Он считал кризис естественным процессом онтогенеза, не трубующего дополнительной корректировки.
На наш взгляд, основываясь на современных концепциях педагогики, необходимо не изменить, а направлять процесс формирование личностных особенностей ребенка и нравственных ценностей, учитывая то, что каждый ребенок индивидуален и имеет ряд особенностей психики и характера.
Переживая любой кризис, человек интериоризирует информацию, полученную ранее в свой жизненный мир, она становится частью его сознания. Так, основы этических представлений необходимо закладывать в сознание ребенка до кризиса, а затем продолжать их развивать и углублять.
Становление самооценки влияет на школьную успеваемость. По сути она является оценкой личности и определяет социальный статус ребенка. У отличников складывается завышенная самооценка, у неуспевающих учеников систематические неудачи снижают уверенность в себе, их самооценка развивается своеобразно. Как правило, сперва дети не соглашаются с поставленной низкой оценкой учителя, не хотят брать на себя позицию отстающего, у них появляется потребность выйти из числа отстающих, которая постепенно ослабевает, что приводит к угасанию и снижению учебной мотивацию.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы