Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Формирование экологической культуры младших школьников в учебной деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Словарь терминов 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Понятие об экологической культуре младшего школьника 7
1.2. Актуальные проблемы формирования экологической культуры младшего школьника, понятие об экологическом образовании 12
1.3. Возможности формирования экологической культуры младшего школьника в учебной деятельности (анализ учебно-методических материалов и методов обучения) 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25
2.1. Анализ опыта формирования экологической культуры младших школьников в МАОУМО г. Нягань Начальная общеобразовательная школа № 9 25
2.2. Актуальный уровень экологической культуры младших школьников (констатирующее исследование) 29
2.3. Программа формирования экологической культуры младших школьников в учебной деятельности (на уроках окружающего мира с использованием учебно-методических материалов)(формирующий эксперимент) 35
2.4. Оценка результативности программы (динамика экологической культуры младших школьников, контрольное исследование) 39
2.5. Практические рекомендации по формированию экологической культуры младших школьников в учебной деятельности 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………57
Введение:
Актуальность исследования. Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.
Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.Одной из актуальных проблем современности была и остается проблема экологического образования и воспитания всех слоев населения, формирования у каждого человека экологической культуры и экологического сознания, предполагающих разумное и грамотное, с биологической точки зрения, взаимодействие человека с природой.
Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования.Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания младших школьников. Противоречие между необходимостью формирования экологической культуры младших школьников в процессе воспитания и недостаточностью методических разработок по этому вопросу позволяет сформулировать проблему исследования: каковы возможности формирования экологической культуры младших школьников в учебной деятельности?
Эффективность работы по формированию у детей младшего школьного возраста основ экологической культуры, учитывая их возрастные особенности и возможности,во многом обусловливается теми методами, приемами, формами организации экологически-ориентированной деятельности с детьми, а также особенностями организации образовательного процесса с ними.
Ориентируясь на наглядный характер мышления ребенка, главная задача педагога – наглядно продемонстрировать причинно-следственные связи и зависимости, существующие в мире природы, развивать такие стороны мышления, как умение прогнозировать, устанавливать общность предметов и т.д.
Объектом работы выступает формирование экологической культуры младших школьников.
Предметом являются методы формирования экологической культуры младших школьников в процессе обучения.
Целью работы является изучениевозможностейформирования экологической культурыдетей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Раскрыть понятие экологической культуры младшего школьника, изучить актуальные проблемы формирования экологической культуры младшего школьника.
2. Оценить актуальный уровень экологической культуры младших школьников.
3. Разработать программу формирования экологической культуры младших школьников в учебной деятельности на уроках окружающего мира с использованием учебно-методических материалов.
4. Оценить динамику развития экологической культуры младших школьников.
Методологической основой исследования являются трудыС.А. Веретенниковой, С.Д. Дерябо, В.Н. Черняковой и др. Авторы в своих трудах раскрывают цели, задачи, принципы и условия экологического воспитания и формирования экологической культуры детей.
Теоретические основы экологического воспитания детей младшего школьного возраста представлены в работах П.Г. Саморуковой, С.Н. Николаевой.
Методы исследования:
• Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;
• Эмпирические: наблюдение, беседа, опыт;
• Математические: количественный и качественный анализ полученных данных.
Экспериментальная база исследования:МАОУ МО г. Нягань Начальная общеобразовательная школа № 9. В исследовании принимали участие педагоги начальной школы и обучающиеся 4-го класса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе эмпирического исследования данные, а так же составленные рекомендации по формированию экологической культуры младших школьников могут быть использованы педагогами начальных классов при решении указанной проблемы.
Структура и объем работы. Структурно работа определяется ее целью и задачами, состоит из введения, двух глав (теоретической и практической) с выводами по каждой, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Заключение:
Экологическое образование является новой категорией, связанной с наукой экологией и ее разными ответвлениями. Оно должно протекать непрерывно на всех этапах образования ребенка. Однако именно в дошкольном учреждении происходит закладывание научных основ понимания закономерностей связей в системе «природа-человек». В этот период формируется ответственность за улучшение и преобразование окружающей среды
Целью исследования было выявление возможностей формирования экологической культуры детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности. Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Но правильное экологическое воспитание и образование позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.
Раннее общение детей с природой помогает выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценивать ее современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающей средой. Но обязательным требованием достижения данной цели является – исследование взрослыми сущности экологического образования, использование всех аспектов его содержания, следование принципам и правилам.
При ознакомлении ребенка с природой необходимо учитывать психолого-педагогические основы экологического образования. Единичные, наиболее простые, зримые связи доступны пониманию детей данного возраста. Младшие школьники уже способны устанавливать более сложные связи, цепочки связей, чем дети дошкольного возраста. А понимание различных связей в природе развивает интеллектуальную сферу ребенка, его способность к причинному анализу экологических ситуаций.
Формы работы по экологическому образовании. должны осуществляться в соответствии возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников. В процессе формирования представлений детей об окружающем мире, используется широкий спектр методов и приемов педагогического влияния на детскую личность – дидактические игры и упражнения, организация экскурсий и наблюдения за природой, проведение уроков экологической направленности и экологических викторин, беседы и рассказы педагога в ходе занятия по уроку «Окружающий мир».
На основе полученных результатов проведенного констатирующего эксперимента былиопределены основные задачи системы развивающей работы, направленной на компенсацию имеющихся недостатков в плане уровня сформированности основ экологической культуры у младших школьников. В целях реализации поставленных задач была спроектирована система работы, направленная на развитие у младших школьников экологических представлений в специально организованной деятельности на уроках природоведения и во время внеурочных занятий.
В заключение, можно сделать вывод о результативности формирования экологического образования в процессе обучения младших школьников на уроках «Окружающего мира», с учетом использования предложенных мероприятий с детьми.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие об экологической культуре младшего школьника
Масштабный экологический кризис и его негативные последствия нельзя устранить без активной жизненной позиции каждого члена общества, поэтому проблема экологического образования населения является одной из актуальных. Внимание специалистов по экологии сосредоточено главным образом на совершенствовании экологического образовательного процесса, при недооценке экологического образования.
Экологическая культура является новой категорией, связанной с наукой экологией и ее разными ответвлениями, среди которых экология животных, экология растения и гуманная экология. Оно должно протекать непрерывно на всех этапах образования и развития личности.
Экологическое воспитание — это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде [30].
Проблема экологической культуры подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи внимательным исследованием современными учеными взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня впрямую связывается с сохранением жизни на Земле. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учета биологических и экологических закономерностей, интенсивным ростом народонаселения планеты.