Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Формирование духовно-нравственных качеств учащихся начальной школы старшего возраста в курсе окружающего мира
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КУРСЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 6
1.1. Сущность понятия «духовно-нравственное качество» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности формирования духовно-нравственных качеств у учащихся начальной школы 13
1.3 Методы и средства формирования духовно-нравственных качеств младших школьников в курсе окружающего мира 21
Выводы по главе I 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В КУРСЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 29
2.1. Методика проведения экспериментального исследования формирования духовно-нравственных качеств младших школьников 29
2.2. Разработка и апробация мероприятий по формированию духовно-нравственных качеств младших школьников в курсе окружающего мира 36
2.3. Анализ и обобщение результатов исследования 45
Выводы по главе II 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 53
Введение:
Образованию отводится ключевая роль нравственного общероссийского объединения, его сплочение строится на повышении доверия граждан к России, обществу, государству, политике, настоящему и будущему своей страны. В современном обществе очень актуальна тема духовно — нравственного воспитания. Все наши мысли и поступки чаще всего напрямую идут из детства. Именно поэтому большое значение нравственному воспитанию нужно уделять именно в младшем школьном возрасте.
Духовно-нравственные качества – это отражение тех связей, которые принято указывать моралью общества к другим людям, работе, отчизне. Во многом воспитание нравственных качеств зависит от семьи и от школы, от классного руководителя. Именно учитель помогает и направляет учеников как лучше поступить в той или иной ситуации, связанной не только со школой, но и с жизнью в целом. Семья и школа, взаимодействуя вместе, могут воспитать в ребенке именно те качества, которые будут способствовать ему и помогать выбирать правильный путь и принимать верные решения.
Гражданина, который будет в ответе за свои действия, слова, поступки. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы. В современном обществе главной задачей государственной политики Российской Федерации является нравственное развитие и воспитание личности. Законопослушный, добрый, отзывчивый, порядочный гражданин — вот к чему стремится современное государство.
Данный процесс воспитания является очень сложным, так как оно проходит на протяжении длительно периода времени. Данный процесс воспитания духовно-нравственных качеств проходит на протяжении всей жизни, но основу нужно закладывать с раннего возраста. Перед общеобразовательным учреждением ставится задача воспитания гражданина, который будет способен самостоятельно принимать решения, которые соответствуют нравственным нормам и правилам. Для того, чтобы эта проблема решалась, вводится такое понятие как духовно-нравственные качеств личности школьника.
Проблема, которую мы исследуем, нашла отражение в работах Н.И. Болдырева, И.А. Мартьяновой, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова и др.
Целью данной работы является разработать и проверить эффективность комплекса уроков, направленных на воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников на уроках окружающий мир.
Объект исследования: процесс формирования духовно-нравственных качеств у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств у младших школьников на уроках окружающий мир.
Гипотеза: на уроках окружающий мир формирование нравственных качеств детей будет эффективным, если:
-дополнительно включать в содержание урока учебную информацию и ситуации, позволяющие акцентировать внимание учащихся на нравственных понятиях и базовых национальных ценностях;
-применять методы и приемы, обеспечивающие осмысление и принятие духовно-нравственных ценностей.
Задачи:
1. Проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме формирования духовно-нравственных качеств младших школьников.
2. Определить условия формирования духовно-нравственных качеств младших школьников на уроках окружающий мир.
3. Провести опытно – экспериментальную работу по формированию нравственных качеств младших школьников на уроках окружающий мир.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Заключение:
Таким образом, проведенное исследование показало не только суть воспитания духовно-нравственных качеств младших школьников на уроках окружающий мир, но и продиагностировало в педагогическом процессе воспитание духовно-нравственных качеств отзывчивости, справедливости, гуманности, честности, ответственности.
В процессе исследования была проанализирована психолого – педагогическая литература по проблеме воспитания духовно-нравственных качеств. В итоге исследования, было выявлено, что понятие «духовно-нравственные качества» известные педагоги трактуют и рассматривают с разных сторон, но в общем понимании это совокупность моральных норм и правил, ценностей, законов нравственности, которые определяют человека, его установки, определяют процесс нравственного становления, играют основную роль в процессе становления личности.
Кроме вышеперечисленного, были выявлены и описаны условия формирования духовно-нравственных качеств младших школьников на уроках окружающий мир. Был сделан вывод о том, что процесс формирования духовно-нравственных качеств особенно эффективен в том случае, когда работа осуществляется во взаимодействии педагога и учащихся. Так же были исследованы условия формирования духовно-нравственных качеств. Описано и обосновано благоприятное воздействия коллектива на данное воспитание, важность взаимосвязи трех критериев: когнитивный, эмоционально – ценностный, поведенческий.
Были выделены духовно-нравственные качества, которым было уделено много внимания. Отмечена важная роль уроков окружающий мир в формировании нравственных качеств. Переходя к исследованию формированию духовно-нравственных качеств на уроках окружающий мир, был выявлен уровень сформированности духовно-нравственных качеств у младших школьников. Уровень был выявлен с помощью трёх методик, соответственно по трем критериям сформированности духовно-нравственных качеств: когнитивному, эмоционально – ценностному, поведенческому. У младших школьников показатели выявлены средний и низкий уровень сформированности духовно-нравственных качеств, что стало целью исследования — оказание влияния на повышение уровня определённых духовно-нравственных качеств.
В следствии был разработан и внедрен комплекс уроков окружающий мир. Основной упор был отведен воспитанию духовно-нравственных качеств по трем критериям – когнитивному, эмоционально – ценностному и поведенческому. Данным компонентом было уделено внимание таким образом, чтобы все три получили своё развитие. В завершении была проведена диагностика по всем трем критериям повторно для того, чтобы выявить динамику показателей уровня сформированности духовно-нравственных качеств и получить доказательство эффективности комплекса проведённых уроков. Диагностика динамики показателей в классе, доказали эффективность использования комплекса уроков окружающего мира на формирование духовно-нравственных качеств у младших школьников.
Итак, на основании проведённого исследования, можно сделать вывод о том, что все цели и задачи исследования были достигнуты, а гипотеза исследования нашла своё подтверждение.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КУРСЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
1.1. Сущность понятия «духовно-нравственное качество» в психолого-педагогической литературе
С целью определения, что такое «духовно-нравственные качества», следует рассмотреть такие понятия как: «духовность», «нравственность» и «качества личности».
Сущность духовности в истории философии обусловливается как «человеческое в человеке», «то, что отличает человека, то, что свойственно лишь ему». Духовность значит переживаемое и осознаваемое участие в человеческой общности, ознакомление с наследственной сутью человека.
В классическом общефилософском осознании духовность содержит в себе три истока – эстетическое, познавательное и нравственное. Основным центром духовности считается нравственность.
Духовность в психологии обусловливается как высочайшая подструктура человека, регулирующая его действия, деятельность и отношения с другими людьми, главными психологическими чертами которой считаются: ответственность за собственные действия, высоконравственные качества и мотивы поведения, ценности и ценностные ориентации.
В психолого-философской литературе духовный исток человека объединяют с социальным и креативным созидательным нравом его жизнедеятельности, с подключением человека в общество культуры.
Л.В. Агеева предлагает рассматривать духовность как высший уровень человеческой саморегуляции, присущий зрелой личности [1].
С.В. Власова говорит о том, что духовность – это такая жизненная позиция личности в мире, в которой реализуется её внутренняя свобода и творческое начало. Открытость личности навстречу миру – такова сущность духовности [9].
В словаре С.И. Ожегова под нравственностью понимаются внутренние, духовные свойства, какими пользуется индивид, общепризнанные моральные нормы, правила поведения, характеризуемые данными свойствами [12].
В своих работах Н.В. Савельевой нравственность определяет как индивидуальную черту, соединяющая такие качества и свойства, как гуманность, честность, организованность, содружество [22].
А.В. Митропольская считает, что нравственность общезначима в свойстве безупречного плана (в желаниях) и произвольна в свойстве настоящего выбора (в действиях) [19].
Л.Л. Любимов выделяет нравственное воспитание как действие, ориентированное на формирование у обучающихся концепции моральных знаний, эмоций и склонностей [17].
Л.В. Максимова отмечает, что духовность приносит смысл в нормы морали, а нравственность имеет значение одного из уровней восхождения человека к духовности [18].
Большая часть теорий нравственность связывают с моралью, более того нравственность определяется как русский вариант латинского термина «мораль».
В философском словаре под моралью понимаются общепризнанные меры и нормы, основы, регламент поведения людей, и в частности сами людские действия (мотивы действий, последствия деятельности), суждения и чувства, в каких проявляется нормативное регулирование взаимоотношений людей между собой и с социальным единым, таким как народ, коллектив, класс и окружающая среда [цит. по 12].