Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Формирование читательского интереса старших дошкольников в условиях социального партнерства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 6
1.1 Читательский интерес: понятие, характеристики 6
1.2 Особенности развития читательского интереса в старшем дошкольном возрасте 10
1.3 Формирование читательского интереса дошкольников: обзор опыта работы 14
1.4 Социальное партнерство: определение, характеристики 17
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 21
2.1 Характеристика дошкольного образовательного учреждения и группы дошкольников (база исследования) 21
2.2 Исследование уровня развития читательского интереса у старших дошкольников 24
2.3 Проект социального партнерства детского сада и библиотеки по развитию читательского интереса у дошкольников 28
2.4 Анализ эффективности опытно-экспериментальной деятельности 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
Введение:
Вопрос повышения интереса к чтению в настоящее время имеет огромное значение. В своей статье «Россия: национальный вопрос» президент В.В. Путин говорит о том, что «наша нация всегда была читающей нацией» [19], однако современная ситуация характеризуется значительным снижением уровня читательского интереса. Следует отметить, что исследователи фиксируют уменьшение уровня интереса к чтению художественной литературы у представителей всех возрастных групп населения нашего государства. Данная тенденция может быть отнесена и к детям дошкольного возраста, при том, что деятельность педагогического состава дошкольных образовательных учреждений решает задачи в том числе и приобщения детей к художественной литературе, формирования у воспитанников любви к книге.
Детерминанты уменьшения степени интереса к чтению художественной литературы проанализированы в работах исследователей-педагогов, таких как З. А. Гриценко, Н. А. Короткова, О. Н. Сомкова, Л. В. Долженко, М. С. Костюхина, М. С. Аромштам. В современных условиях интенсивного технологического развития и цифровизации общества основной интерес детей сфокусирован на компьютерных играх, просмотре телепередач и видеофильмов, а чтение художественной литературы становится второстепенным видом деятельности. Исследования под руководством О. Н. Сомковой, которые были реализованы на базе Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербурга, продемонстрировали, что интерес к чтению художественной литературы в структуре множества разнообразных интересов дошкольника находится только на пятой позиции [24].
Снижение уровня читательского интереса становится одной из причин еще одной проблемы, а именно, снижения общего уровня грамотности детей, возникновения разного рода трудностей при переходе на ступень школьного обучения. Ребенок не знакомится с образцами построения грамотного текста, не происходит расширения его словарного запаса за счет пополнения его словами художественных текстов, соответственно, могут возникать серьезные трудности с освоением навыков чтения и письма. И, наконец, современные психофизиологи, психологи говорят о таком явлении, как «клиповое мышление», которое обусловлено снижением интереса к чтению книг и повышению интереса к общению посредством коротких сообщений и постов в соцсетях. Это проявляется в поверхности мышления, дети и, в дальнейшем, взрослые, не способны сосредоточиться на чтении объемного текста, полноценном восприятии заложенной в нем информации.
Обозначенные проблемы становятся основой для актуальности исследования новых возможностей развития читательского интереса, причем начинать эту деятельность целесообразно именно в дошкольном возрасте.
Проблема формирования интереса к чтению находится в центре внимания отечественных и зарубежных психологов (Л. С. Выготский, Т. Г. Егоров, И. А. Зимняя, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин), педагогов (Я. А. Коменский, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский), методистов (Н. Д. Молдавская, В. О. Науменко, М. И. Оморокова, И. И. Пахненко, Т. В. Рыжкова, Н. Н. Светловская О. В. Сосновская), учителей-практиков (И. Н. Вискушенко, Е. Ф. Григорьева, К. П. Долинговская, А. М. Кушнир, Н. П. Локалова, В. О. Мартыненко, Г. Р. Мацько, В. Д. Фролова).
Новизна проводимого исследования состоит в том, что нами предлагается проект организации социального партнерства между дошкольным образовательным учреждением и детской библиотекой, целью которого является формирование устойчивого осознанного читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать проект социального партнерства между детским садом и детской библиотекой, направленные на формирование у старших дошкольников читательского интереса.
Объект исследования: читательский интерес в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования: процесс формирования читательского интереса в старшем дошкольном возрасте в результате организации социального партнерства между дошкольным образовательным учреждением и детской библиотекой.
Задачи исследования:
1) Проанализировать содержание понятия «читательский интерес», особенности формирования читательского интереса в старшем дошкольном возрасте;
2) Изучить особенности феномена «социальное партнерство»;
3) Разработать проект социального партнерства между детским садом и библиотекой для детей старшего дошкольного возраста;
4) Проанализировать эффективность проведенной деятельности.
Гипотеза: проект реализации социального партнерства между дошкольным образовательным учреждением и детской библиотекой, направленное на формирование у дошкольников и их семей культуры чтения и представления о литературе, позволит достичь высокого уровня сформированности читательского интереса в старшем дошкольном возрасте.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации, качественный и количественный анализ полученных данных.
База исследования: дошкольные группы при МБОУ Пржевальской средней школе.
Текст работы:
Современная ситуация характеризуется тем, что происходит существенное снижение интереса к чтению книг во всех возрастных категориях населения, что обусловлено повышением роли цифровых технологий в жизни человека. Между тем, чтение представляет собой необходимый процесс для формирования необходимого кругозора, грамотности, умения глубоко мыслить, вникать в суть предмета, а также выражать свои впечатления в речи, вести диалог и др. Соответственно, возникает необходимость поиска средства, позволяющих сформировать стойкий, прочный читательский интерес, причем начинать такую деятельность следует уже в старшем дошкольном возрасте.
Проблема формирования читательского интереса рассматривалась различными исследователями. В качестве эффективных методов деятельности по формированию читательского интереса предлагается семейное чтение, знакомство дошкольников с художественной литературой, а также большое внимание уделяется социальному партнерству с детскими библиотеками, как перспективному направлению в решении задач формирования читательского интереса у дошкольников.
Нами было проведено экспериментальное исследование сформированности читательского интереса у старших дошкольников, которое показало, что данный аспект развит у детей недостаточно. По этой причине нами был разработан проект социального партнерства детского сада, детской библиотеки и семьи, направленный на решение проблемы недостаточного развития читательского интереса у детей. Анализ эффективности проведенной проектной деятельности показал значительное повышение уровня читательского интереса у старших дошкольников, соответственно гипотеза нашего исследования доказана.
Заключение:
Вопрос повышения интереса к чтению в настоящее время имеет огромное значение. В своей статье «Россия: национальный вопрос» президент В.В. Путин говорит о том, что «наша нация всегда была читающей нацией» [19], однако современная ситуация характеризуется значительным снижением уровня читательского интереса. Следует отметить, что исследователи фиксируют уменьшение уровня интереса к чтению художественной литературы у представителей всех возрастных групп населения нашего государства. Данная тенденция может быть отнесена и к детям дошкольного возраста, при том, что деятельность педагогического состава дошкольных образовательных учреждений решает задачи в том числе и приобщения детей к художественной литературе, формирования у воспитанников любви к книге.
Детерминанты уменьшения степени интереса к чтению художественной литературы проанализированы в работах исследователей-педагогов, таких как З. А. Гриценко, Н. А. Короткова, О. Н. Сомкова, Л. В. Долженко, М. С. Костюхина, М. С. Аромштам. В современных условиях интенсивного технологического развития и цифровизации общества основной интерес детей сфокусирован на компьютерных играх, просмотре телепередач и видеофильмов, а чтение художественной литературы становится второстепенным видом деятельности. Исследования под руководством О. Н. Сомковой, которые были реализованы на базе Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербурга, продемонстрировали, что интерес к чтению художественной литературы в структуре множества разнообразных интересов дошкольника находится только на пятой позиции [24].
Снижение уровня читательского интереса становится одной из причин еще одной проблемы, а именно, снижения общего уровня грамотности детей, возникновения разного рода трудностей при переходе на ступень школьного обучения. Ребенок не знакомится с образцами построения грамотного текста, не происходит расширения его словарного запаса за счет пополнения его словами художественных текстов, соответственно, могут возникать серьезные трудности с освоением навыков чтения и письма. И, наконец, современные психофизиологи, психологи говорят о таком явлении, как «клиповое мышление», которое обусловлено снижением интереса к чтению книг и повышению интереса к общению посредством коротких сообщений и постов в соцсетях. Это проявляется в поверхности мышления, дети и, в дальнейшем, взрослые, не способны сосредоточиться на чтении объемного текста, полноценном восприятии заложенной в нем информации.
Обозначенные проблемы становятся основой для актуальности исследования новых возможностей развития читательского интереса, причем начинать эту деятельность целесообразно именно в дошкольном возрасте.
Проблема формирования интереса к чтению находится в центре внимания отечественных и зарубежных психологов (Л. С. Выготский, Т. Г. Егоров, И. А. Зимняя, Г. А. Цукерман, Д. Б. Эльконин), педагогов (Я. А. Коменский, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский), методистов (Н. Д. Молдавская, В. О. Науменко, М. И. Оморокова, И. И. Пахненко, Т. В. Рыжкова, Н. Н. Светловская О. В. Сосновская), учителей-практиков (И. Н. Вискушенко, Е. Ф. Григорьева, К. П. Долинговская, А. М. Кушнир, Н. П. Локалова, В. О. Мартыненко, Г. Р. Мацько, В. Д. Фролова).
Новизна проводимого исследования состоит в том, что нами предлагается проект организации социального партнерства между дошкольным образовательным учреждением и детской библиотекой, целью которого является формирование устойчивого осознанного читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать проект социального партнерства между детским садом и детской библиотекой, направленные на формирование у старших дошкольников читательского интереса.
Объект исследования: читательский интерес в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования: процесс формирования читательского интереса в старшем дошкольном возрасте в результате организации социального партнерства между дошкольным образовательным учреждением и детской библиотекой.
Задачи исследования:
1) Проанализировать содержание понятия «читательский интерес», особенности формирования читательского интереса в старшем дошкольном возрасте;
2) Изучить особенности феномена «социальное партнерство»;
3) Разработать проект социального партнерства между детским садом и библиотекой для детей старшего дошкольного возраста;
4) Проанализировать эффективность проведенной деятельности.
Гипотеза: проект реализации социального партнерства между дошкольным образовательным учреждением и детской библиотекой, направленное на формирование у дошкольников и их семей культуры чтения и представления о литературе, позволит достичь высокого уровня сформированности читательского интереса в старшем дошкольном возрасте.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации, качественный и количественный анализ полученных данных.
База исследования: дошкольные группы при МБОУ Пржевальской средней школе.
Список литературы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
1.1 Читательский интерес: понятие, характеристики
В научной литературе термин «читательский интерес» применяется в двух значениях: узком и широком. В узком смысле слова «интерес к чтению» – это «желание и потребность воссоздания смысла чужой речи по ее письменной форме: интерес к механизму прочитывания, к переводу напечатанных знаков в звуки и осмысление звуковых комплексов». Подобный интерес является типичным для начинающего ребенка, который, открыв букварь или взглянув на книгу, на вывеску, испытывает выраженное стремление понять смысл напечатанных там слов, а также для первоклассника, который только что освоил механизм раскодирования конкретных слов и элементарных фраз и испытывает желание показать сформированные навыки окружающим снова и снова.
В широком смысле слова «читательский интерес» – это «активное отношение читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг» [14]. При этом необходимым условием выступает осуществление читателем интеллектуальной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге, как инструменте для чтения, в тексте как главной составляющей книги, хранящей и транслирующей читателю этот опыт при условии квалифицированного прочтения текста. В методической литературе данное определение интерпретируется, как «избирательно-положительное отношение личности к чтению произведений, имеющих для него значимость и эмоциональную привлекательность и отвечающих его духовным потребностям и психологическим особенностям» [14, с. 102].
Читательский интерес придает определенную эмоциональную окраску всей читательской деятельности конкретного человека. При условии наличия заинтересованности внимание фокусируется непроизвольно, без задействования волевых процессов, оптимизируются процессы восприятия, мышления, воображения, запоминания. Опираясь на эти данные, Н. Н. Светловская дифференцирует ряд критериев читательского интереса:
1) положительное восприятие непосредственно читательской деятельности («люблю читать»);
2) заинтересованность конкретными книгами («хочу читать эти книги»);
3) стремление непосредственно к процессу чтения («не могу оторваться от книги»);
4) желание поделиться с окружающими позитивными переживаниями от чтения книги («хочу, чтобы другие об этой книге узнали») [20, с. 25].
С. И. Колодезникова, изучая специфику становления читательских интересов у учащихся начальных классов в якутской школе, выделяет тот факт, что интерес обучающихся к чтению изучается по определенным признакам интеллектуальной активности:
— по стремлению расширить свой жизненный кругозор посредством книжного материала;
— по желанию дать оценку определенным действиям литературных персонажей;
— по активному участию в обсуждении вопроса, сформулированного после прочтения произведения;
— по многочисленным вопросам детей;
— по попыткам собственного рассуждения;
— по сосредоточенности произвольного желания [12, с. 14].
Т. Н. Лутова, осуществляя исследование важности мотивов в формировании и развитии читательских интересов, выяснила, что в процессе становления интереса к чтению можно дифференцировать ряд этапов: подготовительный, этап формирования умения читать (интерес, связанный с темпом и правильностью чтения), этап подготовки мотивированного и осознанного целостного подхода к процессу чтения (активно деятельностный интерес: умение донести мысль до слушателя), этап чтения «про себя» (интерес к чтению с точки зрения творческого читателя) и этап подведения итогов (творческое увлечение чтением). Обозначенные этапы непосредственно взаимодействуют между собой. Для них являются типичными такие проявления, как осознание важности чтения в жизни человека, способность выразить себя в слове, стать квалифицированным читателем [15].
В структуре читательского интереса специфический статус отводится фактору заинтересованности, для которого является типичным специфический уровень сосредоточенности внимания, позитивный фон чтения, оптимальная степень сформированности процессов восприятия, мышления, воображения, запоминания.
Согласно представлениям Н. А. Беляева и А. Д. Архиповой критериями читательского интереса следует считать сосредоточенность внимания, низкую степень отвлекаемости, желание справиться со сложностями, применение различных средств для решения задач. Н. Н. Светловская придерживается мнения, что одним из факторов формирования читательского интереса у детей дошкольного возраста выступает обеспечение таких условий, в которых читатель впервые ощущает интенсивное переживание заинтересованности чтением. Потребность в чтении у детей дошкольного возраста развивается постепенно, соотносится с эмоциональными эстетическими эффектами от прочтения художественной литературы, знакомства читателя с новыми мирами, жизненными ситуациями, размышлениями. Потребность в чтении выражается в мотивах читательской деятельности. Они подразделяются на:
— социальные – получение определенной информации для реализации конкретной деятельности;
— личностные мотивы соотносятся с формированием эстетических переживаний;