Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Формирование бюджетов муниципальных образований (на примере Комитета финансов и контроля Администрации Русско-Полянского муниципального района Омской области)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава
1. Теоретические основы формирования бюджетов муниципальных образований в РФ
1.1
Сущность и содержание бюджета муниципального образования
1.2
Порядок формирования бюджета муниципального образования
1.3
Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных
образований
Глава
2. Формирование бюджета Русско-Полянского муниципального района Омской области
2.1.
Социально-экономическая характеристика Русско-Полянского муниципального района
2.3.
Анализ формирования доходов бюджета
муниципального района
2.4.
Анализ формирования расходов бюджета муниципального района
Глава
3. Совершенствование бюджета Русско-Полянского муниципального района
3.1
Проблемы формирования бюджета Русско-Полянского муниципального района
Список
использованных источников
Введение:
Обеспечение эффективности формирования бюджета
муниципальных образований является важным вопросом, актуальность которого
повышается в период кризиса, когда бюджетных средств явно недостаточно для
решения всех задач, включая задачи местного самоуправления. Именно по этой
причине особую значимость приобретают исследования,
проводимые в направлении оценки эффективной реализации бюджетной политики на
уровне муниципальных образований. Сложившаяся в последние годы непростая
экономическая ситуация в стране, вынуждает субъекты всех уровней действовать в
условиях ограниченных бюджетных ресурсов и своевременно менять политику при
замедлении темпов роста доходов населения. Все основные данные бюджета
муниципального образования должны быть ориентированы на обеспечение
долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы при безусловном
исполнении всех социальных обязательств перед населением города. Приоритетным
направлением муниципальной бюджетной политики всегда является обеспечение
максимальной наполняемости городского бюджета и реализация мероприятий по
максимизации и оптимизации поступлений налоговых и неналоговых доходов, и
сокращению задолженности по платежам в городской бюджет.
В условиях
сложной экономической обстановки, связанной с ним слабой финансовой
обеспеченности муниципальных образований, в России достаточно сложно выстроить
сбалансированные муниципальные бюджеты. Поскольку необходимые расходы для
развития и поддержания в нормальном состоянии муниципальных объектов часто
значительно выше средств, которые могут быть получены в качестве доходов
муниципального образования (как налоговых и неналоговых, так и получаемых
дотаций из бюджета региона).
В современных условиях становится сложнее найти источники
дополнительных поступлений средств в местные бюджеты, поскольку снижаются
доходы населения и организаций (а часть доходов, в частности, населения –
основа для формирования местных бюджетов тоже).
В данной ситуации становится актуальной задача эффективного управления
муниципальными финансами. Оно основано на бюджетной политике органов местного
самоуправления, как в части налоговых и неналоговых доходов, так и в части
эффективного расходования средств.
В целом, проблемы,
которые связаны с формированием бюджетов муниципальных образований широко рассматриваются как отечественными, так и зарубежными учеными-экономистами.
Тем не менее, оценке эффективности формирования бюджетов на уровне
муниципальных образований уделено недостаточное внимание. Нельзя выделить и определенных единых методик, которыми можно было
бы провести анализ и в полной мере дать оценку эффективности формирования
бюджета муниципальных образований. Поскольку устойчивой
тенденцией в сфере государственных финансов стало повышение доли социальных
расходов, связанных с конкретными потребностями граждан, то постепенно
возникает территориальный аспект разделения общегосударственных финансовых
ресурсов. Это приводит к тому, что расходование значительной части
общегосударственных средств локализуется местом проживания людей, получающих
конкретные общественные услуги. Отсюда возникает необходимость децентрализации
определенного объема бюджетной ответственности и закрепления за органами
местного самоуправления определенных обязанностей по финансированию части
государственных полномочий, а также нужд, выходящих за рамки
общегосударственных интересов.
Цель
исследования – выявить особенности и проблемы формирования бюджета на примере муниципального
образования в Российской Федерации.
Для достижения поставленной в работе цели необходимо
решение следующих задач:
¾
провести
теоретический обзор сущности, функций и видов бюдетов муниципальных образований;
¾
рассмотреть источники формирования доходов и
расходов бюджета муниципального образования в РФ и показатели его сбалансированности;
¾
проанализировать
доходы и расходы бюджета муниципального образования Русско-Полянского муниципального района
Омской области в 2015-2020 г.г.;
¾
оценить общую сбалансированность местного
бюджета Русско-Полянского муниципального района Омской области и проблем ее
обеспечения;
¾
дать
оценку ключевым рискам формирования и исполнения местного бюджета Русско-Полянского
муниципального района Омской области в 2021-2023 г.г. и пути их минимизации;
¾
обосновать направления повышения
сбалансированности местного бюджета Русско-Полянского муниципального района
Омской области;
¾
предложить инструменты привлечения
внебюджетных источников для финансирования муниципальных целевых программ.
Объектом исследования является бюджет муниципального образования Русско-Полянского
муниципального района Омской области.
Предметом
исследования выступают особенности и проблемы формирования бюджета муниципального образования Русско-Полянского
муниципального района Омской области.
Теоретической основой исследования послужили труды
ученых-экономистов в области бухгалтерского учета и экономического анализа,
таких как Агафова М.Н., Касьянова Г.Ю., Кондраков Н.П., Савицкая Г.В., Киселёв
Г.Ю., Щербакова А. А., Жидкова Е. Ю., Видеркер Н. В.
Методологической
основой исследования являются общенаучные методы — анализ, синтез, сравнение,
моделирование; специально-научные методы — экономический анализ (вертикальный,
горизонтальный, коэффициентный, факторный), статистический анализ, правовой
анализ.
Нормативной базой исследования послужили
нормативно-правовые акты, регулирующие бюджетные отношения в Российской
Федерации, включая Бюджетный кодекс РФ, законодательство о местном самоуправлении,
а так же региональные и местные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы
бюджета, управления финансами, межбюджетных отношений и т.п.
Положение, выносимое на защиту,
заключается в том, что в условиях кризиса для повышения эффективности бюджетов
муниципальных образований необходимо, в первую очередь, обеспечить рост
собственных доходов муниципального образования.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты
проведенного исследования и предлагаемые мероприятия могут быть использованы
органами власти местного самоуправления муниципальных образований и иных
подобных муниципальных образований в России для целей повышения эффективности
реализации бюджетной политики города благодаря внедренным мероприятиям.
Работа состоит из введения, заключения, трёх глав и списка
использованных источников. В
первой главе работы рассматриваются теоретические и правовые основы формирования
бюджета муниципального образования, описывается методика оценки сбалансированности
бюджета муниципального образования. Во второй главе работы проводится анализ
фонрмирования и исполнения бюджета муниципального образования Русско-Полянского муниципального
района Омской области, обозначаются основные проблемы эффективности бюджетной
политики Русско-Полянского муниципального района Омской области. В третьей
главе работы обоснованы направления повышения сбалансированности местного
бюджета Русско-Полянского муниципального района Омской области, а так же
предложены инструменты привлечения внебюджетных источников для финансирования
муниципальных целевых программ.
Заключение:
Бюджетная политика государства является главной
составной частью финансовой политики, которая определяет принципы и условия
организации финансовых отношений по
формированию доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных
расходов, а также организации межбюджетных отношений.
Бюджетная политика оказывает непосредственное влияние
на объем финансовых ресурсов, выделяемых государством в централизованном
порядке, а также устанавливает не только текущие структурные показатели
расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для
развития экономики и социальной сферы.
Кроме того, бюджетная политика определяет организацию
финансовых отношений между субъектами хозяйствования и государством в ходе
осуществления налоговой политики, проведения государственных инвестиционных
мероприятий, при разработке бюджетной политики в отношении приоритетных
отраслей и видов деятельности.
В ходе
проведения экспертно-аналитического исследования анализируется работа следующих
управленческих подразделений бюджетной сферы:
— Комитет
финансов и контроля Администрации Русско-Полянского муниципального района;
— главные администраторы доходов и
распорядители бюджетных средств, осуществляющие планирование соответствующих
его показателей.
В целом
отмечается, что объемы бюджетных ассигнований отличаются направленностью на
выполнение обязательств социальной сферы, реализацией муниципальных программ и
других мероприятий, необходимых для осуществления политики в соответствующих
областях.
Формирование
районного бюджета, а именно планирование его отдельных параметров в виде
резервного фонда, верхних пределов муниципальных долгов, условно-утвержденных
расходов, определенных статьями Бюджетного кодекса Российской Федерации,
осуществляется путем установления отдельного нормирования, не подлежащего
превышению.
Формирование социально-экономического
прогноза дальнейшего развития района основывается на следующих показателях
социально-экономического развития, соответствующих по второму варианту, а
именно:
— общим объемом доходов бюджета
района является сумма в размере 6 893 532 тысяч рублей, включающая объем
межбюджетных трансфертных поступлений, получаемых из других бюджетов в размере
3 922 449 тысяч рублей;
— общим объемом расходов районного
бюджета является сумма в размере 7 089 632 тысяч рублей;
— дефицит бюджета района
представляется в размере 196 100 тысяч рублей.
На предстоящие плановые периоды
предполагается утверждение следующих основных характеристик бюджета района:
— общий объем доходов бюджета на 2018
год составляет 6 828 690 тысяч рублей, включая объем межбюджетных трансфертных
перечислений, выделяемых из других бюджетов в размере 3 658 050 тысяч рублей;
на 2019 год — в сумме 7 109 346 тысяч рублей, в том числе объем межбюджетных
трансфертных поступлений, получаемых из других бюджетов – в размере 3 672
186 тысяч рублей;
— общий объем расходов бюджета на
2018 год составляет сумму в размере 6 660 531 тысяч рублей, включая условно
утвержденные расходы в сумме 115 497 тысяч рублей; на 2019 год — 6 796 980
тысяч рублей, в том числе условно утвержденные расходы — 218 403 тысяч рублей;
— профицит бюджета в 2018 году
составляет 168 159 тысяч рублей, в 2019 году — 312 366 тысяч рублей.
С учетом
замечаний и предложений, изложенных в тексте заключения, Контрольно-счетная
палата предлагает Администрации района привести муниципальные программы в
соответствие с решением о бюджете на предстоящий трехлетний период, а также с
действующим Порядком разработки и реализации муниципальных программ Русско-Полянского
муниципального района.
Текстовую
часть проекта Решения Совета депутатов Русско-Полянского муниципального района
о бюджете Русско-Полянского муниципального района рекомендуется скорректировать
с учетом изложенных в заключении замечаний и поправок.
Таким образом, осуществляется совершенствование
финансово-бюджетных отношений между федеральными, региональными и местными
органами власти, что представляется одним из главных факторов
политико-экономического развития России и, соответственно, способствует
достижению успеха в реализации бюджетной политики.
Исследование политики в области межбюджетного
взаимодействия Русско-Полянского муниципального района рассматривается в виде
примера на муниципальном образовании городского поселения Родник.
Следует отметить кардинальные изменения в формировании
Русско-Полянского муниципального района, связанным с объединением небольших
муниципальных образований в единое целое, что способствует консолидации
районного бюджета.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические основы формирования бюджетов
муниципальных образований в РФ
1.1 Сущность и
содержание бюджета муниципального образования
Бюджет муниципального образования является
важной финансовой категорией, неотъемлемой частью государственных и
муниципальных финансов. Бюджет является формой доходных и расходных фондов,
предназначенных для того, чтобы государство могло осуществлять свою власть на
всех уровнях. Другими словами, суть бюджета заключается в том, чтобы обеспечить
потребность государства в финансовых ресурсах.
Бюджет имеет решающее значение для
национальной экономики. Он выполняет много важных функций, в том числе[1]:
— обеспечить перераспределение национального
дохода и валового внутреннего продукта;
— осуществлять государственный контроль,
регулировать и стимулировать национальную экономику;
— обеспечить выполнение социальных задач;
— контролировать формирование и использование
финансовых ресурсов страны (рисунок 1).
Муниципальные финансы – система формирования и
использования финансовых ресурсов органов местного самоуправления в целях
реализации закрепленных за ними отдельных государственных полномочий на
управляемой территории и задач местного значения.
Местный бюджет является неотъемлемой частью
национальной бюджетной системы, и его основной целью является обеспечение того,
чтобы граждане осуществляли финансовую реализацию функций местного
самоуправления через выборные представительные органы. Для выполнения функций
местных представителей и административных органов им предоставляются бюджетные
права (собственность и финансы).
Экономическая сущность местных бюджетов предоставлено приложении
1.
Местный
бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, формируемая по
решению и под ответственность органов местного самоуправления для
финансирования закрепленных за ними государственных функций и задач местного
значения.
Формирование муниципального бюджета
регулируется законодательством Российской Федерации[2], субъектов Российской
Федерации, муниципальными нормативными актами, представителями и органами
исполнительной власти местного самоуправления, а также другими субъектами при
подготовке, рассмотрении, утверждении и исполнении муниципального бюджета и контроле
за исполнением бюджета. Составление бюджета муниципального образования является
частью бюджетного процесса, это перераспределение финансовых ресурсов между
бюджетами на разных уровнях (рисунок 1)[3].
[1]
Карчевский
В.В. Организация исполнения бюджета: учеб. Пособие для вузов / В.В. Карчевский.
– М.: Вузовский учебник, 2016. – С.77
[2]
Бюджетный кодекс Российской
Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998,
N 31, ст. 3823
[3]
Иванова Н.Г. Актуальные проблемы
финансов. Раздел 1. Государственные и муниципальные финансы : учебное пособие /
колл. авторов : М. В. Романовский [и др.]; под ред. проф. Н. Г. Ивановой, проф.
М. И. Канкуловой. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2020. – С.98