Олигофренопедагогика Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Феномен лидерства в коллективе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования феномена лидерства в коллективе 5
1.1 Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе 5
1.2 Феномен лидерства в детском коллективе 14
Глава 2 Особенности межличностных отношений и лидерства в коллективе умственно отсталых младших школьников 23
2.1 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с нарушением интеллекта 23
1.2 Особенности межличностных отношений и лидерства в коллективе умственно отсталых младших школьников 29
Заключение 38
Список литературы 40

  

Введение:

 

Личность человека уже в течение достаточно продолжительного времени представляет собой интерес для исследователей в области психологии. Вопрос структуры и функционирования личности до сих пор не решен окончательно. Кроме того, возникает вопрос развития личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, ведь наличие патологии сказывается, как правило, негативным образом на развитии различных компонентов личности ребенка.
Ученые отмечают, что большое значение в процессе становления личности имеет общение. Именно в общении человек осваивает определенные нормы и ценности, воспитывает в себе те или иные черты характера в соответствии со своими склонностями, способы реагирования на происходящие события, позицию в обществе.
В связи с этим большой интерес представляют особенности общения, особенно межличностного, лиц с различными вариантами патологий, в частности, лиц с умственной отсталостью, а также особенности межличностного взаимодействия в коллективе, в том числе проблемы лидерства. Снижение интеллектуальных возможностей негативным образом сказывается на процессе его общения с окружающими людьми, что, в свою очередь, вызывает нарушения в процессе формирования речи, социализации, становлении всех познавательных процессов. Таким образом, исследователи указывают на то, что, воздействуя на способности ребенка с умственной отсталостью к общению, возможно продуктивно корректировать формирование и всех остальных сфер личности и психической деятельности ребенка, в том числе и качеств, способствующих развитию лидерских проявлений.
Период начала обучения в школе в этом плане достаточно интересен. Это связано с тем, что именно на данном этапе происходит значительное преобразование социальной ситуации развития ребенка, формирование новых видов деятельности. Ребенок оказывается в новом для себя социальном статусе, что становится источником необходимости развития новых форм и расширения возможностей общения.
Методологической базой исследования явились работы: Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, И.Л. Белопольской, Г.В. Бурменской, В,И. Гарбузова, А.И. Захарова, В.П. Кащенко, В.В. Ковалева, А.Р. Лурия, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской, О.Н. Никольской, М.С. Певзнер, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, Л.М Шипициной и др.
Цель исследования: выявить особенности феномена лидерства в коллективе младших школьников с умственной отсталостью.
Объект исследования: межличностное общение младших школьников с умственной отсталостью.
Предмет исследования: лидерство в коллективе младших школьников с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. Изучить представления отечественных и зарубежных психологов о феномене лидерства;
2. Проанализировать особенности формирования лидерства в детском коллективе;
3. Охарактеризовать особенности личности младших школьников с умственной отсталостью;
4. Проанализировать специфику межличностного общения и формирования лидерства в коллективе младших школьников с умственной отсталостью.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученных данных.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы.<br />Проблема лидерства изучается многими учеными в разных дисциплинах; интерес исследователей закономерен &ndash; в человеческом обществе существуют различные группы, непременным атрибутом которых, на определенном этапе развития является выдвижение лидера. Важность изучения лидерства обусловлена и силой его влияния на развитие группы. Формирование активной жизненной позиции личности предполагает ее оптимальную включенность в коллектив и исполнение лидерских функций.<br />Феномен &laquo;лидерства&raquo; является органичной подструктурой социальной психологии группы, влияющей на эффективность совместной деятельности. Лидерство в учебных группах имеет структурную природу, включающую разные типы направленности лидеров: положительных, отрицательных, лидеров смешанного типа. <br />Лидерство — сложный социально-психологический процесс группового развития, в результате которого и происходит возникновение и дифференциация групповой структуры, ее оптимизация и непрерывное совершенствование.<br />Лидер непременно должен быть авторитетной личностью, однако существуют и другие немаловажные характеристики. Одно из наиболее важных качеств лидера — умелое общение. Общение тесно связано с доверием. И каждый факт своего общения с людьми лидер может рассматривать как реализованную или упущенную возможность вызова их доверия.<br />Для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. Становление лидера и развитие группы — это непрерывный и не разъединяемый процесс. Ведь сам по себе &laquo;лидер&raquo; — это статус человека в группе. Статус определенного человека можно изменить. В ходе межличностных отношений, с момента образования группы, определяется статус каждого человека и вместе с тем определяется влияние человека на эту группу. <br />Умственная отсталость представляет собой системное нарушение, которое затрагивает процесс формирование всех аспектов личности и психики ребенка: у него отмечаются нарушения во всех сферах (личность, поведение, эмоционально-волевая сфера, социализация, речь, и др.).<br />Процесс общения и формирования лидерских качеств младших школьников с умственной отсталостью также имеет определенные особенности. Исследователи отмечают, что данную категорию детей необходимо воспитывать в коллективе и целенаправленно формировать у них умение общаться, тогда как у нормально развивающихся детей данный процесс происходит спонтанно. <br />Развитие навыков общения становится фактором и необходимым условием продуктивного формирования личности и социализации таких детей.</p>

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические основы исследования феномена лидерства в коллективе
1.1 Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе

Лидерство – это способность влиять на людей и группы людей, направлять усилия в определенную область для достижения целей и выполнения задач [2].
Лидер — это авторитетный член организации, за которым коллективом признается право принимать ответственные и значимые решения в определенных ситуациях. Повседневный авторитет и влияние лидера несет неформальный характер, формируются стихийно и поддерживаются не официально закрепленными средствами контроля.
Развитие отношений лидера и членов группы образует социально-психологические процессы лидерства, которые отличаются от административного руководства как строго регламентированного процесса. Между лидерством и руководством есть и общие признаки: истинное влияние руководителя на коллектив основывается не только на официальных его полномочиях, но и на личном авторитете его внутри коллектива, то есть складывается из нескольких составляющих неформального лидерства и формального руководства.
Более эффективным является руководитель, имеющий высокий профессиональный, официальный и личный статус. В отличие от руководителей, которых чаще всего назначают и которые, неся ответственность за состояние дел внутри коллектива, располагают официальным правом поощрений и наказаний, лидеры не обладают никакими властными полномочиями, признаваемыми вне группы.
Характер взаимоотношений между руководителем и лидером оказывает влияние на результативность труда, сплоченность группы, моральный климат внутри коллектива и может служить причиной конфликта при разногласиях.
Обычно выделяют следующие типы лидеров:
— по содержанию деятельности — лидеры- вдохновители и исполнители;
— по характеру деятельности — универсальный и ситуативный лидер;
— по направлению деятельности — эмоциональный и деловой лидер и др [14].
В многочисленных работах исследователей разработан ряд концепций лидерства. Теория лидерских ролей анализирует роли «лидера-профессионала», который ориентирован на решение деловых проблем, и «социально-эмоционального лидера», которые решает проблемы человеческих отношений.
Теория черт лидерства подразумевает, что предпосылками признания человека лидером является обладание им особыми лидерскими чертами и способностями. Исследования в рамках данной теории концентрировались на выявлении специфических для лидеров качеств. Вариант этого подхода — харизматическая концепция лидерства, по которой лидерство ниспослано некоторым выдающимся лицам как некая благодать — харизма.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы