Педагогика Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Эстетическое воспитание дошкольников в ДОУ средствами нетрадиционных техник рисования.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические подходы к понятию эстетического воспитания дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования 6
1.1. «Воспитание» и «эстетическое воспитание» дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности 6
1.2. Нетрадиционные техники рисования как средство эстетического воспитания дошкольников 21
2. Исследование влияния нетрадиционных техник рисования на уровень эстетической воспитанности детей дошкольного возраста 32
2.1. Методика эстетического воспитания в изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста в процессе освоения нетрадиционных техник рисования 32
2.2. Анализ результатов исследования влияния нетрадиционных техник рисования на уровень эстетической воспитанности детей дошкольного возраста 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 58

 

  

Введение:

 

Актуальность эстетического воспитания и развития дошкольников считается одной из наиболее значимых проблем в педагогике. Как отмечено в трудах В.Г. Белинского эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно оказаться в центре внимания, приобретенное воспитанием и развитием. Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творческой личности дошкольника, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное (Б.Т. Лихачёв). В настоящее время эстетическое воспитание и культура — главная задача дошкольного образования.
Основным средством эстетического воспитания в условиях ДОО является изобразительная деятельность. Для достижения цели эстетического воспитания посредством изобразительной деятельности, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Таким образом, возникает необходимость поиска нетрадиционных технологий, способствующих эстетическому воспитанию дошкольников в изобразительной деятельности. Актуальность исследования в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для эстетического воспитания дошкольников.
Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию эстетических эмоций и чувств, детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала.
Проблема исследования: какова роль и значение нетрадиционных техник рисования в эстетическом воспитании дошкольников?
Ведущей идеей данной работы становится создание условий для формирования эстетически воспитанной личности, через использование на занятиях нетрадиционных техник рисования.
Необходимость решения данных проблем и определило выбор темы нашего исследования.
Объект исследования – эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования — процесс использования нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности в ДОО.
Цель исследования — проанализировать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: нетрадиционные техники рисования будут являться фактором повышения эстетической воспитанности дошкольников в изобразительной деятельности при следующих педагогических условиях, если:
— разработать методику по использованию нетрадиционных средств на занятиях по изобразительной деятельности, основанную на программно-содержательном материале;
— включить в процесс эстетического воспитания дошкольников всех участников педагогического процесса (воспитатели, родители и дети);
— использовать разнообразный изобразительный материал (на примере нетрадиционных техниках рисования), знакомить детей с его свойствами (гуашь, карандаши, восковые мелки, краски и др.);
— предоставить ребенку определенную свободу выбора разнообразных средств выражения окружающего мира в изобразительной деятельности (с использованием нетрадиционных техник рисования).
Задачи исследования:
1. изучить содержание понятия «эстетическое воспитание»,
2. определить особенности эстетического воспитания посредством изобразительной деятельности,
3. проанализировать формы и методы эстетического воспитания посредством нетрадиционных техник рисования,
4. обосновать эффективность предложенной методики, направленной на эстетическое воспитание дошкольников,
4. провести педагогическое исследование по выявлению эффективности предложенной методики.
Научно-теоретическими подходами к данному исследованию выступили:
— Деятельный подход к развитию детского творчества (Выготский Л.С., Давыдов В.В., Запорожец А.В.)
— Педагогические положения о закономерностях художественного творчества и путях его развития (Дьяченко О.М., Казакова Т.Г., Комарова Т.С., Саккулина Н.П., Флерина Е.Ф., Юсов Б.П.)
— Положения о возможности применения нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности дошкольников (Казакова Т.Г., Лыкова И.А., Мардер Л.Д., Саккулина Н.П., Парамонова Л.А. и др.)
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов, адекватный объекту и предмету исследования, включающий теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; наблюдение, тестирование, методы математической статистики для обработки экспериментальных данных, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: разработана методика использования нетрадиционных техник рисования с целью повышения уровня эстетической воспитанности дошкольников.
Практическая значимость исследования определяется возможностью внедрения в образовательный процесс методики использования нетрадиционных техник рисования в непосредственно образовательной деятельности; возможностью использования содержащихся в работе научно-методических материалов в системе повышения квалификации педагогов, воспитателей, при разработке программ спецкурсов.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад «Радость» г. Цимлянска.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования, включающего в себя анализ литературных данных и проведение исследования по изучаемой проблеме необходимо отметить следующее.
Были изучены теоретические подходы к эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста в процессе нетрадиционных техник рисования.
Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства — один из эффективных методов пробуждения у ребенка творческих задатков, развития творческого мышления. Эстетическое воспитание — это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.
В изобразительной деятельности, необходимо использование в педагогической деятельности нетрадиционные техники рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.
Нетрадиционные техники рисования — это способы рисования различными материалами: поролоном, скомканной бумагой, трубочками, нитками, парафиновой свечой, сухими листьями; рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками и т.д. Каждая из этих нетрадиционных техник — это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.
Была разработана и апробирована система работы по использованию нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности. Так же предложены различные методы и приемы.
Главная идея использования нетрадиционных техник рисования дать детям новые, современные знания о использовании нетрадиционных техник и нетрадиционных материалов в изодеятельности, возможность воспитанникам и их родителям для совместного творчества.
Были проанализированы результаты исследования влияния нетрадиционных техник рисования на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
По результатам работы к концу года прослеживается положительная динамика в развитии у детей навыков в процессе рисования.
Диагностические данные показали, что у большинства детей освоение нетрадиционных техник рисования высокого и среднего уровней. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения.
Таким образом, можно сказать, что в процессе использования нетрадиционных, приемов и материалов для рисования, значительно повысился уровень эстетической воспитанности дошкольников. Тем самым гипотеза исследования полностью доказана.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические подходы к понятию эстетического воспитания дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования

1.1. «Воспитание» и «эстетическое воспитание» дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности

Традиционно в педагогике категорию «воспитание» рассматривали в разных аспектах, а именно:
1) в широком смысле:
— как социальное явление (К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, Т.С. Шацкий и другие);
— как процесс и результат развития личности под влиянием целенаправленного обучения и воспитания (Ю.К.Бабанский)
— как общественное явление, охватывающее все воспитательные силы общества (М.Г.Стельмахович, Т.О.Ильина)
— как процесс формирования личности в целом, направленный на овладение детьми всей совокупностью социального опыта, общечеловеческих знаний, умений и навыков, способами творческой деятельности, социальными и духовными ценностями (И.Т.Огородников, М.П.Петухов, И.Ф.Харламов, В.Г.Кузь и другие).
2) в узком смысле под воспитанием чаще понимают
— влияние или систему воздействий воспитателей на воспитанников с целью формирования у них определенных свойств и качеств (И.Т.Огородников, М.П.Петухов, М.Г.Стельмахович)
— специфический процесс формирования социальных и духовных ценностей (И.Ф.Харламов, М.Д.Касьяненко)
— систему ценностных ориентаций и соответствующего поведения (Г.С.Костюк, Г.О.Балл, И.Д.Багаева и другие).
Некоторые ученые рассматривают понятие «воспитание» и в специальном педагогическом смысле как «… процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе. И в широком педагогическом смысле, когда понятие «воспитание» охватывает и процесс обучения и собственно воспитания, то есть педагогический процесс в целом [20].
Выделим категорийные признаки термина «воспитание».
1. Воспитание рассматривается как социально-историческое явление, которое концентрирует социальные достижения человечества. Одновременно воспитание — это процесс передачи и усвоения социального опыта, духовной культуры, направленный на развитие личности. Педагогами, особенно в последнее время, подчеркивается роль воспитания в культурно-историческом опыте родного народа, его традициях, обычаях, обрядах[18].
2. Воспитание есть процесс (процесс формирования и развития личности; многогранный процесс духовного обогащения личности; процесс взаимодействия двух участников воспитания). Чаще воспитание рассматривают как процесс формирования и развития личности [8].
3. Влияние воспитания на развитие личности.
Представители данного направления подчеркивают, что влияние понимается не как механическая проекция педагогического воздействия на воспитанника, а как внутренняя глубинная работа субъектов педагогического взаимодействия, которая вызывает соответствующую внутреннюю положительную реакцию воспитанников, которая пробуждает их активность, стремление к саморазвитию.
4. Воспитание является взаимодействием совокупности субъектов и объектов воспитательного процесса, в том числе, воспитателей и воспитанников. Л.А. Венгер подчеркивал, что личность формируется во взаимодействии с окружающим миром[6].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы