Педагогика Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Духовное воспитание дошкольников посредством ознакомления с историей родного города

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы духовного воспитания дошкольников посредством ознакомления с историей родного города 8
1.1. Духовное воспитание дошкольников как психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Структура и содержание духовного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении 18
1.3. Педагогические условия духовного воспитания дошкольников посредством ознакомления с историей родного города 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по духовному воспитанию дошкольников посредством ознакомления с историей родного города 31
2.1. Диагностика уровня духовного воспитания старших дошкольников 31
2.2. Система занятий по духовному воспитанию дошкольников посредством ознакомления с историей родного города 38
2.3. Анализ проведенной работы 43
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложения 50

 

  

Введение:

 

Актуальность проблемы. Рубеж веков и в отечественной научно-педагогической литературе, и в общественном сознании отмечается заметным повышением интереса к проблеме формирования духовной личности и духовности в целом. Российское образование, как один из духовных и социокультурных феноменов, вступило в совершенно новый этап своего развития, который связан с переменой менталитета личности и общества, изменением ценностных ориентаций у подрастающего и у старшего поколения. Наступление рыночных отношений, радикальные либерально-демократические преобразования общественной жизни, зачастую без моральных правил и основ, обусловили тотальное проникновение в общество духа западной цивилизации, который меняет ценностные и мировоззренческие ориентиры, в особенности – подрастающих поколений. Гипертрофия культа индивидуализма, эгоизма становятся более привычными в области межличностного общения, а ценности прошедших лет сменились другими духовными ориентирами. Добро, Красота и Истина постепенно отодвигаются на задний план. Сегодняшняя пропаганда, в том числе американского и европейского образа жизни и их ценностных ориентаций работает, в первую очередь, на повышение интереса к зарубежной поп-культуре, на создание новых дешевых рынков сбыта для ее продукции.
Образование является неразрывным единством воспитания и обучения. Задача системы образования на сегодняшний день – не только формировать индивида с развитым интеллектом, с широким мировоззренческим кругозором, с высоким уровнем знаний, но также и духовной личности, от политического, культурного, интеллектуального уровня которой будет во многом зависеть будущее общества.
В первую очередь, духовная личность – это результат долгого, целенаправленного и упорного процесса самоорганизации, общественного и семейного просвещения и воспитания. Это человек, который устремлен к гуманистическим, социально-позитивным ценностям добра, красоты и истины, который занимает активную жизненную позицию, знающий компьютер, интеллектуально развитый, владеющий родным, русским, а также одним из иностранных языков, тот человек, что умеет адаптироваться к меняющимся социальным условиям и трудиться, приобщен к основам предпринимательской и правовой культуры в условиях рыночного реформирования общества, ведет здоровый образ жизни, состоятельный нравственно, эстетически просвещен, способен ориентироваться в сложном современном мире, безошибочно отличать добро от безобразного, истину — от заблуждений, подлинно художественное – от подделок и фальши, вечное – от временного и преходящего.
В современном обществе формирование личности детей происходит в условиях политического и экономического реформирования, в силу которого достаточно изменились социокультурная жизнь молодого поколения, функционирование тех или иных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, детских и молодежных общественных объединений, средств массовой информации.
Происходящие на сегодняшний день в стране социально-экономические и политические изменения оказали существенное влияние на абсолютно все стороны деятельности и жизни людей. Сформировались новые ценности и установки, появились непривычные критерии оценок каких-либо фактов, явлений, процессов. Это привело к серьезным изменениям ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших взглядов и убеждений. Размытость понятий «духовность», «долг», «честь» вносит определенный негативный вклад непосредственно в морально-психологическое состояние школьников. К основным причинам, что обуславливают появление этой проблемы, можно отнести следующие:
— значительное ослабление работы по духовно-нравственному, гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся в общеобразовательных школах;
— прогрессирующая дезорганизация жизни российских семей из-за безработицы, социального расслоения общества, разрушения уже сложившихся традиций семейного уклада и нравственно-этических норм, что привело к заметному ослаблению воспитательной функции семьи, в том числе к самоустранению подавляющего числа родителей от духовно-нравственного воспитания своих детей;
— увеличение масштабов беспризорности и безнадзорности детей и подростков, рост числа неработающих и необучающихся подростков. Наблюдается тенденция роста детской преступности, а также укрепление ее связей с организованной преступностью. Тревогу вызывает распространение среди молодежи, детей и подростков социально обусловленных заболеваний;
— введение конституционного запрета на цензуру в СМИ резко преобразило и расширило информационное поле, где происходит воспитательный процесс. В условиях легкой доступности материалов и информации, что распространяются через прессу, радио, интернет, телевидение и др., на молодежь и детей обрушивается поток низкопробной продукции, которая пропагандирует праздный образ жизни, преступность, проституцию, насилие, наркоманию;
— формирование совершенно новой религиозной ситуации: произошла переоценка роли религии непосредственно в истории развития России. Признается ее огромное влияние на духовно-нравственное развитие людей;
— выведение детских и молодежных общественных объединений из общей системы воспитания в образовательных учреждениях стало причиной того, что многочисленные детские и молодежные объединения чаще всего действуют за пределами образовательных учреждений, их социально-педагогический потенциал не был востребован государством в полном объеме;
— уменьшение доступности ряда культурных центров, музеев, театров, спортивных сооружений. Инфраструктура детского досуга коммерциализируется и зачастую ориентируется на обслуживание интересов только высокооплачиваемой части населения;
— идеи патриотизма, гражданского и духовно-нравственного воспитания не заняли нужного места в новой системе идеологических отношений.
Анализ перечисленных проблем приводит к выводу о необходимости поиска, а также постепенного разрешения следующих существенных противоречий педагогического процесса в дошкольных учебных заведениях:
— между необходимостью развития нравственных, духовных качеств личности и бытующей в практике ДОУ педагогическим процессом, что ориентирован только на подготовку детей к школе;
— ориентацией влиятельной части российского общества на западные образцы, высокий материальный уровень и традиционной российской ментальностью, что направлена на осуществление высших, духовных ценностей;
— необходимостью усиления внимания со стороны общества и государства к проблемам духовного развития личности, а также ослаблением воспитывающей функции ДОУ;
— между полным отсутствием в практике дошкольных образовательных организаций мероприятий исторического характера и возможностью использования истории в разнообразных формах познавательной и учебной деятельности дошкольников.
Приведенные обстоятельства подчеркивают необходимость более глубокого исследования выбранной нами проблемы с учетом указанных противоречий, главное из которых — противоречие между необходимостью духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их с историей родного города и недостаточной разработанностью сущности и содержания этого процесса.
Данное противоречие дает возможность сформулировать проблему исследования: в чем состоит духовное развитие дошкольников в процессе ознакомления с историей родного города?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и изучении процесса духовного развития дошкольников в процессе ознакомления с историей родного города.
Объектом исследования выступает педагогический процесс в дошкольных общеобразовательных учебных заведениях.
Предметом исследования являются условия эффективности духовного развития дошкольников в процессе ознакомления с историей родного города.
Гипотеза исследования. Эффективность духовного развития дошкольников в процессе ознакомления с историей родного города существенно повышается при соблюдении следующих условий:
— использовании экскурсий и выходов за пределы дошкольного учреждения в процессе развития духовности дошкольников;
— использовании художественной деятельности на мероприятиях по изучению истории родного города.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть духовное воспитание дошкольников как психолого-педагогическую проблему;
2) Изучить структуру и содержание духовного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении;
3) Выявить педагогические условия духовного воспитания дошкольников посредством ознакомления с историей родного города;
4) Провести диагностику уровня духовного воспитания старших дошкольников;
5) Разработать систему занятий по духовному воспитанию дошкольников посредством ознакомления с историей родного города;
6) Проанализировать проведенную работу.
Говоря о методологической основе нашего исследования, необходимо отметить то, что, разрабатывая новую актуальную тему, мы опираемся на богатейший опыт традиционной методической и педагогической мысли (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, И.Я. Яковлев, В.А. Сухомлинский, М.А. Рыбникова и другие) и на новейшие достижения отечественной педагогики, опыт современных учителей-новаторов и специалистов в области краеведения: А.В. Даринского, В.Н. Иванова, А.К. Омельчука, Е.Г. Сусой, Г.Н. Волкова, В.Н. Няруй, Г. П. Харючи, В.П. Петровой, Л.А. Пимановой, В.М. Кулемзина, Н.В. Лукиной, Л.Ф. Липатовой, Л.Ф. Колмаковой и других. Кроме того, методология исследования основывалась на аксиологических принципах, отражающих общечеловеческие и национальные ценности духовной жизни общества.
Методами исследования являются:
— Общенаучные методы: синтез, анализ, обобщение, абстрагирование, идеализация, аналогия, моделирование, сравнение, дедукция, индукция;
— Общенаучные процедуры: оценивание, систематизация, упорядочивание, описание, предпочтение;
— Частнонаучные методы педагогической психологии: экспертный опрос, беседа, наблюдение, анкетирование, эксперимент.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно обогащает дошкольную практику организации занятий по истории родного города в дошкольных учебных заведениях;
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе исследования нами был проведен анализ теоретических основ духовного воспитания дошкольников посредством ознакомления с историей родного города. Мы изучили работы известных ученых, на основе чего провели собственное исследование в подготовительной группе детского сада. На констатирующем этапе эксперимента нами была проведена диагностика уровня духовного воспитания старших дошкольников, которая показала достаточно низкие результаты: только у 2 детей (10%) был выявлен высокий уровень духовного воспитания, у 12 (60%) — средний уровень и у 6 (30%) — низкий. Тогда нами было принято решение провести систему занятий по духовному воспитанию дошкольников посредством ознакомления с историей родного города. Данная система состояла из 5 блоков:
1) «История родного города»;
2) «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны»;
3) «Трудовые будни наших земляков»;
4) «Отдых жителей нашего города»;
5) «Родная природа»
Работа по каждому блоку велась не только с целью повысить уровень духовного воспитания детей, но также и усилить их патриотические чувства. Что, по результатам контрольного этапа, нам все же удалось сделать: после проведения данной системы занятий у 8 детей (40%) был выявлен высокий уровень духовного воспитания, средний уровень — у 11 детей (55%) и низкий уровень только у одного ребенка (5%).
Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и изучении процесса духовного развития дошкольников в процессе ознакомления с историей родного города.
Для достижения поставленной цели нами были выполнены следующие задачи:
1) Мы рассмотрели духовное воспитание дошкольников как психолого-педагогическую проблему;
2) Изучили структуру и содержание духовного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении;
3) Выявили педагогические условия духовного воспитания дошкольников посредством ознакомления с историей родного города;
4) Провели диагностику уровня духовного воспитания старших дошкольников;
5) Разработали систему занятий по духовному воспитанию дошкольников посредством ознакомления с историей родного города;
6) Проанализировали проведенную работу.
Таким образом, цель и задачи выполнены, гипотеза доказана.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы духовного воспитания дошкольников посредством ознакомления с историей родного города
1.1. Духовное воспитание дошкольников как психолого-педагогическая проблема
В рамках нашего исследования мы рассмотрим сущность основных понятий духовного воспитания. На сегодняшний день теоретическая разработанность понятий «нравственность», «духовность» неясны и противоречивы. В повседневной жизни мы постоянно используем много сочетаний со словами «дух», «душа», «духовность», «нравственность», «нравственность», «образование», «духовно-нравственное воспитание». Семантическую интерпретацию этих понятий можно сделать на основе толковых словарей русского языка, что позволяет увидеть следующее: «дух» выражает «действие», «стремление к действию», для понимания мира, «смысла и цели» вашей жизни» [17].
Исходя из интерпретации слова «душевный» В. Даля, то есть относящийся к душе, свойственный ей; искренний, задушевный, сердечный, можно сделать вывод, что «душа» является важнейшим признаком, выражает гуманистическую направленность, жизненную позицию человека, его убеждения, веру в добро, является принятием другого человека как величайшей ценности.
Понятие «духовность» — одно из ключевых в истории человеческой культуры и, следовательно, очень широкое по своему содержанию. В педагогическом словаре понятие духовности рассматривается в трех значениях:
1) высокий уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда вечные человеческие ценности становятся главными направлениями ее жизнедеятельности;
2) ориентация личности на действия в пользу других, поиск нравственных абсолютов;
3) с христианской точки зрения, сопряженности человека в своих высших стремлениях с Богом [25].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы