Педагогика Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Педагогика/Психология

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Дидактические игры как средства развития словаря детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 6
1.1 Научные исследования в области развития речи детей дошкольного возраста 6
1.2 Основные направления словарной работы с детьми дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении 8
1.3 Роль дидактических игр в обогащении, закреплении и активизации словаря 18
Вывод по главе 23
ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРЕМЕНТА ПО ДИАГНОСТИКИ И РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1 Методика обследования словаря детей дошкольного возраста 25
2.2 Рекомендации по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры 43
Выводы по главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49

 

  

Введение:

 

В общей системе речевой работы в дошкольном учреждении обогащение словаря, его укрепление и активизация занимают чрезвычайно большое место. Слово – главная единица языка, и улучшение речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Словарь — один из компонентов речевого становления ребенка. Овладение словарем считается важным условием умственного становления, так как содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и для начала в значениях слов. Своевременное становление словаря один из важнейших моментов подготовки к школьному обучению.
Изучением речевого развития занимались такие выдающиеся специалисты по психологии, педагогики и языковеды как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин.
Исследованию отличительных черт усвоения детьми лексики приурочены к кроме того исследования М.М. Алексеевой, А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П. Ивановой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Н.П. Савельевой, А.А. Смаги, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной и др.
Актуальность исследования. Среди многих существенных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении обучение родному языку, одна из основных. Данная единая цель состоит из ряда специализированных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, укрепления и активизации словаря, улучшения грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, становления связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая действенное освоение словарного состава родного языка. Становление словаря понимается как долгий процесс количественного скопления слов, освоения их социально закрепленных значений и составление умения применять их в точных условиях общения.
У каждого метода имеются игры и упражнения, которые на протяжении веков создавались взрослыми для детей, а некоторые и самими детьми. Для речевого становления применяются лексические упражнения и все виды игровой деятельности. В данной работе охарактеризуем дидактические игры, которые позитивно оказывают большое влияние на становление словаря детей дошкольного возраста.
Необходимо отметить, что в процессе занятий по развитию словарного запаса посредством дидактических игр дошкольники учатся тем умениям, которые традиционно тяжело усваиваются в условиях повседневного общения.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого становления. Они закрепляют и развивают словарь, конфигурации и образование слов, упражняют в составлении связных выражений, развивают объяснительную речь. Дидактические игры – действенное средство укрепления грамматических умений, поскольку благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они позволяют много раз упражнять ребенка в повторении подходящих словоформ.
Цель работы: изучить особенности дидактической игры как средства развития словаря детей дошкольного возраста.
Объект исследования: особенности развития словаря детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактические игры как средства развития словаря детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить научные исследования в области развития речи детей дошкольного возраста;
2) рассмотреть основные направления словарной работы с детьми дошкольного возраста;
3) выявить роль дидактических игр в обогащении, закреплении и активизации словаря;
4) определить уровень развития словаря у детей младшего дошкольного возраста;
5) разработать рекомендации по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр.
Гипотеза исследования: предполагается, что дидактические игры являются средством развития словаря детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по теме исследования;
2) эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по развитию словаря детей младшего дошкольного возраста которые могут быть использованы в работе воспитателей дошкольного учреждения.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из ключевых составляющих формирования личности, освоения произведенных ценностей государственной культуры, тесно соединено с умственным, нравственным, эстетическим развитием, считается приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
Становление способностей речевого общения дошкольников предполагает подключение в жизнь ребенка в дошкольном учреждении специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых воспитатель ставит конкретные задачи становления речи, а ребенок принимает участие в независимом общении. В таком положении вещей расширяется словарь, накапливаются приемы выражения плана, делаются условия для улучшения понимания речи.
При организации дидактических игр ребенку обеспечивается возможность выбора языковых средств, личного «речевого вклада» в решение общей задачи — в этих играх у детях развивается способность выражать личные мысли, планы и впечатления в многократно меняющихся обстановках общения.
Обогащение и активизацию словаря необходимо начинать с самого раннего возраста ребенка. А в последующем надо еще больше усовершенствовать его и преумножать. Исключительно у ребенка, владеющего богатым словарным запасом может сформироваться правильная квалифицированная речь.
Цель воспитателя максимум реструктуризировать процесс становления речи и обогащения словаря. Применяя всевозможные методики преподавания становления речи и обогащения словаря вполне возможно достичь более значимых эффектов, чем если воспользоваться шаблонными способами. Исходя из перечисленного выше вполне возможно сделать вывод, что словарь ребенка считается основой развития речи детей дошкольного возраста.
В работе представлены результаты экспериментального исследования, диагностики уровня развития словаря у детей младшего дошкольного возраста. Анализ результатов, полученных данных продемонстрировал, что у группы испытуемых преобладает низкий уровень развития словаря.
На основе данных, полученных на констатирующем этапе исследования, были разработаны рекомендации по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза, подтверждена. Необходимо отметить, что данная область исследования нуждается в дальнейшей научной разработке, так как позволяет специалистам эффективнее осуществлять работу по повышению уровня развития словаря у детей младшего дошкольного возраста.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

1.1 Научные исследования в области развития речи детей дошкольного возраста

Важнейшим условием полноценного психического развития считается своевременное и правильное овладение ребенком речью. Без как следует развитой речи нет реального общения, нет настоящих успехов в обучении. Следовательно, лингвистическое образование ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться только лишь на родном языке [1, с. 26].
Методика становления речи детей дошкольного возраста стала складываться относительно недавно — в 20-30-е гг. нашего столетия. Появился большой интерес к исследованию детской речи. На первых съездах по дошкольному воспитанию была выдвинута цель всестороннего воспитания детей в тесной взаимосвязи с жизнью, с нашим временем. Обращалось внимание на потребность становления речи на базе ознакомления с предметами и действами находящейся вокруг жизни [5, с. 16].
Фридрих Фребель считал, что язык ребенка развивается с раннего возраста, а посылом для его становления считается достояние внутренней жизни ребенка. Важно, чтоб ребенок все хорошо рассматривал, а педагог выделял ему требуемый словарь. Следует обозначать словом не только сами предметы, ведь и их характеристики, качества. Становление речи Ф. Фребель тесно связывал с наблюдением и игрой [22, с. 26].
Е.И. Тихеева много внимания уделяла обогащению содержания речи. В ее трудах представлена система работы над словом. Запас детских представлений и словарь в системе Е.И. Тихеевой закрепляются на занятиях без иллюстративного материала, в словарных упражнениях [17, с. 59].
Что касается вопросов становления речи в отечественной педагогике, тогда следует отметить взнос, который внес К.Д. Ушинский. Он доказал потребность предварительного обучения до школы, накопления у детей познаний о предметах находящихся вокруг, улучшения сенсорной культуры, становление речи на базе становления познаний и мышления. К.Д. Ушинский открыл и основал систему обучения родному языку, которая имеет 3 цели: 1) становление дара слова;
2) усвоение форм языка, произведенных как народом, так и художественной литературой;
3) усвоение грамматики, или же логики языка [20, с. 52].
Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог Я.А. Коменский. В собственной работе «Материнская школа, или же о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет», развитию речи он посвящает целую главу. В качестве средства становления речи Я.А. Коменский предлагает применять стихи, прибаутки, художественные повествования, сказки о животных [11, с. 105].
Большой взнос в развитие методики становления речи и применения живого слова в дошкольном учреждении внесла Е.А. Флерина. Вопросы речевого становления детей и применения художественной литературы в дошкольном учреждении исследовались ею в контексте эстетического воспитания.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы