Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Дидактическая игра как средство развития познавательной активности младшего школьника при изучении предмета ИЗО.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Аннотация 3
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности младшего школьника 6
§ 1.1. Сущность понятия познавательной активности младшего школьника 6
§ 1.2. Содержание деятельности учителя начальных классов по развитию познавательной активности младших школьников 11
§ 1.3. Дидактическая игра как средство развития познавательной активности младшего школьника 14
Глава 2. Опыт применения дидактических игр как средство развития познавательной активности младшего школьника (на примере Муниципального Казенного образовательного учреждения «Пахачинской средней школы» Олюторского района) 23
§ 2.1. Изучение сформированности познавательной активности у младших школьников 23
§ 2.2. Применение дидактических игр на уроках ИЗО способствующих развитию познавательной активности младших школьников 25
§ 2.3. Анализ результатов применения дидактических игр как средство развития познавательной активности младших школьников 41
Заключение 43
Список литературы 45
Приложение 48
Введение:
Демократизация и гуманизация общества, новые задачи, которые ставит жизнь, обусловливают необходимость качественных изменений в организации учебного процесса в целом и познавательной деятельности в частности. В начале XXI века требования к общеобразовательному процессу постоянно растут и методический аппарат обучения должен соответствовать этим требованиям. Однако существует ряд проблем, связанных с внедрением современных достижений психодидактики в школьную практику.
Условием успеха в развитии мышления является, высокая познавательная активность учеников. Эффективное усвоение знаний предусматривает такую организацию познавательной деятельности учеников, при которой учебный материал становится предметом активных умственных и практических действий каждого ребенка. Поиски методов обучения, которые бы активизировали влияние на процесс обучения, приводят к повышению актуальности развивающих и проблемных методов, самостоятельной работы, творческих заданий. При этом психологически обоснованной выглядит такая организация урока, при которой дети учатся не по принуждению, но с желанием и с внутренними потребностями.
Активно-познавательная и практическая деятельность учащихся — одна из главных забот учителя начальных классов. Традиционный методический аппарат обучения не всегда обеспечивает эффективное формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся, что вызывает необходимость его совершенствования, дальнейшей разработки методических подходов к решению этого неотложного вопроса. Задача современного учителя — найти такие формы обучения, которые сделали бы урок интересным, повысили интерес учеников к изучению предметов, активизировали бы их познавательную деятельность и сняли напряжение. В начальной школе важно пробудить познавательную активность учащихся, что станет фундаментом развития творческой активности личности. Эффективно эта проблема может решаться путем внедрения современных педагогических технологий, в частности метода проектов. Такой подход обеспечивает одновременное развитие, обучение и воспитание детей, потому как активизирует творческую и познавательную деятельность во время выполнения проектов.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что различные аспекты проблемы формирования познавательной активности младших школьников исследовались многими учеными. Так, вопрос познавательной активности и познавательного интереса исследовали такие ученые, как С. А.Быков, Ю. А. Быбина [3], Т.А. Гладышева [5], Э.Р. Китева [7] и др. Психологические аспекты обучения младших школьников, их возрастные возможности и особенности познавательной деятельности освещены в работах Ю.А.Киселевой, Т.Н. Морозовой [6], Рудневой И.А., Козловой А.С. [13] и др.
Педагогическая проблема: каково содержание деятельности учителя начальных классов по развитию познавательной активности младшего школьника на уроках ИЗО.
Объект: Развитие познавательной активности младшего школьника.
Предмет: Дидактическая игра как средство развития познавательной активности младшего школьника.
Цель: Определить содержание дидактических игр, способствующих развитию познавательной активности младшего школьника при изучении предмета ИЗО.
Задачи:
1. Выявить сущность понятий познавательная активность и дидактическая игра.
2. Определить содержание деятельности учителя начальных классов по развитию познавательной активности младших школьников.
3. Разработать и апробировать (реализовать) в образовательной практике начальной школы содержание дидактических игр способствующих развитию познавательной активности младшего школьника на уроках ИЗО.
Заключение:
На основе обобщения результатов теоретико-экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:
1. Под познавательной активностью понимают самостоятельную, инициативную деятельность ребенка, направленную на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и обусловленную необходимостью решить задачи, стоящие перед ним в конкретных жизненных ситуациях. Это качество не является врожденным. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Два основных фактора определяют познавательную деятельность как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность педагога.
2. Поиск неизвестного, непознанного опирается на уже сформированные знания. Желание познать новое, объяснить непонятное, углубиться в сущность предметов и явлений свидетельствует о наличии познавательных интересов.
Формируясь и развиваясь, познавательный интерес переходит ряд этапов, которые следует учитывать в работе с детьми. Динамика его развития такова. Первый этап: познавательный интерес имеет созерцательный характер. Преобладает эмоциональный структурный компонент. Задача учителя: вызвать интерес, заинтересовать ребенка; второй этап: познавательный интерес имеет оценочный характер. Преобладает познавательный компонент. Задача учителя: расширять объем информации; третий этап: познавательный интерес имеет действенный характер. Преобладает волевой структурный компонент. Задача учителя: развивать сознательное отношение к познанию.
Методика работы по развитию у детей младшего школьного возраста познавательных интересов рассчитана на творческое руководство со стороны учителя. Работа с детьми требует от педагога творческого выбора доминирующих методов реализации содержания (рассказ, беседа, поисковая работа) и вспомогательных, регулирующих участие детей в познании. К ним относятся: ситуация успеха, опора на жизненный опыт, дидактическая игра, другие средства интерес (наглядность, игрушки, сюрпризы). Процесс формирования у детей познавательного интереса требует знаний педагога об индивидуальных проявлениях, наклонностях и возможностях учащихся, твоего подхода к стимулированию их деятельности.
3. Задания на формирование у школьников различных структурных компонентов познавательного интереса вне занятий в соответственно организованной учебно-игровой среде можно разделить на три группы: задания на формирование эмоционального компонента познавательного интереса; задания на формирование интеллектуального компонента познавательного интереса; задания на формирование волевого компонента познавательного интереса.
Учитывая, что формирование знаний невозможно достичь только путем запоминания определений и восстановления отдельных фактов, для этого создаются определенные дидактические условия.
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, учета возрастных особенностей школьников, общепризнанных условий формирования знаний нами установлено, что эффективность процесса формирования у школьников познавательных интересов зависит от совокупности таких дидактических условий:
• осуществление системно-структурного анализа содержания материала;
• соблюдения поэтапности формирования представлений и понятий;
• выбор и сочетание различных методов и средств обучения при формировании знаний;
• использования познавательных задач для применения сформированных знаний.
Экспериментально доказана эффективность предложенной методики формирования у школьников познавательных интересов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития познавательной активности младшего школьника
§ 1.1. Сущность понятия познавательной активности младшего школьника
Познавательный интерес — вид мотивов, форма проявления познавательных потребностей, проявляется в стремлении к познанию объекта или явления, овладение определенным видом деятельности; имеет выборочный характер; является важнейшим стимулом к обучению [19].
Динамичность, поступательное движение, переход от явления к сущности, установление глубоких связей, овладение закономерностями являются характерными признаками познавательного интереса.
Изучая познавательные интересы школьников, ученые убедились, что детские увлечения очень разные. В частности, в исследованиях М.А. Рязановой [14] установлено, что дети проявляют большой интерес к предметам и явлениям природы. Это видно из многочисленных вопросов, с которыми они обращаются к взрослым и педагогам. Так, исходя из своих знаний о создании различных предметов и связывая их с явлениями природы, дети спрашивают: «Из чего Солнце сделано? Кто сделал Солнце?».
Детей интересует величина и состав нашей планеты: «Большая ли Земля? Кто ее сделал? Из чего состоит Земля?». Много вопросов связано с желанием расширить свои знания о воде: «Почему вода бывает теплая и холодная? Из чего она? Откуда берется вода в реках?». Большой интерес дети проявляют к живым существам. Их привлекает возможность приобретать знания в процессе познавательной деятельности.
Характеризуя особенности познавательного интереса, Китева Э.Р. [17] определяет такие его существенные признаки:
• интеллектуальную направленность поиска нового в объекте, стремление ознакомиться с предметом ближе, узнать его глубоко и всесторонне;
• осознанное отношение человека к предмету своего интереса и к задаче, стоящей перед ней в познании этого предмета;
• эмоциональную окрашенность: интерес всегда связан с желанием что-то узнать, радостью поиска, горечью неудачи и торжеством открытий;
• проявление в волевой действия интерес направляет усилия человека на открытие новых сторон и признаков предмета.
В этой характеристике привлекает внимание эмоциональная окрашенность и действенность интереса, который становится значимым мотивом поведения школьников.
Интересы школьников отмечаются такими характерными особенностями:
• подражательностью (случайностью возникновения);
• непостоянством, кратковременностью легкой и беспричинным изменением;
• повеохносностью (интересны только внешние факты, в частности яркие, необычные, углубляться в суть — непривлекательно);
• близостью собственному жизненному опыту;
• разбросанностью (ученик интересуется многими совершенно разными областями знаний, без всякого их связи, дети ставят множество вопросов, далеко выходя за пределы учебного материала);
• направленностью на ближайший результат [9].
Дети начинают все больше интересоваться отдельными явлениями природы и событиями из жизни людей. У школьников возникает множество вопросов, связанных с различными событиями общественной жизни. Полет в космос, операция на сердце, взрыв в шахте — все вызывает у детей живой интерес.