Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические аспекты проблемы формирования познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста в дидактической игре 8
1.1 Проблема исследования мышления как основы познавательной деятельности в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Особенности развития познавательной деятельности у детей среднего дошкольного возраста 10
1.3 Современные методики активизации познавательной деятельности в дошкольном возрасте 13
2 Методические аспекты формирования познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста в дидактической игре 16
2.1 Психолого-педагогические представления о феномене дидактической игры 16
2.2 Методические особенности применения дидактической игры в дошкольном возрасте 19
2.3 Способы активизации познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста с помощью дидактической игры 21
3 Программа исследования дидактической игры как средства активизации познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста 25
3.1 Программа диагностического этапа исследования дидактической игры как средства активизации познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста 25
3.2 Программа формирующего этапа исследования дидактической игры как средства активизации познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста 35
3.3 Планируемые результаты исследования и методические рекомендации по использованию дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Описание дидактических игр для активизации познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста»………54
ПРИЛОЖЕНИЕ Б «Описание диагностических процедур»…………………..78
Введение:
Дошкольное детство – период интенсивного становления всех аспектов психической деятельности ребенка, в том числе познавательной деятельности. Задачи, которые решаются в этом возрасте, достаточно обширны: закладывается основа для становления умения рассуждать, осуществлять поисково-исследовательскую деятельность, определять для себя проблему и способы ее решения, или, иными словами, формировать универсальные логические приемы. Это необходимо в рамках решения задачи преемственности школы и дошкольной образовательной организации в том смысле, что ребенок овладевает необходимыми учебными действиями, происходит развитие мышления до такого уровня, который позволяет ребенку эффективно осуществлять учебную деятельность.
Актуальность исследования состоит в том, что основным методом обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста является игровая деятельность. Это обусловлено тем, что игровая деятельность является ведущим видом деятельности дошкольника, естественной и интересной формой деятельности для него, что позволяет применить естественный интерес ребенка для вовлечения его в развивающую и обучающую деятельность, не прибегая к принуждению.
Наиболее эффективными в плане развития познавательной деятельности можно назвать дидактические игры, исходя из того, что сами задачи, которые решаются в подобном виде игр, направлены на обучение и развитие познавательной сферы ребенка.
Проблема исследования состоит в том, как организовать процесс дидактической игры, чтобы, сохраняя высокий интерес ребенка к игровому процессу, достичь высокой эффективности данной деятельности для развития познавательной активности.
Вопросами развития познавательной сферы ребенка занимались многие зарубежные и отечественные ученые – Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д. Дьюи, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.
Цель исследования состоит в раскрытии теоретических и практических преимуществ дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: познавательная деятельность детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности дидактических игр как средства активизации познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что изучение проблемы возможностей использования дидактических игр как эффективного средства активизации познавательной деятельности дополнит имеющийся педагогический опыт работы по познавательному развитию дошкольников в ДОУ и позволит существенно повысить уровень познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) осуществить теоретический обзор и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования,
2) изучить и проанализировать реальный практический опыт детских садов (анализ актуальных сайтов детских садов, вебинаров и видеоматериалов по передовому педагогическому опыту, по проблеме исследования),
3) разработать и описать программу исследования, а именно:
− осуществить поиск, выбор и описание методов и методик первичной и итоговой педагогической диагностики по исследуемой проблеме,
− описать планируемые результаты проведения первичной диагностики,
− составить программу формирующего этапа средств активизации познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста,
− описать планируемые результаты итоговой диагностики и разработать рекомендации для воспитателей по использованию дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста.
Методологическая и теоретическая основа исследования:
А.Н. Леонтьев [26], С.Л. Рубинштейн [35], Б.М. Теплов [40] показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.
А.Н. Леонтьев [26] и А.В. Запорожец [17] доказали, что у нормально развивающихся детей дошкольного возраста познавательная деятельность направляется и побуждается познавательной задачей.
Методы исследования: теоретические (анализ актуальных сайтов ГБДОУ города Севастополя и других регионов России, документов, регламентирующих работы ДОУ, анализ статей и журналов по заданной теме); эмпирические (изучение и обобщение опыта педагогов и психологов).
Практическая значимость исследования в том, что результаты исследовательской работы могут применяться воспитателями детских садов для активизации познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста.
Апробация исследования: исследование проводилось на базе Государственного автономного образовательного учреждения профессионального образования города Севастополя «Институт развития образования» с 20 апреля по 17 мая 2020 года.
Структура исследования: данное исследование состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников из 47 наименований и двух приложений. В первом разделе изучается проблема активизации познавательной деятельности в психолого-педагогических исследованиях. Во втором разделе рассматриваются методические аспекты формирования познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста в дидактической игре. В третьем разделе описаны результаты программы исследования по изучаемой теме. В приложения помещены конспекты дидактических для активизации познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста, описание диагностических процедур.
Объем работы без учета приложений 53 страницы.
Заключение:
Развитие познавательной активности и мыслительной деятельности у детей среднего дошкольного возраста является весьма значимым процессом и задачей педагогической деятельности в ДОУ. На данном этапе возрастного развития формирование мыслительных процессов находится на начальном уровне, что выражается в низком уровне развития операций мышления, непроизвольности внимания и памяти. Познавательный интерес связан с эмоциональной заинтересованностью ребенка в предлагаемой деятельности.
В связи с вышеперечисленными факторами возникает необходимость выбора таких методов деятельности, которые позволили бы учитывать особенности развития дошкольников, при этом эффективно развивая их познавательную деятельность. Одним из наиболее эффективных методов с данной точки зрения являются дидактические игры. В них присутствует игровой компонент, что позволяет достичь высокого уровня заинтересованности ребенка в предлагаемых формах работы, а дидактический, обучающий компонент дает возможность эффективно решать задачи развития познавательной сферы ребенка.
Нами была разработана программа исследования дидактической игры как средства активизации познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста, состоящая из двух этапов: диагностирующего и формирующего.
На диагностическом этапе исследования дидактической игры как средства активизации познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста нами был проведен анализ имеющегося передового педагогического опыта в области познавательного развития, а именно изучение ведущих образовательных порталов России, электронных журналов и сайтов ДОО с представленным опытом работы по использованию дидактических игр для активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Нами были проанализированы имеющиеся в литературе диагностические методики Р.С. Немова и С.Д. Забрамной, направленные на изучение уровня развития логического мышления и познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста. Дан предположительный прогноз по итогам проведения предложенного нами комплекса диагностических процедур в средней группе детского сада.
На формирующем этапе исследования нами был разработан комплекс дидактических игр для формирования и совершенствования мыслительных операций у детей среднего дошкольного возраста, описаны условия для эффективного использования дидактических игр в работе с детьми.
Мы предполагаем, что использование данного комплекса дидактических игр в работе воспитателя даже в течение всего одного месяца позволит повысить уровень развития логического мышления и познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста и процентное распределение детей среднего дошкольного возраста по уровням развития логического мышления и познавательных интересов изменится в лучшую сторону:
Для правильного применения дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста мы разработали рекомендации воспитателям дошкольных учреждений.
Мы считаем, что гипотеза о том, что изучение проблемы возможностей использования дидактических игр как эффективного средства активизации познавательной деятельности дополнит имеющийся педагогический опыт работы по познавательному развитию дошкольников в ДОУ и позволит существенно повысить уровень познавательной активности детей среднего дошкольного возраста, может быть подтверждена в практической деятельности.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические аспекты проблемы формирования познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста в дидактической игре
1.1 Проблема исследования мышления как основы познавательной деятельности в психолого-педагогических исследованиях
Познание, по мнению Л.А. Венгер, – это «процесс отражения реальности в сознании, активная умственная и эмоциональная деятельность, результатом которой являются знания, приобщение человека к культуре». Познавательная сфера дошкольников – это сложное психическое образование, которое обеспечивает нормальное и полноценное интеллектуальное существование в окружающем мире [7, с. 34].
Познавательные процессы – психические процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. Для полноценного развития важно не только своевременное формирование познавательных процессов, но и умение сосредотачивать внимание на объекте познания, не отвлекаться [15].
Исследования детского мышления, проводившиеся группой психологов под руководством А.Н. Леонтьева [26] и А.В. Запорожца [17], привели к выводу, что у нормально развивающихся детей дошкольного возраста начинает формироваться познавательная деятельность, как таковая, т. е. деятельность, направляемая и побуждаемая познавательной задачей. Именно на протяжении дошкольного возраста происходит становление познавательной задачи как задачи логической.
Деятельность – необходимое условие развития ребенка. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность.
Исследования С.Л. Рубинштейна [35], Б.М. Теплова [40] показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.
Познавательное развитие – это развитие всех психических процессов. Важнейшим показателем развития ребенка-дошкольника является уровень овладения им различными видами детской деятельности [14].
Основным психическим процессом, который отражает особенности познавательной деятельности субъекта, выступает мышление. Мышление – это процесс познавательной деятельности, для которого характерны обобщенное и опосредованное отражение реальности [31].
В отечественной психологии мышление принято понимать, как «процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности» [11].
Дошкольный период характеризуется активностью процесса формирования мышления. Ребёнок осваивает новые знания об окружающей реальности и одновременно осваивает умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать собственные наблюдения, т.е. осуществлять элементарные интеллектуальные операции. Значимое место в формировании мышления ребёнка играет воспитание и обучение.
Главным вектором формирования мышления является переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода – к словесному мышлению [21]. Главной формой мышления, тем не менее, остается наглядно-образное. Ребенок мыслит образно, ему пока недоступна взрослая логика рассуждений.
У детей среднего дошкольного возраста понимание задачи и методов ее решения реализуются непосредственно в процессе действия. Речь пяти- шестилетних детей как правило выступает опорой осуществляемого действия.
Таким образом, познавательная деятельность дошкольника – это активная деятельность по приобретению и использованию знаний, которая характеризуется познавательной активностью ребенка и выражается в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи; намечать план действий; отбирать способы решения поставленной задачи; добиваться результата и анализировать его. В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, развитие наглядного и логического мышления, произвольного внимания, восприятия, памяти, творческого воображения. Базой для формирования мышления является совершенствование мыслительных действий.