Библиотековедение Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Гуманитарные науки

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Библиотеки вузов города Томска в годы великой отечественной войны

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК ВУЗОВ ГОРОДА ТОМСКА В ГОДЫ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕНННОЙ ВОЙНЫ
.. 4

1.1.Основные направления работы библиотек города Томска в
военное время
. 4

1.2. Работа вузовских библиотек города Томска с читателями в
годы Великой Отечественной войны
.. 12

1.3. Библиографическая деятельность библиотек вузов города
Томска в военное время.
18

ГЛАВА 2. СОХРАНЕНИЕ БИБЛИОТЕЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ
ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ
.. 22

2.1.  Роль вузовских
библиотек города Томска по мобилизации духовных и материальных ресурсов для
борьбы с фашизмом
. 22

2.2. Вклад библиотекарей и работников вузов города Томска в
сохранение и развитие библиотечного дела в годы Великой Отечественной войны
.. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 36

ПРИЛОЖЕНИЕ. 40

  

Введение:

 

В годы войны из Томской области ушли
воевать 130 тысяч человек и 58 тысяч из них – погибли. Томичи сражались и
работали, выпускали военную продукцию. Не располагая развитой промышленностью,
Томск, с первых дней Великой Отечественной войны подключился к выполнению
военных заказов. Промышленные предприятия стали работать на оборонные нужды.

Несмотря на тяжелое военное время, в
городе продолжали работать детские сады и учебные заведения. В Высших учебных
заведениях студентов стало почти на треть меньше. В начале 1945/46 учебного
года в 7 вузах обучалось 6.7 тыс. человек. Томск уже перед войной был известен
как город науки и вузов, каждый двенадцатый его житель был студентом. Томские
вузы и техникумы за годы войны выпустили 3636 врачей, инженеров, педагогов и других
высококвалифицированных специалистов, а также полторы тысячи человек со средним
специальным образованием. В 1942 г. в городе был образован первый в стране
Комитет ученых – для помощи фронту. Он установил связь с десятками промышленных
предприятий Западной Сибири и Урала, с геологами Кузбасса и Красноярска. В
1941-1945 гг. ученые Томска выполнили 1607 научных исследований, связанных с
обороной, защитили 34 докторских и 103 кандидатских диссертаций[1].

Актуальность
темы

подтверждается необходимостью сохранности 
памяти о наших героях, отдавших за нас, и за нашу землю жизнь. Мы должны
знать историю нашего города, и наших героев соотечественников, живших в тот
период и работавших в жестких условиях в библиотеках учебных учреждений.

Хронологические
рамки
исследования – 1941-1945 гг. В работе использовался
этот период времени, так как именно в это время шла Великая Отечественная
война. Этот период времени позволяет проследить жизнь университетов и условия
работы библиотек.

Характеристика источников – в работе была
использована литература периода 1995 – 2019 гг., а также главным источником
стали сайты научно-технических библиотек учебных заведений.

Цель
исследования:
изучить деятельность библиотек учебных
заведений Томска в годы Великой Отечественной войны.

Объект
исследования:
научные библиотеки Томска.

Предмет
исследования:
научные библиотеки Томска в годы Великой
Отечественной войны.

Для достижения поставленной цели нужно
решить следующие задачи:

– рассмотреть основные направления работы
библиотек города Томска в военное время;

– проанализировать работу с читателями и
библиографическую деятельность указанных библиотек;

– оценить вклад библиотек  в сохранение библиотечных ценностей в период
войны.

Структура
работы.
Работа состоит из введения, двух глав теоретического
анализа, заключения, списка литературы, приложений.



[1] Томск. История города с основания до наших дней / отв.
ред. Н.М. Дмитриенко. – Томск : Изд-во Томского университета, 1999. – 432 с.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, нами рассмотрена деятельность библиотек учебных
заведений в годы войны.

Проанализировав материал, становится понятным, что вся
деятельность библиотеки, как и жизни всей страны, была подчинена интересам
государственной обороны.

Кроме университета Научная библиотека обслуживала
запросы эвакуированных в Томск предприятий и научных учреждений, наркоматов и
развернувшихся в городе военных госпиталей. Она широко пропагандировала
военно-патриотическую литературу, устраивала книжные выставки о героическом
прошлом русского народа, в помощь овладению военными знаниями. На военную
тематику была перестроена и справочно-библиографическая работа, в которой
особое внимание стало уделяться запросам ученых, работавших над проблемами
военного времени.

Большие трудности возникли с площадями в здании
библиотеки. В связи с тем, что главный корпус университета был занят
эвакуированным заводом, в Научную библиотеку переселились гербарий им. П.Н.
Крылова, зоологический, палеонтологический и минералогический музеи, которые
заняли студенческий зал и прилегающие к нему комнаты. В помещении каталогов
были размещены шкафы с книгами библиотек факультетов, кафедр и кабинетов, а
также оборудование физико-математического и химического факультетов.

Работа Научной библиотеки в военное время проходила в
трудных условиях, особенно первые два года. Приходилось работать в холоде и без
освещения.

Трудности в работе усугублялись еще и тем, что в
библиотеке осталось мало сотрудников. Как уже говорилось, штат сокращался три
раза. Большинство были без специального образования.

В 1941 – 1942 гг. из коллектива ушли на фронт директор
С. И. Висков, столяр А. Е. Новоселов, конюх Щеголихин, сотрудницы-комсомолки Л.
А. Буракова, А. М. Унжакова, М. П. Смирнова, электромонтер Е. Е. Склиг,
библиотекарь М. В. Михаленко; две сотрудницы К. И. Кондаурова и В. А. Иванова
перешли на работу в госпиталь в качестве медицинских сестер. Часть штатных
должностей всю войну оставалась вакантной.

 Завершая тему,
остается поделиться тревогой за снижение роли книг и уровня в переживаемую нами
эпоху перемен. Если в годы войны книги нужны были для поддержания силы духа,
теперь они нужны не менее, чтобы, опираясь на мировую классику, вернуть
элементарные представления о нравственности и пробудить сочувственное отношение
ко всему, живущему на земле.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК ВУЗОВ ГОРОДА ТОМСКА В ГОДЫ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕНННОЙ ВОЙНЫ

1.1.Основные направления работы библиотек города
Томска в военное время

Накануне
Великой Отечественной войны, в эпоху социалистического строительства Томск был
двигателем социокультурного и промышленного развития всей Западной Сибири.

 Кроме университета в городе имелось еще 5
вузов, в которых совокупно обучалось порядка 10 тыс. студентов. Сюда же стоит добавить
ряд НИИ, а также многочисленные техникумы, училища, рабфаки.

Научное
сообщество города было представлено разнородным, мультикультурным
преподавательским составом. В томских вузах усматривались большие перспективы. Одни
видели в них «советский город-университет», «Советский Гейдельберг», а другие,
сравнивая их  крупнейшими западными
университетскими комплексами, прямо называли город «Советским Оксфордом»[1].

Все
критически изменилось, когда мирную жизнь страны нарушило вероломное нападение
фашистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 г. В самые короткие сроки необходимо
было мобилизовать все материальные и духовные силы общества, все ресурсы
Советского государства на сокрушительный разгром врага, на защиту свободы и
независимости Родины.  Деятельность всех
научных, учебных и культурно-просветительных учреждений была перестроена на
военный лад.

Война
выдвинула новые ответственные задачи и перед советскими библиотеками. Перед
ними были поставлены новые, особые задачи и функции – укреплять связь фронта и
тыла, информировать и подбадривать народ, сохранять и, несмотря на войну, нести
в массы культуру и мир.

Уже
с самых первых дней военных действий Наркомпрос РСФСР и ЦК профсоюзов,
работников политико-просветительных, учебных и научных учреждений опубликовал
специальное обращение «Ко всем работникам просвещения РСФСР». Речь шла о
перестройке работы школ, вузов, библиотек и различных просветительных
учреждений. В обращении подчеркивалось, что, исходя из новых условий, их
деятельность должна теперь полностью подчиняться интересам обороны страны,
организации широкого разъяснения в массах грабительского характера войны,
систематического ознакомления трудящихся с решениями партии и правительства,
широкой пропаганде военных знаний, правил противовоздушной, химической и
санитарной обороны[2].



[1] Бовтун В. С. Культура и история Сибири (1970–1990
гг.). – Барнаул : Изд-во Алтайского университета, 1996. – 195 с.

[2] Собрание постановлений и
распоряжений СССР. – 1944. – № 126.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы