Библиотечное дело Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Гуманитарные науки

Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему «Библиотека как центр краеведческой работы» (на примере библиотеки)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЕЛЬСКИХ БИБЛИОТЕК 5
1.1. Краеведческая работа сельских библиотек: значение и содержание 5
1.2. Формирование фонда краеведческой литературы в библиотеке 10
1.3 Направления и формы краеведческой работы в сельских библиотеках………………………………………………………………………………………….16
2. ОРГАНИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ БИБЛИОТЕК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (НА ПРИМЕРЕ КОСМОДЕМЬЯНСКОЙ СЕЛЬСКОЙ БИБЛИОТЕКИ РУЗСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА) 23
2.1. Современное состояние Космодемьянской сельской библиотеки 23
2.2. Основные направления и формы краеведческой деятельности
Космодемьянской сельской библиотеки 27
2.3. Краеведческая работа с детьми и подростками Космодемьянской сельской библиотеки 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………….44

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования заключается в том, что библиотека в своей работе решает многие проблемы сохранения и передачи культурного опыта в пространстве и времени, способствует развитию нравственной позиции среди молодежи и создает особые культурные, образовательные и интеллектуальные среда в обществе должна. Решению этих сложных задач в значительной степени способствует деятельность краеведческих библиотек. Фольклорная работа — одно из важнейших направлений деятельности современной библиотеки.
Д.С. Лихачев определил краеведение как «сложную дисциплину, сочетающую знания истории, географии, литературную критику и искусствоведение определенного региона» [9, с. 23].
Краеведение оценивает важность событий в области исследования, людей, связанных с областью архитектурных и археологических памятников, редкость и важность природных ресурсов. Местные исторические мероприятия представляют особую ценность, поскольку их могут посещать ученые, специалисты в различных областях, а также люди, которые не имеют специального образования, но по-настоящему любят свою страну и интересуются историей и современными особенностями.
Библиотеки имеют широкие возможности для организации своей работы, изучения своей местности и привлечения активных и заинтересованных читателей.
Краеведческая деятельность библиотек стала привлекать внимание специалистов еще в 60-е годы XX века. Наиболее существенные работы по этой теме написаны Е.Н. Буринской [9], И. И. Михлиной [27], В.А. Николаевым [31]; О.И. Талалакиной [36].
В трудах данных авторов рассматриваются библиографические аспекты краеведческой деятельности, определяются понятия «край», «краеведческая деятельность библиотеки», «краеведческая литература», «краеведческий документ» и другие.
Особенности краеведческой деятельности библиотек освещены в работах Р.Б. Ажеевой [1], С.Н. Криворотенко [16] и др. Различные вопросы, связанные с деятельностью библиотек, рассмотрены в работах С.А. Антоненко [4], И.П. Тикуновой [39], Е.И. Кузьмина и Т.Л Маниловой [17], Ю.П. Мелентьевой [26].
Объект выпускной квалификационной работы — краеведческая деятельность муниципальных сельских библиотек.
Предмет выпускной квалификационной работы — основные направления краеведческой деятельности муниципальных сельских библиотек на примере Космодемьянской сельской библиотеки Рузского городского округа.
Цель выпускной квалификационной работы: выявить библиотеку как центр краеведческой работы» (на примере Космодемьянской сельской библиотеки Рузского городского округа).
Задачи выпускной квалификационной работы:
1) изучить теоретические аспекты краеведческой деятельности муниципальных сельских библиотек;
2) выявить современное состояние Космодемьянской сельской библиотеки;
3) рассмотреть основные направления и формы краеведческой деятельности Космодемьянской сельской библиотеки;
4) Проанализировать краеведческую работу с детьми и подростками Космодемьянской сельской библиотеки;
При написании выпускной квалификационной работы используются такие методы, как аналитический, сравнительный, конкретно-исторический, библиографический, обобщения.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Краеведение — одно из ключевых направлений в работе библиотек. Обеспечение пользователей краеведческой информацией — важная функция каждой библиотеки, направленная на выявление, сбор и распространение знаний о своем крае, населённом пункте.
Краеведческая деятельность библиотек, в том числе и сельских, многообразна. С помощью методических центров она постоянно наполняется новым содержанием, привлекая к себе все большее число участников, прежде всего учащихся и молодежь. Благодаря этому библиотека обращает на себя внимание органов самоуправления и всего местного сообщества, что превращает ее в настоящий духовный центр на своей территории.
Основа всей краеведческой деятельности библиотеки — краеведческий фонд. Это упорядоченное множество зафиксированных в документальной форме сведений о крае. Краеведечкий фонд используется читателями и сотрудниками библиотек в разнообразных целях: для удовлетворения краеведческих запросов читателей; для проведения библиографического информирования по краеведению; для выявления необходимых материалов при подготовке и составлении пособий, сборников, альманахов и других изданий краеведческого содержания; для организации краеведческих мероприятий. Комплектование краеведческого фонда, являясь составной частью его формирования, представляет собой выявление, заказ и приобретение документов.
Библиотеки обладают широким спектром средств и возможностей для комплексной краеведческой работы. Краеведческие уроки, поисково-исследовательская деятельность, конкурсы, викторины, игры и другие формы работы призваны содействовать формированию у подрастающего поколения интереса и уважения к прошлому и настоящему своей малой родины.
Содержание краеведения определяется целями и задачами, стоящими перед обществом в определенный период его жизни. Библиотеки вместе с другими учреждениями культуры проводят работу по сбору, оформлению и предоставлению читателям сведений по истории, этнографии и культуре района. Традиционно задачами библиотечного краеведения являются сбор материалов и информирование читателей об истории, современном состоянии и перспективах развития своего района или села, развитие интереса к родному краю, воспитание любви и бережного отношения к своей малой родине, организация и проведение встреч с интересными людьми, знакомство с творчеством писателей и поэтов родного края. В последние годы в библиотечном краеведении происходят принципиальные содержательные изменения. Они касаются традиционной проблемы — собирания библиографической краеведческой информации.
Анализ краеведческой деятельности Космодемьянской сельской библиотеки показал, что это новый этап в развитии библиотеки как социального института. Вся многогранная деятельность библиотек по формированию краеведческих ресурсов и их продвижению способствует повышению ее статуса и формированию положительного имиджа.
Сочетание разнообразных форм мероприятий, методов предъявления информации и методов работы с пользователями позволяет библиотеке наполнять новым содержанием и развивать традиционные направления деятельности и искать новые.
Комплекс мероприятий библиотеки, посвященных молодежи, включает работу, направленную на поддержку активности молодежи, развитие ее творческого потенциала, привлечение к чтению, любви к родному краю. Для привлечения взрослого населения создаются клубы по интересам, книжные выставки, конкурсы и мероприятия.
В поисках новых путей распространения краеведческих знаний библиотеки нередко выходят за пределы чисто библиотечных форм.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЕЛЬСКИХ БИБЛИОТЕК

1.1. Краеведческая работа сельских библиотек: значение и содержание

Краеведение сегодня входит в число приоритетных содержательных направлений работы публичных библиотек, как универсальных научных, так и городских, районных, сельских. Документация из различных регионов страны свидетельствует, что одновременно с увеличением объема деятельности — по количеству выполненных запросов, числу пользователей, расширению справочно-поискового аппарата и другим параметрам, — в библиотечном краеведении происходят качественные изменения.
Краеведение, как народное знание о своих родных местах, зародилось в далеком прошлом. У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, природу, прошлое. Свои знания устно или в различных документах они передавали последующим поколениям. В понятие «краеведение» за время его существования вносилось различное содержание [21, c 44].
В 20-х годах ХХ в. оно рассматривалось как метод синтетического изучения какой-либо определенной относительно небольшой территории. В 1930-х годах краеведение определялось как общественное движение, объединяющее местное трудовое население, активно участвующее в жизни своего края на основе всестороннего его изучения.
В 1959-1960 гг. появились сборники и методические пособия, журнальные публикации. В них развернулась широкая дискуссия, связанная с понятиями, входящими в комплекс «краеведческая работа библиотек». В основном она шла вокруг понятий «край», «краеведческая литература», «краеведческая библиография», «местная печать». Наиболее детально оказался разработанным понятийный аппарат, связанный с краеведческой библиографией. Библиотечные проблемы краеведения разрабатывались значительно слабее.
В 1960-х годах краеведение было определено как комплекс научных дисциплин, которые различались по содержанию и с точки зрения конкретных методов исследования, но в интересах социалистического строительства в целом привели к всестороннему научному познанию региона. В 1960-х и начале 1970-х годов тема библиографической деятельности библиотек постоянно отражалась в специализированных публикациях. Термин «библиотечное краеведения» также фигурирует в профессиональном словаре как синоним всего комплекса работ по краеведению.
Первая попытка определить понятие «библиотечное краеведение» и его компонентов была описана О.И. Талалакиной [36, с. 78]. Она считала краеведческую библиотеку своего рода государством и синонимом работы краеведческих библиотек и определила три области ответственности: обслуживание читателей; продвижение местных знаний истории и организация библиотечных процессов. В этих областях было предложено разработать теорию библиотечного изучения местных традиций.
В 80-х. было принято следующее определение: краеведение — это всестороннее знание конкретной области (часть страны, региона, города или поселения рабочих) жителей, которые являются родиной. Обширные знания о регионе понимались как изучение природы, истории, экономики, населения, культуры и быта. Как можно видеть, было много спорных вопросов в определении сущности краеведения. Оно определялось как метод, общественное движение и комплекс наук.
Новый уровень обобщения в проблемах библиотечного изучения местных традиций, их теории, методологии и концептуального аппарата в начале 1990-х годов. в работах Н. Н. Кушнаренко и Н.Н. Щербы. В их исследованиях делается попытка системного подхода к изучению местных традиций в библиотеках [42, с. 48].
В современных работах краеведение в библиотеке рассматривается как сложное метасистемное образование с многочисленными внешними и внутренними контекстами. Н.Н. Щерба под изучением библиотеки он понимает весь комплекс многоплановой деятельности библиотечного персонала … в поиске, идентификации, закупках, организации, учете, всестороннем раскрытии содержания печатных работ (кино- и фотодокументы), библиографическом сопровождении запросов общества. и их отдельные представители, пропаганда знаний о регионе с помощью библиотечных и библиографических инструментов, разработка научных проблем, включая библиографическое и библиотечное дело, методологическое обеспечение и т. д. »[42, c 49].
По сути то же содержание вкладывает в систему понятий библиотечного краеведения Н.Н. Кушнаренко. Она рассматривает библиотечное краеведение как относительно самостоятельную область библиотечной деятельности, направленную на удовлетворение краеведческих потребностей. Данная область деятельности образовалась на пересечении двух базовых отраслей — библиотечного дела (обслуживающая отрасль) и краеведения (обслуживаемая отрасль) [20, c 60].
Однозначного определения термина «краеведение» не существует. Приведем несколько вариантов трактовки данного понятия.
Краеведение — изучает местность, определяемую понятием «родной край» [30, c 80].
Краеведение — комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края [11, c 30].
Понятие «краеведение» трактуется в современной справочной литературе как изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов, осуществляемое главным образом силами местного населения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы