Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему Активные процессы в современной русской номинации на примере неологизмов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1 Понятие «неологизм» 5
1.2 Функции неологизмов 8
1.3 Способы создания неологизмов в русском языке 11
Выводы по главе 1 18
ГЛАВА 2 СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ НЕОЛОГИЗМОВ 19
2.1 Описание анкеты 19
2.2 Анализ результатов социологического исследования 21
Выводы по главе 2 25
ГЛАВА 3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕОЛОГИЗМОВ В ШКОЛЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 26
Выводы по главе 3 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Начало XXI века называют эпохой неологизмов, это связано с тем, что современный русский язык переживает период, когда в результате ряда социальных перемен возникла необходимость в обозначении множества новых понятий. В языках развитых стран каждый год появляются новые лексические единицы. Большинство из них уходит в пассивный словарный запас, а некоторые приживаются и вытесняют другие слова из более частого употребления. Носителям современного русского языка необходимо идти в ногу со временем, понимать язык средств массовой информации, знакомиться с новыми словами, постоянно появляющимися в языке и демонстрирующими тем самым его неисчерпаемые возможности.
Актуальность работы связана с тем, что XXI век лингвисты называют эпохой неологизмов, это связано с тем, что словарный состав языка постоянно пополняется новыми лексическими единицами, которые зависят от стремительных изменений в обществе, нововведений в социальной, политической, экономической и научно-технической сфере. Появление новых слов русского языка в настоящее время обусловлено развитием науки и техники, а также компьютеризацией, развитием экономики. Каждый год мы видим в обществе новые вещи и идеи, поэтому появляются и новые слова (планшет, чартер и т.д.). Этот процесс никогда не прекращается, поэтому изучение новых слов должно продолжаться. Начинать эту работу необходимо уже в средней школе. Людям необходимо понимать роль и значение неологизмов в русском языке.
Целью данной работы является анализ неологизмов русского языка и разработка конспекта урока для средней школы по теме «неологизмы русского языка».
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить понятие «неологизм»;
2) рассмотреть функции неологизмов;
3) рассмотреть способы создания неологизмов в русском языке;
4) провести социологическое исследование понимания неологизмов;
5) разработать конспект урока русского языка.
Объектом исследования являются активные процессы в современной русской номинации.
Предметом исследования являются неологизмы русского языка.
Теоретическая база исследования. Системно изучать неологизмы начали сравнительно недавно. Наиболее активно новые слова исследуются в отечественном языкознании начиная с 60-х гг. XX в. (работы Е. А. Земской, В. В. Лопатина, А. Г. Лыкова, Л. П. Крысина и др.).
Методами исследования являются: анализ научной литературы и литературных источников, метод семантического и структурного анализа.
Практическая ценность работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы на семинарских занятиях.
По структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Заключение:
Неологизмы – это слова, созданные для обозначения новых предметов, признаков, действий. Не так просто однозначно определить, какое слово является «неологизмом». Слово может восприниматься как «новое» только группой населения, и быть известным всем другим людям. В целом, нет четкого критерия, по которому можно отнести слово к неологизмам, так как понятие «новизны» является субъективным.
Неологизмы используются с практической целью номинации (обозначения) предметов и явлений. Таким образом, основная функция неологизмов – номинативная. Но, так как неологизмы часто являются необычными и непривычно звучащими словами, они имеют стилистический аспект, это проявляется при их использовании в средствах массовой информации с целью передачи некой информации для привлечения внимания. Со стилистической целью их могут использовать и писатели в художественной литературе при описании новых явлений. Еще одна функция неологизмов состоит в экономии языковых средств, новые слова могут появляться в русском языке для того, чтобы короче описать какое-то явление.
Неологизмы можно разделить на две большие группы: реальные неологизмы и семантические неологизмы. При помощи лексического способа образования в русский язык приходят совершенно новые слова. Они могут формироваться на основе русских слов (например, машинописный, подоконник), но могут и заимствоваться из других языков (принтер, зонт, гибрид). В русском языке немало заимствованной лексики, которая когда-то была неологизмами. Сейчас большинство неологизмов заимствуются из английского языка (компьютер, дилер, планшет).
Семантические неологизмы включают слова, которые имеют новые значения. Этот процесс активно протекает в языке, где существует множество семантических неологизмов, таких как зебра, теневая экономика, страница (в социальных сетях) и другие.
Основным процессом, влияющим на развитие словарного запаса языка, является процесс постоянного роста словарного запаса за счет появления новых слов. Однако этот процесс не всегда понятен обычным людям, и поэтому для выполнения задачи исследования понимания неологизмов, нами была составлена анкета с целью анализа уровня понимания новой лексики и изучения общественного мнения по вопросам неологизмов современного русского языка.
Анкетирование проводилось путем распространения анкет среди студентов. В анкету мы включили 9 вопросов. Общее число респондентов составило 22 человека.
Мы можем сделать следующие выводы. Прежде всего, респонденты часто смешивают понятия «неологизм», «термин» и «заимствованное слово», несмотря на то, что это разные понятия. Следовательно, в средней школе нужно уделять больше внимания различению этих понятий. Действительно, многие новые в русском языке слова приходят из других языков. Но не все заимствованные слова можно отнести к неологизмам. Кроме того, неологизмы могут возникать и на основе русских слов.
Большинство респондентов замечают, что в русском языке сейчас появляются многочисленные неологизмы, значения которых им неизвестно, это заметный процесс для всех, кто говорит и читает на русском языке. По мнению респондентов, сейчас больше всего неологизмов в сфере технологий и экономики. Но почти во всех сферах русского языка можно найти те или другие новые слова.
Положительное отношение к неологизмам у 36,4% респондентов, у 50% к ним нейтральное отношение, и 13,6% относятся к неологизмам отрицательно. Итак, большинство респондентов относятся к неологизмам неплохо, понимая важность новых слов в языке. Респонденты используются неологизмы в такой функции, как номинативная, то есть неологизм используется ими при описании нового предмета или явления. Треть респондентов вставляют в свою речь неологизмы для того, чтобы выглядеть более современными людьми.
Большинство людей относятся к неологизмам прагматично: они изучают те новые слова, которые им действительно нужны. Словарями неологизмов не пользуется никто из опрошенных людей, несмотря на то, что все они отмечают наличие в русском языке неологизмов. Сейчас значения неологизмов ищут, в основном, в интернете.
Основываясь на проведенном исследовании, мы разработали конспект урока русского языка на тему «неологизмы». Целями урока было объяснить различие между неологизмами и заимствованными словами, познакомить учащихся со способами образования неологизмов в русском языке, научить пользоваться различными типами словарей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Понятие «неологизм»
Понятие «неологизм» не такое простое. Принадлежность слов к неологизмам является свойством относительным и историчным, поэтому в определении данного понятия среди ученых нет единого мнения.
Неологизмы (от греческого neos, «новый» и logos, слово) – слова, созданные для обозначения новых предметов, признаков, действий. Если неологизм – это «новое» слово, то надо полагать, что это слово теперь является частью русского языка, но раньше таковым не было. Но язык не проходит четко определенных стадий, когда слова в новом лексиконе можно сравнить со словами в старом лексиконе: одни слова могут быть старше других, но нет определенного периода, чтобы быть «новыми».
Кроме того, нет четко определенного, устойчивого критерия, по которому можно было бы проверить новизну. Никто не знает, какие слова «старые», а какие «новые». Каждый решает это для себя сам.
Можно предложить множество критериев для определения неологизма. Если брать за основу психологический аспект, тогда неологизм – это слово, которое воспринимается языковым сообществом как «новое». Можно взять за основу лексикографический критерий: неологизмом является любое слово, которое не появляется в словаре. С точки зрения внешнего вида, неологизмом является любая словоформа, появившаяся недавно и ранее не входившая в состав языка.
Основной определитель понятия «неологизм» – конкретизация по параметру «время» [Котелова, 1975, с. 14]. Неологизмы – новые слова по отношению к одному из предшествующих временных периодов: т. е. слова, ранее не существовавшие.
Неологизмы – это «новые лексические образования, которые возникают в силу общественной необходимости для обозначения нового предмета или явления, сохраняют ощущение новизны для носителей языка и которые еще не вошли или не входили в общелитературное употребление» [Шанский, 1964, с. 158].
Понятие «нового слова» есть в любом языке. Словарный запас любого языка постоянно обновляется, обогащается, обновляется. Слова исчезают, выходят из употребления, другие, наоборот, появляются, начинают активно использоваться носителями языка. Это обычный процесс.
Словарный запас языка может быть обогащен различными способами. Например, в определенные периоды развития государства в его языке наблюдается значительное количество заимствованной лексики, что наблюдается, например, в настоящий период в русском языке.
Однако основным источником пополнения словарного запаса является не заимствование, а формирование новых лексических единиц на базе родного языка путем использования различных способов словообразования. Слова и словосочетания, созданные для обозначения новых явлений действительности, новых объектов или понятий, называются «неологизмами».
Русский язык – это динамическое явление, которое точно отражает современное общество. Новые явления, предметы, понятия постоянно возникают в обществе. Вся история русской лексики свидетельствует, что впервые слово появляется за счет внутренних, системных образований или за счет заимствований из других языков. Последние изменения в любой сфере зеркально отражаются в языке в виде появления новых слов. Такие слова в современном русском языке принято называть неологизмами [Брагина, 2000, с. 9].
Сначала появляется новое понятие, а затем появляется его название. Все новые понятия нужно как-то назвать в языке, найти понятные, общие слова для их обозначения. Именно поэтому существует группа слов, которые называются «неологизмами».