Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему 59. Коррекция страхов у детей посредством сказкотерапии.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СКАЗКОТЕРАПИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКИХ СТРАХОВ 6
1.1. Анализ понятия «страх» в психолого-педагогических исследованиях 6
1.2. Причины возникновения и проявления детских страхов 9
1.3. Сказкотерапия как метод коррекции страхов у детей дошкольного возраста 12
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 16
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКИХ СТРАХОВ СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ 17
2.1. Организация и проведение процедуры исследования 17
2.2. Программа сказкотерапии по коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста 27
2.3. Анализ и обсуждение результатов исследования 30
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 48
Введение:
Актуальность. Дошкольный возраст является наиболее продуктивным в плане развития эмоциональной сферы дошкольников. В период дошкольного детства происходит формирование основ для развития образовательных, нравственных, культурных и мировоззренческих приоритетов, которые и являются предпосылками эмоционального развития. Существует и фактор эмоциональных нарушений в поведении дошкольников, вызванных современными реалиями социально-информационной среды.
В настоящее время зачастую не придается особого значения эмоционально-личностному развитию ребенка, связанному с психологическим и социальным благополучием. Вместе с тем известны эффективные средства гармонизации эмоциональной сферы в детском возрасте, такие, например, как арт-терапия (психологическое воздействие искусством через занятия творчеством). Одним из самых эффективных методов арт-терапии является сказкотерапия, которая способствует избавлению ребенка от чрезмерного эмоционального напряжения, снижает тревожность, агрессивность, позволяет пережить положительные эмоции.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о недостаточной разработанности и обоснованности проблемы изучения особенностей возникновения и проявления страхов у детей дошкольного возраста. Данной проблемой занимались такие ученые, как А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, М.А. Панфилова, Р.В. Овчарова, Д. Боулби, и др. Так, А.И. Захаровым впервые в истории мировой и отечественной практики рассматривались причины возникновения и развития у детей ночных и дневных страхов; Р.В. Овчаровой, Ю.В. Щербатых, И. Вард изучались отдельные виды страха у детей. С позиций психолого-педагогического подхода страхи рассматривались с точки зрения важности протекания психических процессов плане обучения и воспитания, что отмечалось Л.И. Божович, А.И. Захаровым, В.С. Мухиной и А.М. Прихожан.
Проблемами детских страхов занимались многие ученые, определяя страх как «психическое состояние» (О.М. Дьяченко); как «аффективное состояние» (З. Фрейд); как «эмоциональное состояние» (И. Раншбург, А. Роббер, Э. Эриксон); как «чувство» (В. М. Блейхер, И.В. Крук, А. Фромм); как «эмоцию» (С.Ю. Головин, А.И. Захаров, К. Э. Изард, К.К. Платонов, М.Г. Ярошевский); как «ощущение» (С.С. Степанов); как «рефлекс» (И.П. Павлов).
Проблема исследования обусловлена возникшими к настоящему времени в теории и практике дошкольного воспитания рядом противоречий между: востребованностью сказкотерапии в практике дошкольной работы и недостатком практических исследований по использованию сказкотерапии в качестве средства коррекции страхов у дошкольников.
Объект исследования: детские страхи.
Предмет исследования: сказкотерапия как средство психокоррекции детских страхов.
Цель: изучить эффективность сказкотерапии в коррекции страхов у дошкольников.
Гипотеза исследования: предполагается, что метод сказкотерапии является эффективным средством профилактики и коррекции страхов у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования.
1. Осуществить теоретический обзор научных подходов к определению страха в психолого-педагогической литературе.
2. Описать причины возникновения и особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста.
3. Рассмотреть опыт использования сказкотерапии как метода психологической коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести эмпирическое исследование психологической коррекции страха у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии и описать полученные результаты.
Методы исследования: теоретические — теоретико-методологический анализ психологической литературы; синтез; обобщение; классификация; эмпирические: наблюдение; тестирование; методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных: интерпретация результатов. В работе использовались следующие методики: тест тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки); проективная методика «Мои страхи» (А.И. Захаров), методика «Рисунок семьи» (Г.Т. Хоментаускас, В.К. Лосева).
Практическая и теоретическая значимость исследования состоит в возможности использования теоретических выводов, практических наработок и методических рекомендаций воспитателями ДОУ, а также в апробации занятий сказкотерапии для коррекции детских страхов. Результаты исследования могут служить основой для решения задач в консультативной, тренинговой и психокоррекционной практике при психологической помощи детям. Результаты исследования обогащают и дополняют научное знание в рамках исследования проблемы.
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Текст работы:
Страхи имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в его источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. В качестве основных причин формирования страха у ребенка выделяют личностную тревожность родителей; отсрочку подкрепления; смену социального окружения и привычной обстановки; рассогласованием актуальных потребностей ребенка в признании и имеющимся социальным положением; наличие нереализуемых угроз; отсутствие ролевой идентификации с родителем; раннюю рационализацию чувств ребенка, психическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и родителями; депривацию возрастных потребностей.
Семья ребенка служит источником возникновения страхов, возникающих вследствие неправильных типов семейного воспитания, конфликтных взаимоотношений между родителями; традиционализма семейных отношений; наличии недоверия к ребенку со стороны родителей; непоследовательности тактик воспитания; ситуации повышенной ответственности перед родителями; и т.д. Основными страхами дошкольников младшего и среднего дошкольного возраста являются страхи разлуки с родителями, страхи темноты, страхи одиночества, страхи медицинского характера и т.д. К старшему дошкольному возрасту появляются социальные страхи осознания собственной роли в социуме.
На формирующем этапе была реализована сказкотерапевтическая программа коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста, представленная определенной этапностью и структурой. Сказкотерапия способствовала избавлению от отрицательных эмоций, развитию самооценки и самоуверенности, десенсибилизации тревог и страхов. Программа сказкотерапии позволила решить задачи, связанные с коррекцией детских страхов. Дети приобрели опыт конструктивных способов преодоления страхов, снизился уровень психологического дискомфорта.
Контрольный этап исследования доказал эффективность применяемой программы — произошла положительная динамика показателей по всем методикам. Большинству детей присущ средний и низкий уровень выраженности страха, они демонстрируют общительность, уверенность в себе, имеют доброжелательные благоприятные взаимоотношения со сверстниками, преобладает позитивный тон настроения. Однако в группе присутствуют дети с высоким уровнем выраженности страха, что делает этих детей неуверенными в себе, подозрительными и недоверчивыми во взаимоотношениях с окружающими. К концу эксперимента страхи дошкольников стали менее актуализированными. Уменьшилось чувство отверженности в семье, повысилась значимость всех членов семьи, отсутствуют нарушения в общении и во внутрисемейных контактах, менее выраженными стали признаки импульсивности и эмоциональной напряженности. Снизился уровень тревожности в ситуации взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
В работе также описаны возможности психоконсультирования при психокоррекции детских страхов с использованием сказкотерапии.
Таким образом, материал, изложенный в работе, позволяет утверждать, что цель достигнута, задачи исследования решены, гипотеза доказана.
Заключение:
Актуальность. Дошкольный возраст является наиболее продуктивным в плане развития эмоциональной сферы дошкольников. В период дошкольного детства происходит формирование основ для развития образовательных, нравственных, культурных и мировоззренческих приоритетов, которые и являются предпосылками эмоционального развития. Существует и фактор эмоциональных нарушений в поведении дошкольников, вызванных современными реалиями социально-информационной среды.
В настоящее время зачастую не придается особого значения эмоционально-личностному развитию ребенка, связанному с психологическим и социальным благополучием. Вместе с тем известны эффективные средства гармонизации эмоциональной сферы в детском возрасте, такие, например, как арт-терапия (психологическое воздействие искусством через занятия творчеством). Одним из самых эффективных методов арт-терапии является сказкотерапия, которая способствует избавлению ребенка от чрезмерного эмоционального напряжения, снижает тревожность, агрессивность, позволяет пережить положительные эмоции.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о недостаточной разработанности и обоснованности проблемы изучения особенностей возникновения и проявления страхов у детей дошкольного возраста. Данной проблемой занимались такие ученые, как А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, М.А. Панфилова, Р.В. Овчарова, Д. Боулби, и др. Так, А.И. Захаровым впервые в истории мировой и отечественной практики рассматривались причины возникновения и развития у детей ночных и дневных страхов; Р.В. Овчаровой, Ю.В. Щербатых, И. Вард изучались отдельные виды страха у детей. С позиций психолого-педагогического подхода страхи рассматривались с точки зрения важности протекания психических процессов плане обучения и воспитания, что отмечалось Л.И. Божович, А.И. Захаровым, В.С. Мухиной и А.М. Прихожан.
Проблемами детских страхов занимались многие ученые, определяя страх как «психическое состояние» (О.М. Дьяченко); как «аффективное состояние» (З. Фрейд); как «эмоциональное состояние» (И. Раншбург, А. Роббер, Э. Эриксон); как «чувство» (В. М. Блейхер, И.В. Крук, А. Фромм); как «эмоцию» (С.Ю. Головин, А.И. Захаров, К. Э. Изард, К.К. Платонов, М.Г. Ярошевский); как «ощущение» (С.С. Степанов); как «рефлекс» (И.П. Павлов).
Проблема исследования обусловлена возникшими к настоящему времени в теории и практике дошкольного воспитания рядом противоречий между: востребованностью сказкотерапии в практике дошкольной работы и недостатком практических исследований по использованию сказкотерапии в качестве средства коррекции страхов у дошкольников.
Объект исследования: детские страхи.
Предмет исследования: сказкотерапия как средство психокоррекции детских страхов.
Цель: изучить эффективность сказкотерапии в коррекции страхов у дошкольников.
Гипотеза исследования: предполагается, что метод сказкотерапии является эффективным средством профилактики и коррекции страхов у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования.
1. Осуществить теоретический обзор научных подходов к определению страха в психолого-педагогической литературе.
2. Описать причины возникновения и особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста.
3. Рассмотреть опыт использования сказкотерапии как метода психологической коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести эмпирическое исследование психологической коррекции страха у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии и описать полученные результаты.
Методы исследования: теоретические — теоретико-методологический анализ психологической литературы; синтез; обобщение; классификация; эмпирические: наблюдение; тестирование; методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных: интерпретация результатов. В работе использовались следующие методики: тест тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки); проективная методика «Мои страхи» (А.И. Захаров), методика «Рисунок семьи» (Г.Т. Хоментаускас, В.К. Лосева).
Практическая и теоретическая значимость исследования состоит в возможности использования теоретических выводов, практических наработок и методических рекомендаций воспитателями ДОУ, а также в апробации занятий сказкотерапии для коррекции детских страхов. Результаты исследования могут служить основой для решения задач в консультативной, тренинговой и психокоррекционной практике при психологической помощи детям. Результаты исследования обогащают и дополняют научное знание в рамках исследования проблемы.
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Список литературы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СКАЗКОТЕРАПИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКИХ СТРАХОВ
1.1. Анализ понятия «страх» в психолого-педагогических исследованиях
В настоящее время исследование детских страхов является актуальной проблемой, что детерминировано различными факторами. Возникновение страхов в дошкольном детстве можно классифицировать как одну из причин развития личности дошкольника.
В зарубежной психологии проблема страхов постоянно находится в поле зрения ученых и практиков — К.Е. Изард [25], Ч.Д. Спилбергер [58], З. Фрейд [62], Э. Эриксон [67], и др.). Отечественные работы исследователей: Г.М. Бреслав [6], В.И. Гарбузова [14], А.И. Захарова [20], В.Р. Кисловской [30], Б.И. Кочубей [36], Е.В. Новиковой [36], Р.В. Овчаровой [44], А.М. Прихожан [51], и др., посвящены проблеме возрастных страхов и детской тревожности.
Существенный вклад в изучение детских страхов внесли В.И. Гарбузов [14], А.И. Захаров [21, 22] (проблемы нервно-психологического здоровья детей); O.A. Карабанова [12], A.C. Спиваковская (роль семьи в возникновении и проявлении детских страхов); A.M. Прихожан [51] (взаимосвязь тревоги и страха); и др. Страхи изучаются с позиции понимания важности того, насколько сильно негативные эмоциональные состояния детей влияют на нормальное протекание психических процессов в учебно-воспитательной деятельности (Л.И. Божович [5], В.К. Вилюнас [11], Л.С. Выготский [13], В.И. Гарбузов [14], А.И. Захаров [20], B.C. Мухина [41], Р.В. Овчарова [44], A.M. Прихожан [51], A.A. Реан [53] и др.).
З. Фрейд под страхом рассматривал определенное состояние аффекта, совокупный синтез определенных ощущений с иннервациями разрядки напряжения и их последовательным восприятием [62]. Р.В. Овчарова классифицирует страх как эмоциональное отражение конкретной угрозы для благополучия индивида, отражаемой глубоко в сознании самого человека [44]. Страх выступает в качестве эмоционального состояния, возникающего при появлении потенциальной угрозы биологическому либо социальному благополучию индивида, при этом подобное состояние акцентировано на сам источник опасности, несмотря на ее действительную угрозу либо воображаемую [32, с. 548].
С точки зрения А.И. Захарова [22], страх представляет собой фундаментальную эмоцию, которая способна вырабатываться под влиянием стимула, расцениваемого как потенциально угрожающий. Страх ученым исследовался с позиций естественного фактора, являющегося неотъемлемым в развитии индивида. Согласно Г. Крайгу, страх можно рассматривать как фундаментальную эмоцию, являющуюся предпосылкой для научения, однако для эффективности процесса научения страх не должен быть интенсивным [37]. К. Изард [25], А. И. Захаров [20], Л. С. Выготский [13] считали страх одной из самых мощных человеческих эмоций. Эмоция страха детерминирована характером защиты, что предопределяет эффект самосохранения в ситуации угрозы жизни и благополучию [32, с. 548].
В.И. Орловым [46] отмечалось то, что страху свойственна охранительная и регуляторная функции, Е.И. Роговым указывалось на отрицательное воздействие страха на человека, поскольку данная эмоция способна осуществлять и координировать деятельность и поведение человека [54]. По мнению И.Н. Степановой, страх является средством познания окружающей реальности, способствует формированию избирательно-критического отношения к окружающему, играет социализирующую роль в личностном формировании [10].
В контексте психолого-педагогического подхода эмоция страха исследуется при изучении воздействия отрицательных эмоциональных состояний на функционирование психических процессов, особенно в условиях учебы, что отмечали такие ученые, как Л.И. Божович [5], В.К. Вилюнас [11], А.И. Захаров [20], В.С. Мухина [41], А.М. Прихожан [51], А.А. Реан [53] и др.
Э. Клаперед, П. М. Якобсон [68] занимались исследованием страха как чувства, П.М. Вильсон, Д. Риттер — рассматривали страх в качестве базовой эмоции человека [9]; Ж. Ньюттеном [43] страх описывался с точки зрения мотивирующего начала; А.М. Прихожан [51] отмечала возможность описания аффективно-личностного характера страха.
По мнению А. И. Захарова [20], в зависимости от возрастных периодов, страхи могут дифференцироваться на естественные, сопровождающиеся нейтральным воздействием на поведенческий фактор и процесс коммуникации. При этом естественные страхи опосредованы кратковременным характером воздействия, в то время как патологические страхи ориентированы на продолжительное воздействие, характеризуются непроизвольностью. Подобные страхи способны негативно воздействовать на поведенческую и коммуникативную сферу индивида, а формирует у детей развитие предрасположенности к акцентуации на возрастных страхах [20].
Ф.Б. Березиным для объяснения проблемы дифференциации состояний страха и тревожности было введено понятие «явление тревожного ряда» [4]. В рамках данного подхода становится возможным выявить разницу между конкретным страхом как реакцией на потенциальную угрозу и страхом, имеющим иррациональный характер, формируемым в процессе нарастания тревожности, и способным даже конкретизировать опасность неопределенного рода.
Диагностика детских страхов достаточно неоднозначное и сложное занятие. Исследование детских страхов задействует комплексное изучение когнитивного, физиологического и поведенческого уровня. Диагностика детских страхов направлена на изучение всех уровней, характеризующихся изменениями, и для каждого уровня необходимо подбирать соответствующие методики.