Аттестационная работа (ВАР/ВКР) на тему 20. Управление качеством на предприятии(на примере)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА 6
1.1 Сущность и понятие качества и системы менеджмента качества 6
1.2 Характеристика современных методов оценки качества 9
1.3 Пути повышения качества на предприятиях 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА НА УФИМСКОМ НПЗ 24
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 24
2.2 Анализ качества продукции организации 29
2.3 Анализ текущей системы менеджмента качества 36
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ОПТИМАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА УФИМСКОМ НПЗ 40
3.1 Основные проблемы в области качества и пути их решения 40
3.2 Мероприятия по улучшению качества 42
3.3 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Введение:
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в условиях ры-ночной экономики любое предприятие вынуждено заботиться о своей конку-рентоспособности. Успеха в конкурентной борьбе может добиться только тот, кто постоянно стремится, как можно более полно удовлетворить запро-сы потребителя. Главной задачей становится неуклонное повышение качества своей продукции при сохранении разумного уровня цены.
Качество продукции рождается в процессе ее производства. Основа ка-чества закладывается при проектировании новой продукции и разработке соответствующей документации. Затем следует создание качества в процессе изготовления продукции. Окончательную же оценку качеству дает потреби-тель, поэтому необходим контроль качества, чтобы не допустить некаче-ственный товар к потребителю. Традиционная концепция обеспечения каче-ства основной упор делает именно на контроль. Проблема заключается в том, что контролировать все этапы выпуска, реализации и сервиса продук-ции и услуг, как пример, в филиале ПАО АНК «Башнефть» – «Башнефть УНПЗ», невозможно, так как это ведет к неоправданным затратам. В совре-менном мире на первый план вышло руководство (управление) качеством – обеспечение качества изделия на всем протяжении его жизни от зарождения (проектирования) до смерти (утилизации).
Таким образом, объектом исследования настоящей работы выступает Уфимский нефтеперерабатывающий завод (филиал ПАО АНК «Башнефть» – «Башнефть УНПЗ»), основным видом деятельности которого является пере-работка углеводородного сырья с целью получения нефтепродуктов. Основ-ная продукция, выпускаемая Уфимским НПЗ – моторное топливо. Предпри-ятие является родоначальником отрасли в республике Башкортостан и одним из старейших предприятий российской нефтепереработки. Первую партию бензина здесь выработали еще в 1938 году. Предметом исследования являет-ся система управления качеством, действующая в Уфимском НПЗ.
Концепция управления (менеджмента) качеством, пришедшая на смену концепции контроля качества, позволяет не только выпускать качественную продукцию, но и оперативно реагировать на запросы потребителя, постоян-но совершенствовать свою продукцию, снижать издержки производства. Ме-неджмент качества предполагает создание на предприятии современной си-стемы качества, удовлетворяющей требованиям международных стандартов. Сертификат на соответствие системы качества международным стандартам (таким как ИСО серии 9000 и другие) является признанием того, что органи-зация может работать на международном рынке товаров и услуг.
Целью настоящей выпускной квалификационной работы является изу-чение и обобщение теоретических и практических методов совершенствова-ния систем управления качеством. Для достижения поставленной цели необ-ходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть историю появления и мировой опыт развития систем управления качеством в организациях различного профиля;
– провести анализ действующей системы управления качеством на примере Уфимского НПЗ, выявить в его работе возможные направления для улучшения;
– разработать практические рекомендации по внедрению системы ме-неджмента качества, соответствующей требованиям международных стан-дартов, и оценить потенциальную эффективность от ее внедрения.
Теоретическую основу исследования составляют положения действую-щих в нашей стране нормативных документов в области управления каче-ством и статистических методов анализа данных, а также труды российских и зарубежных авторов: Басюка А.С., Глазунова А.В., Годлевского В.Е., Гро-дзенского С.Я., Деминга Э., Имаи М., Кочеткова Е.П., Лапидуса В.А., Сали-мовой Т.А., Шевчука Д.А., Щепакина М.Б., Яновой В.В. Информационной базой является информационная характеристика деятельности филиала ПАО АНК «Башнефть» – «Башнефть УНПЗ», отчетность по качеству за 2016-2018 годы. Практическая значимость исследования заключается в разработке кон-кретных рекомендаций и плана мероприятий по совершенствованию системы управления качеством и последующему постоянному улучшению ее.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемых источников, приложений.
В первой главе раскрываются понятия качества, его связи с потребно-стями клиентов, проводится анализ истории развития систем управления ка-чеством, приводятся основные принципы, на основании которых будет про-водиться совершенствование системы управления объекта исследования.
Во второй главе приведена краткая характеристика объекта исследова-ния, проведен анализ его действующей структуры управления, методов управления качеством, сложившихся способов взаимодействия структурных подразделений в рамках выполняемых процессов.
В третьей главе определены методы совершенствования системы управления качеством на рассматриваемом объекте. Разработана миссия и видение организации, сформулирована политика в области качества, постав-лены бизнес-цели на ближайший период. Изложена методика управления всеми процессами организации, которая позволит не только управлять ими, но и постоянно улучшать. Проведен анализ эффективности предложенной системы качества при ее внедрении на объекте. Разработан детальный план мероприятий по внедрению СМК, основанной на требованиях стандарта ISO 9001:2015.
Заключение:
Качество продукции на предприятии является важным фактором дея-тельности в условиях рынка, поскольку обеспечивает расширение сегментов рынка, процветание предприятия, рост прибыли. Международный опыт по-казывает, что целесообразно проводить работы по улучшению качества в рамках системы управления, охватывающей весь жизненный цикл продукции – от проектирования до потребления и утилизации.
Качество продукции (включая новизну, технический уровень, отсут-ствие дефектов в производительности, надежность в эксплуатации) является одним из важнейших средств конкуренции, завоевания и сохранения позиций на рынке. Поэтому компании уделяют особое внимание обеспечению высоко-го качества продукции, установлению контроля на всех этапах производ-ственного процесса, начиная с контроля качества сырья и заканчивая опре-делением соответствия характеристик и параметров продукта. Таким обра-зом, управление качеством продукции стало основной частью производ-ственного процесса и направлено не столько на выявление несоответствий или дефектов в готовом продукте, сколько на проверку качества продукта в процессе его изготовления.
Управление качеством продукции должно осуществляться систематиче-ски, то есть компания должна использовать систему управления качеством продукции, которая четко распределяет ответственность, определяет проце-дуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.
В последние годы новый подход, новая стратегия в управлении каче-ством характеризуется рядом особенностей:
– обеспечение качества понимается не как техническая функция, выпол-няемая отдельным подразделением, а как систематический процесс, который проникает во всю организационную структуру компании;
– новая концепция качества должна соответствовать действующей ор-ганизационной структуре предприятия;
– управление качеством актуально не только при производстве, но и в процессе проектирования, маркетинга и послепродажного обслуживания;
– улучшение качества продукции требует использования новых техно-логий производства, от автоматизации проектирования до автоматизирован-ных измерений в процессе контроля качества;
– всестороннее улучшение качества достигается только при участии всех сотрудников компании.
Управление качеством продукции основано на стандартизации, кото-рая является нормативно-технической базой, определяющей прогрессивные требования к продукции, производимой для нужд национальной экономики, населения, обороны, экспорта. Окончательная оценка качества производства продукции осуществляется с помощью сертификации, что означает тестиро-вание продукции, выдачу сертификата соответствия, маркировку продукции (знак соответствия) и контроль состояния последующего производства по-средством контрольных испытаний.
В рамках данной работы проведено изучение и обобщение теоретиче-ских и практических методов совершенствования систем управления каче-ством.
Для достижения конечной цели были решены все задачи:
– рассмотрена история появления и мировой опыт развития систем управления качеством в организациях различного профиля;
– проведен анализ действующей системы управления качеством на примере филиала ПАО АНК «Башнефть» – «Башнефть УНПЗ, выявлены проблемы в ее функционировании, установлены основные причины этих проблем;
– выявлены направления по улучшению финансовых, управленческих и репутационных показателей компании;
– разработаны практические рекомендации по построению системы менеджмента качества, соответствующей требованиям международного стан-дарта 9001:2015, и оценена потенциальная эффективность от ее внедрения.
В ходе работы определено, что создание на предприятиях систем управления качеством заключается в разработке, документировании, внед-рении, поддержании функционирования и постоянном совершенствовании систем менеджмента качества. Создание СМК позволяет организовать дея-тельность предприятия, создать документированные внутрифирменные пра-вила работы, управлять изменениями в своих процессах, анализировать их и постоянно улучшать, что существенно повышает скорость реакции предпри-ятия на требования потребителей.
При рассмотрении показателей качества продукции Уфимского НПЗ выявлено, что в организации имеются системные проблемы, связанные с низ-кой организацией работ, как при производстве продукции, так и при взаи-модействии с поставщиками сырья и материалов, с недостаточным управле-нием персоналом. В качестве общей тенденции было установлено, что на предприятии не ведется планомерная работа по улучшению и стабилизации качества продукции, предпринимаемые предупреждающие меры, в том числе по обеспечению стабильности технологических показателей, являются эпизо-дическими.
Для улучшения организационного состояния завода были разработаны основные документы системы менеджмента качества, впервые сформулиро-вана политика в области качества, определены процессы СМК, сформирова-на процессная модель, предложена методика управления и мониторинга процессами. Расчет затрат по проекту и прибыли от его реализации показал несомненную экономическую эффективность предлагаемых мероприятий по созданию системы качества на Уфимском НПЗ.
Таким образом, создание в российских компаниях систем качества, со-ответствующих стандарту ISO 9001, связано с гораздо более общим и не-прерывным циклом работы по качеству для перестройки всей корпоратив-ной культуры на принципах всеобщего управления качеством TQM. Такой подход обеспечивает максимальную эффективность усилий и предоставляет компании долгосрочное стратегическое преимущество перед конкурентами.
Фрагмент текста работы:
Понятие качества развивалось и уточнялось на протяжении всей чело-веческой истории. Работники промышленных предприятий часто считают, что качество – это удовлетворение требованиям чертежа, технических усло-вий (ТУ) или каким-либо стандартам. Однако когда мы покупаем ту или иную вещь, нам нет дела до ТУ, стандартов и тому подобного, мы оцениваем «качество» как выполнение функционального предназначения, а также надежность, эстетичность, удобство и т.д. Таким образом, для нас качество – это то, чего мы ожидаем от товара или услуги, причем с учетом потраченных нами средств, то есть с учетом цены.
Согласно международному стандарту ИСО 8402 [4]:
«качество – это совокупность свойств и характеристик объекта, способных удовлетворять предполагаемые и обусловленные потребности».
Однако необходимо отметить, что в настоящее время указанный выше стандарт заменен новой версией ГОСТ Р ИСО 9000 [1], согласно которому:
«качество – степень соответствия совокупности присущих характе-ристик объекта требованиям.
Примечания:
1 Термин «качество» может применяться с прилагательными, таки-ми, как плохое, хорошее или превосходное.
2 Термин «присущий», являющийся противоположным термину «при-своенный», означает имеющийся в объекте».
Очевидно, что первое определение, приведенное автором, более понят-но по содержанию и более поддается осмыслению. Предполагаемая потреб-ность фактически представляет собой служебное назначение изделия. То есть, покупая авторучку, человек предполагает, что она пишет (он для этого ее и покупает), тем самым он удовлетворяет свою предполагаемую потребность. Покупая стул, человек предполагает, что на нем можно сидеть – это тоже предполагаемая потребность.
Обусловленная потребность формируется, когда на предполагаемую потребность накладываются какие-либо ограничения (условия). Авторучкой можно писать (предполагаемая потребность), но в течение определенного времени, пока не кончатся чернила (здесь потребность обусловлена). На сту-ле можно сидеть (предполагаемая потребность), но максимальная нагрузка, которую он выдерживает, не должна превышать 100 кг (потребность обу-словлена, то есть ее удовлетворение ограничено). При рассмотрении в этом ключе технологически сложных товаров, как например, продуктов нефтепе-реработки, на удовлетворение предполагаемых потребностей накладывается гораздо больше ограничений (экологичность, эффективность использования и другие).
Суть определения качества в том, что потребности потребителя нужно понять и удовлетворить. Потребители ожидают, что продукция или услуги будут такими, как им нужно, или еще лучше, их будут поставлять вовремя и по приемлемой цене.
Потребителем является не только покупатель конечной продукции, но и любой участник производства на последующей стадии технологического цикла или производственного процесса. Все наши взаимоотношения можно рассматривать как взаимоотношения поставщик-потребитель. Например, каждый работник – это потребитель для того, кто выполнял предыдущую операцию; пассажир – потребитель не только для водителя автобуса, но и для кондуктора, и т.д. Студенты являются потребителями для преподавателя, так как оценивают качество его работы, то есть то, насколько удовлетворя-ются их потребности в познании.
Чтобы говорить об удовлетворении потребностей, надо эти потребно-сти выявить и четко сформулировать. В некоторых случаях, особенно когда речь идет о характеристиках безопасности продукции, потребности устанав-ливаются соответствующими требованиями стандартов или законов. Напри-мер, федеральным законом «О защите прав потребителей» определено, что изготовитель обязан передать товар (например, автомобильное топливо), со-ответствующий требованиям к его качеству, установленным законами и стан-дартами. В нашем случае таким стандартом является технический регламент Таможенного Союза ТР ТС 013/2011 [6], в котором к каждому виду топлива и его составу предъявляются требования безопасности. Таким образом, по-требности потребителя, касающиеся безопасности использования топлива, в данном случае законодательно оформлены, и изготовители обязаны удовле-творить эти потребности, то есть выполнить требования технического регла-мента.
Преобразование предполагаемых потребностей в реализованное каче-ство, то есть в удовлетворяющие эти потребности характеристики, – это про-цесс, состоящий из нескольких этапов, на каждом из которых происходит не-которое снижение качества (рисунок 1).