Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Журналистика субкультур и контркультур
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА И ЖУРНАЛИСТИКА:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ. 8
1.1. Определение понятий журналистики субкультур
и контркультур. 8
1.2. История возникновения журналистики
контркультур. 16
1.3. Соотношение понятий журналистики субкультур
и контркультур. 23
ГЛАВА 2. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СУБКУЛЬТУР И КОНТРКУЛЬТУР НА
ТЕЛЕВИДЕНИИ 27
2.1. Демонстрация веяний субкультур и контркультур в
телевизионных и радио передачах с 1980 гг. по современное время на зарубежном
телевидении. 27
2.2. Анализ передач постперестроечного и современного периода
на российском телевидении и радио в контексте трансляции субкультурного и
контркультурного мировоззрения. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.. 54
Введение:
Актуальность темы
исследования. Известно, что журналистика как одна из важнейших сфер общественной
деятельности, имеет дело с производством и распространением информации.
Журналистика в известной мере является только инфраструктурой, которая призвана
обслуживать жизнедеятельность общества.
Культура многогранна в своих проявлениях. Актуальность темы
представленного исследования обусловлена важностью проведения анализа
журналистской деятельности с точки зрения субкультурных и контркультурных
направлений, которые дают возможность отразить специфику развития культуры
общества.
Журналистика и культура, действительно, имеют особые
отношения. Их особенность заключается в двусторонности: журналистика как часть
представляет определенный вектор зрения, дает возможность рассматривать
определенный сегмент общественного развития, в частности, нам интересно, как
развивалась не массовая культура, а культура более малых групп – субкультура,
которая может рассматриваться как именно культура «не для всех», а имеющая
специфику взглядов и идеологий. С другой стороны, журналистика – это очень влиятельная
сфера информации, которая оказывает огромное влияние на распространение,
просвещение, толкование ценностей культуры. И, действительно, одной из ее
ценностей в том числе являются субкультурные и контркультурные направления.
Являясь важнейшим механизмом распространений и пропаганды (употребим здесь это
выражение, оно вполне уместно) журналистика способна ангажировать развитие субкультур
и контркультур, способствовать их обогащению, или же, напротив, тормозить,
препятствовать просвещению духовности и даже подменять ценности.
Анализируя эту важнейшую сторону взаимоотношения журналистики
и культуры, мы можем свидетельствовать о том, что СМИ (преимущественно
телевидение) не только распространяют, но все больше творят, созидают культуру
с точки зрения не только массовой культуры, но и с позиции субкультурных и
контркультурных направлений.
Преимущественно это происходит через репрезентацию
музыкальных стилей в передачах музыкальной тематики, которые всегда шли на
телевидении, но всегда были специфичны и не понятны для культуры массовой.
Таким образом, актуальность исследования состоит в изучении
субкультур и контркультур под призмой журналистских материалов на телевидении –
контента музыкальных программ и с точки зрения отношения массовой культуры к
субкультурным проявлениям на телевидении.
Объект исследования – журналистика
субкультур и контркультур.
Предмет исследования – телевизионные
музыкальные программы немассового производства.
Цель исследования: на примере
телевизионных музыкальных программ изучить развитие и специфику субкультур и
контркультур в структуре массовой журналистики.
Исходя из представленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
— определить понятия журналистики субкультур и контркультур;
— рассмотреть историю возникновения контркультур;
— выявить соотношение понятий журналистики субкультур и
контркультур;
— продемонстрировать веяния субкультур и контркультур в
телевизионных и радио передачах с 1980 гг. по современное время на зарубежном
телевидении;
— провести анализ передач постперестроечного и современного
периода на российском телевидении и радио в контексте трансляции субкультурного
и контркультурного мировоззрения.
Заключение:
В ходе представленного исследования были
изучены теоретические и практические особенности журналистики субкультур и
контркультур.
В ходе решения первой задачи было
выявлено, что журналистика субкультур и контркультур понимается нами в рамках данного
исследования с точки зрения двух направлений:
— как ответвление новой журналистики – направления
гонзо-журналистики, которая всегда выражала собственный взгляд на то или иное
явление, даже если он был революционный;
— как журналистский жанр, где приоритетным является
нетрадиционное видение проблемы, где отсутствует страх проявлять естественность
и революционное отношение ко всему массовому, ко всему, что является
«стандартом» и, соответственно, не всегда это – про самовыражение. В свою
очередь, субкультуры и контркультуры – это один из способов самовыражения,
способов выразить протест в той или иной форме.
В ходе решения второй задачи мы определили, что
контркультура возникла и формировалась постепенно, вбирая в себя то, что
сегодня можно в полной мере назвать компонентами контркультурной журналистики с
точки зрения специфики ее материалов. При этом она взяла свое начало в Америке
в 1969 году как направление новой журналистики. В России ключевым историческим
моментов журналистики контркультур является открытие одноименного музыкального
журнала.
В ходе решения третьей задачи было определено, что
журналистика субкультур и контркультур может рассматриваться несколько
обособленно, а именно:
— журналистика субкультур – это журналистика о
направлениях, которые могут быть интересны не массовому зрителю, но такому
зрителю, которому интересно гораздо большее, чем просто потребление.
Этот зритель видит мир через призму
определенного мировоззрения. Но, никакого протеста не выражает, не идет в
разрез с общепринятой культурой и идеологией;
— журналистика контркультур имеет в целом
аналогичное описание – это материалы, которые не предназначены для простого
массового зрителя, это, скорее, для публики заинтересованной, имеющей
идеологию, знающей тот или иной контекст. Этот зритель тоже видит мир через
призму определенного мировоззрения. Но, здесь присутствуют протестные и
радикальные вызовы обществу, полное несогласие, которое демонстрируется в
жесткой форме и является целенаправленным.
В этой связи мы можем считать, что журналистика
контркультур является составной частью журналистики субкультур, поскольку она
передает те же настроения и материалы, однако, с более узкой направленностью
протестного и революционного движения.
В ходе решения четвертой задачи было определено, что журналистике
субкультур и контркультур на иностранном телевидении – это явление достаточно
редкое, преимущественно отмечающееся в рамках развития массовой культуры.
Культура протеста за рубежом, по нашим наблюдениям, выражена достаточно слабо,
и это касается именно современного периода общественного развития. Если же
говорить о репрезентации субкультур и контркультур на
телевидении и радио за рубежом в период 1980-х годов, приходится
свидетельствовать о тенденции замещения контркультурных настроений на
субкультурные, что позволяет субкультуре, как общему понятию, развиваться в
качестве альтернативного взгляда на культуру.
В ходе решения пятой задачи мы определили, что на
современном телевидении и радио активно презентуется и субкультура, и даже
контркультура, однако важно адоптировать формат под специфику современного
коммерциализированного телевизионного вещания.
В целом же можно сказать следующее:
сегодня в так называемом не массовом, не традиционном поп-направлении на радио
и телевидении репрезентуется уже не протестная журналистика, а лишь
стилистически соответствующий музыкальный контент, который, вместе с тем,
выделяется уже не в контркультуру, но является составляющей частью субкультуры
как в целом направления, идущего параллельно традиционной массовой
поп-культуре.
Такая тенденция, как было выявлено из
произведенного анализа телевизионных и радио программ за рубежом и в России,
является общей. То есть, журналистика контркультур действительно существовала в
конце прошлого столетия, тогда как сегодня, в век коммерциализированного
телевидения, развития тенденции к продающему контенту, любые ответвления от
массовой культуры (поп направления в культуре) репрезентуются уже в
журналистике субкультур как направления, которое существует в параллели с
традиционной культурой и никак ей не противоречит.
По сути, такая форма журналистики – это
необходимость, данность современного времени, поскольку любой журналистский
протест расценивается как аполитичные настроения, что, в свою очередь, имеет
вполне реальные негативные для СМИ и журналистов последствия.
Таким образом, задачи
исследования решены. Цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРА И
ЖУРНАЛИСТИКА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ 1.1. Определение понятий
журналистики субкультур и контркультур Тенденции общественного развития и
процессы глобализации постоянно меняют смысл и содержание понятия журналистики
и образа журналиста в ней. Так, в советское время профессия журналиста
рассматривалась как творческая со ссылкой понятия к литературным работникам.
Современный же представитель данной профессии являет в своих работах более
технологизированные действия.
Суть журналистской профессии в
значительной мере определяется влиянием социокультурного, политического,
экономического и технологического факторов. Требования к профессионалам
меняются в ускоренном темпе, пересматриваются критерии профессионализма, функции
и суть журналистской профессии, появляются новые модели практического
воплощения журналистики. Поведение и действия журналиста относительно его
рабочих качеств и его внутренние ценностные ориентиры нередко вступают в
конфликт, что вызывает амбивалентность и непоследовательность поведения.
Культура – взаимосвязь производственных, социальных и
духовных достижений человечества.[1]
Различные традиции и материальные и духовные ценности общества или группы
принято считать культурой. Они служат основой для передачи накопленного опыта и
воспитания подрастающего поколения, а также как ориентир поведения в социуме.
Если у определенной части общества существует
отличительная от массовой культуры обособленность, своя уникальная структура
норм и ценностей – это принято считать субкультурой.
Понятие «субкультура» не обязательно связано с
противодействием по отношению к доминантной культуре. Несмотря на это, очень
часто против нее выступают те часть социума, которая поддерживает основную
культуру.
Субкультура – это специфический вид культуры,
независимое формирование, находящее внутри доминирующей культуры. Она едина по
структуре, имеет свою иерархию ценностей и традиций. Вне зависимости от
времени, всегда можно было выделить комплексность субкультурных феноменов.
Однако, основная культура – это то, что влияет на жизнь в обществе в тот или
иной период.[2]
Субкульутра подразумевает отделение определенной
группы общества от другого культурного содержания. Появление различных
субкультур в социуме вызвано прежде всего нежеланием подчиняться доминирующей
культуре, которая стремится заполонить все сферы жизни человека. По своей сути
она стабильна и суверенна.
Периодически случается так, что определенная часть
социума желает следовать таким традициям и чтить такие ценности, которые
вступают в конфронтацию с основными моральными принципами. В таком случае
принято говорить о возникновении контркультуры. Контркультура – это
субкультура, которая выступает против основной культуры социума и имеет
выделяющиеся принципы и нормы.
В теории культурологии и социологии XXI века есть
два термина, описывающих понятие контркультуры. Первый описывает ее как
определенные установки в обществе в области культуры, которые выступают против
традиционных доминирующих принципов. Второе понятие используется для описания
субкультуры 60-х годов, существовавшей в западном мире среди молодого
поколения, когда оно открыто выступало против устоявшихся культурных ценностей
«отцов».
Контркультура обычно возникает в таком обществе, где
традиционные ценности отстают от ритма жизни и потребностей нового поколения.[3]
Она возникает как способ показать негативное отношение
к классическим принципам и проявить желание модернизировать и внедрить в жизнь
современные культурные тенденции. Желание самоутвердиться – вот ключевой фактор
активного появления разнообразных контркультур.
В журналистике тема субкультур и контркультур также
затрагивается. Исходя из анализа понятий субкультуры и контркультуры, мы можем
дать определение понятия «журналистика субкультуры и контркультуры». По сути,
это ответвление журналистики, которое акцентирует внимание на вопросах
взаимодействия и репрезентации субкультур и контркультуры в общество. В
частности, журналистика субкультур и контркультур актуализирует следующие
ключевые вопросы: «Почему они такими стали? Что они хотят выразить через свой
образ? Опасны ли они для окружающих?» Вариативность ответов подразумевает и
изменчивость отношения к субкультурам и контркультурам.
Кроме того, журналистика контркультур и субкультур
вошла в речевую практику. А именно, формируется речевая субкультура, достаточно
своеобразная в лексическом отношении.[4]
Журналисты пишут и снимают материалы такими, чтобы они были востребованы в
обществе. Здесь речь идет об адаптации инфоповодов на приемлемый речевой
уровень.
Одно из направлений и «прародителей» журналистики
субкультур и контркультур – новая журналистика. Это альтернативная техника
подачи журналистских материалов.
Преимущественно это касалось печатной журналистики.
Компонентами новой журналистики в контексте журналистики субкультуры и
контркультуры стоит читать следующие:
— Сценоописательство. [1] Ожегов С.И. и
Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических
выражений. – М., 2019. – С.313,913. [2] Крапотина Т.Г.
Основные функции, принципы и ценности молодежных субкультур
в современном обществе [Электронный
ресурс]. – Режим доступа:
https://www.hse.ru/data/2015/04/30/1098224284/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0.pdf
(дата обращения 2.06.2021). [3] Алимаева О.И.
Социокультурный феномен контркультуры: современные подходы к исследованию
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2013/07/15/i-09_alimaeva.pdf
(дата обращения 1.06.2021). [4] Коньков В.В. Язык
молодежной субкультуры в речевой практике СМИ // Записки Горного института. –
2011. – № 2. – С. 25-28.