Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Жилищные субсидии как вид социального обеспечения в Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ……………..……………………………………………….……….3
I. Жилищные субсидии как вид социальной помощи……………..………6
1.1 Субсидии как вид социальных выплат…………………………………..6
1.2 Понятие субсидий на приобретение жилья……………………………..12
1.3 Правовые основы предоставления субсидий на приобретение жилья…………………………………………………………………………13
II. Правовое регулирование предоставления жилищных субсидий..………………………………………………………………………..20
2.1 Получатели жилищных субсидий………………………………………………..20
2.2 Условия предоставления жилищных субсидий………………………..28
2.3 Порядок предоставления жилищных субсидий………………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………45
ИСТОЧНИКИ…………………………………………………………………..48
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………53
Введение:
Вопросы жилищного обеспечения населения на сегодняшний день являются одними из самых актуальных в силу высокой потребности российских граждан в жилье, тем более, что уровень доходов большинства из них не позволяет приобрети жилье. Ипотечное кредитование также недоступно для части семей по причине низких доходов.
Покупка жилья для отдельных категорий граждан возможна только путем государственной помощи. Одна из форм такой помощи — выделение субсидий на строительство или приобретение жилья.
Между тем право на жилище закреплено в п. 1 ст. 40 Конституции РФ как основное, неотъемлемое и естественное право каждого человека. Это конституционное положение базируется на соответствующих международно-правовых актах. В частности, Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1948 г., признает за каждым человеком «право на такой жизненный уровень, включая жилище, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи».
В этих условиях субсидии на приобретение жилья как относительно самостоятельная часть социального обеспечения заслуживают пристального внимания. Их основной задачей является социальная защита наиболее уязвимых в социальном плане слоев населения, более того, данная форма находит на практике все более широкое распространение.
Согласно докладу о жилищном строительстве, который представил Центробанк в 2019 году, «только 35% российских семей могли себе позволить воспользоваться ипотекой при покупке квартир», если брать в расчет 18 кв. м жилой площади на человека.
В стране на 1 января 2020 года было более 42 тыс. семей инвалидов и семей с детьми-инвалидами, которые нуждаются в улучшении жилищных условий и встали на учет до 1 января 2005 года. Решение их жилищной проблемы оставляет основной социальный приоритет в деятельности государства. «Ежегодно за счет субсидирования приобретения жилья порядка около 2,2 тыс. семей такой категории становятся получателями субсидии на решение жилищного вопроса».
Таким образом, значимость субсидий в системе социального обеспечения не только для отдельной личности, но и для общества в целом, предопределяет необходимость их дальнейшего исследования этого института. Указанные обстоятельства обусловливают актуальность и практическую значимость дипломного исследования.
Степень научной разработанности. К вопросам, связанным с предоставлением субсидий на приобретение жилья обращались различные авторы, в частности такие ученые, как Т.Д. Белкина, А.В. Вишнякова, Л.Ю. Грудцына, Л.В. Карпович, С.В. Щепина и др. Однако, эти авторы уделяли внимание субсидиям лишь в рамках исследования государственной социальной помощи и её форм. В то время как комплексных исследований жилищных субсидий, особенно с учетом последних изменений законодательства, не производилось.
Объектом дипломного исследования выступают общественные отношения, связанные с предоставлением жилищных субсидий отдельным категориям граждан.
Предметом исследования являются правовые нормы о жилищных субсидиях и практика их предоставления.
Цель исследования заключается в комплексном анализе¬ субсидирования приобретения жилья.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1.определить понятие субсидии на право приобретения жилья;
2.охарактеризовать правовые основы предоставления субсидий на приобретение жилья;
3.установить круг получателей жилищных субсидий;
4.произвести характеристику условия предоставления последних;
5.проанализировать порядок предоставления жилищных субсидий.
Методологической основой работы стал анализ нормативной правовой базы, научной литературы, материалов периодической печати по теме, а также применялись сравнительно-правовой метод и статистический метод.
Нормативной базой работы являются, прежде всего, Жилищный кодекс РФ, который регулирует рассматриваемые в исследовании отношения, а также другие федеральные законы, в которых прописаны условия предоставления субсидий и компенсаций. Однако, основной массив правового регулирования — это подзаконные акты федерального уровня, принятые Президентом и Правительством РФ, в том числе те, которыми утверждены государственные программы в области обеспечения жильем отдельных категорий граждан.
Также данные отношения регулируются на уровне субъектов РФ, в связи с чем есть необходимость анализа такого рода правовых актов.
Эмпирическую основы работы составили данные Росстата, материалы судебной практики по вопросам жилищного обеспечения в с применением жилищных субсидий.
Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых поделена на три параграфа, заключения и приложений.
Заключение:
Субсидии, возникшие как категория бюджетного права, сегодня представляют собой многогранное правовое явление. В том числе они представляют собой одну из мер социальной помощи населению, имеющую целевое назначение оплату предоставляемых материальных благ или оказываемых услуг.
Все виды субсидий, предусмотренные БК РФ, имеют признаки:
1. Это бюджетные средства.
2. Представляют собой софинансирование для возмещения недополученных доходов или затрат.
3. Их получает законодательно установленный круг лиц.
4. Их цель — обеспечить выполнение определенных государственных или муниципальных полномочий и заданий, поддержать производство товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Кроме этого субсидии обладают целевым характером, и такая цель определяется соответствующим правовым актом. Предоставляется субсидия
безвозмездно и безвозвратно. Она не нацелена полностью покрыть расходы, а лишь софинансирует такие расходы. Субсидию предоставляют без требования встречных предоставлений; она носит заявительный характер, следовательно соответствующий субъект должен сам обратиться за её получением. При выделении субсидии оценивается целесообразность её выделения, а также потребуется предоставить отчет о целевом использовании денежных средств, которые выделены в виде субсидии, а при нецелевом их использовании наступает ответственность в виде полного или частичного возврата полученных денежных средств. Предоставляется субсидия путем заключения публичного договора, иногда при этом оформляется именной сертификат. Субсидия также может носить стимулирующий характер в рамках государственных или муниципальных целевых программ.
Все перечисленные признаки универсального характера не имеют, поскольку отдельные виды субсидий, предусмотренные российским законодательством, какими-либо из названных признаков не обладают. Так, например, не предусмотрен именной сертификат при использовании субсидий в виде межбюджетных трансфертов, программами предусмотрены только стимулирующие субсидии, не все из субсидий оформляются публичным договором и др.
Можно выделить три группы субсидий, которые предусматривает российский законодатель: субсидии в сфере межбюджетных отношений; стимулирующие субсидии; социальные субсидии.
Субсидия на приобретение жилья – это один из видов социальной помощи. Жилищная субсидия имеет целевое назначение, она не может быть потрачена на иные цели, кроме как на приобретение жилья. Обычно субсидия предполагает частичную оплату приобретения жилья, то есть она выглядит как софинансирование, как покрытие части расходов на покупку жилья. Обычно такая субсидия носит единовременный характер, используется только один раз.
Еще одна особенность такого рода субсидий — это удостоверение права на них именным свидетельством — государственным жилищным сертификатом. Законодатель не признает его ценной бумагой. В отдельных случаях вместо сертификата используется свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Правовая база, определяющая вопросы предоставления жилищных субсидий, крайне обширна. Определяется это, прежде всего, большим числом различных категорий лиц, которые могут претендовать на получение субсидии такого рода. Имеет также значение и тот факт, что субсидии на приобретение жилья предусмотрены не только на федеральном уровне, свое слово в этом вопросе имеет право сказать и региональный законодатель с учетом того, что вопросы социального обеспечения составляют предмет совместного ведения России и её субъектов. Предоставление субсидий отдельным категориям граждан урегулировано на уровне федеральных законов. Однако, основная масса норм о жилищных субсидиях сосредоточена в подзаконных, особенно правительственных актах. Помимо федерального законодательства присутствует менее развитый блок региональных актов, посвященных вопросам предоставления жилищных субсидий.
Жилищные субсидии имеют также четко определенный круг получателей. Полный перечень их не столь просто установить. Связано это все с тем же фактом, что такой перечень определен и федеральным, и региональным законодательством. Прежде всего, федеральное законодательство к таим лицам относит прокуроров, судей, сотрудников Следственного комитета РФ. Субсидии (социальные выплаты) на приобретение жилья предоставляются инвалидам и семьям с детьми-инвалидами, отдельным категориям ветеранов, молодым семьям и молодым ученым, военнослужащим и иным льготным категориям лиц. Региональным законодательством может быть предусмотрено предоставление субсидий многодетным семьям и другим категориям граждан.
Что касается условий предоставления субсидии, то они могут различаться в зависимости от категории лиц, которым субсидия предназначается. Прежде всего, общее условие для приобретения права на жилищную субсидию, это нуждаемость в жилье. Но требования к такой нуждаемости неодинаковы.
Порядок предоставления жилищной субсидии также несколько различен, когда речь идет об отдельных категориях получателей этой выплаты. Обычно предоставление такого рода выплат, получение субсидии начинается с постановки лица на учет. Лицо обращается в соответствующий орган с заявлением о предоставлении субсидии. Потребуется представить четко установлены перечень документов. В течение установленного срока законодатель принимает решение о выделении субсидии. Обычно полученный меной сертификат или свидетельство можно использовать в течение установленного срока.
Фрагмент текста работы:
I. Жилищные субсидии как вид социальной помощи
1.1. Субсидии как вид социальных выплат
Для уяснения понятия «субсидия» обратимся к этимологическим корням данного термина. Его происхождение связывают с эпохой Петра 1, когда русский язык пополнился новым понятием, заимствованным из немецкого языка. На самом деле, корни этого понятия следует искать еще глубже, поскольку к нашему понятию имеет прямое отношение латинское слово «subsidium», означающее помощь, поддержку, резерв, пособие.
Хотя в русском языке, как мы указали, это понятие применялось уже в начале XVIII века, нормативно оно было впервые закреплено лишь в Бюджетном кодексе РФ (далее – БК РФ) в 1998 году с его принятием. В последнее время термин «субсидия» все более широко применяется в российском законодательстве, появляются новые сферы применения субсидирования.
Поскольку впервые именно в БК РФ впервые было включено искомое понятие, следует обратиться к его тексту, где содержание понятия «субсидия» раскрывается. Представляя собой категорию бюджетного законодательства, субсидия определяется законодателем как бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы России, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов (ст. 132 БК РФ).
Несмотря на то, что это понятие в БК РФ звучит довольно определенно, ученые предпринимают попытки дать собственное определение субсидий.