Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Гуманитарные науки Эстрадно-джазовое пение

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Жанр соул в контексте развития зарубежной популярной музыки XX-XXI вв

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Развитие зарубежной популярной музыки в XX-XXI веках 7

1.1 История развития джазовой музыки в США в ХХ веке 7

1.2 Появление новых направлений в послевоенной эстраде США в 50-тых годах: би-боп, кантри, рок-н-ролл и др. 15

Выводы по первой главе 23

Глава 2. Жанр «соул» и его роль в развитии зарубежной популярной музыки XX-XXI веков 25

2.1 Появление музыкального направления «соул» в 50-тых годах ХХ века и его триумфальное развитие 25

2.2 Наиболее яркие представители музыкального направления «соул», и их вклад в развитие мировой музыкальной поп-культуры 29

2.3 Новые имена в жанре «соул» в XXI веке 37

Вывод по второй главе 43

Заключение 45

Список литературы 49

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Джаз – это удивительная музыка, живая, постоянно развивающаяся, подхватившая ритмический гений Африки, сокровище тысячелетнего искусства игры на барабанах, обрядовых песнопений. Если добавить к этому хоровое и сольное пение баптистской и протестантской церквей — появляются абсолютно противоположные вещи, сливающиеся воедино в удивительное искусство мира! История джаза необычна, динамична, наполнена удивительными событиями, повлиявшими на мировой музыкальный процесс.

Современный мир музыки разнообразен, динамично развивается, рождаются новые стили. Для того чтобы свободно в нем ориентироваться, понимать происходящие процессы, необходимо знать хотя бы краткую историю джаза! Сегодня мы наблюдаем смешение все большего числа мировых культур и это постоянно приближает нас к тому, что по сути уже становится «всемирной музыкой».

Сегодняшний джаз вбирает в себя звуки и традиции практически из любого уголка земного шара. В том числе переосмысливается и африканская культура, с которой все начиналось. Европейский экспериментализм с классическим подтекстом продолжает влиять на музыку молодых пионеров, таких, как Кен Вандермарк, авангардист-саксофонист, известный по работе с такими известными современниками, как саксофонисты Мэтс Густафссон, Эван Паркер и Питер Броцманн. К другим молодым музыкантам более традиционной ориентации, которые продолжают поиски своего собственного тождества, относятся пианисты Джекки Террассон, Бенни Грин и Брэйд Мелдоа, саксофонисты Джошуа Редман и Дэвид Санчес и барабанщики Джефф Уоттс и Билли Стюарт. Старая традиция звучания продолжается и активно поддерживается такими художниками, как трубач Уинтон Марсалис, который работает с целой командой помощников, играет в собственных маленьких группах и возглавляет Оркестр Центра Линкольна. Под его покровительством выросли в больших мастеров пианисты Маркус Робертс и Эрик Рид, саксофонист Уэс «Warmdaddy» Эндерсон, трубач Маркус Принтуп и вибрафонист Стефан Харрис.

Басист Дейв Холланд также является прекрасным открывателем молодых талантов. Среди многих его открытий саксофонисты Стив Коулмен, Стив Уилсон, вибрафонист Стив Нельсон и барабанщик Билли Килсон.

К числу других великих наставников молодых талантов относятся легендарный пианист Чик Кориа, и ныне покойные барабанщик Элвин Джонс и певица Бетти Картер. Потенциальные возможности дальнейшего развития этой музыки в настоящее время велики и разнообразны. Например, саксофонист Крис Поттер под собственным именем выпускает мэйнстримовый релиз и одновременно участвует в записи с другим великим авнгардистом барабанщиком Полом Мотианом.

И повсеместное распространение за какие-нибудь 60-70 лет такого уникального явления, как джаз, едва ли не самый поразительный факт нового времени — это очень важное искусство. Особенно сегодня мы учимся демократии, учимся быть свободными. А джаз и есть воплощение свободы. Это та музыка, где ты остаешься самим собой, но при этом всегда слушаешь другого и пытаешься понять его. Это музыка, которая объединяет, не мешая при этом твоей индивидуальности. Возможно, джаз и есть та модель поведения человека в обществе, к которой всем нам надо стремиться.

Актуальность данной работы в том, что, несмотря на то, что джаз зародился в начале 20 века и был популярен в прошлом веке, и в наши дни он также актуален и востребован и является творческим самовыражением музыкантов. Сюда же относится и музыкальное направление Соул.

В данной работе особое внимание уделено теме «Жанр соул в контексте развития зарубежной популярной музыки XX-XXI веков».

Соул — популярный музыкальный жанр, зародившийся в сообщество афроамериканцев по всей территории Соединенных Штатов Америки в 1950-х и начале 1960-х годов. Он сочетает в себе элементы афроамериканской музыки госпел, ритм-энд-блюза и джаза. Музыка соул стала популярной для танцев и прослушивания в Соединенных Штатах Америки, где звукозаписывающие компании, такие как Motown, Atlantic и Stax, имели влияние во время движения за гражданские права. Соул также стал популярным во всем мире, оказав непосредственное влияние на рок-музыку и музыку Африки. В музыке соул сочетаются эмоциональный вокальный стиль негритянской церкви и светский драйв ритм-энд-блюза. А вот сам термин «ритм-энд-блюз» ввел журнал «Биллборд» вместо принятого тогда названия «расовые диски», которым обозначали популярную комбинацию джаза и блюза.

Научной и методологической базой исследования стали труды таких зарубежных и отечественных исследователей по рассматриваемой проблеме «Жанр соул в контексте развития зарубежной популярной музыки XX-XXI веков», как: Александрова Н., Барбан Е., Бородина Г. В., Верменич Ю., Верменич Ю., Илющенко Г., Кано А., Кинус Ю. Г., Кинус Ю. Г., Козлов А., Коллиер Дж., Коллиер Дж., Леонард Г., Овчинников Е., Патаракин А., Переверзев Л. Б., Поляк Е., Сыров В. Н., Фейертаг В. и др.

Цель работы: исследование истории появления и распространения жанр соул в контексте развития зарубежной популярной музыки XX-XXI веков.

Объект исследования: зарубежная популярная музыка XX-XXI в.в.

Предмет исследования: жанр соул в контексте развития зарубежной популярной музыки XX-XXI веков.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:

1. Изучить история развития джазовой музыки в США в ХХ веке;

2. Показать особенности появление новых направлений в послевоенной эстраде США в 50-тых годах: би-боп, кантри, рок-н-ролл и др.;

3. Рассмотреть особенности музыкального направления «соул» в 1950-тых гг. и его триумфальное развитие;

4. Проанализировать особо ярких представителей музыкального направления «соул», их вклад в развитие мировой музыкальной поп-культуры;

5. Раскрыть новые имена в жанре «соул» в XXI веке.

Методологическую и теоретическую базу исследования составляют работы зарубежных и российских ученых по теме исследования жанра соул в контексте развития зарубежной популярной музыки XX-XXI веков. В процессе исследования использовать исторические, социальные и научные взгляды в решении задач, поставленных нами в рамках данной работы.

Методы исследования — теоретический анализ научно-методической и исторической литературы, методы изучения литературы и документов, а также интернет-источников по теме исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость данной работы заключается в следующем: обобщены и систематизированы знания по проблеме исследования; рассмотрена история развития джазовой музыки в США в ХХ веке; изучены особенности появление новых направлений в послевоенной эстраде США в 50-тых годах: би-боп, кантри, рок-н-ролл и др.; выявлены исторические особенности появления соула в 1950-тых гг. и его триумфальное развитие; проанализированы особо яркие представители соула, их вклад в развитие мировой музыкальной поп-культуры; раскрыты новые имена в жанре «соул» в XXI веке.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что выводы и заключения по исследуемой проблеме могут быть использованы в дальнейшем изучении истории и распространения жанра «соул» в контексте развития зарубежной популярной музыки XX-XXI веков, а также же при написании исследовательских работ на данную тему.

Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Результаты исследования темы «Жанр соул в контексте развития зарубежной популярной музыки XX-XXI вв.» свидетельствуют о достижении его основных целей и предполагаемых задач, в соответствии с которыми сделан ряд существенных и взаимосвязанных выводов.

История возникновения и развития джаза связана с Америкой. Это направление музыки возникло в начале 20 века в результате синтеза африканской и европейской культур как искусство, основанное на импровизации в сочетании с заранее продуманной, но не обязательно записанной формой композиции. Импровизировать могут одновременно несколько исполнителей, даже если в ансамбле явно слышен солирующий голос. Законченный художественный образ произведения зависит от взаимодействия членов ансамбля между собой и с аудиторией.

Джаз является одним из самых сложных музыкальных направлений в плане восприятия, требующей от слушателей активной работы мозга. Исходя из этого, джаз является одним из способов, стимулирующих и раскрывающих интеллектуальные возможности. В наши дни джаз продолжает развиваться, музыканты предлагают новые формы и радуют исполнителей прекрасной музыкой.

Смешение разных направлений передать не просто, в нем совмещается насыщенная и живая музыка, необычные звуки африканских барабанов, размеренные и проникновенные песнопения протестантов, светская музыка. Совершенные разные, по сути, мотивы, сливаясь воедино, создают неповторимые мелодии и дарят их миру. Африканские мелодии отличаются использованием сложных ритмов, сопровождаемых танцами. В развитии джаза большую роль сыграли: ансамбль «Original Dixieland Jazz Band», который первый выпустил джазовую грампластинку, имевшую большую популярность; Сидней Бише, Джозеф «Кинг» Оливер, Джелли Ролл Мортон, Бигс Бейдерберг, Френк Тешемахер, Пи Ви Рассел, Бенни Гудман, и, конечно же, Луи Армстронг, американский джазовый трубач, вокалист и руководитель ансамбля. Оказал наибольшее влияние на развитие джаза и сделал многое для его популяризации во всем мире.

Итак, соул – это песня, идущая из души, крик, передающий «непередаваемые» эмоции — это музыка соул, музыкальный жанр, зародившийся в 1950-х годах в США. Жанр возник благодаря слиянию госпела, исполняемого в американских протестантских церквях, с ритм-н-блюзом. «Soul» дословно переводится как «душа», это позволяет нам немного понять, что представляет собой этот мощный жанр, который берет свое начало в потребности черных людей свободно выражать свое мнение и говорить с миром о социальных и политических проблемах. Именно в этом контексте родилась соул-музыка и появились такие имена, как Рэй Чарльз, Джеймс Браун, Арета Франклин, Нина Симон, Марвин Гарви и многие другие, которые изменили историю музыки и внесли свой вклад в новые стили и поджанры.

Соул-музыка возникла в результате череды событий и смешивания жанров. Одним из самых влиятельных имен, которые появились в то время, — это бесспорно имя Рэя Чарльза. Он является пионером жанра, который помог определить и сделать соул-музыку более широко известной. Именно он осмелился соединить госпел с R&B, и в итоге был признан одним из величайших исполнителей американской музыки. А по версии журнала Rolling Stone Рэй Чарльз является вторым величайшим певцом всех времен.

Поскольку соул предполагал наличие определенных вокальных данных, вначале он действительно оставался эксклюзивным стилем чернокожих певцов, которые могут по праву гордиться своеобразным голосовым аппаратом, издающим такие мелодичные звуки, которые ни за что и никогда не воспроизвести белым вокалистам. Королевой соула была по праву признана Арина Франклин, дочь священника – друга Мартина Лютера Кинга. Соул стал основным направлением для Стива Уандера, Дайаны Росс, и привел к популярности целую семью Джексонов. Но белые певцы недолго оставались в стороне, и очень скоро появились представители Blue-Eyed Soul (голубоглазого соула). Несмотря на то, что Дженис Джоплин и Джо Кокер не умели петь, как чернокожие, они обладали настолько уникальными голосами, что не постеснялись привнести элементы мелодичного музыкального течения в свои выступления. Даже Дэвид Боуи в свое время исполнял «голубоглазый соул». 1960-ые годы стали годами борьбы за гражданские права темнокожего населения Америки, и мелодичный соул не очень подходил для исполнения ритмов протеста, которые нашли свое отражение в стиле, производном от соула-фанка. Борьба за право гордиться своим происхождением развернулась среди населения африканского происхождения на всех фронтах, и не всегда была мирной. Сначала Арита Франклин спела: «Я требую уважения!», а затем Джеймс Браун пропел: «Скажи во всеуслышание: я черный и горжусь этим!». Появилось радикальное движение «Черные пантеры», с которыми и стал ассоциироваться новый стиль музыки, характеризующийся достаточно агрессивным синкопированным ритмом. Вокал фанка тоже стал намного жестче и местами срывался на крик. Впрочем, именно такой вокал можно было услышать на некоторых черных протестанстких службах. Страстность и раскрепощенность во время исполнения церковных гимнов пришла в христианскую мессу, разбавляемую пением госпелов вместе с традициями древних обрядов африканских народов.

Что касается популярной музыки, здесь безусловными лидерами стали исполнители, взявшие за основу ритмы соула и панка, и образовавшие целую плеяду всемирно любимых звезд: Тина Тернер, Стиви Уандер, Принс и Майкл Джексон. Лучшими исполнителями белого фанк-рока до сих пор считаются непревзойденные Red Hot Chili Peppers.

Изучая новые имена в жанре «соул» в XXI веке, отметим следующие.

— Адель Лори Блю Адкинс удалось повторить успех Эми Уайнхаус с её легендарным “Back to Black”, получив статуэтки во всех основных номинациях.

— Эми Джейд Уайнхаус — английская soul-, jazz- и RnB-певица и автор песен. Обладательница многочисленных наград включая «Грэмми», «Брит Эвордс» (Brit Awards) и Айвор Навелло (Ivor Novello).

— Сэм Смит — британский певец и автор песен.

— Алиша Киз — американская певица, пианистка, автор песен, продюсер и актриса.

Итак, соул — это, в первую очередь, именно стиль пения, для которого характерны особые правила, ритм, использование определенных приемов пения, взятия нот и украшений. А голос и его характеристики — это уже понятие второстепенное. Да и могу сказать, что на личном опыте убедилась, что занятия в стиле соул очень помогают в развитии голоса, в частности, в раскрепощении гортани, которая по праву считается голосообразующим органом. Поэтому многие исполнители других стилей в процессе обучения проходят и этап соула ради тренировки голоса, ну и потому, что приемы соула получили распространение и в качественной поп-музыке, и в фолк и, особенно, в рок-музыке. Рок взял из соула (и фанка, как более жесткого и ритмичного ответвления соула) черту, которая в то время многих шокировала – так называемые «истошные вопли» и визг. Это граничило по представлениям публики с хулиганством и приветствовалось лишь в среде молодежи. Современные звезды соула записывают много совместных проектов вместе с музыкантами, известными своим творчеством в других жанрах. Качественный, великолепный соул-вокал – ценная жемчужина, способная украсить любую композицию.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Развитие зарубежной популярной музыки в XX-XXI веках

1.1 История развития джазовой музыки в США в ХХ веке

Джаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение.

Джаз – результат 300-летнего смешивания на американской земле европейской и западноафриканской великих музыкальных традиций. И хотя в отношении музыкальной культуры преобладающую роль здесь сыграла именно европейская традиция, но те качества, которые сделали джаз столь характерной и легко распознаваемой музыкой, несомненно, ведут свое происхождение из Западной Африки.

Итак, джаз возник в США среди угнетенного, бесправного негритянского населения, среди потомков черных рабов, когда-то насильно увезенных со своей родины.

Так, в начале XVII века в Америку прибыли первые невольничьи корабли с живым грузом. Его быстро раскупили богачи американского Юга, которые стали использовать рабский труд для тяжелых работ на своих плантациях.

Торговля африканскими рабами – одна из самых мрачных страниц в истории белой цивилизации. Похищенных с берегов Западной Африки афроамериканцев сотнями загоняли в трюмы и везли в таких условиях, что половина из них гибли в пути.

Оставшихся в живых продавали рабов на рынках американского континента, а затем использовали для тяжелых работ на обширных плантациях Юга, при осушении дельты Миссисипи, на строительстве плотин, портов, набережных.

Оторванные от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники находили утешение в музыке.

Пение – то немногое, что осталось у народа, лишенного материальной, физической и моральной свободы. Закончив трудовой день, негры собирались в поле или на берегу реки и начинали петь, ритмически аккомпанируя себе ударами палок по ящикам, пустым бидонам, по всему, что оказывалось под рукой, а то и просто хлопая в ладоши.

Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Объединение негритянского населения привело к созданию единой музыкальной культуры.

Работорговцы, которые за несколько веков вывезли из Африки сотни тысяч афроамериканцев, не могли, предвидеть, что созданная потомками этих рабов музыка своей красотой и оригинальностью покорит мир и распространится почти на всех континентах.

У первых, переселенных в Америку рабов эти песни и ритмы еще мало чем отличались от африканского пения и африканского там-тама.

Со временем память об африканской музыке стиралась, чему значительно способствовало то, что миссионеры, обращая рабов в христианство, обучали их религиозным гимнам европейского происхождения.

Однако афроамериканцы пели эти мелодии по-своему. Фактически это уже были спиричуэлс, то есть негритянские религиозные песни.

После окончания гражданской войны 1861-1865 годов в США были распущены духовые оркестры воинских частей. Оставшиеся от них инструменты попали в лавки старьевщиков, где продавались за бесценок. Оттуда-то афроамериканцы, наконец, смогли получить настоящие музыкальные инструменты.

Повсюду стали появляться негритянские духовые оркестры. Угольщики, каменщики, плотники, разносчики в свободное время собирались и играли для собственного удовольствия. Играли по любому случаю: на праздниках, свадьбах, пикниках, похоронах.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы