Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Юридическая ответственность за совершение правонарушений в сфере социального обеспечения.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы юридической
ответственности за совершение правонарушений в сфере социального обеспечения. 6
1.1. Понятие, сущность и роль юридической
ответственности. 6
1.2. Социальные права граждан — самостоятельный
предмет правовой защиты посредством применения юридической ответственности. 18
Глава 2. Особенности юридической ответственности
за совершение правонарушений в сфере социального обеспечения. 26
2.1. Виды юридической ответственности за
совершение правонарушений в сфере социального обеспечения. 26
2.2. Источники права в сфере социального
обеспечения. 36
2.3. Проблемы и перспективы реализации юридической
ответственности за совершение правонарушений в сфере социального обеспечения. 46
Заключение. 54
Библиографический список. 57
Введение:
Актуальность темы
выпускной квалификационной работы: в соответствии с Конституцией, Российская
Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В
Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается
гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная
поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан,
развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии,
пособия и иные гарантии социальной защиты. При этом государство не только
провозглашает себя таковым, но и предпринимает меры к эффективной и
своевременной защите социальных прав граждан.
Юридическая ответственность тесно связана с методом правового
регулирования, выступающим одним из критериев отраслевой дифференциации в
праве. Вместе с тем в праве социального обеспечения, которое представляет собой
совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные
отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путем
предоставления населению компетентными органами в порядке социального
страхования и социального обеспечения денежных выплат, медицинской и лекарственной
помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определенным
законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению
конституционного права граждан на социальное обеспечение, институт юридической
ответственности значительного развития не получил.
Несмотря на то, что в настоящее время положение вещей
остается во многом прежним, меры ответственности за правонарушения в сфере
социального обеспечения стали более разнообразными, вследствие чего научный
интерес к их изучению возрос.
По своей правовой природе такие меры различны:
соответствующие положения включены не только в законодательные акты об
уголовной и административной ответственности, но и в законодательство о
предоставлении гражданам различных видов социального обеспечения.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются
общественные отношения, возникающие в процессе реализации юридической
ответственности за совершение правонарушений в сфере социального обеспечения.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является законодательство,
регулирующее юридическую ответственность за совершение правонарушений в сфере
социального обеспечения.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексный правовой анализ
особенностей юридической ответственности за совершение правонарушений в сфере
социального обеспечения.
Задачи выпускной квалификационной работы:
— раскрыть понятие, сущность и роль юридической
ответственности;
— изучить социальные права граждан как самостоятельный
предмет правовой защиты посредством применения юридической ответственности;
— рассмотреть виды юридической ответственности за совершение
правонарушений в сфере социального обеспечения;
— проанализировать источники права в сфере социального
обеспечения;
— выявить проблемы и перспективы реализации юридической
ответственности за совершение правонарушений в сфере социального обеспечения.
При исследовании юридической
ответственности за совершение правонарушений в сфере социального обеспечения использовалась совокупность
общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и
частнонаучных (формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный)
методов познания.
Нормативную базу выпускной квалификационной работы составили
Конституция РФ[1], международные правовые акты[2], федеральные законы.
Эмпирической
основой выпускной квалификационной работы являются правовые акты российского
законодательства, материалы судебной практики. Автором изучены учебная
литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи
российских и зарубежных исследователей, которые в своих научных трудах касались
вышеобозначенной проблематики, также была использована справочно-правовая система
«Консультант Плюс».
Теоретическая
значимость проведенного исследования обоснована спецификой современного этапа
развития юридической ответственности за совершение правонарушений в сфере
социального обеспечения.
Практическая
значимость заключается в том, что основные теоретико-методологические
положения, практические выводы и рекомендации могут быть использованы при
совершенствовании юридической ответственности за совершение правонарушений в
сфере социального обеспечения.
Структурно
выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического
списка. [1] Конституция Российской Федерации: (принята
всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс». [2] Всеобщая декларация прав человека
(принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. – 1998. –
от 10 декабря; Международный пакт о гражданских и политических правах (принят
16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной
Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1994. — № 12.
Заключение:
Проведенное
исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать
основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках
представленной темы.
1. Предлагается
следующее определение: юридическая ответственность есть инструмент воздействия
на правонарушителей со стороны государства в виде установленных им мер
(санкций), т.е. государственной реакции на правонарушение компетентных органов
власти в виде негативной государственной оценки или реальном лишении
принадлежащих правонарушителю благ и/или неполучении возможных благ.
Возможно, в таком определении юридической
ответственности тоже есть какие-то недостатки, но оно гораздо продуктивнее,
практичнее и точнее аморфных и безразмерных философских определений юридической
ответственности.
2. Социальные права и свободы человека и гражданина —
самостоятельная группа обеспеченных Конституцией Российской Федерации и
защищаемых правосудием прав и свобод человека и гражданина, призванных
обеспечить каждому человеку возможности по духовному и нормальному физическому
развитию личности, достижению достойного уровня жизни, а также защиту от
неблагоприятных воздействий со стороны рынка и способность по достижению
партнёрства в социальной сфере через участие в различного рода профессиональных
союзах и объединениях граждан.
3.
Права и свободы человека и гражданина реализуются
в рамках института юридической ответственности, где особая роль принадлежит
государству и его органам, которые ратифицируют важные международные акты,
активизируют законодательную систему, расширяют круг получателей социальных
выплат и услуг. Проведение грамотной государственной политики в сфере
социального обеспечения позволяет избежать роста правонарушений в данной сфере
общественных отношений. В последнее время широко обсуждается проблема
социальной ответственности государства, ратифицируются международные акты,
проводится законодательная работа, расширен круг получателей социальных благ и
число видов социального обеспечения и т.д. Необходимо уделять внимание и
вопросам юридической ответственности, возможно пересмотрев некоторые
традиционные взгляды, в данной сфере. По-другому невозможна гарантированность и
полноценная защита социальных прав, а реформирование не даст нужного эффекта.
Выделив административную, уголовную,
гражданско-правовую ответственность с учетом отраслевого критерия, можно их
считать самостоятельными видами юридической ответственности. Это указывает на
состоятельность отраслевого критерия.
4. Безусловно, проблема кодификации в праве
социального обеспечения — это осознанная неизбежность, для ускорения ее решения
требуется расширение доказательной базы — теоретических, практических,
экономических, социальных аргументов в пользу создания прогрессивной системы
законодательства во главе с Кодексом социального обеспечения РФ с учетом
положительного международного, зарубежного опыта. Для создания единого
кодифицированного источника, законодателю в первую очередь необходимо выбрать
один из путей при составлении кодекса:
1) провести поэтапную систематизацию источников права
социального обеспечения;
2) провести единую отраслевую кодификацию
законодательства в области социального обеспечения. После этого ему необходимо
установить основные цели и задачи данного кодекса, которые будут реализовывать
права граждан в сфере социального обеспечения.
5. В
правоотношениях стороны, во-первых, не наделены равенством, но и не взаимно
подчинены, а во-вторых, их права и обязанности устанавливаются только законом,
а не договором, следовательно, гражданско-правовая и материальная
ответственность к сторонам рассматриваемых правоотношений не применимы.
Права граждан в сфере социального обеспечения, с
одной стороны, обеспечивают соответствующую активность населения, его рыночную
свободу, а с другой — предоставляют защиту от возможных рисков. И между этими
аспектами нормативного регулирования нет противоречия. Гарантии реализации прав
граждан в сфере социального обеспечения в лице уголовной, гражданской и
административной ответственности за их нарушения, являются важной предпосылкой
стабильного существования правового государства в демократической и социальной
форме.
На основе
вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что институт ответственности в
сфере права социального обеспечения развивается быстрыми темпами. Но стоит
отметить, что общий подход в установлении мер ответственности субъектов в
данный момент не сформировался. Юридическая ответственность должна выполнять
функцию гарантии реализации социальных прав граждан. Ответственность должна
применяться ко всем субъектам без исключения: к уполномоченным органам и
гражданам, которые имеют право на получение социальных услуг. Для достижения
этой цели требуется совершенствование законодательства в рассматриваемой сфере.
Иначе реформирование не достигнет цели гарантированности и полноценной защиты
социальных прав.
Проблемы, изученные в работе,
решаются путем принятия мер ответственности граждан и прежде всего обязанного
органа, как первоначальное звено в социальных правоотношениях. Во-первых,
компенсация за неполучение социального блага послужит некой правовой мерой.
Во-вторых, исходя из примера гражданско-правовых норм, следует ввести
компенсацию морального вреда. Отметим, что данная форма ответственности весьма
эффективна.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-правовые основы юридической
ответственности за совершение правонарушений в сфере социального обеспечения
1.1. Понятие, сущность и роль юридической ответственности Юридическая
ответственность представляет собой вид ответственности, которая представляет
собой способность человека отвечать за сделанный в процессе жизнедеятельности
выбор, а также за его последствия. Существуют разные виды ответственности,
такие как моральная, религиозная, экономическая, историческая и другие.
На сегодняшний
день представителями отечественной юриспруденции написано значительное
количество научных работ о понятии «Юридическая ответственность», в настоящее
время отсутствует единое научное понимание понятия, как и его законодательное
закрепление.
Представители
российского дореволюционного права, например С.А. Котляревский, юридическую
ответственность приравнивал к политической ответственности исполнительной
власти перед народными представителями[1].
При этом юридическая ответственность как самостоятельное понятие применялась
исключительно в уголовном праве.
Советская
юриспруденция отрицала наличие государственно-правовой ответственности, поскольку
государственно-правовая ответственность приравнивалась к политической, а
отраслевое законодательство закрепляло нормы иных видов юридической
ответственности.
В 70-х г.г.
С.А.Авакьяном сформулировано понятие ответственности субъекта государственно-правового
отношения как политической ответственности, выступающей в сфере реализации
политических интересов, осуществления политической власти и ее функций. Ввиду
того, что такая ответственность находила отражение в нормативных актах, она
признавалась правовой[2]. [1] Котляревский
С.А. Конституционное государство. — М., 1907. — С.223. [2] Авакьян
С. А. Размышления конституционалиста. — М., 2010. — С.50.