Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Взаимосвязь творческих способностей с личными особенностями у обучающихся
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАЗНЫМИ ЛИЧНОСТНЫМИ
ОСОБЕННОСТЯМИ.. 9
1.1. Психологические подходы к исследованию личных особенностей в
юношеском возрасте. 9
1.2. Личностные особенности как предпосылки к творческой
деятельности. 17
1.3 Методы диагностики личностных особенностей творческой
деятельности в психологических исследованиях. 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ С ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.. 32
2.1 Программа
исследования взаимосвязи творческих способностей с личными особенностями. 32
2.2. Описание и анализ
результатов исследования взаимосвязи творческих способностей с личными
особенностями. 34
2.3. Обсуждение
полученных результатов и рекомендации для педагогов и обучающихся. 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 66
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………72
Введение:
Актуальность темы исследования. Актуальность
выявления и сопровождения одаренных детей стремительно нарастает в последние
четверть века. Об этом свидетельствуют «Концепция общенациональной системы
выявления и развития молодых талантов», утвержденная президентом РФ Д.А.
Медведевым в 2012 г.; постановление Правительства РФ от 2015 г. «О мерах
поддержки детей, проявивших выдающиеся способности». Это определяет, как
первоочередную задачу определение критериев эффективности современных форм
выявления одаренных детей и молодежи. Однако разработка методов выявления и
сопровождения детей с целью развития их одаренности требует ответа на вопрос,
«что» мы развиваем. Поэтому с новой силой ставится вопрос об определении
понятий «творчество» и «одаренность», поскольку это не только теоретический
вопрос. Без ответа на него любая стратегия развития будет приводить к
искаженному результату.
Н. А. Бердяев (1989) считал, что
творчество — единственный вид деятельности, который делает человека человеком.
Как пишет В. Т. Кудрявцев (1990), «со времен Аристотеля природа души, психики,
сознания человека связывалась с его способностью свободно ориентироваться и
действовать в неопределенных ситуациях, предполагающих поиск и построение таких
способов действия, которые были бы сообразны логике будущего, т. е. с особой
универсально—творческой активностью человека» (с.113). Однако, продолжает Т.
В.Кудрявцев, «общепринятые — на уровне деклараций! — положения о творческом
характере деятельности человека и о том, что человеческое сознание не только
отражает объективный мир, но и творит его, сформулированные диалектической
философией, нисколько не распространяются на определение предмета психологии. Психология
творчества, которая в свете этих положений должна приобрести статус
методологически конституирующей теории в психологии, продолжает существовать на
правах частного раздела последней» (с. 114). Но даже как частный раздел
психологии творческая деятельность изучается относительно мало.
Движущая сила человечества — это
творческие личности. Выявление таких личностей является насущной задачей
психологии, как и разработка теоретических основ творчества.
И несмотря на то что проведено огромное
количество исследований в области психологии творчества, нет целостной его
концепции, отвечающей запросам философской, искусствоведческой, психологической
и педагогической мысли. Не разработаны вопросы об источниках и детерминантах
творчества, взаимосвязи личности и творчества, нет единого представления о
понятии творческого потенциала личности и условиях творческой самореализации.
Принципиальные расхождения в определениях
творчества порождают вопросы о том, является ли творчество самостоятельным
процессом или оно характеризует совокупность либо особенное протекание других
процессов, возможны ли законы, позволяющие описывать творчество?
Ведущее противоречие, которое заключается
в том, что личностные особенности и творческая деятельность могут быть напрямую
взаимозависимы.
Проблема исследования заключается в том,
что без определения понятия «творчество» и «одаренность» любая стратегия
развития будет приводить к искаженному результату.
Цель
исследования: выявление взаимосвязи творческих
способностей и личностных особенностей обучающихся.
Объект
исследования: творческие способности и личностные
особенности обучающихся.
Предмет
исследования: взаимосвязь творческих способностей с
личностными способностями обучающихся.
Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу по
проблеме.
2. Проанализировать
теоретико-методологические подходы к изучению творческих способностей.
3. Проанализировать
теоретико-методологические подходы к изучению личностных особенностей.
4. Разработать и реализовать эмпирическое
исследование по выявлению творческих способностей и личностных особенностей.
Гипотеза исследования:
В качестве теоретико-методологическая
основы исследования использовались фундаментальные и прикладные исследования
отечественных и зарубежных авторов:
Психологов, как отечественных, так и
зарубежных, проблема творчества занимает уже давно. Однако пик изучения этой
проблемы наступил в первой трети XX в. Достаточно перечислить авторов,
опубликовавших в этот период свои работы. Это Е. Рибо (1901) и А. Пуанкаре
(1910) — за рубежом, Д. Н. Овсянико—Куликовский (1902), Б. А. Лезин (1907,
1927), П. К. Энгельмейер (1910), А. М. Евлахов (1910, 1912, 1929), И. А.
Затуленьев (1915), П. И. Вальден (1916), А. М. Блох (1920), И. И. Лапшин
(1922), В. Л. Омельянский (1922, 1923), А. Г. Горнфельд (1923), С. О.
Грузенберг (1923, 1924), В. Я. Курбатов (1923), Ф. Ю. Левинсон—Лессинг (1923),
В. М. Бехтерев (1924), Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности,
одаренности», П. И. Карпов (1926), Г. И. Маркелов (1926), А.П. К. Энгельмейер,
П. Нечаев (1929), П. М. Якобсон (1934), В. П. Полонский (1934) — в нашей
стране.
Методы
исследования:
1. Теоретические методы: анализ,
систематизация и обобщение научной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: анкетирование и
тестирование.
3. Методы интерпретации данных: количественный
и качественный анализ результатов исследования.
Результаты множественной корреляции были
рассчитаны при помощи программы SPSS.
Методики
исследования:
· Фрайбургский многофакторный личностный
опросник FPI;
· Опросник креативности Рензулли в адаптации
Е.Е. Тунник;
· Опросник креативности Г. Девиса.
База
исследования: «МБОУ СОШ №42 имени Е. В. Шовского» г.
Мурманска.
Выборка
исследования: в исследовании приняло участие 40 человек
юношеского возраста от 15до 17 лет, из 40 респондентов 20 респондентов
участники танцевальных коллективов.
Программа
эмпирического исследования:
1. Формирование выборки исследования.
2. Сортировка выборки по уровню
хореографических способностей.
3. Подбор методик исследования.
4. Проведение пилотажного исследования для
формирования комплекта методик.
5. Проведение основного исследования.
6. Проанализировать полученные в ходе
исследования результаты.
7. Описание и интерпретация результатов
исследования.
8. Доказательство гипотезы.
9. Подготовка рекомендаций для педагогов и
родителей.
Научная
новизна исследования заключается в том, что были определены
виды и уровни творческих способностей и личностных особенностей обучающихся, а
также выявлена связь между видами и уровнем развития творческих способностей и
личностных особенностей обучающихся. Обобщены основные характеристики
творческих способностей и личностных особенностей обучающихся.
Теоретическая
значимость заключается в том, что были
охарактеризованы творческие способности и личностные особенности обучающихся.
Практическая
значимость заключается в выявлении уровня творческих
способностей и личностных особенностей обучающихся, что важно при составлении
рекомендаций для педагогов и родителей с целью повышения вероятности выявления
творческих способностей у подростков.
Достоверность
и обоснованность данной выпускной квалификационной работы
обеспечивается теоретической обоснованностью подходов к разработке и реализации
исследования; грамотным применением научно-доказанных и апробированных методик;
репрезентативностью выборки; корректным использованием методом
математико-статистической обработки данных.
Положения,
выносимые на защиту:
1. Существует влияние личностных
особенностей на творческую деятельность подростков.
2. У более креативных подростков большая
вероятность проявления творческих способностей.
Апробация и внедрение результатов
исследования.
Участие в научно-практических конференциях
по теме исследования в качестве докладчика:
1. Региональная студенческая
научно-практическая конференция «Психолого-педагогические условия развития
личности», проводимая на базе ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный
университет» с 18 марта 2021г. по 19 марта 2021г. с докладом на тему: «Взаимосвязь
творческих способностей и личностных особенностей, обучающихся».
Структура
выпускной квалификационной работы включает в себя введение,
в котором отражены актуальность, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза,
теоретико-методологическая основа, методы, методики исследования, представлены
база и выборка исследования, теоретическая и практическая значимость исследования;
включает в себя первую главу, в которой произведён теоретический анализ
литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования; вторую
главу, где в рамках эмпирического исследования по выбранной теме определён
уровень творческих способностей и личностных особенностей обучающихся, и
выявлена взаимосвязь творческих способностей и личностных особенностей
обучающихся. Также, представлено заключение, в котором отражены основные выводы
по теоретической и эмпирической главам выпускной квалификационной работы,
список литературы и приложения.
Заключение:
В первой части ВКP мы провели
теоретический анализ психолого-педагогического исследования творческой
деятельности студентов с разными личностными качествами.
Процессы достижения идентичности
обеспечивают ощущение преемственности опыта взрослой жизни. В связи с поиском
идентичности люди должны определить и переопределить себя, свои приоритеты и
свое место в социальном мире. Достижение идентичности также является
центральным вопросом для подросткового возраста.
Как и в любом другом возрасте, в
подростковом возрасте важна роль посредника, который в данном случае выступает
как профессионал, воплощая идеальную форму — профессиональное действие.
Мы исходим из предположения, что
подростковый возраст — это возраст актуализации и снятия противоречий (ранняя
юность) — работа с ситуацией неопределенности — возраст реализации поставленных
задач.
Объективное противоречие в развитии
личности молодого человека состоит в том, что приближающееся окончание учебы в
университете обостряет требование навыка «Я уже должен уметь» в отличие от
чувства нежелания действовать как учитель, профессионал.
Под идеей как основным видом деятельности
молодежи мы понимаем идею профессионального самоопределения.
Гениальность — это, так сказать, мера
генетически и экспериментально предопределенных вероятностей адаптации человека
к жизни.
Психометрическое тестирование может
использоваться в качестве одного из многих источников дополнительной информации
в программе для выявления одаренных детей, но ни в коем случае не в качестве
единственного критерия для определения того, что конкретный ребенок «одарен»
или «не обладает талантами».
Проблема выявления одаренных детей имеет
ярко выраженный этический аспект. Определение ребенка как «одаренного» или
«бездарного» в данный момент означает искусственное вмешательство в его судьбу,
заранее предопределяя его субъективные ожидания.
Многие жизненные
конфликты «одаренных» и «неодаренных» коренятся в неадекватности и
легкомысленности исходного прогноза их будущих достижений.
Во второй части исследования нами было
проведено исследование по выявлению взаимосвязи творческих способностей и
личностных особенностей обучающихся.
Базой исследования послужило МБОУ СОШ №42
имени Е. В. Шовского г. Мурманска.
В исследовании приняло участие 40 человек
юношеского возраста.
Исследование проходило в течение весны
2021 года на базе МБОУ СОШ №42 имени Е. В. Шовского. Испытуемыми стали 40
старшеклассников в возрасте от 14 до 18 лет.
Программа эмпирического исследования
состояла из:
1. Формирование выборки исследования
(формирование контрольной и рабочей группы).
2. Подбор методик исследования.
3. Проведение пилотажного исследования для
формирования комплекта методик.
4. Проведение основного исследования.
5. Проанализировать полученные в ходе
исследования результаты.
6. Описание и интерпретация результатов
исследования.
7. Доказательство гипотезы.
8. Подготовка рекомендаций для педагогов и
родителей.
Для анализа взаимосвязи между шкалами был использован
корреляционный анализ. Использовался коэффициент корреляции Пирсона. Данные
представлены в таблице (Приложение 3).
Между шкалой «Любознательность» и шкалой «Уравновешенность» существуют
значимые средние положительные взаимосвязи (r=0.517***, p<0,001). С возрастанием показателей
по шкале «Любознательность» также возрастают показатели по шкале
«Уравновешенность» у респондента 1.
Были выявлены значимые средние положительные взаимосвязи
между шкалой «Любознательность» и шкалой «Открытость» (r=0.633***, p<0,001). Чем в большей степени
выражены показатели по шкале «Любознательность», тем больше выражены показатели
по шкале «Открытость» у респондента 1.
Были выявлены значимые умеренные отрицательные
взаимосвязи между шкалой «Любознательность» и шкалой «Экстраверсия-интроверсия»
(r=-0.333*, p<0,05). С
увеличением показателей по шкале «Любознательность» уменьшаются показатели по
шкале «Экстраверсия-интроверсия» у респондента 1.
Между шкалой «Раздражительность» и шкалой «Сложность»
существуют значимые умеренные отрицательные взаимосвязи (r=-0.348*, p<0,05). С
увеличением показателей по шкале «Раздражительность» уменьшаются показатели по
шкале «Сложность» у респондента 8.
Были выявлены значимые умеренные положительные
взаимосвязи между шкалой «Уравновешенность» и шкалой «Риск» (r=0.337*, p<0,05). Чем в
большей степени выражены показатели по шкале «Уравновешенность», тем больше
выражены показатели по шкале «Риск» у респондента 11.
Между шкалой «Робость» и шкалой «Сложность» существуют
значимые умеренные положительные взаимосвязи (r=0.389*, p<0,05). Чем в большей степени
выражены показатели по шкале «Робость», тем больше выражены показатели по шкале
«Сложность» у респондента 15.
Существуют значимые умеренные положительные взаимосвязи
между шкалой «Маскулинизм-феминизм» и шкалой «Сложность» (r=0.357*, p<0,05). Чем в
большей степени выражены показатели по шкале «Маскулинизм-феминизм», тем больше
выражены показатели по шкале «Сложность» у респондента 23.
Таким образом, у
респондентов 1, 11, 23, 15, 8, 7, 13 существует значительная умеренная
взаимосвязь между шкалой FPI
и показателем креативности. По методике
Девис этим респондентам соответствует:
Респонденты 1, 11, 8, 7—высокий
уровень
Респонденты 23, 15, 13—
средний уровень
Низкий уровень ни одному
из этих респондентов не соответствует.
Таким образом, мы можем
пронаблюдать зависимость между творческими особенностями и уровнем
креативности. Респонденты, получившие наибольшее число высоких либо средних
оценок по методике FPI
обнаружили высокий уровень креативности по методике Девиса и взаимосвязь с
показателями Рензулли в адаптации Тунник.
Следовательно, наша гипотеза, что
существует взаимосвязь между видами и уровнем развития творческих способностей
и личностными особенностями обучающихся, а именно у более креативных подростков
большая вероятность проявления творческих способностей, подтвердилась.
Также во второй части исследования нами
были подобраны методы и приемы, рекомендованные для педагогов, психологов и
родителей по развитию креативности у детей.
Науке до сих пор
доподлинно не известно, что такое задатки на анатомо-физиологическом уровне.
Однако жизнь и практика работы с людьми позволяют, постоянно и внимательно
наблюдая за ними, обнаруживать задатки по внешним, психологическим признакам.
Это, в частности, можно сделать, наблюдая за тем, как ребенок ведет себя и решает
разного рода задачи в раннем детстве. Особенно ярко задатки ребенка проявляются
в ранние, дошкольные годы его жизни, в частности в возрасте от одного года до
четырех—пяти лет. Их можно обнаружить, наблюдая, чем данный ребенок существенно
и в положительную сторону отличается от других детей.
Многие способности
человека можно развивать и при отсутствии у него явно выраженных задатков.
Однако в этом случае придется приложить гораздо больше усилий для развития
способностей, и они, наверное, не достигнут в своем развитии достаточно
высокого уровня.
Обучение и воспитание
вносят не меньший вклад в развитие способностей, чем имеющиеся задатки. Сами
задатки без обучения и воспитания никогда не превращаются в высокоразвитые
способности человека.
Чем старше человек, тем
труднее развивать его способности даже в том случае, если у него имеются явно
выраженные задатки.
Таким образом, можно утверждать, что все
поставленные задачи в ВКР, нами были раскрыты. А именно:
1. Проанализирована научная литература по
проблеме.
2. Проанализированы теоретико-методологические
подходы к изучению творческих способностей.
3. Проанализированы теоретико-методологические
подходы к изучению личностных особенностей.
4. Разработано и реализовано эмпирическое
исследование по выявлению творческих способностей и личностных особенностей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАЗНЫМИ ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ 1.1. Психологические
подходы к исследованию личных особенностей в юношеском возрасте Актуальные идеи, получившие развитие в психологии, на основе своеобразия
подросткового возраста, характеризуют его задачи. Рассмотрим их подробнее.
Очень подробно феномен подросткового возраста описан в работах зарубежных
психологов. Ведущей из них можно назвать теории психосоциальных стадий Э.
Эриксона [60, с.80]. По его мнению, вопросы идентичности остаются важны на
протяжении всей взрослой жизни человека. Такие процессы позволяют молодому
поколению ощущать перенятый опыт взрослой жизни. При этом решаются такие важные
вопросы как переопределение себя, своих приоритетов и своего места в социальном
мире. Поэтому можно утверждать, что достижение идентичности – ведущая задача
подросткового периода.
Также по утверждениям Э. Эриксона [60, с. 166]: «На этой стадии
половозрелый человек более или менее долго задерживается в реализации своей
психосексуальной способности к близости и психосоциальной предрасположенности к
воспитанию детей».
Психосоциальный мораторий – социально определяемое разделение, при котором
отмечается определенный возраст и в течение, которого молодое поколение
вынуждено искать свою нишу в обществе. По мнению, Э. Эриксона это происходит не
сразу по 2-ум причинами [60, с. 166].
1-ая — неподготовленность к взрослой жизни:
«Мораторий — это возмещение для того, кто не готов взять на себя
ответственность или хочет дать