Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему взаимосвязь типов привязанности и эмоционального интеллекта
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект взаимосвязи типов привязанности и эмоционального интеллекта (Обзор психологической литературы) 5
1.1. Феномен эмоциональной компетентности и понятие «эмоциональный интеллект» 5
1.2. Комплекс профессионально важных качеств психолога 8
1.3. Особенности типов привязанности 12
1.4. Взаимосвязь привязанности и эмоционального интеллекта 15
Выводы по главе 1 16
Глава 2. Эмпирическое исследование 17
2.1. Организация и методы исследования 17
2.2. Анализ результатов исследования 19
Выводы по главе 2 26
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Введение:
Актуальность обусловлена нехваткой теоретических знаний по изучению взаимосвязи типов привязанности и эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект — это способность человека воспринимать, оценивать и понимать свои и чужие эмоции. Эмоционально интеллектуальные люди могут хорошо владеть собой и эффективно налаживать взаимодействие с окружающими. От понимания эмоций и умения управлять ими во многом зависит успех в работе и счастье в личной жизни.
Теория привязанности – это психологическая модель, которая описывает формирование отношений между младенцем и матерью. В дальнейшем, этот паттерн отношения, или тип привязанности, переносится и на взрослую модель поведения в отношениях выросшего младенца.
Основным аспектом в формировании привязанности является «чуткое поведение» матери или замещающего ее лица, по отношению к ребенку. Эмоциональный контакт, способность распознавать и правильно понимать сигналы ребенка, чувство безопасности и защиты – способны оказывать благотворное влияние на формирование надежной привязанности.
Цель исследования – изучить связь типа привязанности и эмоционального интеллекта у начинающих психологов.
Объект исследования – уровень эмоционального интеллекта у начинающих психологов.
Предмет исследования – связь типа привязанности и эмоционального интеллекта у начинающих психологов.
Гипотеза исследования: существует связь между типами привязанности и уровнем эмоционального интеллекта у начинающих психологов.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
● Изучить типы привязанности
● Изучить феномен эмоционального интеллекта.
● Провести эмпирическое исследование взаимосвязи типа привязанности и эмоционального интеллекта у начинающих психологов.
Методы исследования: сравнение, количественный и качественный анализ.
Диагностические методики исследования:
1. «Самооценка генерализованного типа привязанности».
2. «Оценка потребности в одобрении Марлоу-Крауна».
3. «Диагностика эмоционального интеллекта по авторской методике Манойловой М.А».
Выборка: начинающие психологи; образование – высшее, возраст — 25-45 лет; пол — 3 мужчин; 32 женщины; стаж работы — 0-2 года.
Заключение:
Согласно нашему исследованию, эмоциональный интеллект — это способность человека воспринимать, оценивать и понимать свои и чужие эмоции, а также управлять своими и чужими эмоциями.
Люди, имеющие надежный тип привязанности, будут характеризоваться высоким уровнем эмоционального интеллекта. А люди, имеющие ненадежные типы привязанности будут характеризоваться низким уровнем эмоционального интеллекта.
Опираясь на гипотезу о том, что существует связь между типами привязанности и эмоционального интеллекта мы провели корреляционный анализ по критерию Спирмена.
Из таблицы можно увидеть сильную положительную связь между эмоциональным интеллектом и стилем А «надежный», или «безопасный» — характеризуется позитивным взглядом на себя и других (считает себя достойным любви, а партнеров — отзывчивыми и надежными) и В сверхвовлеченный», или «тревожно-противоречивый» — обладает негативным представлением о себе и позитивным — о других.
Из таблицы можно увидеть отрицательную сильную связь между эмоциональным интеллектом и стилями С, D.
Уровень эмоционального интеллекта влияет на типы привязанности, поскольку человек обладающий высоким уровнем эмоционального интеллекта стремиться к вовлеченности в определенных эмоций других людей, им приятно испытывать близость и/или взаимозависимость: легко сближаться с другими людьми поскольку эмоциональный интеллект позволяет считывать эмоции другого человека, что определяет высокий уровень эмпатии.
Таким образом, гипотеза, согласно которой, существует связь между типами привязанности и эмоционального интеллекта, подтверждается.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретический аспект взаимосвязи типов привязанности и эмоционального интеллекта (Обзор психологической литературы)
1.1. Феномен эмоциональной компетентности и понятие «эмоциональный интеллект»
В последнее время (1990-2022г.) много говорится об эмоциональной зрелости и эмоциональной компетентности, которая является основой аутентичной личности.
После публикации книги Дэниела Гоулмана в 1995 году, выражение «эмоциональный интеллект», стало одним из самых употребляемых фраз в корпоративной Америке. П.Саловей и Дж.Майер в 1990 году определили эмоциональный интеллект как «форму социального интеллекта, которая включает способность наблюдать чувства и эмоции свои и другого, различать их, и использовать эту информацию для управления мыслями и действиями» [6]. В длительном, 40 – летнем исследовании группы американских ученых, было доказано, что социальные и эмоциональные способности были в четыре раза более важными, чем IQ в сфере профессионального успеха и престижа.
Дело в том, что когнитивные и не – когнитивные способности очень связаны. Более того, существуют исследования, в которых утверждается, что эмоциональные и социальные навыки в действительности помогают улучшить когнитивное функционирование человека [8].
Эмоциональный интеллект — это прежде всего набор способностей. В широком смысле, это способность человека воспринимать, оценивать и понимать свои и чужие эмоции. Или другими словами, это способность человека оперировать эмоциональной информацией, то есть той, которую мы получаем или передаем с помощью эмоций.
Эмоционально интеллектуальные люди могут хорошо владеть собой и эффективно налаживать взаимодействие с окружающими. Способность управлять чувствами и справляться со стрессом является еще одним аспектом эмоционального интеллекта, который был определен как важный для успеха. Исследования показали, что заражение группы эмоциями, хорошим настроением улучшают кооперацию. Эмпатия, в частности, является важным аспектом эмоционального интеллекта. Было обнаружено, что люди, которые хорошо разбирались в эмоциях других, были более успешны на работе, равно как и в социальной жизни [5]. Д. Гоулман пытался представить свою идею, делая различия между эмоциональным интеллектом и эмоциональной компетентностью. Эмоциональная компетентность связана «с» и основана «на» эмоциональном интеллекте. Необходим определенный уровень эмоционального интеллекта, чтобы развить эмоциональную компетентность.
Выводы, к которым привели исследования – личностные способности воспринимать, идентифицировать и управлять эмоциями дает основу для различных социальных и эмоциональных компетенций, которые являются важными для успеха почти в любой работе [3]. И в этом смысле, неизбежно признание важности не только интеллектуального образования и тех теоретических знаний, которые имеет в рамках своего метода специалист, но и той части его внутреннего мира, которую называют «эмоциональным интеллектом», «эмоциональной образованностью» или «эмоциональной компетентностью» [1].
В первой половине прошлого века Дэвид Векслер, американский психолог, психиатр и психодиагност, определял интеллект, как «совокупную и глобальную способность индивида действовать целенаправленно, мыслить рационально, и эффективно взаимодействовать с окружением» [3]. Еще до 1940 года он выделял, как «интеллектуальные», так и «неинтеллектуальные» элементы интеллекта, под которыми он подразумевал аффективность, личностные и социальные аспекты. Более того, в 1943 году Дэвид Векслер предположил, что не когнитивные способности являются более важными для определения способности личности к достижению успеха.
Роберт Торндайк, американский педагог-психолог, также писал о «социальном интеллекте» в конце тридцатых. К сожалению, работы этих пионеров позднее были забыты. И лишь в 1983 Говард Гарднер (Hovard Hardner) написал о «многостороннем (множественном) интеллекте». Гарднер считал, что «интраперсональный» интеллект и «интерперсональный» интеллект также важны, как и традиционно измеряемый IQ.
Дж.Майер и П.Саловей дали определение «эмоциональной способности» в 1990 году, а также инициировали исследовательскую программу по созданию и развитию возможности надежного измерения «эмоциональной способности» и изучения ее значения. В начале 1990-х годов Д. Гоулман оценил значение работы Саловей и Майера, что в конечном итоге привело к его книге «Эмоциональный интеллект», которая в середине 1990-х годов стала бестселлером в Соединенных Штатах и положила начало обширным исследованиям.
Д. Гоулман попытался выдвинуть идею о большой важности «эмоциональных способностей» — личных и социальных навыков, которые приводят к максимальному взаимопониманию и эффективности.
Нет никаких сомнений в том, что эмоциональные способности играют ключевую роль в успехе эффективных психологов.
Как правило, психологи различают чувства клиентов посредством внимательности, наблюдательности и эмпатии. Сочетание высокого уровня самосознания, способности управлять своими эмоциями, а также эмпатия по отношению к другим, позволяет психологу формировать доверие, уважение и чувство безопасности у клиентов. Кроме того, умение управлять эмоциями других людей помогает объективно оценивать потребности человека, которые могут скрываться за прямым выражением чувств. Например, сильный гнев или депрессия клиента мешают ему осознать как свои потребности, стоящие за этими эмоциями, так и потребности других людей. Кроме того, человек, затопленный эмоциями, не может рассматривать ситуацию с другой точки зрения [5].
Также эмоциональное состояние психолога может повлиять на ситуацию в группе при групповой терапии. Эмоции передаются от человека к человеку. Если мы находимся в обществе жизнерадостных, энергичных людей, их эмоции передаются нам. Напротив, грустный человек может вселить в нас разочарование. Эта эмоциональная привлекательность психолога-лидера, который сохраняет равновесие и внутреннюю мотивацию, служит образцом для подражания для участников группы, мотивирует их и передает им свои чувства. Оптимистичный и энергичный психолог, ведущий группы, может повысить эффективность деятельности всей группы. Чуткость и умение выстраивать взаимодействие помогают мотивировать, поддерживать и объединять людей при необходимости.
Возможно, самое важное, что эмоциональный интеллект позволяет психологу, — это способность видеть в своих клиентах целостную личность со своими чувствами, мнениями, идеями, потребностями, способностями и мечтами.