Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Взаимосвязь стрессоустойчивости и эмоционального выгорания у работников медицинской сферы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования взаимосвязи стрессоустойчивости и эмоционального выгорания у работников медицинской сферы 5
I.1 Анализ современных научных представлений о стрессоустойчивости 5
I.2 Понятие «эмоциональное выгорание»: определение, структура, механизмы развития 12
I.3 Характеристика стрессогенных факторов медицинской деятельности 19
Вывод по главе 1 30
ГЛАВА II Эмпирическое исследование эмоционального выгорания медицинских работников 31
2.1 Организация эмпирического исследования: описание выборки, методик 31
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 34
2.3 Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания медицинских работников 57
Выводы по главе 2 65
Заключение 66
Список литературы 68
Введение:
Профессиональная деятельность современного человека довольно часто становится для него источником значительных стрессов и негативных эмоциональных переживаний. Это связано со многими факторами: высокая эмоциональная и психическая нагрузка на сотрудников, большой объем информации, который сотрудникам необходимо воспринять и обработать в течение рабочего дня, высокий уровень ответственности за выполняемые действия. В связи с этим в настоящее время распространено такое явление, как синдром эмоционального выгорания. Под данным термином подразумевается комплекс психологических явлений, которые выражаются в преобладании негативных эмоций в отношении выполняемой деятельности, раздражение и агрессия в отношении коллег и клиентов, деперсонализация и т. д. Все выделенные закономерности значительно снижают эффективность выполняемой субъектом деятельности, иногда делая невозможным дальнейшее выполнение человеком профессиональных обязанностей.
Синдром эмоционального выгорания является серьезной проблемой, признанной медицинским и психологическим сообществом, что подтверждено внесением данного феномена в реестр заболеваний МКБ-10. Наиболее высока вероятность возникновения синдрома эмоционального выгорания у представителей так называемых «помогающих» профессий (медицинского, педагогического профиля, спасателей и др.). Это связано не только с высокой ответственностью данных видов деятельности, но и с тем, что представители данных профессий находятся постоянно в поле пристального внимания социума. Также следует отметить, что во многих случаях представители данных профессий, особенно молодые специалисты, весьма эмоционально воспринимают происходящее на работе, не умея отстраниться от происходящего и отделить работу от личного. Особенно это заметно в медицинской сфере, где врач или медсестра постоянно сталкиваются со страданиями пациента, переживаниями и горем его близких.
Также ученые указывают на то, что риск возникновения синдрома эмоционального выгорания и особенности его развития соотносятся с личностными особенностями непосредственно субъекта, например с уровнем его стрессоустойчивости. В соответствии с выделенными особенностями можно говорить о высокой актуальности изучения факторов развития синдрома эмоционального выгорания у представителей медицинских профессий, связи эмоционального выгорания и стрессоустойчивости. Это позволит грамотно планировать и реализовывать мероприятия по их предотвращению и профилактике, а также преодолению уже возникшего синдрома эмоционального выгорания. Анализ современных исследований показал, что в настоящее время эта проблема изучена недостаточно.
Вопросами профессионального эмоционального выгорания занимались такие ученые как: В. А. Бодров, В. В. Бойко, М. В. Борисова, Н. Е. Водопьянова, В. Е. Орел, С. Сиднева. Из западных ученых можно выделить труды С. Джексона, К. Маслач, Г. Фрейденберга.
Проблема исследования: в настоящее время недостаточно глубоко исследована взаимосвязь стрессоустойчивости и эмоционального выгорания у представителей медицинских профессий.
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания.
Предмет исследования: взаимосвязь стрессоустойчивости и эмоционального выгорания у представителей медицинских специальностей.
Цель исследования: изучить взаимосвязь стрессоустойчивости синдрома эмоционального выгорания у представителей медицинских профессий.
Задачи исследования:
1) Охарактеризовать понятие «стрессоустойчивость», «синдром эмоционального выгорания», определить их основные признаки и факторы;
2) Охарактеризовать специфику профессиональной деятельности медицинских работников и факторы этой сферы деятельности, провоцирующие развитие эмоционального выгорания;
3) Эмпирически исследовать взаимосвязь стрессоустойчивости и синдрома эмоционального выгорания у представителей медицинских профессий;
4) Предложить комплекс рекомендаций по профилактике синдрома эмоционального выгорания у представителей медицинских профессий.
Гипотеза исследования: возникновение синдрома эмоционального выгорания у представителей медицинских профессий имеет следующие особенности:
— связано с уровнем стрессоустойчивости: чем выше этот показатель, тем выше вероятность возникновения синдрома профессионального выгорания;
— чаще встречается у молодых специалистов, чем у специалистов с большим стажем работы.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации, психологическое тестирование, качественный и количественный анализ данных.
Новизна исследования: получены практические данные о взаимосвязи уровня стрессоустойчивости и синдрома эмоционального выгорания у представителей медицинских профессий.
Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы при проектировании программ профилактики и преодоления синдрома эмоционального выгорания у представителей медицинских профессий.
База исследования: ГБУЗ РБ Гб г. Нефтекамск. Выборка исследования представлена двумя группами врачей: первая со стажем деятельности менее 10 лет, вторая – со стажем деятельности более 10 лет. В каждой группе 20 человек, общий объем выборки – 40 человек.
Структура работы: введение, теоретическая глава, практическая глава, выводы по главам, заключение, список литературы из 45 источников.
Заключение:
Синдром эмоционального выгорания представляет собой комплекс личностных и профессиональных проявлений, в большинстве случаев негативного характера, который возникает в результате длительного воздействия стрессовых и неблагоприятных профессиональных факторов.
К проявлениям синдрома эмоционального выгорания могут быть отнесены такие симптомы, как развитие негативного отношения к работе и клиентам, формальное отношение к своим профессиональным обязанностям, редукция профессиональных достижений, нежелание повышать свой профессиональный уровень, раздражительность, возможно развитие психосоматических и вегетативных нарушений.
В качестве факторов, способствующих развитию эмоционального выгорания выделяют организационные и личностные факторы. К организационным факторам относят большое количество коммуникаций, ненормированное рабочее время, высокий уровень ответственности, постоянные перегрузки и стрессы. Все эти факторы встречаются в профессиональной деятельности врачей. Опасность синдрома эмоционального выгорания состоит в том, что он относительно необратим, по мнению специалистов. Соответственно, особое значение обретает профилактика данного синдрома.
Экспериментальное исследование особенностей синдрома эмоционального выгорания у врачей с разным стажем профессиональной деятельности показало, что данный синдром в той или иной степени сформирован у всех представителей данной профессии. Корреляционный анализ взаимосвязи между показателями выгорания, стрессоустойчивости, тревожности, стажа профессиональной деятельности показал следующее. Стрессоустойчивость связана с эмоциональным выгоранием следующим образом: высокий уровень стрессоустойчивости корреллирует с низким уровнем сформированности синдрома эмоционального выгорания. Т.е. высокий уровень стрессоустойчивости позволяет врачам успешно противостоять неблагоприятным факторам профессиональной деятельности, провоцирующим развитие синдрома эмоционального выгорания. Высокий уровень тревожности, напротив, становится фактором способствующим более быстрому формированию синдрома эмоционального выгорания у врачей.
Соответственно, возникает необходимость разработки и реализации, в первую очередь, профилактических мероприятий по предотвращению синдрома эмоционального выгорания.
К подобным мероприятиям относится психологическое просвещение (формирование у специалистов запаса знаний о синдроме эмоционального выгорания, его симптомах), психологическая диагностика, которая позволит выявить динамику формирования синдрома эмоционального выгорания у конкретного субъекта, что позволит вовремя начать профилактические мероприятия либо оказать необходимую психологическую помощь. Эффективным методом борьбы с развитием синдрома эмоционального выгорания выступает тренинг. Необходимо следить за тем, чтобы специалисты не перерабатывали, соблюдали режим дня, вел здоровый образ жизни.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования взаимосвязи стрессоустойчивости и эмоционального выгорания у работников медицинской сферы
I.1 Анализ современных научных представлений о стрессоустойчивости
Проблема анализа способов, которыми тот или иной субъект справляется с воздействием стресса исследуется на базе концепции системного анализа личности, который подразумевает, что все качества и особенности личности функционируют в неразрывном единстве и оказывают постоянное влияние друг на друга (Б. Г. Ананьев, В. С. Мерлин, Б. А. Вяткин и др.).
Стрессоустойчивость следует рассматривать, как комплекс личностных характеристик субъекта, которые определяют, насколько эффективно ему удается справляться с существенными стрессовыми воздействиями (в интеллектуальном, эмоциональном, волевом плане), при этом продолжая продуктивно осуществлять свои профессиональные обязанности, сохраняя позитивно окрашенные коммуникативные связи с окружающими и определенный уровень психологического и физического здоровья.
Высокий уровень стрессоустойчивости личности соотносится с высоко развитой способностью к саморегуляции, в качестве которых следует рассматривать сформированные на когнитивной основе способы и стратегии приспособления к воздействию стрессовых факторов, а также особенности психологической защиты. Кроме того, более высокая стрессоустойчивости отмечена у таких субъектов, которые в первую очередь руководствуются духовными ценностями. Также при анализе стрессоустойчивости следует принимать во внимание уровень самооценки: например, нормальная самооценка, которая предполагает адекватное понимание своего потенциала, на основе чего формируется адекватный уровень притязаний, способствует более высокой стрессоустойчивости. Завышенная самооценка может стать источников стресса по той причине, что субъект имеет слишком высокие притязания, а его возможности и способности не позволяют их достичь, соответственно, происходит фрустрация ожиданий, вследствие чего субъект переживает стресс. Заниженная же самооценка формирует у субъекта ощущение собственной никчемности и бесполезности, что также ввергает его в постоянное переживание стресса.
В современной науке могут быть рассмотрены четыре главных подхода, которые направлены на объяснение сущности стрессоустойчивости.
В рамках первого подхода стрессоустойчивость связывается психологами с функционированием воли. Установлено, что различные психические процессы способны вступать во взаимодействие и оказывать друг на друга взаимное влияние. Например, субъект при наличии определенного опыта аутогенных тренировок, управления своими волевыми усилиями способен трансформировать собственное эмоциональное состояние. Выделяя данный факт, определенные исследователи характеризуют стрессоустойчивость, как умение контролировать и регулировать переживаемые эмоциональные состояния в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Базой для становления второго подхода анализа стрессоустойчивости становится концепция о том, что психические процессы интегрируются друг с другом, что приводит к формированию сложных психологических конструктов. В структуре подобных конструктов могут быть зафиксированы разнообразные феномены. Вероятно, именно это становится основой для того, что ряд исследователей характеризуют стрессоустойчивость, как интегративную характеристику личности. Например, проанализировав разные подходы к пониманию стрессоустойчивости, П.И. Зильберман указывает на то, что стрессоустойчивость представляет собой интегративную характеристику личности, которое возникает в результате взаимодействия эмоциональных, волевых, мыслительных и мотивационных процессов. Это позволяет выбрать оптимальную стратегию поведения и реагирования, которая даст возможность максимально продуктивно решать поставленные задачи в условиях интенсивных эмоциональных и стрессовых нагрузок. Таким образом, второй подход позволяет рассматривать стрессоустойчивость как характеристику психики, за счет которой субъект может продолжать продуктивное функционирование даже в сложных обстоятельствах.
Если рассматривать стрессоустойчивость как интегративное качество психики или личности, то необходимо в его структуре выделить позицию и статус непосредственно эмоциональной составляющей. Если это не сделать, то существует опасность идентификации стрессоустойчивости с волевой и психической устойчивостью, которые, в свою очередь также могут интерпретироваться, как интегративные характеристики личности, за счет которых осуществляется продуктивное решение задач деятельности в различных эмоциональных условиях. Говоря иначе, если рассматривать зависимость успешности деятельности от уровня стрессоустойчивости, то нужно понимать, что эффективность реализации определенных действий в эмоционально сложных ситуациях достигается не только за счет стрессоустойчивости, но и за счет действия комплекса других психологических качеств и характеристик, а также имеющегося у субъекта опыта.
Основной идеей третьего подхода следует считать то, что функционирование психики реализуется за счет целостности энергетических и информационных процессов и психических качеств, на теории самоорганизации кибернетических систем. В данном случае уровень стрессоустойчивости обеспечивается следующей совокупностью характеристик: имеющиеся ресурсы нервно-психической энергии, которая соотносится со спецификой темперамента, силой нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, подвижности, мобильности нервных процессов. Концепция данного подхода состоит в следующем: стрессоустойчивость следует рассматривать как характеристику темперамента, которая позволяет достичь определенного стабильного уровня в эффективности решения задач деятельности посредством оптимального использования имеющихся ресурсов нервно-психической эмоциональной энергии. Интересным моментом в данном подходе, на который целесообразно опираться при исследовании феномена рациональности выступает акцентирование внимания на значении эмоционального возбуждения при условии осуществления деятельности в экстремальных условиях. Такое внимание к эмоциональному возбуждению может быть обусловлено тем, что эмоциональное возбуждение соотносится с активацией разнообразных функций организма, а также увеличением степени психической активности и готовности к деятельности в разнообразных неожиданных условиях, так как оно имеет статус обязательного действующего фактора, позволяющего эффективно расходовать физические и психические ресурсы для эффективного решения задач деятельности.
Польский психолог Я. Рейковский, рассматривая стрессоустойчивость, как психическое качество, которое может быть развито в той или иной степени у каждого субъекта, анализирует ее в двух возможных вариантах:
1) личность характеризуется высокой стрессоустойчивостью, если его эмоциональная устойчивость, несмотря на интенсивное действие внешних стрессовых раздражителей, сохраняется на определенном стандартном, адекватном уровне;
2) личность характеризуется высокой стрессоустойчивостью, если даже в условиях действия сильных эмоциональных и стрессовых раздражителей субъект продолжает демонстрировать адекватное поведение [5].
Также может быть выделен и четвертый подход к исследованию и анализу стрессоустойчивости. Установлено, что любой психический процесс (когнитивный, эмоциональный, волевой) функционирует относительно автономно, касательно других психических процессов и характеризуется уникальными особенностями.
Если более подробно остановиться именно на эмоциональной сфере, то можно выделить следующее: ни волевые, ни когнитивные компоненты, ни личностные характеристики (направленность, темперамент, характер, способности), невзирая на существующее взаимодействие, не могут считаться обязательными компонентами эмоционального процесса. Соответственно, основным тезисом четвертого подхода следует считать установление и анализ непосредственно компонентов и качеств стрессоустойчивости [6].
Можно описать ряд стадий, которыми характеризуется развитие стрессоустойчивости. На первом этапе осуществляется интерпретация и анализ сложившихся условий. При этом анализу подвергаются:
а) характеристики имеющихся условий, интенсивность влияния различных факторов, вероятная интенсивность негативного воздействия на психологическое благополучие, здоровье, статус личности и т.д.;
б) имеющиеся у субъекта физиологические и психологические ресурсы;
в) соотношение интенсивности действующих факторов и имеющихся у субъекта возможностей.
Кроме некоторых физиологических стрессоров, все остальные не оказывают прямого влияния на человека, непосредственно влияет образ стрессора, понимание стрессора, ситуации.
Следующий этап в развитии стрессоустойчивости — это оценка (анализ) преобразований, спровоцированных влиянием стрессовых факторов непосредственно в организме конкретного субъекта. Зачастую наиболее интенсивное воздействие стрессоры оказывают на конкретный орган или систему органов субъекта, также негативному влиянию может подвергнуться определенная психологическая сфера [5].
Первичные преобразования под воздействием стрессовых факторов могут быть связаны с изменением функционирования (как правило, дисфункцией) или повреждением конкретного органа, а также интенсивным влиянием на конкретную область личности (например, информационная перегрузка), потерей или преобразованием определенной личностно значимой характеристики, социально значимого качества. После чего субъект демонстрирует большое количество разнообразных реакций, приводящих к различным по направленности последствиям.