Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Взаимосвязь социальной стратификации и психологических особенностей жизненной удовлетворённости женщин с разным социальным статусом
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖИЗНЕННОЙ
УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ЖЕНЩИН С РАЗНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ.. 7
1.1. Психологическое благополучие личности как психологическая
категория 7
1.2. Гендерные детерминанты субъективного благополучия женщин. 14
1.3. Сущность социальной стратификации. 26
Выводы по теоретической главе 34
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖИЗНЕННОЙ
УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ЖЕНЩИН С РАЗНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ… 36
2.1. Организация и методики исследования. 36
2.2. Анализ и интерпретация результатов диагностики. 40
2.3. Разработка
рекомендаций для женщин
с разным социальным статусом 43
Выводы по эмпирической главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
Введение:
Актуальность темы исследования. Социальная
паритетность – важная составляющая бытия человеческого общества. Степень наличия
этого феномена в культуре социума и быте между людьми – один из главных
показателей степени зрелости нации. Собственно социальный контекст
паритетности, справедливости, равенства исследован недостаточно. Онтологической
предпосылкой паритетности является совместная жизнь людей, которая предполагает
признание Себя как ценности и, одновременно, паритетное признание ценности
Другого. Провозглашая самоценность каждой индивидуальности, общество создает
паритетность одним из базовых принципов как собственного бытования, так и
утверждения человека как личности в социальной среде. Если на уровне сознания
или практикования общественных отношений этот принцип нарушается, то
пространство паритетности сужается, деформируется, или исчезает вообще. Но сами
предпосылки социальной паритетности, испытывая в разные исторические периоды
существенных изменений, непременно сохраняют свою значимость. Она имманентно
присутствует в общественном организме, заявляя о себе в большей или меньшей
степени. Как свидетельствует история русского народа, социальная паритетность
находила способы проявить себя даже в самые трудные времена, при жестоких
диктаторах и власти имущих. Будучи нередко сведенной на нет в функционировании
государственного механизма, она оставалась неотъемлемой составляющей отношений
между людьми. Постоянно находясь в социуме, субъект вправе рассчитывать на
справедливое, паритетное отношение к себе лишь при условии такого же отношения
к окружающим.
Отметим, что в современном обществе
происходят бурные изменения, имеющие своим последствием, в частности,
перестройку социальных связей, стирание жестких границ между традиционными
гендерными ролями. Лица мужского пола всегда имели значительно более широкие
возможности для реализации своего внутреннего потенциала, тогда как возможности
самореализации женщин оставались весьма ограниченными. Как следствие,
подавляющее большинство социально значимых личностей составляют мужчины
(лауреаты Нобелевской премии, выдающиеся ученые, политики пр.). Вследствие
эмансипации, сексуальной революции и деятельности феминистского движения спектр
свобод для женщин значительно расширился. Однако в современном обществе мужчины
составляют большинство в органах власти, занимают основные руководящие
должности и имеют преимущества в росте. То есть, несмотря на изменения
гендерных ролей и стереотипов, процесс раскрытия своих внутренних потенциальных
возможностей у мужчин и женщин имеет определенные отличия.
Такая социальная стратификация оказывает воздействие
на жизненную удовлетворенность, в частности, у женщин. Одновременно с
современными общественными изменениями возникает вопрос, как новое
конструирование ролей и психологического пола повлияло на психологическое
состояние и субъективное благополучие современных женщин, как чувствует себя
женщина в новейшем социокультурном пространстве. Несмотря на многочисленные
гендерные исследования, вопрос психологического самочувствия женщины в зависимости
от социальной стратификации остается открытым. Зарубежные исследования этого
вопроса есть, однако данной проблематике присуща сильная социокультурная
«окраска». Поэтому необходимы русские исследования в этом направлении.
Таким образом, исследование взаимосвязи
социальной стратификации и психологических особенностей жизненной
удовлетворённости женщин с разным социальным статусом актуален в современном
психологическом и социально-гуманитарном дискурсе.
Проблема исследования состоит
в том, что недостаточно исследована взаимосвязь социальной стратификации и
психологических особенностей жизненной удовлетворённости женщин с разным
социальным статусом.
Обоснование выбора темы. Причиной,
по которой была выбранная данная проблематика, является необходимость
рассмотрения взаимосвязи социальной стратификации и психологических
особенностей жизненной удовлетворённости женщин с разным социальным статусом с
точки зрения психологии, а не социологии, которая изучает особенности
социальной стратификации.
Научно-методическая база исследования представлена
трудами таких исследователей, как С.А. Водяха, Л.И. Галиахметова,
С.Н. Гончар, К.В. Карпинский, К.С. Коновалова,
А.М. Кулакова, Н.Ю. Литвинова и др.
Целью нашего эмпирического исследования
является установление взаимосвязи социальной стратификации и психологических
особенностей жизненной удовлетворённости женщин с разным социальным статусом.
Объект исследования: жизненная
удовлетворённость и жизнестойкость женщин.
Предмет исследования:
взаимосвязь социальной стратификации и психологических особенностей жизненной
удовлетворённости женщин с разным социальным статусом.
Гипотеза исследования состоит
в предположении о том, что существует прямая зависимость между социальной
стратификацией и психологическими особенностями жизненной удовлетворённости
женщин с разным социальным статусом.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психологическое
благополучие личности как психологическую категорию.
2. Описать гендерные детерминанты
субъективного благополучия женщин.
3. Раскрыть сущность социальной
стратификации посредством обобщения точек зрения ученых.
4. Организовать и провести эмпирическое
исследование взаимосвязи социальной стратификации и психологических
особенностей жизненной удовлетворённости женщин с разным социальным статусом.
5. Провести анализ и обсуждение
результатов исследования взаимосвязи социальной стратификации и психологических
особенностей жизненной удовлетворённости женщин с разным социальным статусом.
6. Сформулировать выводы и заключение.
Методы исследования:
– теоретические: анализ литературы по теме
исследования; синтез и обобщение;
– эмпирические: тестирование, опрос;
– методы обработки данных: метод
качественного описания и метод математико-статического анализа.
Методиками исследования были
определены следующие:
– Тест индекс жизненной удовлетворенности
(ИЖУ) (адаптация Н.В. Паниной);
– Тест жизнестойкости, автор С. Мадди (адаптация
Д.А. Леонтьева);
Эмпирическая база исследования: _____________________________.
Выборку исследования составили
женщины с разным социальным статусом в количестве 50 человек. Возраст
испытуемых 30-40 лет.
Практическая значимость исследования состоит
в том, что собранный нами материал может быть использован в дальнейших
разработках данного вопроса; в выявленной взаимосвязи социальной стратификации
и психологических особенностей жизненной удовлетворённости женщин с разным
социальным статусом; в разработанных рекомендациях для женщин с разным социальным
статусом.
Заключение:
Изучение особенностей субъективного
благополучия женщин на теоретическом уровне показало, что: 1) анализ литературы
показал, что одобрение или неодобрение окружающих на мотивационную сферу
женщин; 2) стремление к успеху женщин возрастает при одобрении окружения;
в-третьих, окружение одобряет единодушно обычно традиционные достижения женщин;
в-четвертых, лица старшего возраста больше подвержены стереотипам, чем
молодежь.
На сегодняшний день актуальными являются положения
теории множественных ролевых отношений, сущность которой сводится к тезису –
каждый социальный статус детерминирует не единственно социальную роль, а целый
их набор. Концепция множественности социальных ролей касается вопроса о соответствии
общественных свойств и признаков субъектов статуса тем требованиям, которые
производят общественные отношения. Совокупность социальных ролей, которые
выполняет личность, отражает социальные связи, в которые она включена в
социальной системе.
В результате проведенной диагностики по
тесту «Индекс жизненной удовлетворенности» (ИЖУ) было установлено, что
большинство женщин с разным социальным статусом обладают средним и низким
уровнями жизненной удовлетворенности, из чего следует, что на данном этапе свой
жизни они не удовлетворены своей жизненной ситуацией, наблюдается недостаточный
психологический комфорт и недостаточная социально-психологическая
адаптированность.
Диагностика по методике С. Мадди,
адаптация Д.А. Леонтьева показала, что большинство женщин с разным социальным
статусом обладают средним уровнем жизнестойкости. Примерно в 90% случаев это
женщины со средним и высоким уровнями жизненной удовлетворенности.
Мы предположили, что существует прямая
зависимость между социальной стратификацией и психологическими особенностями
жизненной удовлетворённости женщин с разным социальным статусом. Для
подтверждения гипотезы использовался такой метод математической статистики, как
расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Это позволило подтвердить
данное гипотезу исследования: существует прямая зависимость между социальной
стратификацией и психологическими особенностями жизненной удовлетворённости
женщин с разным социальным статусом. Чем выше социальный статус женщины, тем
выше индекс жизненной удовлетворенности.
На основе полученных данных были
разработаны рекомендации для женщин с разным социальным статусом, согласно
которым проводится тренинг по развитию самосознания. Тренинг состоит из трех
взаимосвязанных блоков тренинговых упражнений, нацеленных на развитие
когнитивной, эмоционально-ценностной и поведенческой составляющих самосознания
личности.
Таким образом, гипотеза исследования была
подтверждена, цель достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ЖИЗНЕННОЙ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ЖЕНЩИН С РАЗНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ
1.1. Психологическое
благополучие личности как психологическая категория Психологическое содержание благополучия
личности многогранно и многоаспектно. Благополучие как характеристика личности
демонстрирует своеобразное «соотношение личности с жизнью», в котором, по
К. Абульхановой-Славской, и нужно искать психологические определения
личности [Цит. по: 1]. Часто в психологии используется
понятие «субъективное благополучие», при исследовании которого в
психологической литературе в условиях современного развития общества,
необходимо обратить внимание не столько на выживание, сколько на обеспечение
комфортного существования человечества и каждого отдельного лица,
целенаправленного на повышение качества жизни. В зарубежной и отечественной
психологии растет интерес к изучению многочисленных аспектов положительного
функционирования личности (Е. Динер, И. Аршава, А. Знанецкого, М. Аргайл,
К. Рифф, Д. Леонтьев, Е. Носенко, М. Селигман, М. Чиксентмихайи, Л. Сердюк,
Т. Данильченко, Е. Кологривовых, П. Фесенко, Т. Шевеленкова и др.).
Большая часть исследований в этой сфере сосредоточена на субъективной оценке
жизни человека, индивидуальном смысле переживания счастья, что обусловлено не
столько объективными показателями, сколько отношением личности к себе,
окружающему миру в целом и отдельных его сторон [3;
14;
56;
33;
42;
47]
и описывается термином «субъективное благополучие».
Благополучие исследовалось как
эмоциональное ощущение счастья. Н. Брэдбурн оценивал баланс между
положительными и отрицательными оценками эмоционального отношения личности к
различным жизненным обстоятельствам и изучал влияние различных факторов на ощущение
счастья и общую удовлетворенность. Однако оказалось, что данные конструкты не в
состоянии описать сложную субъективную картину восприятия и оценки реальности,
поскольку благополучие относится к различным сторонам жизни человека.
Существует значительная теоретико-методологическая неоднозначность в
содержательном смысле этих переживаний: два базовых подхода к трактовке
благополучия в западной научной традиции – гедонистический и
эвдемонистический [37;
53],
которые возникли в русле одноименных философских учений и не до конца
раскрывают предметное поле и специфику исследуемого феномена. Поэтому, как за
рубежом, так и в русской психологии развивается ряд альтернативных концепций
субъективного благополучия. Многокомпонентный феномен предопределяет сложность
построения единой систематизированной классификации, каждая теория акцентирует
отдельные аспекты жизни человека, с которой выводится видение природы и
содержание субъективных оценок ее жизни.