Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Психология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Взаимосвязь самооценки человека и тревоги

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Психологические аспекты исследования взаимосвязи самооценки человека и тревоги 5

1.1. Понятие «самооценка» в психологической науке 5

1.2. Анализ теории тревоги и тревожности 11

Глава 2. Исследование взаимосвязи самооценки человека и тревоги 19

2.1. Программа и методы исследования 19

2.2. Анализ результатов и их обсуждение 22

Заключение 27

Литература 28

Приложение……………………………………………………………….…….30

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Проблема изучения феномена тревоги в отечественной и зарубежной литературе в последнее время обсуждается очень активно. С одной стороны, подчеркивается, что адекватный уровень тревоги играет важную роль в эмоционально-волевой регуляции и в целом является существенным внутренним фактором, обусловливающим формирование адаптивного ресурса зрелой личности. С другой стороны, большинство авторов отмечает, что именно с высоким уровнем тревоги связаны трудности социально-психологической адаптации, развития адекватного представления о себе и своих личностных качествах, формирования здоровой самооценки.

Проблематика тревоги и тревожности нашла отражение в работах таких ученых, как А. Адлер, З. Фрейд, К. Хорни, Ф. Перлз, Н.Д. Спилберг; Ф.Б. Березин, А.Л. Венгер, Е.Э. Беляева, В.В. Бойко, Ж.М. Глозман, А.И. Захаров, В.В. Зоткина, Н.В. Имедадзе, Е.А. Кириллова, Б.И. Кочубей, А.М. Прихожан, А.О. Прохоров, Ю.Л. Ханин, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и др.

Самооценка как предмет исследования использовался как отечественными, так и зарубежными учеными. Среди отечественных специалистов необходимо отметить вклад в решение проблемы Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Петровского, В.В. Столина, И.С. Кона, К.А. Абульхановой, М.И. Лисиной, А.С. Арсентьева, А.В. Иващенко, Г.И. Моревой и др.

Среди зарубежных ученых необходимо назвать Р. Бернса, У. Джеймса, Ч. Кули, К. Левина, А. Маслоу, Д. Мида, К. Роджерса, З. Фрейда, Е. Хиггинса, К. Хорни, Э. Эриксона и др.

Объект исследования: самооценка и тревога человека.

Предмет исследования: характер взаимосвязи самооценки человека и тревоги.

Цель исследования: выявить характер взаимосвязи самооценки человека и тревоги.

Гипотеза исследования: предполагается, что у людей в возрасте от 25 до 50 лет существует достоверная взаимосвязь между уровнем тревоги и характером самооценки.

Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:

1. Рассмотреть понятие «самооценка» в психологической науке.

2. Выполнить анализ теории тревоги и тревожности.

3. Разработать программу эмпирического исследования взаимосвязи самооценки человека и тревоги.

4. Провести эмпирическое исследование и проанализировать полученные результаты.

Методы исследования:

— анализ научной литературы;

— тестирование;

— качественный и количественный анализ эмпирических данных;

— математико-статистическая обработка данных (ранговый r-критерий Спирмена).

Методики исследования:

— Шкала проявлений тревоги Дж.Тейлор (TMAS).

— Опросник «Самооценка психических состояний личности» Г. Айзенка.

— Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси.

Структура работы. Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложений.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выполнения выпускной работы удалось достичь поставленной во введении цели, что позволило выявить характер взаимосвязи самооценки человека и тревоги.

Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:

— было рассмотрено понятие «самооценка» в психологической науке;

— был выполнен анализ теории тревоги и тревожности;

— была разработана программа эмпирического исследования взаимосвязи самооценки человека и тревоги;

— было проведено эмпирическое исследование и проанализировать полученные результаты.

Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что у людей в возрасте от 25 до 50 лет существует достоверная взаимосвязь между уровнем тревоги и характером самооценки.

Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.

В заключение отметим, что выполненная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость.

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении позиций ученых относительно понятия «самооценки»; в реализации анализа теорий тревоги и тревожности.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов работы психологами для работы с клиентами, страдающими от повышенной тревоги или неадекватной самооценки, с целью оптимизации своей профессиональной деятельности; студентами, обучающимися по психологическому направлению, с целью самоподготовки к тематическим практическим и семинарским занятиям. 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Психологические аспекты исследования взаимосвязи самооценки человека и тревоги

1.1. Понятие «самооценка» в психологической науке

В российской психологической науке в ходе исследований по вопросу самооценки, ученные традиционно основываются на представлениях о том, что самооценка – это часть самосознания. В свою очередь иностранная наука использует понятие «Я-концепция», которое обозначает сумму всех представлений человека о себе самом.

Среди подходов к исследованию самооценки можно выделить базовые подходы, среди которых личностный подход, структурно-деятельностный подход, деятельностный подход, психологический подход, функциональный подход, динамический подход.

Согласно личностному подходу, самооценка – это основополагающий компонент самосознания личности [3].

В соответствии со структурно-целостным подходом, самооценка одновременно является и одним из компонентов целостной структуры личности, и сложным в своей природе образованием. Самооценка и целостна, и многоаспектна, ей присуща иерархическая структура и многоуровневое строение. Самооценка включает в себя целый комплекс межсистемных связей с другими образованиями психики, которые формируются в различных видах деятельности.

В соответствии с деятельностным подходом самооценка понимается как фактор, который оказывает влияние на качество итогов деятельности личности (включая и деятельность профессиональную).

В свете психопатологического подхода самооценка – это показатель здоровья человеческой психики как личности. Согласно функциональному подходу самооценка выступает одной из базовых функций личности. В свете трактовок динамического подхода самооценка рассматривается в процессе возрастной трансформации человека и во взаимосвязи со становлением его личности [13].

Г.В. Лозовая [11] высказывала мнение, что, несмотря на то, что в психологической науке самооценка является одним из наиболее популярных объектов для исследования, ее изучение на современном этапе находится в затруднительном положении, которое объясняется существованием целой совокупности неразрешенных проблем, которые имеют методологической характер.

По мнению Г.В. Лозовой [11] к данным проблемам относятся:

— установление родового (в отношении рассматриваемого) понятия;

— установление видов самооценки (а также уровней ее развития);

— установление свойств, которыми обладает самооценка, а также ее функций как явления психики;

— определение механизмов развития самооценки;

— обоснование «структуры» самооценки.

По мнению Г.В. Лозовой [11], изучение самооценки все еще не окончено. Сохраняется еще достаточно большое число вопросов, на которые еще не даны ответы, и которые следует получить в ходе экспериментального исследования данного феномена. Значимое место в рамках психологической науки отведено изучению самооценки в ее взаимной связи с различными этапами возрастного формирования личности человека.

Существующие исследования содержат в себе преимущественно две точки зрения:

— согласно первой, формирование субъекта происходит приблизительно до возраста ранней взрослости, и в дальнейшем, на протяжении всей оставшейся жизни, он уже не претерпевает изменений, т.е. на протяжении всей жизни человек сохраняет стабильное ядро своего «Я»;

— согласно второй, не подвергается сомнению тот факт, что возрастная динамика самооценки на протяжении этапа взрослости имеет свою [7].

Тем не менее, необходимо заметить, что содержащаяся в научных работах информация зачастую противоречива. Так Р. Уайли, которая предприняла попытку провести анализ работ на эту тему, не только не смогла установить устоявшейся и принятой всеми точки зрения по вопросу изменения самооценки на протяжении человеческой жизни, но и предложила гипотезу, согласно которой системность в возрастном изменении личности отсутствует. И, несмотря на то, что данная гипотеза была подвергнута сомнению целым рядом ученых, к единому мнению о динамике и характере влияния возраста на самооценку ученые так и не пришли [14].

Целый ряд научных работ демонстрирует, что именно для молодежи свойственно высокое самоуважение и самый благоприятный образ «Я», который по мере взросления понижается и становится все более отрицательным; однако, согласно данным других исследований можно говорить о противоположной тенденции.

Проведенные недавно исследования по вопросу динамики самооценки на всем протяжении человеческой жизни позволило его авторам собрать воедино данные от респондентов в возрасте от 9 до 90 лет. Полученная картина, выглядела следующим образом: в период от детства к подростничеству самооценка с высокого уровня значительно снижается, а затем постепенно повышается к периоду взрослости, и в дальнейшем по мере старения падает. Данная траектория сохраняется вне зависимости от этнических или половых различий и инвариантна относительно экономического и социального статуса. Тем не менее, даже подобное всеохватывающее исследование сохраняет нерешенным вопрос динамики самооценки на всем протяжении человеческой жизни, так как обладает целым рядом значительных ограничений, которые характерны для всего метода поперечных срезов:

— опускается возможность дать ответ на вопрос об индивидуальной стабильности во времени;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы