Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Взаимосвязь локуса контроля личности и стратегий поведения в конфликтных ситуациях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I.
Теоретический анализ подходов к исследованию локуса контроля личности и
стратегий поведения в конфликтных ситуациях. 8
1.1. Исследование понятия
конфликт, конфликтное поведение в отечественной и зарубежной психологии. 8
1.2. Стратегии и тактики поведения
в конфликте, типы конфликтных личностей 19
1.3. Локус контроля как фактор,
обусловливающий поведение личности в конфликтных ситуациях. 28
Выводы по
теоретической главе. 36
Глава II.
Эмпирическое исследование влияния локуса контроля личности на стратегию его
поведения в конфликтных ситуациях. 38
2.1. Организация и методы
исследования. 38
2.2. Анализ результатов
исследования. 44
2.3. Программа развития
конструктивного поведения личности
в конфликте. 54
Выводы по
эмпирической главе. 79
Заключение. 81
Список
литературы.. 84
Приложения. 1
Введение:
Актуальность
исследования. Современный человек должен уметь
принимать решения, нести за них ответственность, обладать активностью,
целеустремленностью, уметь преодолевать внутренние и внешние барьеры, мешающие
достижению цели, то есть у современного человека должны быть сформированы
качества личности, позволяющие ему быть успешным. Не последнюю роль в решении
таких проблем приобретает исследования такого фундаментального образования
личности как локус контроля.
В настоящее время, когда
происходят интенсивные изменения в обществе, исчезли многочисленные,
характерные для тоталитарного общества внешние рычаги управления и ориентиры
поведения людей, поэтому растут требования к социальной и личностной зрелости
каждого человека. Одним из показателей зрелости личности, уровня ее нравственного
развития и успешности выступает локус субъективного контроля, который связан с
мерой ответственности человека за события собственной жизни.
Традиционно понятие
локуса контроля связано с именем Дж. Роттера – основателя теории социального
учения, но, по сути, изучается представителями многих школ и направлений в
связи с многочисленными психологическими феноменами, а именно: в
психологических теориях ответственности и атрибуции ответственности (К. О.
Абульханова-Славская, Л. И. Дементий, Д. Майерс, А. О. Реан, С. Л. Рубинштейн,
М. В. Савчин); теориях самоэффективности и формирование стилей атрибуции (А.
Бандура, Г. Келли, Ф. Хайдер и др.); в концепции компетентности (Р. Уайт);
теории мотивации достижения (Дж. Аткинсон, Д. Макклелланд, Х. Хекхаузен); фрустрационной
теории (С. Розенцвейг); в теориях психической регуляции и саморегуляции (Дж.
Капрара, Д. А. Леонтьев, С. Д. Максименко, О. П. Санникова, О. Я. Чебыкин и
др.); в связи с выбором стратегий преодоления жизненных трудностей (О. В.
Алексеева, О. О. Анненкова, Л. И. Дементий, Р. Лазарус, Т. Л. Крюкова, С.
Мадди, А. Ю. Маленова).
Таким образом, локус
контроля – это характеристика волевой сферы человека, которая отражает его
наклонности приписывать ответственность за результаты своей деятельности
внешним силам или собственным способностям и усилиям.
Также не менее актуальной
проблемой является и конфликт, который может возникнуть при любых жизненных
ситуациях и сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Большинству
людей конфликты доставляют неудобства, и современные ученые говорят о
губительном последствии стресса, причиной которого является конфликт. В связи с
этим нужно выбрать определенную стратегию поведения в конфликте, только от
этого будет зависеть, станет ли конфликт затяжным и обременительным или он
быстро закончится.
Свой вклад в изучение
данной проблемы внесли такие ученые как: К. Томас, Н.В. Гришина, Б.Ц. Бадмаев,
З. Фрейд, К. Хорни, К. Левин, Б. Хасан, Н.И. Леонов и другие авторы, раскрывают
данную тему очень подробно.
Концептуальную теорию
конфликтности личности создал З. Фрейд. Нехватку доброжелательности между
личностью и социумом, как основную причину конфликтов выдвинул К. Хорни. К
Левин в результате исследования проблем групповой динамики, разработал
концепцию динамической поведенческой системы, в которой конфликты возможны
из-за нарушения баланса между окружающей средой и человеком. Кроме того, Б.Ц.
Бадмаев – «охарактеризовал конфликт как внутреннюю борьбу, которая вызывает
внешние, объективно данные противоречия, как состояние, которое пробуждает
неудовлетворение целым комплексом аргументов, как противостояние между
потребностями и возможностью их удовлетворить». Б. Хасан рассмотрел переговоры
в виде способа выхода из конфронтации.
Вопрос о двух видах
ответственности раскрывается в работах А.А. Реана. Дж. Г Скотт напрямую
связывает конфликтность и локус контроля, считая, что как отсутствие
ответственности, так и ее чрезмерность оказывает непосредственное влияние на
появление конфликта. D. W. Organ, C. N. Greene установили связь между локусом
контроля и ролевой неопределенностью, ролевыми конфликтами, удовлетворением от
работы. Наличие связи между выбором поведения в конфликте с экстернальностью и
интернальностью рассматривали в своих исследованиях D. C. Glass, J. E. Singer.
Но даже при всем разнообразии информации по вопросам субъективного контроля и
стратегиях поведения в конфликте связь этих двух категорий раскрыта
недостаточно, что обусловило выбор темы исследования.
Теоретические
подходы и концепции к изучаемой проблеме исследования
являются: исследования Т. В. Бесковой, Е. Е. Соколовой, Л. С. Архангельской, Ю.
В. Щербатых, К. Муздыбаева, Н. В. Дмитриевой, а также теоретические положения
некоторых зарубежных психоаналитиков (З. Фрейда, А. Адлера, М. Кляйн и др.).
Несмотря на то, что в последнее время было проведено много исследований в этой
области (в частности, Т.В. Бесковой), локус контроля, тем не менее имеет
неизученные аспекты.
Цель исследования
– изучение взаимосвязи локуса контроля личности и стратегий поведения в
конфликте.
Объект
исследования
– стратегия поведения в конфликте и локус контроля личности.
Предмет
исследования
– уровень субъективного контроля, копинг-стратегии, контроль за действием,
стили поведения в конфликте у студентов. Гипотеза исследования:
есть предположение, что при интернальном локусе контроля личности будет
преобладать стратегия поведения в конфликте компромисс.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие
конфликт, конфликтное поведение в отечественной и зарубежной психологии.
2. Раскрыть стратегии и тактики
поведения в конфликте, типы конфликтных личностей.
3. Изучить понятие локус
контроля как фактор, обусловливающий поведение личности в конфликтных
ситуациях.
4. Подобрать методики и
сформировать выборку.
5. Провести эмпирическое
исследование влияния локуса контроля личности на стратегию его поведения в
конфликтных ситуациях.
6. Разработать программу
развития конструктивного поведения личности в конфликте.
Методы исследования:
теоретический анализ литературы, эксперимент с использованием психодиагностических
методик, качественный и количественный (корреляционный анализ) с использованием
коэффициента корреляций Ч. Спирмена.
Методики
исследования:
—
«Уровень субъективного контроля» (Дж. Роттера);
—
Опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса;
—
«Шкала контроля за действием» Ю. Куля (Шапкин, 1997);
—
«Стиль поведения в конфликте» (Томас К.).
Эмпирическая
база исследования: исследование проводилось в сети
интернет с применением гугл-формы.
Характеристики
выборки исследования: 40 студентов 1-2 курсов, из них 20 студентов в возрасте 18-19 лет и 20
студентов в возрасте 20 лет. Всего в исследовании приняли участие 19 девушек и
21 юноша.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе проведенного исследования составлены
программа развития конструктивного поведения личности в конфликте, которая
может быть использована психологами по работе со студентами, к тому же
эмпирически обнаруженные корреляционные связи способны обогатить конфликтологию
новыми научно обоснованными сведениями о выборе
Заключение:
В ходе
эмпирического исследования мы реализовали следующие задачи: проведен анализ
психологической литературы по теме исследования.
Конфликт
(от лат. conflictus) – столкновение противоположно направленных, противоречивых
тенденций. Под конфликтом также понимается отсутствие согласия между двумя или
более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами,
преследующими свои цели. Когда существующие противоречия и разногласия нарушают
нормальное взаимодействие людей или препятствуют достижению целей, эти
разногласия преодолеваются вынужденным образом путем развития конфликта. То
есть конфликт с этой точки зрения – один из способов преодоления противоречий.
Вместе с
тем конфликт является актуальным противоречием, другими словами, конфликт это —
олицетворенные в противостоящем взаимодействии ценности, установки, мотивы.
Бесспорно, что для урегулирования противоречия обязательно должны предстать в
действиях — в их столкновении. Противоречие, буквальное или мыслимое, состоит в
этом столкновении.
Для
конфликта характерны противодействия в виде взаимодействия, поведения или
деятельности, устремленных на защиту персональных увлечений путем деривации
инициативности оппонента, нанесения ему морального или материального вреда, а
также отрицательное отношение друг к другу.
Конфликтное
поведение обладает собственными основами, стратегиями и тактиками. Каждый
человек в конфликте ведет себя по-разному в зависимости от ряда факторов. К.
Томас и Р. Килмен разработали двухмерную модель стратегий поведения личности в
конфликтном взаимодействии по двум факторам: заинтересованности в
удовлетворении своих интересов и интересов другого человека. Всего они выделили
пять стратегий: сотрудничество – высокая направленность на достижение
собственных интересов и интересов оппонента, а также признание ценности
межличностных отношений; компромисс – равный учёт интересов обеих сторон, при
обоюдном отходе от первоначальных позиций, приспособление – построение
взаимодействия в ущерб собственных интересов, ради интересов оппонента,
избегание – отсутствие стремления к активным действиям по разрешению конфликта,
без направленности на достижения собственных интересов или интересов оппонента.
Проблема
локуса контроля под различными названиями в философии, социологии, психологии
рассматривалась разными учеными, когда затрагивались вопросы, связанные со
способностями человека управлять своими поступками, такими как саморегуляция,
самодетерминация и другие. Локус контроля личности – это склонность индивидуума
видеть источник управления своей жизнью либо преимущественно во внешней среде,
либо в самом себе. Существует два типа локуса контроля: интернальный и
экстернальный. Как видно из анализа теоретических данных, локус контроля влияет
на многие аспекты жизнедеятельности: когнитивная сфера, смысловая сфера
личности, статус индивида в обществе, способность к адаптации в новых условиях
и даже психическое здоровье человека.
Проведено
эмпирическое исследование по выявлению взаимосвязи локуса
контроля личности и стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
Как
показало исследование, студенты 1-2 курса обладают в основном интернальным
локусом контроля, что говорит об их высоком уровне ответственности за себя и
происходящие в их жизни события, и только лишь в вопросах семьи и здоровья
студенты полагаются на других.
Среди
стратегий совладающего поведения среди студентов преобладает стратегия
самоконтроль, которая выражена у 40% студентов. Данной стратегии свойственны
усилия направленные на совладание с негативными переживаниями за счет
торможения и целенаправленного подавления эмоций, минимизация их воздействия на
оценку ситуации. Сверхконтроль поведения, чрезмерная требовательность к себе и
стремление скрыть от окружающих личные переживания. Относится к неэффективным
копинг – стратегиям. Кроме это среди 40% студентов был выявлен высокий уровень
по шкале бегство. Активное использование стратегии выражается в попытках
разрешить трудную ситуацию путем уклонения. Предполагает отрицание проблемы,
фантазирование, отвлечение и избегание ответственности за сложившуюся ситуацию.
Характерна пассивность и вспышки раздражения. Неадаптивная форма поведения,
может оказать помощь при краткосрочных воздействиях стрессогеной обстановки.
Относится к эффективным копинг – стратегиям. По исследованию контроля за
действиями было выявлено, что большинство (40%) студентов испытывают трудности
при удерживании в фокусе внимания актуальную интенцию, не могут проявить
настойчивость.
Для
решения конфликтных ситуаций большинство студентов используют стратегию
поведения в конфликте – сотрудничество. Данная стратегия показывает то, что
конфликтующие стороны видят ценность отношений с друг другом и пытаются,
объединившись решить, возникшие разногласия. Меньше всего используется такая
стратегия как уход, которая лишь откладывает решение спорных вопросов, что
может привести к еще большим конфликтам в будущем.
В
результате статистического исследования взаимосвязи между интернальным локусом
контроля в области достижения успеха и стратегией поведения в конфликте
«компромисс» было выявлено, что они связаны отрицательной корреляционной
зависимостью – говоря другими словами, чем выше показатель интернальности в
области достижений, тем ниже проявление стратегии компромисса в конфликте.
Таким образом, гипотеза о том, что при интернальном локусе контроля студенты
предпочитают стратегию поведения в конфликте, «компромисс» не подтвердилась.
Перспективы дальнейших
исследований мы видим
Фрагмент текста работы:
ИССЛЕДОВАНИЮ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ ЛИЧНОСТИ И СТРАТЕГИЙ
ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
1.1. Исследование понятия конфликт,
конфликтное поведение в отечественной и зарубежной психологии В психологических исследованиях
существуют различные определения конфликта. Практически все они указывают на
наличие противоречия, как форму разногласий, когда речь заходит о
взаимодействии людей.
В настоящее время, наряду с
накоплением экспериментального материала, происходит теоретическое осмысление
проблемы конфликта. Одной из сторон выступает проблема определения понятия
конфликта. Понятие конфликта нередко используется в философской,
психологической и педагогической литературе, и трактуется достаточно обширно.
Большинство специалистов дают ему
такое определение: «Конфликт — (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение
сторон, мнений, сил, перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение;
борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в
которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба и уничтожение
соперника» [23].
В.В. Багаева рассматривает конфликт
как столкновение разнонаправленных сил (ценностей, интересов, взглядов, целей,
позиций) субъектов — сторон взаимодействия, подчеркивая, что понятие
разнонаправленности шире понимания противоположности направленности, дает возможность
снять ограничения понимания проблемы и устранить элемент антагонизма [9].
Н.В. Гришина дает такое определение
конфликта: «под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими
людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы и средства,
мобилизуемые каждой из сторон» [20].
А. Дмитриев подчеркивает: «…
конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода
клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или
актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена
противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями» [24].
Е.Н. Бобосов считает, что «конфликт
– это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ
взаимодействия при столкновении несовместимых позиций и интересов,
противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои определенные цели двух
сторон» [8, с. 36].
Конфликт, по мнению авторов Л.В.
Бянкина, А.В. Чумичева, является наиболее острым способом разрешения
противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе
взаимодействия, это результат несовместимости взглядов отдельных лиц [14].
Е.А. Иванченко определил конфликт в
организации как «открытую форму существования противоречий интересов,
возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов
производственного порядка» [35].
В сущности, конфликт – это
комплексный динамический процесс. Он возникает, зарождается, постепенно
развивается, приходит к логическому завершению, не стоит на месте. Конфликт –
это процесс, который развивается и складывается из определенных фаз:
1. Предконфликтная фаза – возникает
объективное противоречие, определяются участники, однако противоречие еще не
стало явным для оппонентов. Участники еще не осознают ситуацию как конфликтную.
2. Фаза открытого конфликта –
Осознание ситуации как конфликтной, происходит инцидент, а после – эскалация
конфликта, т.е. стадия развернутого конфликта, когда обострение противоречий
между его участниками достигло максимума.
3. Фаза завершения (разрешения) –
кризис и разрыв отношений между оппонентами. Данный этап условно можно поделить
на две фазы: конструктивную и деструктивную. На конструктивной фазе остается
возможность примирить стороны и сохранить возможность их дальнейшей совместной
деятельности. На деструктивной фазе этих возможностей уже нет, и субъекты
теряют над собой контроль; их необходимо разъединить.
4. Постконфликтная фаза – период
ликвидации основных видов напряженности, гармонизация (способы и методы могут
быть любыми) [26].
В любом конфликте выделяют субъект,
объект и предмет. Выделяют следующие субъекты конфликта: основных участников
конфликта, группы поддержки и других участников. Основных участников конфликта
часто называют сторонами или противоборствующими силами. Это те субъекты
конфликта, которые непосредственно совершают активные действия друг против
друга. Противоборствующие стороны — ключевое звено любого конфликта. Когда одна
из сторон уходит из конфликта, то он прекращается [36].
Межличностный конфликт – это
открытое столкновение индивидов, вызванное несогласованностью и
несовместимостью их целей в конкретный момент времени или ситуацию [4, с. 215].
С. М. Емельянов рассматривает межличностный
конфликт как «противоборство личностей в процессе социального взаимодействия,
возникающее