Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Психология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Взаимосвязь личностных особенностей и стратегий поведения в конфликте у зрелой личности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Введение:

 

Актуальность работы. Поведение человека является способом его адаптации в той или иной среде. Поскольку социальная природа личности неоспорима, межличностные отношения занимают видное место среди сфер, требующих пристального внимания. Конфликты же являются неотъемлемой частью социального взаимодействия, поскольку возникают в момент столкновения интересов личностей, не соответствующих друг другу, имеющих противоречия, значимые для обеих сторон. Умение разрешать эти конфликты приемлемым в обществе путём становится гарантом адаптации человека к коллективу. Некорректное поведение в конфликтах может стать препятствием на пути к самореализации, даже если способности личности близки к гениальным. Так, чрезмерная вспыльчивость в ходе разрушения противоречий может препятствовать поиску работы, налаживанию личной жизни, ухудшать отношения человека даже с родительской семьёй.

Поведение является продуктом личностной организации. Следовательно, особенности конфликтного поведения человека являются следствием его персональных качеств. То, как человек реагирует на конфликты, является следствием процесса переработки информации, специфика которого определяется личностными особенностями. Обучение человека новым способам реагирования на стресс с учётом особенностей его личности должно слечь в основу развития его способности к конструктивному разрешению конфликтов. Эти навыки, в свою очередь, станут аспектом, который поспособствует адаптации человека к обществу, и, как следствие, улучшению качества его жизни.

Научная новизна. В рамках настоящей работы установлена структура поведения в ситуации стресса и конфликтных ситуациях для людей зрелого возраста с различными акцентуациями характера.

Теоретическая значимость. Установление взаимосвязи между личностными особенностями, копинг-стратегиями и стратегиями поведения в конфликте зрелой личности позволит соотнести черты характера, способы реагирования на стресс и поведение в конфликтной ситуации, расширив представления о системной организации поведения человека.

Практическая значимость. Составленная в рамках настоящей работы модель коррекции неадаптивных стратегий поведения зрелой личности может быть использована в рамках личной терапии либо в целях улучшения коммуникации между сотрудниками предприятий.

Цель работы. Определить особенности зрелой личности, связанные с деструктивным конфликтным поведением.

Объект. Коммуникативная сфера личности.

Предмет. Поведение личности в конфликте.

Гипотеза. Акцентуации характера и копинг-стратегии связаны с предпочтением стратегий поведения зрелой личности в конфликте.

Задачи.

1. Определить ведущие способы поведения в конфликтной ситуации у зрелых личностей;

2. Выявить ведущие копинг-стратегии у зрелых личностей;

3. Определить акцентуации характера зрелых личностей;

4. Установить характер взаимосвязей между способами поведения в конфликте, копинг-стратегиями и акцентуациями характера у зрелых личностей.

Методы и методики.

Методы:

Теоретические:

1. Проблемный анализ теоретических научных источников;

2. Обобщение;

3. Синтез;

4. Моделирование.

Практические:

1. Опрос.

Статистические:

1. Критерий Манна-Уитни (U);

2. Критерий Спирмана (R).

Методики:

1) Методика Томаса – Килманна на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации;

2) Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой;

3) Опросник Шмишека на выявление акцентуаций характера.

Теоретико-методологическая основа работы. Настоящая работа основывается на возрастной периодизации Э. Эриксона, положениях теории стресса Г. Селье, теории Г. Шмишека и К. Леонгарда об акцентуациях характера, положениях Р. Лазаруса о копинг-стратегиях как способах совладания со стрессом, классификации поведения личности в конфликтных ситуациях К. У. Томаса и Р. Х. Килмана.

Структура работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

1.1. Критерии личностной зрелости.

С точки зрения медицины, зрелость – это этап развития человека, приходящийся на период с 21 по 55 лет (также называется средним возрастом) []. С физиологической точки зрения этот возраст характеризуется окончательным созреванием всех систем организма и их наиболее активным функционированием. Зрелость является периодом расцвета человеческих возможностей. Однако с точки зрения психологии, всё не так однозначно: зрелость характеризуется, с одной стороны, как период жизни, соотносящийся с определённым возрастом, с другой стороны она ассоциируется с определённым этапом развития личности.

Разные психологические направления, характеризуя зрелую личность, опираются в первую очередь на тот понятийный аппарат, который лежит в основе базовой теории конкретного подхода. Однако везде мы встречаем точку зрения, которая прямо или между строк ставит знак равенства между зрелой личностью и личностью здоровой. Г. Олпорт, говоря о зрелости личности, также указывает на культурный аспект в понимании данного вопроса: если зрелая личность в западном понимании стремится к выражению индивидуальности, на Востоке признаком зрелости является полное разделение ценностей и интересов общества, умение пожертвовать личным в угоду общественного [Г. Олпорт. Становление личности]. Однако общее у представлений тоже есть: зрелая личность обладает целостностью и постоянством в восприятии себя, окружающих и мира. То есть, личностная зрелость не определяется при помощи таких качеств как пол, возраст, образование и т.д. Зрелая личность проявляется в своих качествах, ценностях и поведении. Она способна полноценно функционировать, быть активной и продуктивной, быть способной к осознанию своих внутренних процессов, обладать прогностическими способностями, нести ответственность за результаты своей деятельности.

Введён термин «зрелая личность» в понятийный аппарат психологии был А. Адлером. По его представлениям, это определение подразумевало человека, обладающего такими качествами, как стремление к сотрудничеству, творческое начало, альтруизм, человечность, гуманистичность [Деркач А. А. Акмеология. — М.: РАГС., 2002.]. Иные психоаналитики (З. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Эриксон) понимали зрелую личность как здоровую личность, делали достижение этого состояния целью психоаналитической терапии. В классическом психоанализе описание зрелой личности содержит в себе умения контролировать импульсы, направленные на удовольствие, брать на себя ответственность за поступки и отношения с другими людьми, активность и способность к приложению усилия в решении той или иной проблемы. По З. Фрейду зрелая личность обладает генитальным характером, т.е. не застревает на более ранних этапах развития в виду возникших в это время конфликтов; формирование этого типа характера приходится на период 12-18 лет [Зейгарник]. Именно такую личность Фрейд считает здоровой, не страдающей неврозами. К. Г. Юнг акцентировал внимание на способности зрелой личности отслеживать свои психические процессы – в особенности, проекции, — и отдавать себе отчёт об объективности восприятий и представлений, осознавать искажения и адаптировать свою психическую деятельность к реальности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы