Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Взаимосвязь когнитивного и эмоционального интеллекта профессиональной удовлетворенности (на примере конкретной организации или проф группы)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБЩЕГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ… 9
1.1 Психологические
аспекты изучения общего и эмоционального интеллекта в теории психологии. 9
1.2 Удовлетворённость профессиональной деятельностью как
личностная оценка индивида своей профессиональной позиции. 20
1.3 Психологические
особенности управленческой деятельности. 30
Выводы по
теоретической главе. 39
ГЛАВА II.
Эмпирическое исследование влияния взаимосвязи общего и эмоционального
интеллекта в структуре профессиональной удовлетворенностью менеджеров. 41
2.1 Организация и
методы исследования. 41
2.2 Результаты
эмпирического исследования взаимосвязи общего и эмоционального интеллекта с
профессиональной удовлетворенностью менеджеров 45
Выводы по
практической главе. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 71
ПРИЛОЖЕНИЕ. 77
Введение:
Проблема данного исследования заключается в том, что в
научной теории и практике нет исследований, в которых бы комплексно проводился
анализ связи интеллекта с профессиональной удовлетворенностью.
Именно поэтому был сделан выбор на тему данного исследования:
Взаимосвязь
общего и эмоционального интеллекта с профессиональной удовлетворенностью
менеджеров.
Актуальность обусловлена тем, что процессы, происходящие на
современном этапе, отличаются изменчивостью, что можно проследить, проведя их
анализ. Изменения происходят довольно быстро. Ранее руководителю,
осуществляющему деятельность в сфере бизнеса, достаточно было выполнять
предпринимательские и организацинно-управленческие действия, а сотруднику
следовать своим должностным обязанностям, то сейчас этого мало для успешного
развития компании. Так как появилась необходимость не просто выполнять свои
профессиональные обязанности, но и при этом участвовать в коммуникации, при
этом на всех этапах профессиональной деятельности активно привлекать все познавательные
процессы.
Традиционно
познавательные процессы, мышление, интеллект рассматривали в некотором
противопоставлении эмоционально-аффективной сфере человеческой психики. Во
второй половине XX в., когда стало понятно, что развитый логико-математический,
познавательный интеллект не является гарантом социальной и карьерной
успешности, интерес исследователей когнитивных процессов начал расширяться на
другие аспекты психических проявлений личности, включая эмоции и чувства, а так
же влияние социального и эмоционального интеллекта на успешность
профессиональной деятельности.
Тема
влияния эмоционального и общего интеллекта на профессиональную успешность также
представляется важной с точки зрения практики. В современных бизнес —
структурах одной из самых распространенных профессий стала профессия менеджера,
которая из разряда soft-skills перешла в hard-skills. А для многих менеджеров
эта компетенция стала одной из самых востребованных, т.к. каждое мельчайшее
изменение или событие (внутренне или внешнее по отношению к человеку) проходит
стадию эмоциональной реакции (осознаваемой или неосознаваемой), определяя
отношение к нему, его интерпретацию. И в этом смысле менеджеру для
продуктивности его профессиональных достижений просто необходимо точно
различать эмоциональные реакции, в случае нарушений которых вся
профессиональная детальность менеджера, профессии которого связана с
коммуникацией, может привести к профессиональным неудачам и как следствие – к
профессиональной неудовлетворенности. Возникает своего рода взаимосвязь между
эмоциональными реакциями и когнитивными интерпретациями событий и
профессиональной удовлетворенностью в работе менеджеров.
Процесс управления и особенности, возникающие в связи
с его осуществлением, неоднократно рассматривали специалисты. В частности, М.
Кетс де Врис выразил предположение, что именно эмоциональный потенциал выходит
на первый план, если речь идет об успешном управлении организацией. Он играет
главенствующую роль, позволяет грамотно руководить компаний и добиваться
успеха. Если человек обладает выраженным эмоциональным потенциалом, он способен
выстраивать межличностные отношения, которые отличаются высоким уровнем
устойчивости. Дополнительно человек становится хорошим руководителем, поскольку
способен мотивировать не только себя самого, но и людей, которые его окружают.
Примечательно, что люди, обладающие высоким эмоциональным потенциалом, отлично
проявляют себя в творчестве, а также в целом отличаются высоким уровнем
активности и неосознанным желанием проявить себя. Они лучше переносят стресс,
способны адаптироваться к нему и продолжать осуществлять деятельность.
Аналогичная закономерность прослеживается, если речь идет о переменах. Человек,
обладающий хорошим эмоциональным потенциалом, лучше адаптируется к ним и не
испытывает сильный дискомфорт при этом. Эмоциональный потенциал очень важен,
если человек претендует на получение руководящей должности. Можно проследить
следующую закономерность: чем выше люди взбираются по карьерной лестнице, тем
важнее становится эмоциональный и социальный интеллект. Именно наличие
развитого интеллекта во многом предопределяет успешность человека, отделяет его
от общей массы и позволяет быстрее добиться цели, которую он перед собой
ставит.
Анализируя
особенности профессиональной деятельности менеджеров, можно отметить, что они
должны уметь распознавать эмоции, а также различные социальные коллизии,
поскольку именно этот факт позволяет человеку лучше адаптироваться к окружающей
действительности, а также продолжать оставаться в гармонии с собой и успешно
вести профессиональную деятельность. При этом можно сказать о том, что именно
эмоциональный и социальный интеллект в области управления и менеджмента выходит
на первый план, а его важность часто превосходит важность интеллекта общего.
Однако следует отметить, что такая закономерность не всегда подтверждается
эмпирическими данными, но ученые продолжают активно изучать эту тему, дабы
выявить присутствующие закономерности и получить окончательное понимание в
рамках вопроса.
Именно
поэтому, обращение к данной теме – актуально.
Теоретические подходы и
концепции по изучаемой проблеме исследования.
Отечественная
психология долго избегала изучения профессиональной успешности и факторов,
которые влияют на нее, рассматривая в основном понятия индивидуальной карьеры,
профессионального становления; достижение этого подхода – обоснование взаимной
обусловленности личностного и профессионального развития (В. А. Бодалева, Е. А.
Климов, Т. М. Малкова, А. К. Маркова, Ю. П. Поваренков, Е.А, Климов, Э.Ф. Зеер, В.Д. Шадриков, Э. Шейн и др.).
Среди наиболее значимых источников следует назвать
публикации исследователей, которые изучали социальный и эмоциональный
интеллект: И. Н. Андреев, Н.А.Батурин, Д.В.Люсина. В том числе и исследования,
которые отразили важность социального и эмоционального интеллекта в
профессиональной деятельности менеджеров: М.В. Красностанова, Е.В.
Маслов, Е.В. Жереновская, А.А. Якушина.
Однако до сих пор не было
проведено ни одного исследования, которое было бы направлено на изучение
влияния социального и эмоционального интеллекта на профессиональную успешность
в работе менеджеров.
Таким образом, можно
обозначить проблему исследования: каково влияние социального и эмоционального
интеллекта на профессиональную успешность в работе менеджеров?
Цель исследования –
проанализировать особенности интеллекта, увлеченности работой и
профессиональной удовлетворенности менеджеров среднего и высшего звена.
Объектом исследования
профессиональная успешность менеджеров
Предмет исследования –
профессиональная успешность менеджеров с разным уровнем общего и эмоционального
интеллекта
Гипотезы исследования:
—
следует ожидать, что уровень эмоционального интеллекта менеджеров высшего звена
и менеджеров среднего звена статистически различен;
—
существует положительная взаимосвязь эмоционального и общего интеллекта с
удовлетворенностью трудом в группе менеджеров высшего звена;
—
существует обратная взаимосвязь эмоционального и общего интеллекта с отдельными
показателями трудовой удовлетворенности в группе менеджеров среднего звена.
Задачи исследования:
1. изучить особенности
общего и эмоционального интеллекта в теории психологии,
2. определить особенности
удовлетворённости профессиональной деятельностью как личностной оценки индивида
своей профессиональной позиции,
3. провести теоретический анализ
проблемы взаимосвязи общего и эмоционального интеллекта на удовлетворенность
трудом,
4. провести эмпирическое исследование взаимосвязи
общего и эмоционального интеллекта с профессиональной удовлетворенностью
менеджеров.
5. определить различия в
общем, эмоциональном интеллекте, а так же в удовлетворенности трудом у
менеджеров, имеющих различный профессиональный статус.
Теоретико-методологическую основу данной работы составили
работы отечественных и зарубежных авторов по изучению эмоционального интеллекта
(Д.Майер, П.Соловей, Д.Гоулман, Н.Холл, Е.П. Ильин) и удовлетворённости
профессиональной деятельности (М. Селигман, Э.Ф. Зеер, В.Д. Шадриков).
Основными методами для написания данной работы выступили:
— теоретические: анализ и обобщение научной литературы по
теме исследования,
— практические: наблюдение, тестирование, диагностика,
— статистические: методы интерпретации и
математико-статистической обработки данных (U-критерий Манна-Уитни); сравнительный анализ.
Методики
исследования:
1.
Опросник «Эмоциональный интеллект» Д.В. Люсина
2. «Тест диагностики структуры интеллекта» (Р.
Амтхауэр)
3. Методика «Интегральная удовлетворенность трудом»
(Н.П. Фетискин, В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов).
4. Методика «Утрехтская
шкала увлеченности работой» (Utrecht
Work Engagement Scale, UWES), У.Шауфели, А. Беккер (в адаптации Д.А. Кутузовой).
Эмпирическая
база исследования: Исследование было проведено на базе ООО «СтройСервис».
Характеристика
выборки исследования: в исследовании принимали участие руководители (25 человек)
и менеджеры по продажам и обслуживанию (25 человек).
Практическое
значение полученных результатов. Теоретические и прикладные материалы
исследования полезны в подготовке организационных и практических психологов,
менеджеров, социологов.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы
и приложений.
Заключение:
Понятие
интеллекта является интегрированной категорией, зависящей как от общего
интеллекта так и от эмоционального каждого субъекта принятия решения.
Эмоциональный интеллект через самоидентификацию и умение распознавать эмоции,
желания и мотивы других индивидов обеспечит высокий уровень формирования и
практической реализации креативного мышления и преодоления межличностных и
внутри личностных конфликтов на платформе возникновения и реализации
экономических отношений.
Довольство
профессиональной работой рассматривается как отношение лица к разным сторонам
профессиональной работы, а непосредственно: к работе в общем, для
специальности, для деятельности в определенных обстоятельствах.
Удовлетворенность представляется в первую очередь психологическим результатом
трудовой деятельности, а во-вторых становится условием, побуждающим
формирование личности в профессиональной работе.
Факторы, которые
указывают на удовлетворенность профессией – это статус и престиж профессии,
эмоции и тем, насколько профессия соответствует характеру и когнитивным качествам
человека.
На уровень
удовлетворенности профессиональной деятельностью менеджера, по мнению ученых,
могут влиять его ценностные ориентации, коммуникативные и организаторские
способности, мотивация к работе, ценности в профессиональной деятельности,
социально-психологические установки, индивидуально-психологические особенности
и социально-демографические факторы.
Во второй главе
представлены результаты исследования взаимосвязи между интеллектом
(эмоциональным и общим) и удовлетворенностью трудом в двух профессиональных
группах: менеджеры высшего звена и менеджеры среднего звена. Для проведения
исследования были подобраны методик и на исследование эмоционального
интеллекта, общего интеллекта и методики, позволяющие выявить уровень
удовлетворенности трудом.
В целом для менеджеров
среднего звена характерен средний уровень ЭИ. Менеджерам среднего звена сложно
распознавать и управлять собственными и чужими эмоциями. Полученные результаты свидетельствуют
о значительных трудностях, в возможности различать и распознать чувства,
понимать их предпосылки и словесно характеризовать их. Менеджерам среднего
звена сложно управлять собственными чувствами и осуществлять контроль над их
внешними проявлениями. Они не понимают, как вызывать и сохранять нужные чувства
и осуществлять контроль нежелательных. Полученные сведения продемонстрировали,
что проблемы появляются при стремлении осознать эмоциональное состояние другого
человека на основе жестов, мимики, а кроме того голоса (другими словами внешних
проявлений эмоций). Во взаимосвязи с этим для них свойственно безразличие к
внутреннему состоянию находящихся вокруг. Менеджеры среднего звена не могут
вызвать эмоции других сотрудников либо сократить насыщенность нежелательных
эмоций.
Менеджеры
высшего звена, лучше распознают и идентифицируют эмоции, понимают их причины, а
также способны к их вербальному описанию. Менеджерам высшего звена легче
регулировать свои эмоции и осуществлять контроль их внешнего проявления, а
кроме того понимать эмоциональное состояние находящихся вокруг согласно жестам,
мимике и интонации голоса.
Интеллект менеджеров
высшего звена обладает способностью искусно оперировать мощным, точным
выражением словесных значений, правильным пониманием поведения людей, быстрой
адаптацией в обществе, чутьем других, грамотным высказыванием своего мнения, и
вообще наклоном к теоретическому, индуктивного мышления.
У менеджеров среднего
звена, по сравнению с менеджерами высшего звена, математический интеллект
находится ближе к нижней границе нормы, тогда как у менеджеров высшего звена он
на высоком уровне. Полученные данные позволяют констатировать, что у менеджеров
высшего звена уровень математического интеллекта выше, им присущ более высокий
уровень практического математического мышления, комбинаторность логического и
индуктивного способов мышления, способности к оперированию числами и тому подобное.
Поэтому, можно утверждать, что математические способности входят в структуру
профессионально значимых интеллектуальных качеств менеджеров высшего звена.
С целью исследования
персональной удовлетворенности работой использовалась методика «Интегральная
удовлетворенность трудом».
Группа менеджеров
среднего звена выражает заинтересованность к работе ниже среднего, и они не
сильно заинтересованы в самой деятельности. Они в меру удовлетворены
собственными достижениями, точно также как и своими взаимоотношениями с
работниками, и такие сотрудники никак не стараются меняться, в том числе и если
взаимоотношения напряженные. Менеджеры среднего звена крайне редко бывают
довольны собственными взаимоотношениями с руководством, а сотрудники не
постоянно довольны действием руководства согласно отношению к ним, однако они
не стараются данное изменить. Такие работники выражают неудовлетворенность собственной
высококлассной работой, они недовольны занимаемой должностью, однако не вносят
практически никаких перемен. Они полагают, что их заработная плата целиком
отвечает работе и профессиональным обязанностям, которые они выполняют.
Исследование итогов для группы
менеджеров высшего звена выявило, что работники проявляли высокий уровень
заинтересованности к собственной работе и что их карьерные стремления в
некоторых случаях вышли за границы деятельности. Сотрудники довольны тем, чего
они достигли на работе и собственными взаимоотношениями с работниками, это
демонстрирует, что они используют собственные силы, работают с удовольствием,
им все нравится и все устраивает, в случае если имеется проблема в отношениях,
работники стараются ее скорректировать. Менеджеры высшего звена демонстрируют
высокий уровень удовлетворенности взаимоотношениями внутри группы. Степень их
стремления к профессиональной деятельности высок, и операторы группы целиком
удовлетворены собственной должностью. Общая удовлетворенность деятельностью
больше среднего значения.
Было
выявлено, что менеджеры среднего звена получили общие результаты по шкалам на
средних уровнях по методике выявляющей увлеченность работой, тогда как
менеджеры высшего звена получили высокие показатели по всем шкалам. Менеджеры
высшего звена характеризуются значительной степенью физической и
психологической стабильности в период выполнения своей деятельности. На работе
они готовы усердно стараться и никак не опускать руки. Они энергично принимают
участие в собственной деятельности. В то же время они ощущают ощущение
значения, воодушевления и гордости. Менеджеры высшего звена отличаются
абсолютным интересом и лояльностью своему делу. Некоторые могут сказать, что
они полностью погружаются в работу и с трудом уходят с работы по завершении
трудового дня либо на перерыв, на обед.
Для того, чтобы показать
взаимосвязи между интеллектом и удовлетворенностью трудом, мы провели
корреляционный анализ.
В группе менеджеров
высшего звена мы выявили достоверную связь практически между всеми
показателями. Наблюдается достоверная взаимосвязь между эмоциональным
интеллектом и общим интеллектом и энергичностью, энтузиазмом и поглощенностью,
заинтересованностью к труду, отношением с руководством, компетентной работой,
ощущением ответственности, единой удовлетворенностью работой в коллективе.
Таким образом, заинтересованность к работе и общая удовлетворенность
деятельностью находятся в зависимости от психологических и общих умственных
способностей руководителя.
В группе менеджеров
среднего звена мы не видим достоверной связи между эмоциональным интеллектом и
общим интеллектом и энергичностью, энтузиазмом, поглощенностью.
Согласно методу общей
удовлетворенности работой достоверной взаимосвязи не найдено. По нашему мнению,
это свидетельствует о том, что эмоциональные умственные способности и общий
интеллект не постоянно оказывают большое влияние на персональные характеристики
удовлетворенности работой.
Было выяснено, что
пониженная интегральная удовлетворенность трудом, зависит от профессионального статуса,
эмоций и когнитивных способностей, что было и выявлено путем диагностирования.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБЩЕГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ 1.1 Психологические аспекты изучения общего и эмоционального
интеллекта в теории психологии Существует
множество толкований термина «intellectus», в разных словарях он
характеризуется как «мыслительная способность», «понимание», «восприятие»,
«рассудок» и тому подобное и этимологически происходит от греческого понятие νοῦς
(мысль, разум) — одной из основных категорий античной философии.
История
сохранила имена исследователей интеллекта, с помощью теоретических и
эмпирических работ которых постепенно, от одного поколения ученых к другому
продолжает формироваться знания о закономерностях и специфике его развития в
фило — и онтогенезе с целью определения границ познания человеком объективной
реальности и создание оптимальной модели социума, при котором возможна
максимальная реализация интеллектуального потенциала человека. Значительный
вклад в развитие знаний об интеллекте сделали мыслители Древнего мира,
рассматривая его как основу любого познания. Особое место занимают философы
античности Платон и Аристотель, которые, заложив основы современной европейской
науки, рассуждали об интеллектуальных способностях человека.
Платон,
создав теорию идей, утверждал, что высший разум связан с трансцендентной
суперреальностью и при рождении человек уже имеет латентные знания, проявление
которых в процессе ее жизнедеятельности зависит от ряда условий. Аристотель,
построив модель интеллекта, выделил разум в возможности, разум в действии и
приобретенный разум, полагая, что интеллект состоит из субстанций и акциденций.
Исследователи
последующих эпох использовали и продолжают использовать методологические
основы, заложенные великими философами. Ретроспективный анализ изучения
интеллекта показывает, что исследователи порознь определяли его базис,
обозначая как доминанту биологическую или средовую составляющие [2].
Европейский
схоласт Фома Аквинский рассматривал интеллект как ограниченный разум,
противопоставляя его общему деятельному разуму. Стоит отметить трактат
Бенедикта Спинозы «Об очищении интеллекта и о пути, наилучшим образом ведут к
истинному познанию вещей».
В
этом трактате он отождествляет истинную логику и истинную этику. Философы эпохи
Возрождения внесли существенный вклад в познание сути проблемы, возвращая
научную мысль в материалистическую плоскость, что повлекло важное влияние на
характер исследований в период Нового времени.
Систему
эмпирической эпистемологии представил в XVII веке Джон Локк книгой «Опыт о
человеческом разуме», которая была дополнена трудом «Об управлении разумом». В
ней исследователь утверждает о необходимости изучения познавательной
способности ума человека для определения границ познания объективной
реальности, отмечая чрезвычайную сложность проблемы. В одном из писем
исследователь рассказывает о том, что чем дальше он продвигается, тем более
широкая тема раскрывается перед ним, и открывающиеся горизонты проблемы не дают
ему возможности определить хоть какие-то точные границы исследования.
Исследованию
интеллекта через призму биологической парадигмы как продукта процесса эволюции
в значительной мере способствовали идеи Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина и ряда
философов, среди которых и А. Шопенгауэр с его известной фразой о том, что
интеллект является лишь результатом работы мозга, что бы он собой ни
представлял. Не все исследователи были безоговорочными сторонниками методов
эмпирического исследования. Один из основателей современной психологии В. Вундт
настаивал на том, что лабораторно можно изучать элементарные психические
явления, а для познания сложных психических функций необходимо исследовать
продукты культурной деятельности человека с помощью описательных методов.
Попытки исследователей измерить уровень интеллектуальных способностей человека можно
наблюдать на протяжении всего периода изучения интеллекта.
Нередко
попытки определить уровень развития интеллектуальных способностей человека
имели псевдонаучный характер. В качестве примера можно привести френологическую
карту Франца Галля, которая была составлена на основе умозрительных выводов об
архитектонике черепа. Несмотря на недостоверную истинность результатов этого
метода его активно использовали для получения сведений о личностных
особенностях человека и о его интеллектуальные способности с конца XIX до
начала XX века. Осуществляя антропометрические исследования, для подтверждения
теории о возможности селекции человеческого генофонда, английский исследователь
XIX века Френсис Гальтон создал ряд тестов и разработал прибор для определения
уровня развития интеллекта индивида и его способностей. В результате
исследований ученый пришел к выводу, что уровень интеллектуального развития
жестко детерминирован генетическими особенностями конкретного индивида и
попытки его увеличить в процессе жизнедеятельности кажутся сомнительными.
Научная деятельность Франца Галля, отца евгеники Фрэнсиса Гальтона и ряда
других исследователей стала результатом социального запроса на дифференциацию
индивидов с разным уровнем интеллектуальных способностей, в связи с чем возникла
необходимость их верифицируемого определения, что стало важной задачей для
психологов XX века.
Последовательно
создаются тесты для исследования интеллекта, авторами самых известных были А.
Бине и т. Симон, г. Айзенк, Д. Векслер, Р. Кеттел и др. Уильям Льюис Штерн
вводит в психологическую терминологию понятие «коэффициент интеллекта» IQ,
которое на протяжении длительного времени позиционировалось как бесспорная
единица измерения умственных способностей человека. Для каждого, кто прошел
тестологическое испытание уровня своего интеллектуального развития, было
определено потенциально возможное место в социуме и полученный вердикт
(конкретная сумма баллов IQ, полученная вследствие тестирования) не подлежал
апелляции [1].
Дальнейшая
история развития психологической науки демонстрирует недостаточную
достоверность (на современном уровне развития методик) тестологического
определения всех аспектов интеллектуального развития индивида. Не подлежит
сомнению тот факт, что любой тест на определение уровня интеллектуального
развития человека способен выявить сформированность некоторых конкретных
умственных операций, а не составить целостное представление о интеллектуальный
потенциал конкретного индивида по ряду причин.
В
литературе описан ряд курьезных случаев, когда люди, которые сделали вклад в
развитие различных отраслей науки и искусства, имели, в результате
тестирования, невысокий IQ. Уровень интеллектуального развития зависит не
столько от работы определенных отделов головного мозга, сколько от того, насколько
в целом эффективно функционирует интеллектуальная система индивида. Научные
парадигмы, сменяя друг друга, повлияли на угол зрения восприятия предмета
исследования интеллекта человека, что, с одной стороны, расширяло представление
об этом феномене, с другой стороны открывало новый аспект проблемы.
Имеющиеся
научные знания о природе и специфике интеллекта не дают возможности современным
исследователям составить научно обоснованную реальную картину указанного
предмета исследования. Недостаточная информативность тестологического подхода к
исследованию интеллекта является результатом общего кризиса психологической
науки.
В
современной науке возникает парадоксальная ситуация: с одной стороны, с ее
развитием, ученые создают новые носители интеллекта – нейрокомпьютеры –
искусственные самообучающиеся системы, которые способны эволюционировать, с
другой – проблема природы и специфики интеллекта человека в значительной мере
остается недостаточно изученной.
М. А. Холодная констатирует, что понятие
интеллект является открытым, и ситуацию в области его исследования современной
психологической наукой и той, которая ей предшествовала, определяет как
драматическую.
В
истории изучения интеллектуальных способностей человека определяющим фактором
является то, согласно концепциям какой парадигмы проводит исследование ученый и
как он трактует дефиницию «интеллект».
В
психологии проблема интеллекта рассматривается сквозь призму различных
подходов, каждый из которых ориентирован на выявление механизмов
интеллектуальной деятельности индивида. В период постнеоклассического развития
науки мультидисциплинарные исследования является важным условием для решения
актуальных проблем, в том числе проблемы природы и специфики интеллекта. Ее
решение связано с антропо-и социогенезом и над ее постижением работают
философы, психологи, математики, кибернетики, нейрофизиологи, нейробиологи,
лингвисты и исследователи других областей науки.
Знания
о предмете исследования, полученные из разных областей науки, дополняя друг
друга, создают феномен непротиворечивости знания на основе систематизации
накопленного научного опыта. Расширяя или выделяя сферу исследований, ученые в
поисках решения проблемы дискутируют и полемизируют между собой, находясь
иногда на расстоянии в несколько веков, стремясь синтезировать знание об
указанном предмете, которое разделено на природно-научное, социальное,
религиозное и др. Современные исследователи психологии интеллекта (Б. Г.
Ананьев, Л. М. Веккер, И. М. Грановская, В. В. Давыдов, В. Н. Дружинин, Д.Б.
Эльконин, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, М. А. Холодная и другие) рассматривают
интеллектуальное развитие человека на протяжении всего периода онтогенеза.
Итак,
многие авторы отмечают, что интеллект человека определяется совокупностью
познавательных процессов.
Иначе
говоря, это характеристика потенциала и уровня его реализации. Однако уже на
ранних этапах изучения интеллекта психологи обратили внимание на то, что не
только общий уровень его развития имеет значение, но и виды его проявления.
Особенно это стало очевидным с развитием психологии, в пределах которой
оформилось понятие интеллекта как научная психологическая категория.
Если
обратиться к психологической литературе, то можно заметить, что трактование
понятия «интеллект» неоднозначно и часто значительно различается в зависимости
от персональной позиции ученого. Можно выделить 3 основных определения. Так,
часть представителей научного сообщества считает, что интеллект представляет
собой способность человека к осуществлению познания, а также решению проблем,
которые возникают перед ним, определяющая возможную успешность индивидуума в
любой осуществляемой деятельности и выступающая в качестве фундамента для всех
остальных способностей. Есть и другой подход к пониманию интеллекта. Его
называют системой, от которой зависят все познавательные способности,
свойственные конкретному человеку. Дополнительно интеллект определяют, как
способность человека осуществлять мысленное решение проблем, не предпринимая
какие-либо внешние попытки и не допуская фактические ошибки, что фактически выступает
противоположностью способности к осуществлению интуитивного познания. Если
обратиться к пониманию интеллекта к разрезе современной реальности, то можно
заметить, что чаще всего под понятием понимают общую умственную способность,
позволяющую человеку осуществлять обобщение поведенческих характеристик и
имеющую связь со способностью к успешной адаптации к новым условиям, которые
возникают вокруг человека [12].
Отмечают
3 формы умственных способностей:
—
вербальный интеллект, в том числе лексический резерв, эрудиция, способность
осознавать прочитанное;
—
невербальный либо практический интеллект, сюда входит способность
приспосабливаться к находящейся вокруг среде (способность адекватно
воспринимать и понимать окружающие события, адекватно оценивать свои
возможности, рационально действовать в новой обстановке);
—
способность к решению проблем.
Исходя
из данного определения, трудно разделить интеллект и эрудицию (знание). Однако
Г. Глейтман отмечает, что знания могут быть разделены на два типа: статические
– это накопленная, но необработанная информация и динамические – это фактически
умение применять знания при решении новых задач [12].
Таким
образом, сегодня большинство педагогов и психологов сходятся во мнении, что
интеллект – это способность индивида адаптироваться в окружающем мире, умение
приспосабливаться к новым условиям и ситуациям.
В
широком смысле интеллект характеризует весь процесс познавательной
деятельности, а в узком – это наиболее общее понятие, охватывающее сферу
умственных способностей человека [9, с. 5], то есть способность к
опосредованному и обобщенному познанию предметов и явлений действительности в
их существенных свойствах и связях.
Обладая информацией об особенностях, свойственных
интеллекту, можно дать собственное определение понятию, базирующееся на знании
вопроса и интуитивном понимании. Так, можно назвать интеллект эффективностью
психической активности в задаче определенной специфики поведения. У психологов
присутствует разный подход к вопросу и персональный взгляд на него. Так,
некоторые специалисты продолжают утверждать, что именно интеллект определяет
вероятность успеха человека. Однако некоторые исследователи, осуществлявшие
работу над вопросом, уверенны в том, что гораздо важнее присутствие у человека
умения адаптироваться к своему окружению и происходящим ситуациям, что можно
рассматривать в качестве высокого уровня умственных способностей. Эксперты
убеждены, что ни один механизм никак не может быть выполнен в отсутствии
сформированной концепции индивидуальных оценок улавливаемого, а также умение
прогнозировать и осуществлять оценку результатов, к которому способно привести
то или иное поведение. У интеллекта присутствует целый комплекс граней, которые
иногда называют умственными способностями. Сюда относят присутствие способности
осознавать персональные цели и желания, понимание реальности, ее адекватное
видение и способность грамотно реагировать на нее.
Эмоциональный интеллект неоднократно изучали, однако
особого внимания заслуживает одноименная книга Дениэла Голмана, которую ученый
выпустил в 1995 году. Практически сразу после выхода произведение привлекло
большое внимание со стороны общественности и стала бестселлером. Причем с
особенным интересом ее изучали не только представители научного сообщества и
люди, так или иначе связанные с психологией, а специалисты, которые
задействованы в бизнес-процессах, осуществляли ведение своего дела или
планировали открыть его.
История самого термина «эмоциональный интеллект»
начинается в 1990 году, когда П. Селловей и Дж. Майер предложили использовать
его. Однако на тот момент новое понятие широкого распространения не получила.
Его популяризация наблюдается именно благодаря книге Д. Голмана, публикация
которой также привела к началу большого количества исследований по этой теме.
Дополнительно специалисты дали определение понятию
«эмоциональный интеллект», предложив рассматривать в его качестве способность
осуществлять понимание эмоций, а также использовать их и присутствующие
эмоциональные знания с целью увеличения производительности выполняемого мышления
[18].
Активное изучение вопроса привело к появлению новых
подходов к пониманию эмоционального интеллекта и его особенностей. Так, Р.
Бар-Хэ предложил объединить эмоциональный и социальный в единую концепцию.
Специалист считал, что эмоциональный интеллект в целом представляет собой
перечень компетенций, которые носят социальный и эмоциональный характер, а
также имеют определенную связь между особой и определяют, на сколько эффективно
человек способен понимать себя и других, осуществлять самовыражение и выполнять
взаимодействие с социумом в повседневной жизни [13].
Основываясь на теоретическом подходе Р. Бар-Он, Д. В.
Люсин подчеркивает внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект.
В работах Е.С. Михайловой [49] решает проблему,
которая касается осуществления контроля над эмоциями, а также уделяет внимание
особенностям их осознания и выражения. Автор считает, что именно способность
выражать их в символической форме выступает одним из важнейших критериев
реализации эмоций [49]. Специалист уверен, что присутствие низкого уровня
осмысления чувств может выражаться в виде искаженной категоризации эмоций,
отсутствии осознания их переживания, а также непонимания причин выполнения тех или
иных действий, которые были выполнены под воздействием эмоциональных
переживаний разного рода [49]. Автор обращает внимание на то, что чаще всего
трудности возникают в отношении эмоций, которые отвергаются вследствие
культурных особенностей или присутствия личного негативного опыта, который
испытал человек [49].
Вопрос эмоционального интеллекта также неоднократно
рассматривал Д. В. Люсин. В своих работах ученый говорит о том, что
эмоциональному интеллекту свойственна двойственная природа. Ее суть состоит в
том, что у эмоционального интеллекта прослеживаться связь с когнитивными
способностями человека, а также с личностными характеристиками. Дополнительно
на интеллект оказывают влияние персональные особенности эмоциональности [41].
Продолжая анализ теории, которую предлагали Майер и
Селавей, можно заметить, что ученые связывают эмоциональный интеллект с
определенными личностными факторами. В частности, в эту категорию включают
теплоту и чуткость. Отличительной особенностью теории, которую выдвинули
ученые, выступает предположение влияния эмоционального интеллекта человека на
способности, от присутствия которых зависит осуществление адаптивной обработки
информации эмоционального характера.
Дж. Майер и П. Саловей выделили четыре группы
способностей, которые составляют модель эмоционального интеллекта: 1. Управление
эмоциями для достижения конкретных целей; 2. Понимание эмоций, языка эмоций и
сигналов, которые передают эмоции; 3. Использование эмоций для облегчения
мышления; 4. Верное восприятие собственных эмоций и эмоций других [3]. По
мнению ученых, если у человека присутствует высокий уровень показателей,
связанных с эмоциональным интеллектом, это позволяет им стать более
компетентными и креативными, лучше выстраивать отношения с другими людьми.
Однако при этом наблюдается повышенная эмоциональная чувствительность. По
утверждению Д. Гоулмана структура, которая свойственна эмоциональному
интеллекту, отличается иерархией и предполагает, что именно способность
осуществлять идентификацию эмоций становится той основной, которая в
последующем позволяет осуществлять управление ими. При этом можно отметить, что
одним из основных аспектов управления эмоциями выступает наличие способности
продуцировать эмоциональные состояния, которые выступают предпосылкой для
достижения успеха и повышают вероятность получения признания в той или иной
сфере [18]. Такие особенности модели эмоционального интеллекта отражаются в
разных уровнях восприятия и анализа информации, управления собственными
способностями и поведением, а также поведением других индивидов. Межличностный
интеллект – представлен способностью быстро распознавать и оценивать
настроения, намерения, мотивации и чувства других людей. Такой его уровень
выделяет из множества посредственных руководителей одного с развитым
восприятием межличностных коммуникаций и высоким уровнем возможностей
урегулирования столкновения интересов на большинстве уровнях коммуникационных
связей.
На учете межличностных коммуникаций базируется техника
«эмпатии», которая на уровне экономических отношений состоит из процесса
генерации идей, основанных на наблюдении за пользователями существующих
продуктов или услуг, или просто наблюдая за поведением людей в той или иной
сфере работы, и выявить, какие продукты или услуги направленные на улучшение
уровня удовлетворения их потребностей. Субъект, который владеет техникой
эмпатии и высоким уровнем эмоционального интеллекта путем отражение чувств,
эмоций и желаний, выделит те мотивы, которые объект исследования даже не
сформулировал в диалоге, но они существуют в его подсознании. Такая техника
используется в современных условиях для формирования новых потребностей, как
высшая степень маркетинговых стратегий, и первоочередной становится не просто
концепция социально-этического маркетинга, а опережающая стратегия формирования
желания и необходимости приобрести товар или услугу.
Общий интеллект определяется возможностями
воспринимать себя в свете собственных преимуществ и недостатков, то есть
сознательно проводить свой SWOT-анализ.
Абрахам Маслоу на основе исследований, по его мнению,
успешных людей разработал иерархию потребностей, которая представлена в виде
пирамиды и гипотетически указано, что «средний» человек должен удовлетворять
все уровни последовательно и кумулятивно, в зависимости от особенностей его
личности. Высшую ступень пирамиды составляют потребности в саморазвитии,
самодисциплине и правильной самооценке. Именно достижение необходимости в их
удовлетворении формирует квинтэссенцию внутренне личностного интеллекта и
творческих особенностей индивида [5].
Таким образом, индивид, обладая и воспринимая
собственные эмоции и место в общественной системе и желания и мотивы других
субъектов, обеспечивает рост вероятности возникновения и реализации креативного
и творческого мышления.
Подытожив вышесказанное, стоит отметить, что понятие
интеллекта является интегрированной категорией, зависящей как от общего
интеллекта так и от эмоционального каждого субъекта принятия решения.
Эмоциональный интеллект через самоидентификацию и умение распознавать эмоции,
желания и мотивы других индивидов обеспечит высокий уровень формирования и
практической реализации креативного мышления и преодоления межличностных и
внутри личностных конфликтов на платформе возникновения и реализации
экономических отношений.
Таким образом, в случае если эмоциональные умственные
способности считаются составляющей общего интеллекта, то все без исключения
результаты, приобретенные при обсуждении общего интеллекта, имеют все шансы
быть перенесены в него.