Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Взаимосвязь дерматоглифических отпечатков и успеваемости старшеклассников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1 Теоретические основы исследования взаимосвязи
дерматоглифических отпечатков и успеваемости старшеклассников. 5
1.1 Понятия «успеваемость» и «неуспеваемость», факторы,
влияющие на успеваемость 5
1.2 Основные понятия дерматоглифики. Дерматоглифические
отпечатки. 11
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи
дерматоглифических отпечатков и успеваемости старшеклассников. 16
2.1 Организация исследования: методика и ход исследования. 16
2.2 Результаты исследования взаимосвязи дерматоглифических
отпечатков и успеваемости старшеклассников. 17
Заключение. 26
Список литературы 28
Введение:
На протяжении
достаточно длительного времени дерматоглифика остается информативным источником
и предметом исследования в антропологии. Согласно результатам исследований зарубежных
и отечественных ученых выявлено, что папиллярные узоры кистей и стоп имеют
наследственную основу, зависят от расы, пола, функциональной асимметрии
конечностей и некоторых врожденных заболеваний, обладают возрастной
стабильностью и существенно не изменяются в течение всей жизни.
Психологические
исследования в данном направлении ориентированы на обнаружение взаимосвязи
между антропологическими характеристиками, в том числе дерматоглифическими, и
реактивностью, психофизиологическими и психологическими параметрами субъекта.
Однако следует отметить, что реализованные исследования не позволяют составить
целостного представления о структуре и значимости взаимосвязей между
комплексами пальцевой дерматоглифики и психическими особенностями человека.
Интересным для
образовательного процесса и его субъектов может являться установление
взаимосвязи между дерматоглифическими узорами и успеваемостью обучающихся. Если
наличие подобной связи будет подтверждено, то изучение дерматоглифических
признаков может стать одним из диагностических критериев в обследовании
ребенка, на основе которых будет конструироваться стратегия деятельности с
конкретным обучающимся в образовательном процессе.
Недостаточная
разработанность, практическая потребность и морфогенетическая природа детерминируют
выбор пальцевой дерматоглифики при определении критериев диагностики выражения
индивидуально-типологических характеристик психики в свете общей целостности
организма. При определении взаимосвязи между дерматоглифическими
характеристикам и индивидуально-типологическими особенностями обучающихся
формируется определенный потенциал для применения полученных данных в конструировании
индивидуальной образовательной траектории учащихся, в большей степени
соответствующей их интересам, ресурсам, увлечениям и способностям с опорой на
их образовательные и профессиональные запросы, соотносящиеся со структурой
рынка можно предположить, что старшеклассники с определенным дерматоглифическим
статусом, будут отличаться по своим индивидуально-типологическим
характеристикам и, соответственно, уровню успеваемости.
Цель исследования:
изучить особенности взаимосвязи дерматоглифических отпечатков с успеваемостью
старшеклассников.
Объект исследования:
дерматоглифические отпечатки старшеклассников.
Предмет исследования:
взаимосвязь дерматоглифических отпечатков и успеваемости старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать
сущность феноменов «успеваемость» и «неуспеваемость»;
2. Изучить
представления о дерматоглифических отпечатках;
3. Реализовать
эмпирическое исследование взаимосвязи дерматоглифических отпечатков и
успеваемости старшеклассников.
Гипотеза: определенные
типы пальцевых узоров характерны для разных уровней успеваемости
старшеклассников.
Методы исследования:
анализ научной литературы, систематизация и обобщение данных, психологический
эксперимент, анализ документации, качественный и количественный анализ данных
Заключение:
Таким образом, на
основании анализа научной литературы и полученных данных можно сделать
следующие выводы.
Дерматоглифические
параметры представляют собой достаточно большой интерес для изучения. Помимо
того, что дерматоглифические отпечатки используются для идентификации человека
в ряде ситуаций за счет уникальности собственного узора, в настоящее время
существует точка зрения о том, что данный параметр связан с рядом
индивидуально-типологических особенностей человека. Это предположение основано
на представлении о генетическом единстве развития дерматоглифических параметров
человека и параметров его нервной системы. Соответственно, можно предположить
также и тот факт, что существует определенная взаимосвязь между успеваемостью и
дерматоглифическими отпечатками обучающихся в старших классах.
Успеваемость
представляет собой определенный индикатор, который позволяет определить
эффективность реализуемого образовательного процесса. Говоря иначе, анализ
уровня успеваемости дает возможность определить успешность усвоения
программного материала. На уровень успеваемости или неуспеваемости оказывает
воздействие большое количество различных факторов, как внешних, так и
внутренних. В качестве значимого внутреннего фактора выступает уровень интеллектуального
развития обучающихся, который основывается, в том числе, на физиологических
особенностях функционирования нервной системы, развитие которой генетически
соотносится с формированием пальцевых узоров.
Для определения
особенностей взаимосвязи между дерматоглифическими отпечатками и уровнем успеваемости нами было
проведено исследование, в котором приняли участие 86 учащихся 9 классов.
В качестве исследуемых
параметров был выбран уровень интеллектуального развития школьников, уровень их
успеваемости, а также склонность к гуманитарным и техническим дисциплинам.
В результате данного
исследования был установлен ряд закономерностей, а именно:
1. Для
обучающихся с высоким уровнем интеллектуального развития характерно наличие
большего количества завитков и более высокий дельтовый индекс;
2. У
лиц со склонностью к техническим дисциплинам доминирует преобладал фенотип AL, а к гуманитарным — фенотип
ALW и WL (преобладание завитков). Преобладание завитков (фенотип WL) доминирует
у школьников без предпочтения предметов.
Таким образом, можно
говорить о том, что гипотеза исследования: определенные типы пальцевых узоров
характерны для разных уровней успеваемости старшеклассников – была
подтверждена.
Дальнейшее изучение
взаимосвязи дерматоглифических отпечатков и их взаимосвязи с успеваемостью
обучающихся позволит сделать этот параметр одним из диагностических критериев в
рамках мониторинга и диагностического обследования школьников с целью определения
их интеллектуального потенциала и профессионального самоопределения.
Фрагмент текста работы:
Феномен «успеваемость»
интерпретируется учеными как уровень эффективности овладения обучающимися
знаний и учебной программы, которую реализует конкретная учебная организация,
например, высшее учебное заведение. Успехи обучающихся – это форма диагностики
и прогнозирования степени отдачи школьника, а также показатель деятельности образовательной
организации в решении учебно-воспитательных задач.
Низкая успеваемость школьников
в процессе обучения может быть обусловлена влиянием разнообразных факторов.
Анализ процессов, которые оказывают влияние на успеваемость школьников, дает
возможность выявить те явления в учебной деятельности, организации учебного
процесса, а также личностные характеристики и состояния обучающихся, которые
детерминируют успешность освоения программы учебного заведение. На основе
полученных данных целесообразно затем выстраивать деятельность образовательной
организации и каждого преподавателя. Выполнение подобного анализа является
необходимым условием, для того чтобы сфокусировать внимание и деятельность всех
подсистем на обеспечении у обучающихся высокой степени сформированности
осваиваемых знаний.
Основной объем
исследований, направленных на анализ факторов успеваемости, изучают только
внутренние параметры, обуславливающие ее, например, свойства личности молодых
людей, их активность, ориентация на конкретное направление деятельности [7].
Гранков М.В., Аль-Габри
В.М., Горлова М.Ю. предложили метод, который дает возможность проанализировать
и формально обосновать уровень воздействия основных факторов, учитываемых при
формировании результатов экзаменов, на общую успеваемость обучающихся.
Городецкая И.В. и
Захаревич В.Г осуществили исследование, на основании данных которого были
установлены аспекты, оказывающие позитивное и негативное влияние на
успеваемость. В качестве позитивных факторов Городецкая И.В. и Захаревич В.Г
выделили: целеустремленность, время, которое отводится на подготовку к
занятиям, режим сна и отдыха и т.д. К негативным факторам авторы исследования
причислили: отрицательную психологическую атмосферу в коллективе, посещение
вечерних и ночных заведений, время, затрачиваемое на работу и т.д. [5]
В связи с изучением
успеваемости обучающихся целесообразно также определить еще одно понятие, а
именно «неуспеваемость». В современной науке имеется обобщенная интерпретация
анализируемого понятия, которое было предложено Ю. К. Бабанским.
Неуспеваемость, в его представлениях, выступает как несоответствие
сформированных у обучающихся знаний, умений и навыков критериям программных
требований образования, что обнаруживается через определенный промежуток
периода обучения — блока занятий, ориентированных на овладение понятиями и
навыками в рамках одной темы или раздела курса, семестра, года [1].
А. А. Бударный
придерживается точки зрения, что неуспеваемость следует расценивать как
относительно условный феномен, суть которого определяется применяемыми
правилами перевода обучающихся образовательной организации на следующий уровень
обучения. По той причине, что в образовательной организации могут быть
переведены на следующий уровень только обучающиеся, которые выполнили
минимальный объем критериев, который оценивается как удовлетворительный
уровень, то количественным выражением неуспеваемости следует считать балльные
оценки, равные «1» или «2». Данный уровень успеваемости интерпретируется, как
абсолютная неуспеваемость в соответствии минимальными параметрами освоения
программы [2].
Однако другие
исследователи придерживаются взгляда, что в оценке успеваемости должны быть
учтены не только минимальные параметры освоения программы, но и тот потенциал,
который демонстрирует обучающийся. Таким образом, возникает научный феномен
«относительной неуспеваемости», говоря иначе, когда диагностирующийся у обучающегося
потенциал превышает минимальные параметры освоения программы.