Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Взаимодействие семьи и педагогов как условие успешной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к дошкольной образовательной организации.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы обеспечения успешной адаптации детей ДОО в процессе взаимодействия с семьями воспитанников 6
1.1 Психолого-педагогические основы адаптации детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ к ДОО 6
1.2 Современные подходы к организации взаимодействия педагога и семьи в условиях ДОО 13
1.3 Теоретические обоснования возможностей взаимодействия педагога с семьёй для обеспечения успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ к ДОО 18
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Экспериментальное внедрение системы взаимодействия с семьёй в обеспечении адаптации детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ к ДОО 25
2.1. Методы и организация исследования сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ОВЗ 25
2.2. Разработка модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ОВЗ 30
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 42
Вывод по 2 главе 57
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложения 64
Введение:
Актуальность. Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных организаций.
Посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, определенные не с точки зрения конкретных мамы и папы, а с точки зрения науки, точнее, наук — педагогики, медицины, психологии, социологии.
С точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласиться, потому что человек с незапамятных времен — существо коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учиться с детства — никакая семья, никакие няньки-гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.
Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка дошкольная образовательная организация (ДОО), несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Однако естественно, что существует ряд закономерностей, которые следует знать для эффективного взаимодействия с ребенком и возможности ограждения его от сильнодействующих негативных стрессовых ситуаций. От того как проходит привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его психофизическое развитие.
Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока, что и определило тему моей аттестационной работы.
Адаптация к ДОО — сложный период для детей с особенностями в развитии и для их родителей, педагогов (Е.И. Морозова, Т.А. Дубровская, М.В. Воронцова, С.Г. Шевченко, Е.А. Стребелева).
Большой вклад в изучение проблем адаптации детей младшего возраста к условиям ДОО сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, К.Л. Печора и др.
В психолого-педагогических исследованиях особо подчеркивается роль семьи в адаптации детей к условиям ДОУ (А.Я. Варга, В.В. Столин, А.С. Спиваковская). Семья является главным инструментом социализации ребенка, поскольку именно родители – главные социальные партнеры ребенка, обеспечивают его готовность к взаимодействию в социальной среде и адаптацию в ней. В связи с этим социально-педагогическая деятельность по адаптации детей к ДОУ должна проводиться в тесном взаимодействии с родителями.
Объект исследования: процесс социализации детей с ограниченными возможностями.
Предмет исследования: социализация детей с ограниченными возможностями в условиях семьи и образовательного учреждения.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально апробировать систему взаимодействия педагога с семьёй в обеспечении успешной адаптации детей младшего возраста с ОВЗ к ДОО.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогические основы адаптации детей младшего возраста с ОВЗ к ДОО.
2. Проанализировать современные подходы к организации взаимодействия педагога и семьи в условиях ДОО.
3. Исследовать характер адаптации детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ к условиям ДОО.
4. Разработать и внедрить экспериментально-комплексную систему взаимодействия с семьёй в обеспечении адаптации детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ к ДОО.
Гипотеза исследования: процесс социализации детей с нарушением слуха в условиях образовательного учреждения будет успешнее, если будут созданы педагогические условия для социальной адаптации.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и логопедической литературы, диагностические мероприятия по обследованию и выявлению проблем детей с нарушением слуха, педагогический эксперимент, обработка и интерпретация результатов.
База исследования – МБДОУ детский сад № 4 «Золотая рыбка» г. Пушкино.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данного исследования могут применяться при разработке методик по социализации детей с ограниченными возможностями в специальных образовательных учреждениях, а также при подготовке и переподготовке специалистов по коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями.
Структура работы. Аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Заключение:
Подводя итог, отметим, что продуктивное взаимодействие педагогов детского сада и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из необходимых условий для всестороннего гармоничного развития дошкольников с особыми потребностями. Такое взаимодействие может реализовываться через создание особой эмоциональной среды, индивидуальные и групповые формы работы, формирование активной субъектной позиции родителей в образовательном процессе.
Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.
В основе взаимодействия воспитателя дошкольного учреждения и семьи с ребенком с ОВЗ лежит сотрудничество. Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности преемственности в воспитании детей.
А разнообразные формы работы только помогут сделать это взаимодействие наиболее эффективным и продуктивным, как для воспитателей, так и для родителей детей с ОВЗ. Это даст возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом
Также во второй главе представлены результаты исследования влияния мероприятий модели сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, на развитие личностно-развивающего потенциала семьи. Родители, воспитывающие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, проявляют эмоциональное непринятие своего ребенка, используют неадекватные формы взаимодействия со своим ребенком, при этом проявляют ответственность в воспитании ребенка, положительные чувства к нему, но обладают низким уровнем осознанности важности и ценности семьи, собственных установок и ожиданий.
Для семей, принявших участие в исследовании, характерно отсутствие поддержки со стороны отца, при этом мать все силы вкладывает в семью и ощущает собственную неудовлетворенность положением в семье. Отношения с ребенком отличаются доминированием родителей, строгостью и требовательностью к ребенку, отношениями зависимости, стремлением к тотальному контролю.
Разработанная модель сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, обладает статистически обоснованной эффективностью. Модель позволяет изменить эмоциональную дистанцию родителя с ребенком, повысить удовлетворенность семейными отношениями, снизить нервно-психическое напряжение, повысить функциональный ресурс семьи, а также повысить уровень осознанности родительства.
Подводя итог проделанной работы, можно говорить о том, что выдвинутые нами исследовательские гипотезы нашли свое эмпирическое подтверждение
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы проблемы обеспечения успешной адаптации детей ДОО в процессе взаимодействия с семьями воспитанников
1.1 Психолого-педагогические основы адаптации детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ к ДОО
В соответствии с нормативно-правовыми документами всем детям гарантировано получение качественного дошкольного образования независимо от национальности, пола, социального статуса и физического здоровья.
При разработке ФГОС дошкольного образования были максимально учтены образовательные потребности различных категорий дошкольников. В последнее время большое внимание в системе образования России уделяется вопросам инклюзивного образования.
В контексте основных положений Закона об образовании РФ реализация идей инклюзивного образования позволяет каждому ребенку, независимо от его индивидуальных особенностей, адаптироваться в образовательной среде и удовлетворить свои потребности в получении качественного образования. В современной системе дошкольного образования все дети, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут обучаться в обычном детском саду, особого внимания требуют проблемы взаимодействия ДОО с родителями в вопросах адаптации и социализации детей с нарушениями в развитии.
Категория дошкольников с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными нарушениями в развитии: нарушениями слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и др. Успешное обучение и развитие детей с ОВЗ зависит от педагогов дошкольного образования, которые создают для этого специальные условия в группе (применяют здоровьесберегающие технологии, создают благоприятный микроклимат в группе; организуют развивающую среду с учетом разных категорий детей; консультируют родителей, включают их в совместную деятельность и т.д.).
Повышение качества инклюзивного образования требует коренного изменения не только архитектуры образовательной среды, не только адаптации учебных планов и образовательных программ, но, прежде всего, перестройки общественного сознания в понимании важности развития инклюзивной среды и в социуме, и в образовании.
За последние десятилетия по данным Всероссийской организации здравоохранения резко увеличилось число детей с различными категориями нарушений психического и соматического развития (более 5% дошкольников — дети с ограниченными возможностями здоровья). Актуальность проблемы повышения качества инклюзивного образования обусловлена значимыми изменениями в сфере образования, которые отражены в нормативно-правовых и программных документах: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», «Концепция дошкольного воспитания», Национальный проект «Образование» и др. [1]
В Концепции дошкольного воспитания определена обязательность доверительного взаимодействия между семьей и детским садом, сотрудничество и взаимодействие педагогов и родителей. Одним из важных документов в сфере образования является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», где также делается акцент на взаимодействие дошкольной образовательной организации (ДОО) с семьей по проблеме развития личности ребенка (статья 18 РФ Закон «Об образовании в РФ») [2].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает не оценивание, а создание многообразия возможностей и специальных условий для личностного развития, успешной адаптации в социуме и самореализации в нем.
Идеи взаимодействия педагогов с родителями отражены и в профессиональных стандартах «Педагог» и «Специалист по работе с семьей», где выделяется компетентность, связанная с организацией партнерского взаимодействия с родителями дошкольников для их психолого-педагогического просвещения и создания развивающего пространства для детей. Прописанные в профессиональных стандартах трудовые действия, необходимые знания и умения, которыми должен обладать педагог дошкольного образования, определяют необходимость использования различных технологий для индивидуализации образовательного процесса и активизации всех участников образовательных отношений с учетом их возможностей и интересов. Педагог организует образовательную деятельность с учетом культурных различий детей и их индивидуальных особенностей, а также создает позитивный психологический климат в группе и условия для доброжелательных отношений между различными детьми, устанавливает контакт с семьей, выбирает наиболее эффективных технологий работы с семьей.
Проблема организации взаимодействия детского сада и семьи нашла отражение в работах К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, П.Ф. Лесгафта, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.) [7]. Авторы отмечают, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основное образовательное пространство. И семья, и дошкольная образовательная организация по-своему воздействуют на ребенка, передают ему социальный опыт, знания об окружающем мире. Но для того, чтобы ребенок адаптировался к окружающей действительности, необходимо плодотворное взаимодействие детского сада и семьи [13].
Понятие «взаимодействие» является одной из важных философских категорий, отражающей процессы «воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого» [4].