Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Психология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Возможные проявления атипии психического развития у детей с доминирующей левой рукой

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы проявления атипии психического развития у детей с доминирующей левой рукой 6

1.1. Природа леворукости: теории и гипотезы происхождения 6

1.2 Психофизиологические особенности атипии психического развития детей с доминирующей левой рукой 10

Глава 2. Организация психологической коррекции атипии психического развития у детей с доминирующей левой рукой 19

2.1. Проведение психологического и нейропсихологического обследования ребенка с доминирующей левой рукой 19

2.2. Разработка программы по снижению атипии психического развития у детей с доминирующей левой рукой 27

2.3. Рекомендации родителям и педагогам по коррекции атипии психического развития у детей с доминирующей левой рукой 34

Заключение 38

Список использованной литературы 38

  

Введение:

 

Современные тенденции увеличения количества детей с доминирующей левой рукой обуславливают необходимость обратить внимание на проблему атипичности психического развития таких детей. Актуальность данной темы еще обусловлена и тем, что родители зачастую не владеют информацией об особенностях психического развития детей с доминирующей левой рукой, их психофизиологических особенностях, а также тем, что до сих пор не существует единых методов психологической коррекции атипии психического развития у детей с доминирующей левой рукой.

Леворукость – это не прихоть ребенка, а психофизиологическое явление, обусловленное различиями в распределении функций между полушариями мозга. Как правило, леворукость обусловлена генетически, но может быть связана с поражением головного мозга в антенатальном периоде, во время родов и быть следствием нарушения нормального развития центральной нервной системы. Леворукость является результатом одного из вариантов структурно-функциональной асимметрии мозга на корковом и подкорковом уровнях организации функций. Если ребенок пишет левой рукой, это означает, что процесс писания (рисования) регулируется правым полушарием головного мозга. У детей в возрасте от 6 до 16 лет леворукость случается в 1,5-6%, амбидекстрия – в 4-5%, праворукость – в 84-95% случаев. Существует широкий диапазон людей от леворуких и праворуких и тех, кто владеет обеими руками.

Леворукость, как правило, проявляется в раннем детстве. Результаты многочисленных исследований убеждают, что ответственные за устную речь центры у большинства леворуких детей, как и у правополушарных, находятся в левом полушарии. Основательное изучение научных источников показало, что проблема обучения, воспитания и развития детей с доминирующей левой рукой освещена отечественными и зарубежными учеными в различных аспектах, а именно:

— учет индивидуально-психологических особенностей детей в обучении – Т. В. Ахутиной и Н. М. Пылаевой, Э. Г. Симерницкой, Ю. В. Микадзе и Н. К. Корсаковойи другие;

— особенности функциональной асимметрии мозга – H.H. Брагина, Г. Дейч, Т.А. Доброхотова, М.Г. Князева, С. Спрингер и другие;

— развитие когнитивной, эмоционально-волевой и мотивационной сфер леворуких детей – А.Р. Лурия, Е. Д. Хомская, Е. Д. Хомская Н. Я. Батова и др.

Таким образом, леворукость — это один из вариантов нормального развития организма и часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка – это явление фенотипическое.

Считаем необходимым провести исследование атипичности детей с доминирующей левой рукой, предложить методы психологической коррекции атипии, а так же определить эффективность предложенных коррекционных методов.

Объектом исследования стала атипия психического развития у детей с доминирующей левой рукой.

Предмет исследования – основные методы психологической коррекции атипии психического развития у детей с доминирующей левой рукой.

Цель исследования – проанализировать эффективность методов психологической коррекции атипии психического развития у детей с доминирующей левой рукой.

Задачи исследования:

1. изучить основные теории леворукости,

2. определить нейропсихологические особенности атипии психического развития у детей с доминирующей левой рукой,

3. охарактеризовать основные методы психологической коррекции атипии психического развития у детей с доминирующей левой рукой,

4. провести психологическое и нейропсихологическое обследование ребенка с доминирующей левой рукой,

5. разработать программу по снижению атипии психического развития у детей с доминирующей левой рукой,

6. предложить рекомендации родителям по коррекции атипии психического развития у детей с доминирующей левой рукой.

Основными методами написания данной работы выступили:

— теоретический: анализ и обобщение научных концепций по вопросам атипичности психического развития у детей с доминирующей левой рукой,

— практические: диагностика, исследование.

Практическая ценность данной работы заключается в том, что основные методы психологической коррекции атипии психического развития у детей с доминирующей левой рукой и предложенные рекомендации могут быть использованы родителями при воспитании детей.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, на основе анализа научных источников было выяснено, что ребенок, с доминирующей левой рукой – это ребенок, который владеет своей правой рукой лучше, чем левой. Доминирование левой руки — это психофизиологическое явление, вызванное различиями в распределении функций между полушариями головного мозга.

Было выяснено и доказано, что леворукость – это психофизиологическое явление, вызванное различиями в распределении функций между полушариями головного мозга. Как правило, леворукость обусловлена генетически, но она может быть связана с повреждением головного мозга в антенатальном периоде, во время родов и быть следствием нарушения нормального развития центральной нервной системы. Леворукость является результатом одного из вариантов структурно-функциональной асимметрии головного мозга на корковом и подкорковом уровнях организации функций.

Анализ данных показал, что функциональная асимметрия головного мозга оказывает существенное влияние на формирование механизмов восприятия и усвоения информации младшими школьниками и определяет стратегии когнитивного развития и поведения, в том числе и влечет за собой нарушения в развитии эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности.

Если говорить о личностных характеристиках, то дети с доминирующей левой рукой очень общительны, мечтательны, эмоциональны. Дети любят фантазировать, воображать. Но при всем этом они не являются лидерами в классе, они очень негативно реагируют на критику.

Среди эмоциональных и психических состояний дети с доминирующей левой рукой имеют повышенный уровень тревожности и агрессии. То есть асинхронное развитие психических функций влечет за собой нарушения в эмоционально-волевой сфере.

Однако, рассматривая когнитивные процессы, моторику и эмоциональную сферу детей с доминирующей левой рукой, стоит отметить, что у детей отмечается недоразвитие всех сторон речи, низкий уровень мышления, внимании и памяти, нарушении в развитии мелкой и крупной моторики. Еще одной особенностью левшей является пространственное восприятие и зеркальное письмо.

Эмоциональная сфера детей с доминирующей левой рукой нарушена: дети агрессивны, наблюдается повышенная подвижность; медленный темп чтения, письма; несовершенная ориентация в пространстве.

По результатам всех методик у всех детей с доминирующей левой рукой был выявлен низкий уровень умственного развития.

Изучение трудностей в обучении и воспитании леворуких детей и причин, их определяющих, позволило нам сделать вывод, что проблемы, которые возникают у учителей начальных классов в учебно-познавательной деятельности детей данной категории, обусловлены как объективной спецификой индивидуальных особенностей самих детей, так и субъективными причинами. К ним, прежде всего, относятся такие, как: нежелание или неспособность педагогов строить образовательный процесс с учетом особенностей леворуких детей, отсутствие сформированности системы профессиональных мотивов, убеждений в значимости и неважности этой работы, отсутствие позитивного отношения к дети-левши и тому подобное. Именно поэтому, на наш взгляд, необходимо составить программу по снижению атипии психического развития у детей с доминирующей левой рукой.

Наблюдая за этими детьми в ходе образовательного процесса, были зафиксированы их психологические характеристики: очень эмоциональные, возбужденные, обидчивые, им трудно ориентироваться в направлении стрелок часов, усваивать понятия «вправо и влево», «ниже и выше». Когда что-то или кто-то им мешает, когда они чувствуют себя некомфортно, они не реагируют на указания учителя, не воспринимают материал с комментариями, а занимаются своими делами.

Подводя итоги, отметим, что развитие и тренировка леворукого ребенка должны находиться под особым вниманием педагогов, психологов, социальных воспитателей и родителей, поскольку результатом неграмотного подхода к этой проблеме могут стать безусловные потери в физическом и психологическом развитии ребенка, нераскрытые таланты и нераскрытые способности.

Коррекционные занятия с детьми с доминирующим правым полушарием должны быть направлены на развитие зрительно-моторной координации, точности пространственного восприятия, зрительной памяти, наглядно-образного мышления, способности целостно обрабатывать информацию, развитие моторики, фонематического слуха, речи.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы проявления атипии психического развития у детей с доминирующей левой рукой

1.1. Природа леворукости: теории и гипотезы происхождения

Существует ряд гипотез, объясняющих причины возникновения типов доминирования руки. Остановимся на некоторых из них.

1. Вынужденная. В основе этой гипотезы лежит предположение о том, что левшами становятся люди, получившие травмы правой руки. Именно поэтому ребенок, оберегая правую руку, становится левшой. [18].

2. Генетическая. Самой интересной и наиболее детально разработанной на сегодняшний день является вторая, предложенная Н. Аннетт, согласно которой мануальная латерализация определяется геном «правостороннего сдвига» (rs). Этот ген также существует в двух аллелях: доминантный аллель (rs+) и рецессивный аллель (rs-). М. Аннетт в своей гипотезе считает, что в популяции людей существует сбалансированный полиморфизм по гену «правостороннего сдвига». Если у человека есть «положительный» доминантный аллель этого гена, то он склонен стать правшей с левополушарной локализацией центров речи. Если же этот аллель отсутствует и есть пара его рецессивных аллелей (rs-), то человек может стать как правшой, так и левшой в зависимости от обстоятельств (например, от условий внутриутробного развития) [34].

3. Следующая гипотеза — гипотеза Гешвинда, который определил влияние уровня тестостерона, который получает ребенок в утробе матери, влияет на строение мозга. Асимметричная гипотеза — асимметрия внутренних органов, то есть печень, желудок, сердце находятся в смещенном положении.

4. Экологическая гипотеза — стрессовая ситуация во время рождения может нарушить работу головного мозга ребенка. Статистика говорит о том, что тяжелые роды вызывают явление амбидекстрии и леворукости у детей. Влияние ультразвука род время диагностики беременной женщины может негативно повлиять на головной мозг ребенка и может вызвать появление леворукости. Но эта гипотеза еще не нашла подтверждения.

Если обратиться к истории, то психическая деятельность человека издавна интересовала специалистов различных отраслей, в частности, антропологов и социологов, лингвистов и эволюционистов, искусствоведов и педагогов и тому подобное.

Так, много исследований посвящено статистическим аспектам леворуких людей в разных странах (Т.А. Доброхотова, Н.Я. Батова). Результаты этих исследований дали богатый материал, нашедший применение в практической психологии, психологии творчества, психопатологии, педагогике, кадровом менеджменте. Вопросы же, касающиеся причин возникновения и формирования функциональной асимметрии полушарий в онтогенезе, до сих пор остаются открытыми, несмотря на то, что их разработкой уже давно занимаются» [9].

Одной из первых теорий возникновения леворукости является социальная теория английского ученого С. Джексона, которая была обнародована в Лондоне в 1905 году. Ученый считал, что леворукость является результатом привычки, на которую влияют социальные условия среды [4]. Несмотря на противоречивость социальных интерпретаций, полностью исключить влияние социума было бы ошибкой, так как ряд данных свидетельствует о том, что условия жизни, общественные традиции и система воспитания наносят преимущественный выбор ведущей руки.

Другая теория: онтогенетическая, основывается на предположениях И.Равич-Щербо, который установил, что у младенцев есть другие признаки латерализации, что сказывается в поворотах головы в одну сторону, различия в тонусе мышц справа и слева [22]. Вообще, рассматривая особенности психического развития детей с доминирующей левой рукой, можно отметить, что определить их атипичность можно уже с 9-месячного возраста, но особенно разница с праворукими заметна уже в 3 года.

Следует заметить, третья теория Э.Г. Симерницкой базируется на прогрессивной латерализации (постепенно нарастающей асимметрии), согласно которой специализация полушарий существует уже с момента рождения. Она отмечает, что у «праворуких людей есть генетически запрограммированное свойство именно левого полушария выявлять способность к развитию речевой функции и определять деятельность ведущей руки» [27].

В ее пользу свидетельствует тот факт, что у новорожденных детей размеры левой сильвиевой борозды, отделяющей височную долю, являются существенно большими, чем правой. Это означает, что структурные межполушарные различия являются врожденными [58]. В некоторых исследованиях современных ученых обнаруживаются попытки связать с явлением латерализации существования право- и леворуких людей, их асимметрию. Однако экспериментальные исследования подтвердили то, что оба полушария головного мозга не зависят друг от друга, имеют отдельные функции, но полностью взаимодействуют между собой. И если одно полушарие дает сбой, то другое принимает на себя частично те функции, которые могут компенсировать нарушения. Ученые также доказали, что у одних людей лучше работает левое полушарие, а у других – правое. Поэтому появилось понятие — функциональная асимметрия мозга[32]. От этой асимметрии людей определяют как левшей и правшей. Если преобладает правое полушарие – человек левша и наоборот, а если одинаково работают оба полушария — люди амбидекстры, не развиты полушария – амбисинистры.

В исследованиях М.М. Безруких отмечается, что при определении ведущей руки взаимодействуют культурные и биологические факторы [6]. Среди биологических факторов, которые могут влиять на индивидуальное превосходство руки, упоминается положение ребенка при рождении: замечена корреляция доминирующей руки у ребенка с тем, в какую сторону у нее при рождении была повернута головка. Другой значимый момент — как мать держит ребенка во время кормления.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы