Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Возможности сюжетно-ролевой игры для развития коммуникативных навыков старших дошкольников с нарушением слуха
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 7
1.1. Понятие коммуникативных навыков в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности развития коммуникативных навыков старших дошкольников с нарушением слуха 12
1.3. Сюжетно-ролевые игры как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников с нарушением слуха 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР 30
2.1. Диагностика уровня развития коммуникативных навыков старших дошкольников с нарушением слуха 30
2.2. Программа по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников с нарушением слуха средствами сюжетно-ролевой игры 40
2.3. Анализ и обобщение педагогического эксперимента по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников с нарушением слуха 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
Введение:
Актуальность исследования. Общение – это процесс передачи и восприятия сообщений с помощью вербальных и не вербальных средств, который охватывает обмен информацией между участниками общения, ее восприятия и познания.
Общение представляет собой достаточно сложный, многоаспектный и многоплановый процесс установления и развития контактов и взаимодействия между людьми, который обычно порождается объективными потребностями их совместной деятельности, направленной на достижение заранее определенных целей. Таким образом, проблема общения в структуре межличностных отношений приобретает особую значимость.
Проблема общения и взаимодействия между людьми не теряет своей актуальности на протяжении многих лет. На современном этапе развития общества ее актуальность возрастает при изучении проблемы межличностных отношений в ходе профессиональной деятельности. Положительные отношения между коллегами, благоприятный социально-психологический климат – одно из условий высокопроизводительной профессиональной деятельности, что было показано еще в ходе известного Хауторнского эксперимента. Вместе с тем, проблема социально-психологического климата не теряет своей актуальности и сейчас.
Общение важно для каждого. Нас сопровождают разговоры с различными людьми – разговоры личные, дружеские, деловые и разговоры с рядовыми прохожими. Но, чтобы быть удачным собеседником, нужно еще многое, кроме простого произнесения слов.
Самые тесные контакты происходят в малых группах дошкольников, которые образуются из небольшого количества (от 3 до 40) детей, которые объединяются на основе общих потребностей, мотивов, интересов, стремятся к самоорганизации для направления своих объединенных усилий на достижение общих целей, придерживаются некоторых норм группового поведения, что соответствует их представлениям о добре и зле, о необходимом и запрещенном. Примерами малых социальных групп являются отдельные группы дошкольников. Дошкольники с нарушениями слуха испытывают существенные трудности в общении со сверстниками.
Дефекты слуха прежде всего влияют на психику ребенка, особенности его общения с людьми и окружающей средой. Исследования ученых свидетельствуют, что отсутствие внутренней речи и словесного выражения мысли человека к сокращению объема внешней информации и сопровождаются замедлением и сокращением восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения и всей познавательной деятельности в целом (Л.С. Выготский, Т.А. Власова, Р.М. Боскис, Ж.И. Шиф и др.).
Недостатки в слуховом восприятии вызывают особые изменения функционального состояния организма, уменьшение двигательной памяти, произвольного внимания (Т.В. Розанова, А.В. Гоголева). Исследуя взаимосвязь двигательного и слухового анализаторов, ученые утверждают, что движение зависит не только от восприятия зрительной информации, но и слуховой. Изъятие слуха из системы анализаторов приводит к нарушению всего процесса развития человека. В частности, это касается развития коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями слуха.
Проблема межличностных отношений изучалась таким исследователями, как Г. Андреева, А. Бодалев, А. Глоточкин, А. Донцова, И. Дубровина, А. Журавлева, Ю. Забродин, Я. Коломинский, Е. Кузьмин, А. Маркова и др. Многочисленные зарубежные и отечественные исследователи занимаются разработкой проблемы организационно-психологического исследования процессов управления персоналом (Л. Джуэлл, К. Дэвис, Л. Карамушка, Ф. Лютенс, Д. Ньюстром, В. Чикер, Е. Шейн).
В исследованиях ученых (Л. Артемова, Г. Беленькая, А. Богуш, Н. Гавриш, А. Кононко и др.) акцентируется необходимость усиления внимания к формированию социальной компетенции дошкольника (в том числе и дружеских отношений), что способствует активизации личностного потенциала ребенка.
Коммуникативные способности личности исследовали Л. Бирюк, Л. Карамушка, Я. Коломинский, С. Максименко, К. Роджерс, Л. Савенкова, и др.; теорию и практику формирования коммуникативной компетенции – В. Андриевская, М. Вашуленко, А. Власова, А. Коваленко и др.; феномен социально-коммуникативной компетенции является предметом исследований А. Богуш, Ж. Гориной, Л. Калмыковой и др.
Проблемой изучения навыков общения у детей с недостатками слуха отечественные ученые занимаются более полувека. В разные годы данной проблеме были посвящены работам таких ученых как: Л.С. Выготский, Р.М. Боскис, А.А. Венгер, А.И. Дьячков, Б.Д. Корсунская, С.А. Зыков, Э.Ф. Рау, Ф.Ф. Рау, Н.Д. Шматко, Э.А. Андреева, Н.И. Белова, Э.И. Леонгард, Л.П. Носкова, М.А. Зыкова, И.В. Цукерман, Л.И. Тигранова и др.
Проблема игры стала привлекать внимание ученых в конце 19 – в начале 20 вв. Теоретические основы педагогики и психологии игры были заложены Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и др. Значительный вклад в теорию игры внесли зарубежные ученые – М. Дойч, Дж.В. Ньюстром и К. Дэвис и др. Е.В. Кузнецова, И.А. Луценко, Е.О. Смирнова и др. отмечают, что решающим фактором развития производительных взаимоотношений ребенка со сверстниками является его успешность в совместной деятельности: игровой или трудовой.
Итак, актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью развития коммуникативных навыков старших дошкольников с нарушением слуха и недостаточной разработанностью вопроса применения для этого сюжетно-ролевой игры.
Объект исследования ‒ процесс развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Предмет исследования ‒ возможности сюжетно-ролевой игры для развития коммуникативных навыков старших дошкольников с нарушением слуха.
Цель исследования ‒ выявить возможности сюжетно-ролевой игры для развития коммуникативных навыков старших дошкольников с нарушением слуха.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие коммуникативных навыков в психолого-педагогической литературе.
2. Описать особенности развития коммуникативных навыков старших дошкольников с нарушением слуха.
3. Рассмотреть сюжетно-ролевые игры как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников с нарушением слуха.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников с нарушением слуха в процессе сюжетно-ролевых игр.
5. Разработать и апробировать программу по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников с нарушением слуха средствами сюжетно-ролевой игры.
Методы исследования:
‒ анализ литературы по теме исследования;
‒ синтез и обобщение;
‒ эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
‒ количественный и качественный анализ данных;
‒ сравнительный метод.
База исследования: ___________________________________________.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Заключение:
Слух – способность организма воспринимать и дифференцировать звуки с помощью звукового анализатора. Эта способность реализуется через слуховую систему или слуховой анализатор человека, который представляет собой совокупность нервных структур, воспринимающих и дифференцирующих звуковые раздражения и определяющих направление и степень удаленности источника звука, то есть которые проводят сложную слуховую ориентацию в пространстве.
Среди детей с нарушениями психофизического развития значительную группу составляют дети с нарушениями слуха. Ребенок, который имеет тяжелые нарушения слухового анализатора, не имеет возможности самостоятельно научиться разговаривать, то есть овладеть звуковой стороной речи, поскольку он не четко воспринимает звуковую речь, не имеет возможности получить слуховые образцы. Он не контролирует свое произношение, вследствие чего возникает искаженная речь, иногда устная речь не развивается вообще. Все это негативно отражается на овладение всей сложной системой речи, что не только ограничивает возможности ребенка в обучении и познании окружающего мира, но и оказывает негативное влияние на все психическое развитие личности, задерживая или искажая его, поскольку речь является знаковой системой и выступает важным средством кодирования и декодирования информации. Глубокие нарушения слуха влекут немоту и может привести к социальной изоляции детей, поскольку их совместная деятельность с нормально слышащими детьми является достаточно ограниченной. Это часто приводит к возникновению у них нарушений эмоционально-волевой сферы в виде агрессивности, проявлений явлений негативизма, эгоизма, эгоцентризма, или наоборот – заторможенности, апатичности, безынициативности.
У детей с нарушениями слуха часто возникают трудности в общении со сверстниками, что обусловлено недостаточным уровнем развития у них коммуникативных навыков в силу специфики нарушений в развитии.
Коммуникативное развитие – это неотъемлемая часть общего развития ребенка дошкольного возраста, которое подразумевает умения устанавливать контакт, умения непосредственного общения, взаимопомощи, поддержки и пр.
Под коммуникативными навыками понимают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, определенную совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Коммуникативные навыки формируются в процессе общения и взаимодействия между людьми. Это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, определенную совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Они также предполагают способность изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнером в процессе коммуникации.
В развитии коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха необходимо учитывать специфику нарушений.
Проблемы развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с нарушениями слуха тесно связаны с воспитанием нравственных качеств личности дошкольника, с формированием культуры чувств, коллективных взаимоотношений, взаимопомощи, которые имеют гуманный смысл и необходимы как при выборочном общении одного ребенка с другими, так и со всеми детьми группы
Для выявления возможностей сюжетно-ролевой игры для развития коммуникативных навыков старших дошкольников с нарушением слуха была проведена опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников с нарушением слуха в процессе сюжетно-ролевых игр.
Для определения уровней развития коммуникативных навыков использовалась серия игровых заданий (сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации и т.д.), в результате применения которых было установлено, что большинство детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха (слабослышащие дети) находилось на среднем и высоком уровнях развития коммуникативных навыков.
В работе по развитию коммуникативных навыком у старших дошкольников с нарушением слуха использовались сюжетно-ролевые игры. Предложенная программа была построена с учетом требований системности и этапности и содержала три блока в соответствии с выделенной структурой коммуникации дошкольников: положение ребенка в группе сверстников; поведение детей в процессе игры; отношение ребенка к дружбе. Содержательная часть разработанной программы состояла из трех частей: «Бытовые игры», «Подвижные», «Драматические игры».
Важными условиями развития коммуникативных навыков считаем создание развивающей предметно-игровой среды и благоприятных отношений в семье; обеспечение сопровождения развития коммуникативных навыков в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Перспективами дальнейшего исследования считаем изучение влияния сюжетно-ролевых игр не только на коммуникативное развитие дошкольников с нарушениями слуха, но и на их интеллектуальную сферу и речевое развитие.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что собранный нами материал может быть использован для дальнейших разработок данной проблемы; а также в предложенной программе по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников с нарушением слуха средствами сюжетно-ролевой игры и возможности ее использования в работе с детьми данной категории.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
1.1. Понятие коммуникативных навыков в психолого-педагогической литературе
Рассматривая коммуникативное развитие и особенности их формирования, стоит прежде всего дать определение понятию коммуникации. Коммуникация (от лат. Communicatio – единство, передача, соединение, сообщение, связанного с глаголом лат. Communico – делаю общим, сообщаю, соединяю, производным от лат. Communis – общий) – это процесс обмена информацией (фактами, идеями, взглядами, эмоциями и т.д.) между двумя или более лицами [27].
В психологической теории деятельности общение рассматривается как один из ее видов. Оно имеет ту же структуру, что и любая другая деятельность: возникает на основе соответствующей потребности и отвечает ей мотивом. В каждом возрастном периоде общения имеет свои специфические особенности, обусловленные развитием потребно-мотивационной сферы.
Общение – это специфический вид взаимодействия человека с помощью различных коммуникативных средств, заключается в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
Под формированием коммуникативных умений понимают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, определенную совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. Они предполагают способность изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнером по общению. Коммуникативная компетенция формируется в условиях непосредственного взаимодействия, поэтому является результатом опыта общения между людьми. Этот опыт приобретается не только в процессе непосредственного