Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Возможности использования историографического материала на уроках истории России XIX века для формирования у учащихся 9-х классов аналитических умений
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 9
КЛАССОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.. 8
1.1. Сущностные
характеристики аналитических умений у обучающихся. 8
1.2. Современные
подходы и средства формирования у обучающихся 9 классов аналитических умений. 13
1.3. Ориентация УМКД
истории России XIX века в 9 классах на формирование аналитических умений. 22
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА
УРОКАХ ИСТОРИИ РОССИИ XIX ВЕКА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ АНАЛИТИЧЕСКИХ
УМЕНИЙ. 32
2.1. Методические
рекомендации по использованию историографического материала на уроках истории
России XIX века для формирования у обучающихся 9 классов аналитических умений. 32
2.2. Разработать
комплекс фрагментов учебных занятий по истории России XIX века, направленных на
формирование у обучающихся 9 классов аналитических умений посредством
использования историографического материала. 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 53
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 60
Введение:
Актуальность темы исследования. Становление демократии и гражданского
общества в нашей стране ставит вопрос о воспитании личности с самостоятельным мышлением
в школьной системе. Одним из путей решения этой проблемы является формирование у
учеников исторического мышления и его важнейшего звена-анализа фактов прошлого.
Выбор темы исследования также зависит от логики развития исторической науки. Различные
методологические приемы познания исторических процессов, интерпретативный характер
исторических фактов, альтернативная оценка исторических событий требуют от учеников
умения самостоятельно анализировать прошлое. В процессе развития современной педагогической
мысли прослеживается очевидная тенденция развития личностно-ориентированной педагогики.
Положение о применении
данной концепции в методических исследованиях стимулирует поиск новых творческих
путей развития интеллектуального поля школьников в процессе преподавания истории.
Формирование способности к историческому анализу помогает ученикам усвоить исторические
знания на современном уровне личностного мышления, благодаря чему ученики становятся
субъектом исторического знания, способным создавать собственную версию исторических
событий. Серьезные изменения в политической и экономической жизни нашей страны,
изменения в социально-культурной сфере российского общества, произошедшие в последней
четверти ХХ века, потребовали переосмысления некоторых явлений и фактов отечественной
и мировой истории. Для того чтобы объективно понимать прошлое, взвешенно оценивать
текущие события и процессы, прогнозировать будущее развитие страны, современная
молодежь должна обладать историческим мышлением, которое не может быть сформировано
без навыков и умений исторического анализа. Кроме того, стремительное расширение
информационного пространства в условиях глобализации привело к увеличению потока
информации самого разного характера и качества, что повысило потребность в более
глубоком ее анализе и обработке, что также требует большего внимания к формированию
аналитических умений учеников. Таким образом, сегодня перед школьным образованием
стоит задача воспитания самостоятельной личности, способной ориентироваться в самых
разнообразных жизненных и профессиональных ситуациях, объективно оценивать факты
и принимать правильные решения на основе личного опыта.
Объект исследования — процесс формирования аналитических умений
у обучающихся 9 классов на уроках истории.
Предмет исследования — возможности использования историографического
материала на уроках истории России XIX века для формирования у учащихся 9-х классов
аналитических умений.
Цель исследования: теоретически обосновать возможности использования
историографического материала на уроках истории России XIX века для формирования у обучающихся 9
классов аналитических умений.
Задачи исследования:
1. Выделить и
охарактеризовать сущностные характеристики аналитических умений у обучающихся.
2. Выявить современные
подходы и средства формирования у обучающихся 9 классов аналитических умений.
3. Определить
ориентацию УМКД истории России XIX века в 9 классах на формирование аналитических умений.
4. Разработать
комплекс учебных занятий по истории России XIX века, направленных на формирование у обучающихся
9 классов аналитических умений посредством использования историографического материала.
5. Разработать
методические рекомендации по использованию историографического материала на уроках
истории России XIX века для
формирования у обучающихся 9 классов аналитических умений.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение,
индукция.
Метод анализа
позволяет сделать полный, детальный разбор процесса
формирования аналитических умений у обучающихся 9 классов на уроках истории.
Метод синтеза
позволяет связать противоречивые идеи в цельную систему.
Метод обобщения позволяет осмыслить с точки зрения теории познания различные стороны
процесса формирования аналитических умений у обучающихся 9 классов на уроках
истории. Метод индукции позволяет сделать общее заключение.
Степень изученности темы. Данная проблема изучалась такими исследователями как: Кларин М.В.,
Ковальченко И.Д. Косолапов В.В. в работах этих исследователей изучены проблемы
историографии, в работах исследователей:
Ракитов А.И.[1], Тряпицына
А.П.[2],
Миронов Е.В.[3], Лисова
К.И.[4],
Саплина Е.В.[5], Сериков
В.В.[6],
Студеникин М.Т.[7], Чошанов
М.О.[8],
Шоган В.В.[9],
Юдовская А. Я.[10] анализируются такие важные для исторического
исследования понятия, как исторический факт, историческая истина, законы
истории; рассматриваются структура и содержание исторического времени,
особенности исторического объяснения и предсказания, взаимоотношения исторического
и естественнонаучного познания[11]. Особое внимание следует уделить статьям и
монографиям, посвященным развитию аналитических способностей как основы
формирования исторического мышления. Это «Развитие мышления учащихся в процессе
обучения истории» И.Я. Лернера[12];
«Формирование аналитического мышления у старших подростков в процессе
коллективного анализа» В.А. Симакова[13];
«Аналитические умения как предмет исследования в педагогике высшей школы» П.Ю.
Тарасова[14];
«Формирование исторического мышления в условиях современного образования» Н.В.
Жужговой[15].
Основные выводы в работе с источниками в технологии проблемного обучения нашли
отражение в работах Дайри[16],
Махмутова[17],
Лернера[18].
Общая классификация методов при работе с источниками (наиболее известна
номенклатура методов, предлагаемая М.Н. Скаткиным[19]
и И.Я. Лернером[20]),
была расширена и дополнена[21].
Материалы
работы Саплина Е.В.[22],
Сериков В.В.[23],
Студеникин М.Т.[24]
позволяют определить содержание исторического
времени, особенности исторического объяснения. [1] Ракитов А.И. Историческое познание:
Системно-гносеологический подход М.: Политиздат, 1982. — 303 с. – С. 120. [2]
Актуальные проблемы педагогической науки
(науковедческий аспект) / под ред. А.
П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001 – С. 22. [3]
Миронов,
Е.В. Философские и социально-политические воззрения Б.Н. Чичерина / Е.В. Миронов. – Челябинск, Изд-во ЮУрГУ,
2008. – С. 12. [4]
Историография
естествознания на рубеже нового тысячелетия; Издательство Русской Христианской
гуманитарной академии — Москва, 2008. — 520 c. – С. 13. [5]
Историография
естествознания на рубеже нового тысячелетия. – С. 19. [6]
Историография
естествознания на рубеже нового тысячелетия. – С. 14. [7]
Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории [Текст]. – М., 2002.
Ч. 1. – С. 32. [8]
Там же– С. 45. [9]
Шоган Методика преподавания истории в школе [Текст]. Уроки нового поколения.
Ростов- на- Дону. 2005. [10]
Историография
естествознания на рубеже нового тысячелетия; Издательство Русской Христианской
гуманитарной академии — Москва, 2008. — 520 c. – С. 16. [11] К вопросу о месте "нового направления" в
отечественной историографии.
https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/2729/1/pristr-01-27.pdf– С. 17. [12]
Развитие
мышления учащихся в процессе обучения истории :
Пособие для учителей / И. Я. Лернер. — М. : Просвещение, 1982. — 191 с. – С. 22. [13]
Симаков В.А. Формирование аналитического мышления у старших подростков в
процессе коллективного анализа https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21073932 – С. 12. [14]
Тарасова П.Ю. Аналитические умения как предмет исследования в педагогике высшей
школы» https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=gjgCMx%2ru – С. 20. [15] Жужгова Н.В. Формирование
исторического мышления в условиях современного образования
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-istoricheskogo-myshleniya-v-usloviyah-sovremennogo-obrazovaniya [16]
Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории. — М., 2019. -130 с. – С. 34. [17]
Современное состояние и перспективы развития школьного исторического
образования. – С. 30. [18]
Современное состояние и перспективы развития школьного исторического
образования. – С. 27. [19]
Современное состояние и перспективы развития школьного исторического
образования. – С. 27. [20]
Современное состояние и перспективы развития школьного исторического
образования. – С. 27. [21]
Современное состояние и перспективы развития школьного
исторического образования. – С. 26. [22]
Современное состояние и перспективы развития школьного исторического
образования. – С. 26. [23]
Современное состояние и перспективы развития школьного исторического
образования. – С. 26. [24]
Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе [Текст]. – М., 2000. – С. 26.
Заключение:
Характерной чертой современного
этапа развития человеческого общества является усиление роли интеллектуальной
деятельности человека. Поэтому образование в современной культуре и
социально-экономических условиях играет фундаментальную роль. Система образования
любой страны призвана способствовать реализации основных задач
социально-экономического и культурного развития, ведь школы готовят людей к
активной работе в различных сферах экономики и культуры, политической жизни
общества. Поэтому роль школы как базовой части образования чрезвычайно важна,
и, хотя накопленный положительный опыт сохраняется, способность школы гибко
реагировать на социальные потребности очень важна.
О необходимости учета индивидуальных
особенностей детей говорили и известные советские психологи: Л.С. Выготский (теория
зоны ближайшего развития ребенка), П.Я.Гальперин (теория поэтапного
формирования умственных действий), А.А. Леонтьев (психология общения) и др.
Новая мысль — это, прежде всего, постоянство вечной и универсальной человеческой
духовной ценности и защита моральных принципов, которые веками формировали
человеческое сознание.
Проблемы повышения знаний учащихся
продолжают (с удивительной последовательностью) привлекать внимание учителей,
психологов и учителей-практиков. Этому посвящено много теоретических
исследований и практических предложений.
Выполнение аналитических заданий
служит развитию аналитических навыков, способствует формированию исторического
мышления, а также создает предпосылки для формирования многих ключевых образовательных
навыков: ценностной семантики, образования, познания, информации, общества,
работы.
Аналитические умения представляют
собой сложную структуру, включающую в себя способность выполнять определенные
действия или действия в новой среде
умение выполнять действия в соответствии с определенными правилами.
Аналитические способности
— это способность думать, анализировать и рассуждать, разбивать ситуацию на
составляющие и смотреть на нее с разных сторон. Способность к анализу
показывает подготовку и способность человека анализировать явления окружающего
мира, основанные на способности иметь строгий логический метод и умение
отделять сущность от не-сущности в абстрагируемом объекте.
Аналитические способности
человека — это продукт его таланта и целенаправленного развития.
Навыки анализа включают
следующие основные компоненты:
— способность разделять и
различать набор информации (объекты, данные) на компоненты на основе основных
характеристик или категорий;
— способность находить
общие базовые характеристики в навыках обобщения / обобщения игры и
классификации. Первый и второй основные аспекты означают, что аналитические
функции существуют одновременно, разделяя, различая и интегрируя функции, ища
общие символы. Умеет видеть предметы и явления: взаимовлияние, причинность и
т.д.; навыки сравнения, оценки и мониторинга; способность создавать и
систематизировать информацию. Последовательно думать, проводить мозговой штурм
и делать выводы тщательно и логично. Уровень развития аналитических навыков
позволяет грамотно принимать решения, учитывая совокупность важных факторов,
находить пути выхода из проблем, расставлять приоритеты, исследовать и
оценивать ситуации, категоризировать события и факты, планировать и
устанавливать систематические суждения и аргументы, правильно с точки зрения
концепции, что является необходимым аспектом общения.
Необходимые и достаточные
навыки для определения факторов принятия решений, приоритетов и способность
игнорировать менее важные из них. Умение мыслить системно с учетом общих
основных факторов и построение информации на иерархическом логическом уровне.
Формулирование гипотетических навыков, умение работать с фактами и гипотезами и
понимать различия между ними. Навыки поиска и создания алгоритмов (решения
задач, операций), их применения или адаптации к новым возможностям ситуации.
Критическое мышление — принятый вопрос и уточняет суждения и аргументы,
изменяет исходные предположения и ставит вопросы, которые могут дополнить или
исправить ситуацию. Процесс формирования методов аналитического мышления может
быть эффективно сформирован и развит только при соблюдении следующих
методических требований:
— учет возрастных характеристик учащихся;
— порядок формирования
методов аналитического мышления; согласованность; — преемственность и последовательность
методики обучения и поэтапного развития методов аналитического мышления.
Оценить уровень развития
аналитических навыков, очень подходят некоторые тесты интеллекта, например,
тест Амтхауэра или Векслера, матрица Равена и т.д. Единственным условием для
использования этого типа теста является то, что квалифицированный эксперт,
например, психолог, проводит тест и интерпретирует его результаты. Таким
образом, аналитические способности — это способность думать, анализировать и
рассуждать, разбивать ситуацию на составляющие и смотреть на нее с разных
сторон. Аналитические способности человека — это продукт его таланта и
целенаправленного развития.
Аналитические умения представляют
собой сложную структуру, включающую в себя способность выполнять определенные
действия или действия в новой среде
умение выполнять действия в соответствии с определенными правилами. Аналитические способности
— это способность думать, анализировать и рассуждать, разбивать ситуацию на
составляющие и смотреть на нее с разных сторон. Аналитические способности
человека — это продукт его таланта и целенаправленного развития. Выполнение
аналитических задач служит развитию аналитических навыков, помогает формировать
историческое мышление, а также создает предпосылки для формирования ряда
ключевых образовательных навыков: ценностной семантики, образования, познания,
информации, общества и труд.
При
разработке методических рекомендаций важно было учесть особенности
историографического материала и историографической науки в целом.
Историография
показывает, как предметы, методы и приемы исследования менялись из века в век.
Для современного ученика школы очень важно видеть разные интерпретации одного и
того же события, но он должен научиться вырабатывать собственную позицию в
отношении прошлых и настоящих событий.
На уровне
старшей школы рекомендуется организовать работу с личными суждениями в работу с
историческими версиями, и в ее структуру входят следующие элементы: обсуждаемый
вопрос — точка зрения историка — аргумент автора — объяснение автора. В старших
классах школы наиболее актуально использование исторических материалов на
уроках истории.
Чтобы
учащиеся могли осознать и понять основу различных научных версий прошлого,
важно создать условия для «вертикальных» сравнений (таких как исторические
сюжеты, написанные дореволюционными, советскими и современными историками) и
«горизонтальных» (сравнение с прошлым). Поэтому рекомендуется выбирать
произведения историков, рассказывающие об одних и тех же исторических событиях,
процессах и исторических персонажах, но содержащие разные версии.
Для развития
аналитических умений нами были разработаны уроки с использованием
историографического материала.
Учитывая содержание УМК,
используемых в школе при изучении истории России XIX века, были выделены
следующие темы:
· «Развитие культуры России в XIX веке»
· «Восстание
декабристов 14 декабря 1825 года»
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ 1.1. Сущностные характеристики аналитических умений у обучающихся Одной из особенностей современного
этапа общественного развития человека является усиление роли интеллектуальной
деятельности человека. Поэтому образование играет ведущую роль в современной
культуре и социально-экономических условиях. Реализация основной задачи системы
образования в любой стране, направленной на содействие социально-экономическому
и культурному развитию общества, так как именно школа позволяет человеку
активно жить во всех сферах экономической, культурной и политической жизни.
Поэтому очень важна роль школ как важнейшего элемента образования, и очень
важна способность школ в полной мере реагировать на потребности общества при
сохранении накопленного положительного опыта[1].
В настоящее время развитие образования
претерпело качественные изменения, поскольку экономические и культурные условия
российского общества привели к новому социальному порядку образования: отказу
от направления развития знаний учеников как основного результата Академии
образования и, людей, которые самостоятельно несут ответственность за принятие
решений в случае событий, жизни или профессии, а также за прогнозирование их
возможных последствий. Эти молодые люди должны стать движущей силой позитивного
развития общества в будущем, и концепция непрерывного образования особенно
важна для них. Если ранее приобретенных знаний достаточно для удовлетворения
активной жизни человека во всем обществе, то сейчас это в принципе невозможно.
В книге «Школа для XXI века.
Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филлип Шлехти
отмечает, что «Если ученик знает, как учиться, как достигать целей, если он
знает, как учиться в школе, как работать над книгой, как учиться у учителя как
искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы,
как использовать самые разнообразные источники информации для решения этих
проблем, то ему легче будет повысить квалификацию, переквалифицироваться,
получить любые знания, что и нужно в жизни»[2].
Конечно, гораздо труднее достичь
целого ряда различных знаний, чем научить учеников читать, писать, считать и
усваивать различные темы. Но для современного информационного общества, как это
сделали многие страны современного мира, этого явно недостаточно.
На данном этапе стратегическим
направлением развития системы образования является решение проблемы
личностно-ориентированного образования, в котором личность учащегося находится
в центре внимания педагогов-психологов, в котором педагогическая деятельность —
познавательная деятельность, в которой не учат его, проявляет общечеловеческие
тенденции в философии, психологии и педагогике[3].
Известные советские психологи также отмечали
необходимость учета личностных качеств ребенка: Л.С. Выготский (Региональная
теория типичного развития детей), П.Я. Гальперин (Теория постепенного
формирования психологических установок), А.A. Леонтьев (Психология общения) и
др. Новое мышление-это, прежде всего, защита вечных духовных ценностей всего
мира и защита моральных принципов, которые веками поднимали сознание людей. Это
ясное чувство ностальгии по земному предназначению добра, красоты и гармонии,
по идеалам красоты и людям, которые стремятся стать лучше, чище [1] Макаров А.В., Трофимова З.П., Вязовкин В.С., Гафарова Ю.Ю.
Учебно-методический комплекс: модульная технология разработки: Учебно-методич.
пособие – М. МГУ, 2001. — С. 68. [2] Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2000. – С. 22. [3] Григорьева Е.В. Учебно-методический комплекс по природоведению как
средство реализации региональной составляющей начального естествонаучного
образования: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — М., 2000. – С. 18.