Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Художественное творчество

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Воспитание универсального исполнителя, особенности освоения различных танцевальных стилей.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы развития исполнительской культуры артистов хореографии 7

1.1 Понятие об исполнительской культуре 7

1.2 Эстетические и технические требования к исполнительской культуре танца 16

1.3. Хореографическое искусство — как средство эстетического и культурного воспитания 19

Глава 2. Формирование исполнительской культуры средствами различных танцевальных стилей 23

2.1. Особенности освоения различных танцевальных стилей 23

2.2. Разучивание хореографической постановки «Во кузнице» 38

2.3. Результаты педагогических наблюдений 45

Заключение 54

Список использованной литературы 57

  

Введение:

 

Актуальность. Хореографическое искусство всегда привлекало внимание детей. Он получил распространение в учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных школах. На практике занятия хореографией зарекомендовали себя как перспективная форма эстетического воспитания, обеспечивающая более всестороннее развитие индивидуальных творческих и двигательных способностей, в связи с чем занятия в хореографических группах должны быть доступны значительно большему кругу детей и подростков. Используя специфические средства танцевального искусства, интерес детей, педагоги хореографии имеют возможность проводить большую воспитательную и образовательную работу.

В современный период развития художественной сферы общества возрастают требования к культуре исполнения, которые становятся общими как в профессиональных коллективах, так и в профессиональном и допрофессиональном образовании. В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий хореографией с детьми лежит принцип воспитательного процесса. Образование и обучение составляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится так, чтобы дети, приобретая знания, приобретая навыки и умения, совершенствуя свои физические данные, одновременно формировали свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера.

Культура исполнения является составной частью общей культуры личности, уровень культуры исполнения личности определяется степенью овладения художественными ценностями.

Выражение научной проблемы и ее смысл. Сегодня в теории и практике культуры идет спор об определении приоритетных направлений развития исполнительской культуры, которая считается составной частью целостного организма культуры, зависимой от времени, обычаев и представлений. В то же время термин «культура исполнения» включает в себя весь комплекс, связанный с танцевальным искусством: танцы, танцевальное искусство, науку их выражения, работу их постановщиков, научные исследования и систему подготовки специалистов. Однако ключевым понятием в определении предметной области исполнительской культуры является понятие танца.

Между тем хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танцевальное искусство подразумевает развитие не только музыкальных, двигательных навыков, но и прививает основы нравственной культуры, основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дает представления об актерском мастерстве, а также учит сохранять и укреплять здоровье что является особо актуальным для сегодняшнего дня. Хореография помогает детям понять красоту правильных, легких, выразительных движений и недопустимость грубой и вульгарной манеры танца.

В этой связи особую актуальность приобретает изучение процесса воспитания и выявление механизмов исполнительской культуры средствами хореографической культуры.

Представление культуры как целостной системы художественных смыслов с соответствующей логикой культурно-исторического процесса, обращенной к человеческой субъективности, требует теоретического исследования, основанного на практических обобщениях внутренней логики ее художественно-эстетического содержания и разнообразие связей с другими видами искусства; как исполнительская культура и развитие хореографических навыков и умений; как импровизация формы художественно-эстетического содержания музыкальных и танцевальных произведений, раскрывающая специфику образного языка хореографического искусства; как усвоение знаний (специальных терминов и понятий) и осознание синтеза художественных форм.

Эстетические и технические требования к исполнительской культуре танца формировались на основе традиций, сформированных в соответствии с требованиями времени не одним поколением танцоров. В основе подготовки танцоров лежит система упражнений, которая в мировой практике получила название «системой А.Я. Ваганова», которая формировалась на протяжении многих веков и вобрала в себя все только самое нужное и полезное. Конечно, А.Я. Ваганова обобщила не только свой личный опыт, но и достижения своих учителей — X. Иогансона, Н.Г. Легата, О.И. Преображенской, а через них — открытия К. Блазиса, Л. Адиса и их предшественников.

Богатые традиции русской школы танца известны во всем мире. Благодаря прекрасным балетмейстерам М. Петипа, Л. Иванову, а также достижениям многих поколений педагогов хореографии П. Гердта, Э. Вазем, Н. Легат, О.И. Преображенской, этот факт неоспорим и оценен специалистами многих стран мира. Проблема развития исполнительской культуры личности подробно анализируется в работах Л.Л. Бочкарева, А.Л. Готсдинер, Г.М. Цыпин, В.А. Петрушина, В.Л. Живова, Г.М. Коган, А.В. Малинковская и др. Роль танца в развитии исполнительской культуры раскрывается в исследованиях Н. Александрова, Н.П. Базарова, Ю.В. Калашник, С.М. Паршук, Н.В. Соковичова, Н.И. Тарасова и др.

Однако, несмотря на значительное количество опубликованных работ, широту охвата и глубину разработки, проблему развития исполнительской культуры артистов народных танцевальных коллективов нельзя считать полностью исследованной.

Теоретические положения этих работ не теряют своего методологического значения. Сам танец влияет на формирование и развитие культуры исполнения, которая не всегда находится на должном уровне. И эта проблема объясняет актуальность изучения средств, способствующих развитию исполнительской культуры в хореографических коллективах танцоров.

В связи с этим возникает ряд противоречий между:

— на научно-педагогическом уровне: между наличием разноплановой теоретической и практической информации о танце как определенном виде хореографической пластики и недостаточной структурированностью этой информации применительно к решению педагогических задач развития исполнительской культуры артистов;

— на научно-методологическом уровне: между разработанностью проблем развития интерпретационной культуры артистов в эмпирических исследованиях и недостаточной разработанностью методологии развития исполнительской культуры артистов средствами хореографии.

Необходимость разрешения вышеперечисленных противоречий определяет актуальность исследования и определяет его проблему: каковы методологические пути развития исполнительской культуры артистов, использующих классическую хореографию.

Цель исследования заключается в разработке и проверке результативности модели развития исполнительской культуры.

Объект – процесс развития исполнительской культуры артистов.

Предмет – модель развития исполнительской культуры артистов.

Гипотеза исследования. Развитие исполнительской культуры будет результативным, если:

— данная работа будет осуществляться путем акцентуации внимания на исполнительской культуре;

— будет разработана и положена в основу подготовки модель развития исполнительской культуры, в блоках которой найдут отражение цели, задачи, принципы, педагогические условия, содержание заданий, диагностический инструментарий, ожидаемый результат.

Задачи:

1. Рассмотреть и охарактеризовать понятие об исполнительской культуре, раскрыть основные характеристики;

2. Изучить эстетические и технические требования к исполнительской культуре танца;

3. Рассмотреть хореографическое искусство — как средство эстетического и культурного воспитания;

4. Рассмотреть особенности освоения различных танцевальных стилей

5. Про анализировать разучивание хореографической постановки «Во кузнице»

6. Рассмотреть результаты педагогических наблюдений

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, синтез, обобщение, систематизация, структурирование;

— эмпирические –педагогическое наблюдение, учебные и творческие задания.

Методологическая основа исследования: — основные положения исполнительства и исполнительской культуры (Б. Абдуллина, Б.В. Асафьева, Г.И. Гильбурда, М.С. Кагана, Ю.В. Капустина, Ф. Котлера, В.Г. Кузнецова, Н.Х. Нургаянова, Ю.А. Толмачева и др.); положения организации классического танца (Л.Д. Блок, Н.П. базарова, В.П. Мей, П.А. Пестов, И.Г. Есаулов и др.); положения о сущности исполнительства артистов народного танца (Н.А. Горбунова, Т.М. Дубских, М.И. Егорова, Е.В. Иванова, В.Н. Карпенко, И.А. Карпенко, Т.В. Огиенко, Н.А. Клименко, Е.Л. Корабек, Н.Ю. Кособуцкая, В.М. Майорова, Т.Г. Мурадова, Р.Б. Нуриахметова, Л.Н. Каримова, К.С. Павлова, А.С. Полякова, А.А. Тимофеев и др.).

Теоретическая значимость:

— систематизирована информация об особенностях развития исполнительской культуры артистов, ее характеристики;

— систематизирована информация о возможностях хореографии в развитии исполнительской культуры артистов.

Практическая значимость исследования:

— разработана модель развития исполнительской культуры артистов.

Структура работы: введение, две главы: одна из которых теоретическая, другая – практическая, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Говоря об исполнительской культуре, мы подразумеваем под этим понятием, прежде всего, само исполнительское мастерство, которое включает в себя выразительность исполнения и танцевальную технику, музыкальность, свободу и законченность жеста.

В каждом направлении танцевального искусства техника исполнения и художественное выражение имеют большое значение. Соответствующие этим аспектам профессиональные качества артиста могут быть достигнуты лишь в результате последовательной и систематической подготовительной учебной работы.

Какие бы новшества ни привносило в хореографию время, какие бы современные направления и техники ни появлялись на сцене, классический экзерсис и по сей день, является главным стержнем профессиональной исполнительской подготовки, на основе которого развиваются другие танцевальные методики.

Если разложить исполнительское мастерство танцовщика на составные части, то в основе будут лежать, прежде всего, индивидуальные способности, далее следуют знания и умения, то есть та информация и сумма навыков, которые были получены в процессе обучения. Все это вместе складывается в некую профессиональную оснащенность.

Исполнительская культура на протяжении веков претерпевала множество изменений. В настоящее время, педагогическая система классического танца А.Я. Вагановой – одно из величайшего достижения профессионального танцевального мастерства, которое имеет неоценимое значение, как для русской классической школы, так и для хореографического искусства всего мира.

Во-вторых, были выявлены методологические основы применения танца для формирования исполнительской культуры в ансамбле народного танца.

Народно-сценический танец выступает как один из важнейших предметов цикла хореографических дисциплин, неотъемлемая часть начального образования. Он всегда располагает ясно выраженной темой и идеей – неизменно содержателен.

Фольклор является эмоционально-образным средством, влияющим на детей, он поддерживает их интерес к танцевальной культуре через национальные традиции. Это порождает у детей желание заниматься.

В процессе изучения фольклора дети знакомятся с разнообразными танцевальными культурами, с бытом и историей народов. Народно-сценический танец исполняет большую роль в формировании репертуара хореографических коллективов, тесно соединен со всем циклом танцевальных дисциплин и, прежде всего, с классическим танцем, выступающим как основа данного цикла.

Народный танец оказывает также большое влияние и на формирование внутренней культуры человека. Занятия народным танцем органически связаны с усвоением норм народной этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость — вот те черты, которые воспитываются в процессе занятий танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Так занятия танцем помогают воспитывать характер человека.

Интерес к занятиям пробуждается у детей под воздействием педагога. Педагог каждый день видится со своими подопечными, и собственно он – в ответе за общую культуру обучаемых. Участие детей в творческом процессе создания танца, особенно на основе народных обычаев, традиций, историй костюма является мощным инструментом формирования элементов этнического самосознания и национальной культуры детей, поэтому предложенные формы работы руководителя танцевального коллектива (педагога-хореографа) крайне важна в его практической деятельности.

Главным в деятельности каждого хореографического коллектива, в том числе ансамбля народного танца, является формирование репертуара.

От него напрямую зависят организационная и учебная работа.

Задача постановщика – вынести на сцену произведение, которое отвечало бы всем требованиям к танцевальному искусству, предъявляемым текущим моментом. Избрав тему, руководителю следует назначить сюжет, через который можно максимально верно и интересно передать средства танцевального искусства.

После того как обозначена тема и избран сюжет постановки, руководитель устанавливает жанр и средства выражения, то есть язык танцевальной постановки.

Проделав работу на примере номера «Во кузнице», мы заметили, что произошел технический рост в исполнительском плане, увеличился шаг, работа над формой , дети стали держать крепче руки соблюдая позиции, то есть всю теорию перевести в практику, потому что цель нашей работы это практическое применение теории. В ходе проведенной работы были получены следующие выводы и результаты.

Во-первых, были изучены теоретические аспекты исполнительской культуры классического танца.

Занятия танцами полезны очень для детей. С раннего возраста закладывается правильная осанка и понемногу исправляются разнообразные случаи искривлений позвоночника.

На уроке классического танца у детей формируется ответственность перед делом, которым они занимаются, а также уважение к искусству.

Танцевальное произведение, честно представляющее замысел художника, выступает важным средством эстетического воспитания. Но для того, чтобы танец стал средством эстетического воспитания, он должен быть воплощен в высокохудожественной форме.

Достичь этой цели исполнитель может только через совершенство овладения средствами танцевального языка – его техники.

Фундаментом в танце является экзерсис, обучение начинается именно с него. Станок народного танца рядом элементов значимо отличается от станка классического танца и является самостоятельным. Он обладает специфическими особенностями, которые подчеркивают его индивидуальность.

В-третьих, было проведено педагогическое наблюдение.

Был составлен календарный план с учетом требований современной педагогики, на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей, корректировалась в соответствии с их интересами. Важный этап в обучении – индивидуальный подход. Это способствует развитию познавательных сил, активности, склонностей, дарований обучающихся.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы развития исполнительской культуры артистов хореографии

1.1 Понятие об исполнительской культуре

На современном этапе развития научного знания демонстрация культуры является предметом научного исследования. Термин «исполнительская культура» очень сложен в содержательном плане, так как объединяет две самостоятельные категории — исполнение и культура. Для понимания понятия «исполнительская культура» и определения его сущности рекомендуется провести научный анализ сложного по содержанию и структуре понятия «культура», а также определить характеристики использовать. в современной художественной литературе сходны термины «перформанс», «исполнительское искусство», «исполнительская культура»» [23]. Современная отечественная наука представлена широким спектром исследований проблематики исполнительства [14].

В искусствоведении вопросам исполнительской культуры и творчества исполнителя посвящены научные труды Э.Б. Абдуллина, Б.В. Асафьева, Г.И. Гильбурда, М.С. Кагана, Ю.В. Капустина, Ф. Котлера, В.Г.Кузнецова,Н.Х. Нургаянова, Ю.А. Толмачева и др.

В этих исследованиях перформанс изучается как явление музыкально-танцевальной культуры, понимаемое как самодостаточное художественное явление, история создания и развития театральных школ, особенности индивидуальной актерской манеры исполнителя и т. д. [6].

Интерес исследователей сосредоточен на художественно-творческом процессе исполнителя; о стилевых, жанровых, технических и интерпретационных аспектах различных видов исполнительского искусства; о специфике интерпретативного мышления; по истории развития некоторых интерпретационных школ и музыкально-интерпретационной практики и др. [14].

Если говорить об интерпретационной культуре, то под этим термином мы понимаем прежде всего само интерпретационное мастерство, включающее в себя сочетание выразительности выражения и танцевальной техники, музыкальности, свободы и законченности жеста. Сам термин «техника танца» имеет большое, глубокое значение – степень владения телом и мастерства в выполнении основных шагов и поз.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы