Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Воспитание силовых способностей у обучающихся старшего школьного возраста методом круговой тренировки
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания силовых способностей у обучающихся старшего школьного возраста 6
1.1. Средства и методы развития силовых способностей 6
1.2. Возрастные особенности обучающихся старшего школьного возраста 10
1.3. Применение кругового метода на уроках физической культуры у старших школьников 15
Выводы по первой главе 17
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования 19
2.1 Цель, задачи и методы исследования 19
2.2. Организация исследования 22
2.3. Анализ и обобщение результатов исследования 23
Выводы по второй главе 37
Заключение 40
Список использованных источников 43
Приложения 47
Введение:
Актуальность темы. Физическое воспитание обучающихся старшего школьного возраста в общеобразовательной школе вызывало и продолжает вызывать повышенную озабоченность в нашем обществе, в связи с низкой эффективностью данного процесса в решении задач формирования здорового образа жизни подрастающего поколения, наращивания физического и спортивного потенциала школьников, становления необходимых, жизненно важных умений и навыков.
Анализ исследований показал [13, 14, 18, 19], что составляющими физического воспитания обучающихся старшего школьного возраста являются двигательные качества (быстрота, координационные способности, выносливость, мышечная сила, гибкость). У обучающихся старшего школьного возраста интенсивно развиваются силовые способности, которым необходимо уделять внимание.
Многие исследователи подчеркивают наличие взаимосвязи между интеллектуальным, моральным, эмоциональным, социальным развитием и двигательной деятельностью, физической подготовленностью школьника [23, 27, 28, 29].
В специальной литературе вопросы применения кругового метода в интересах совершенствования системы физического воспитания в общеобразовательной школе представлены лишь в теоретико-методологическом аспекте, а известные попытки использования кругового метода на уроках физической культуры для развития силовых способностей требуют дальнейшего изучения.
На сегодняшний день вопросы развития силовых способностей у обучающихся старшего школьного возраста являются актуальными, однако рассмотрены недостаточно.
Все указанное определяет актуальность и практическую значимость разработки комплекса упражнений для развития силовых способностей у обучающихся старшего школьного возраста методом круговой тренировки.
Цель исследования – разработать и выявить эффективность применения комплексов упражнений методом круговой тренировки для развития силовых способностей у обучающихся старшего школьного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать современную научно-методическую литературу относительно развития силовых способностей у обучающихся старшего школьного возраста.
2. Оценить уровень развития силовых способностей у обучающихся старшего школьного возраста.
3. Разработать и экспериментально обосновать эффективность комплексов для развития силовых способностей у обучающихся старшего школьного возраста методом круговой тренировки.
Объект исследования – физическое воспитание детей старшего школьного возраста.
Предмет исследования – круговая тренировка в развитии силовых способностей у обучающихся старшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
1. теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы;
2. педагогическое наблюдение;
3. педагогическое тестирование;
4. педагогический эксперимент;
5. методы математической статистики.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в системе физического воспитания обучающихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры.
Заключение:
1. Среди развития физических качеств остро стоит проблема совершенствования силовых возможностей человека. Это обусловлено тем, что силовые качества обеспечивают разностороннее физическое развитие человека. Планировать уроки у обучающихся старшего школьного возраста нужно так, чтобы каждые последующие занятия были направлены не только на повышение физических, но и функциональных возможностей школьников. Успех повторений физических упражнений, тренировочных нагрузок зависит от правильного сочетания работы и отдыха, утомление и восстановление. Количество повторений – от физической подготовленности школьников, их возраста, вида упражнений, внешних условий.
Физическое воспитание является основным средством совершенствования физической подготовленности и уровня физического состояния человека. В результате анализа литературных источников установлено, что именно применение различных силовых средств у обучающихся старшего школьного возраста способствует решению этой проблемы, поскольку имеет целый ряд преимуществ, а именно: пользуется высокой популярностью среди юношей молодежи через относительную простоту упражнений, доступность в проведении занятий имеет оздоровительную и тренировочную направленность. Широкий выбор силовых упражнений, реализованных посредством круговой тренировки позволяет проводить занятия с высокой плотностью, улучшать физическую подготовленность, функциональное состояние и работоспособность обучающихся старшего школьного возраста, развивать все группы мышц, эффективно решать задачи формирования и коррекции телосложения, формировать морально-волевые качества, повышать силовые качества.
Круговая тренировка в физическом воспитании позволяет обеспечить высокую моторную плотность занятия, и индивидуальное регулирование нагрузки. Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развивать общую и специальную подготовку дает возможность самостоятельно приобретать знания, формировать физические качества, совершенствовать отдельные умения и навыки.
2. Анализ методов круговой тренировки позволил выделить экстенсивно-интервальный метод как наиболее приемлемый для обучающихся данного возраста. Для проведения занятий круговым методом составлялся комплекс из 6 относительно несложных упражнений. Каждое из них направлено на воздействие на определенные группы мышц – рук, ног, спины, брюшного пресса. В зависимости от числа упражнений в комплексе учащиеся делились на 3-5 групп по 6-8 человек.
Разработанная методика включала в себя выполнение серий упражнений по методу круговой тренировки (в течение 30 с каждое), интервал отдыха между ними составлял 30 с и 1 мин между сериями упражнений, продолжительность применения данной методики – 12 недель.
3. После окончания исследования было отмечено статистически значимую разницу в показателе прыжка в длину с места у обучающихся экспериментальной группы, результат которых улучшился на 11,00 см, в прыжках через скакалку, результат которых улучшился на 10 раз, в тесте по Абалакову – на 8 см, что свидетельствует о статистически значимых изменениях в улучшении силовых способностей в процессе занятий на уроках физической культуры.
После окончания исследования у обучающихся контрольной группы была отмечена позитивная динамика в увеличении прыжка в длину с места, который улучшился на 4,80 см, прыжках через скакалку, результат которых улучшился на 2 раза, в тесте по Абалакову – на 0,70 см.
Конечные результаты тестирования силовых способностей были достоверно выше у обучающихся экспериментальной группы по сравнению с контрольной в прыжку в длину с места – на 5,51 см, прыжке через скакалку – на 10,99 раз, тесте по Абалакову – на 8,20 см, сгибания и разгибания рук в упоре лежа на полу – на 5,29 раза, броска набивного мяча – на 9,71 см, что свидетельствует о положительном влиянии разработанных комплексов упражнений методом круговой тренировки.
Полученные данные подтвердили эффективность разработанной методики и могут служить основанием для практического внедрения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы воспитания силовых способностей у обучающихся старшего школьного возраста
1.1. Средства и методы развития силовых способностей
Физическая культура является важным средством развития силовых способностей у обучающихся старшего школьного возраста. Физические качества имеют определенную взаимосвязь между собой в процессе своего развития, потому что являются функцией одного и того же нервно–мышечного аппарата и отображают возрастные и половые особенности организма ребенка [9, 13, 16, 17].
В многочисленных исследованиях, которые проведены по изучению данной проблемы, сделаны выводы о необходимости комплексного развития физических качеств обучающихся [20, 22, 23]. Общая физическая подготовка представляет собой подготовку, направленную на повышение уровня физического развития, увеличение функциональных резервов, двигательной подготовленности, которые являются важными предпосылками успеха в различных видах деятельности.
Эффективность физического воспитания зависит от структуры и характера нагрузки, а строгий контроль и учет общих объемов нагрузки является обязательным для таких юношей. Различают следующие виды силовых способностей: собственно-силовые, и их взаимосвязь с другими двигательными способностями (скоростно-силовые и силовая выносливость и силовая ловкость).
Они проявляются в определенных двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и значительная быстрота движений (прыжки в длину и высоту с места и разбега, метания снарядов и т.п.). Кроме того, чем больше внешнее отягощение, которое необходимо преодолевать школьником, тем значительную роль играет силовой компонент, а если вес отягощения уменьшается, то возрастает влияние скоростного компонента [7].
К скоростно-силовым способностям относят:
— быструю силу, которая характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемых в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины;
— взрывную силу — способность по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при старте в спринтерском беге, в прыжках, метаниях и т.д.).
В зависимости от двигательной задачи и характера работы опорно-двигательного аппарата сила, проявляемая мышцами, приобретает специфические особенности, которые становятся более выраженными с ростом физической подготовленности человека.
Основными специфическими для разных двигательных действий видами проявления силы являются:
1) собственно силовые качества (к ним относятся понятия «абсолютная» и «относительная» сила);
2) скоростно-силовые качества (к ним относятся понятия «скоростная» и «взрывная» сила);
3) силовая выносливость.
Абсолютная сила человека – это его способность преодолевать наибольшее сопротивление или противодействовать ему произвольным мышечным напряжением. Для сравнения силы людей, которые имеют разную массу тела, применяют показатель относительной силы [29].
Относительная сила – это количество абсолютной силы человека, которое приходится на один килограмм массы его тела.
Скоростной силой называется способность человека с максимальной скоростью преодолевать умеренное сопротивление. Силовая выносливость характеризуется сочетанием относительно высоких силовых способностей со значительной выносливостью и определяет достижения в таких видах спорта, в которых необходимо преодолевать большие сопротивления в течение длительного времени (гребля, велогонки, лыжные гонки и пр.).
Кроме того, силовая выносливость имеет немалое значение в видах спорта, которые включают преимущественно движения ациклического характера, предъявляющие высокие требования, как к силе, так и к выносливости (скоростной спуск, единоборства, большинство спортивных игр).
Взрывная сила – это способность человека проявить наибольшее усилие за наименьшее время. Она играет важную роль при выполнении старта, метаний, прыжков [29].
Воспитание силовых способностей осуществляется при помощи использования непредельных отягощений с предельным числом повторений, требующих предельной мобилизации силовых возможностей. С этой целью применяются непредельные отягощения с установкой на максимально возможную скорость выполняемых движений.
Средствами развития силовых способностей, предусмотренных в программах физического воспитания, являются прыжки, броски, метания, толкания, быстрые поднятия спортивных снаряжений, скоростные перемещения циклического характера, ряд действий в играх и единоборствах, совершаемых в короткое время с высокой интенсивностью.