Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Педагогика

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение.. 3

Глава 1. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста как
психолого-педагогическая проблема. 8

1.1. Обзор
психолого-педагогической литературы по вопросам культуры поведения в дошкольной
педагогике. 8

1.2. Психологические
особенности развития личности старших дошкольников…………………………………………………………………….15

1.3. Особенности
культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста  24

1.4. Педагогические
условия воспитания культуры поведения старших дошкольников. 32

Выводы по главе 1. 41

Глава 2. Экспериментальное исследование по формированию у детей
старшего дошкольного возраста культуры поведения. 43

2.1. Цель, задачи и
организация исследования. 43

2.2. Методы
исследования, направленные на изучение культуры поведения у детей дошкольного
возраста. 45

2.3. Реализация
педагогических условий по формированию культуры поведения старших дошкольников. 53

2.4. Рекомендации,
направленные на повышение уровня культуры старших дошкольников. 74

Выводы по главе 2. 75

Заключение.. 78

Список литературы… 82

ПриложениЯ.. 89

  

Введение:

 

Актуальность
темы. Современные трансформации в обществе предъявляют серьезные требования к
личности, ее нравственности, духовности, внутренним силам для активной жизни в
социально-психологических и моральных условиях окружающей среды. Утверждение
нравственных ценностей в побудительной сфере личности и их реализация в культуре
поведении являются актуальными проблемами психолого-педагогической науки. Они
отражены в задачах современного образования, зафиксированных в образовательных
программных документах (Государственная
программа Российской Федерации «Развитие образования», Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации»). В них отмечено,
что ведущими являются задачи гуманизации, нравственного возрождения общества,
становления личности как субъекта общественной жизни и т.д.

Проблема
воспитания культуры поведения молодого поколения является одной из главных на
современном этапе развития человечества, что обуславливает необходимость
создания новых подходов и способов воспитания культуры поведения личности,
особенно начиная с дошкольного возраста.

Фундамент
культуры поведения закладывается в старшем дошкольном возрасте, который
определяет дальнейшее гармоническое развитие личности ребенка. В старшем
дошкольном возрасте воспитание культуры поведения строится с учетом
достигнутого детьми уровня воспитанности и направлено на то, чтобы закрепить
положительные формы поведения, а также познакомить детей с новыми правилами
культуры поведения, расширить социальную зону их применения, сформировать новые
ценные привычки.

Повышение
качества дошкольного образования провозглашается одним из главных приоритетов
государственной политики в сфере образования. В ФГОС ДОО отмечена необходимость
«переориентации образования на формирование у детей необходимых для жизни
ключевых компетентностей», то есть обеспечении роста степени соответствия
содержания и форм образования изменяющимся социально-экономическим реалиям в
мире.

В современных
научных исследованиях раскрываются психологические механизмы формирования у
детей всех возрастов культуры поведения, в основе которого лежит особый мотив
человеческих поступков. Так, в исследованиях Л.И. Божович, Л.М. Лисиной, С.Ф.
Анисимова, И.Д. Беха, Р.С.
Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и других, говорится о том, что осознанное усвоение и закрепление культуры поведения,
становления моральных норм превращается в устойчивое качество личности уже в
старшем дошкольном возрасте.

Полагаем, что
старший дошкольник еще не может обладать еще на должном уровне культурой
поведения, он может только овладевать его нравственными формами. Конкретно
эмпирическое исследование развития культуры поведения детей старшего дошкольного
возраста позволит расширить знания о природе становления культуры поведения и
выявить условия, которые будут способствовать этому процессу.

Теоретический
анализ и ознакомление с современной практикой педагогического и дошкольного
образования позволяет выделить ряд противоречий, разрешение которых возможно
экспериментально-исследовательским путем:

– между
необходимостью воспитания основ культуры поведения у детей старшего дошкольного
возраста, и неудовлетворительным состоянием реализации этой задачи в
современном образовательном пространстве;

– между
современными требованиями дошкольного образования по воспитанию основ культуры
поведения и недостаточной готовностью педагогов к воспитанию культуры поведения
у детей старшего дошкольного возраста;

– между
важной ролью семьи в воспитании ребенка и неосведомленностью родителей по этому
вопросу;

– между
потребностью практики в сопровождении процесса воспитания основ культуры
поведения детей старшего дошкольного возраста и отсутствием соответствующего
учебно-методического обеспечения.

Объектом
данного исследования выступает культура поведения детей старшего дошкольного
возраста.

Предмет
исследования – процесс воспитания культуры поведения у детей старшего
дошкольного возраста.

Цель
исследования – на основе анализа научных источников разработать, теоретически
обосновать и экспериментально проверить педагогические условия воспитания у
детей старшего дошкольного возраста основ культуры поведения в учреждениях
дошкольного образования.

Гипотеза
исследования, считаем, что процесс воспитания культуры поведения у детей
старшего дошкольного возраста будет осуществляться более успешно, при
соблюдении следующих условий:

— в процессе
воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста будут
принимать активное участие не только воспитатели, но и родители старших
дошкольников,

— в процессе воспитания с
детьми будет использована специально разработанная учебно-игровая
программа, включающая в себя: игры (ролевые игры; сказкотерапия; драмотерапия)
и эмоционально-символические методы: групповое обсуждение реальных и
изображенных на рисунках нравственных форм поведения; обсуждение чувств и
мыслей; просмотр мультфильмов.

Согласно цели
определены следующие задачи исследования:

1)
проанализировать методологические и теоретические основы исследования развития
культуры поведения дошкольников, выяснить их психологическую сущность, факторы,
структуру и условия развития в контексте нравственного становления ребенка
дошкольного возраста;

2) изучить
особенности культуры поведения детей старшего дошкольного возраста, и на основе
обоснованных критериев и показателей определить уровни и типы их развития;

3)
разработать и апробировать условия по воспитанию культуры поведения детей
старшего дошкольного возраста;

4) определить
эффективность разработанных условий в процессе воспитания культуры поведения
дошкольника.

Для
достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались
следующие методы исследования:

1)
теоретические: анализ, синтез, сравнение, систематизация и обобщение
теоретических основ исследуемой проблемы, что позволило составить представление
об ее актуальности, степени изученности, помогло определить концептуальные
основы исследования;

2)
эмпирические: психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий
и контрольный), служивший сбору эмпирического материала и моделированию
условий, выбранных для изучения уровня воспитанности культуры поведения;
наблюдение за поведением дошкольников и особенностями взаимодействия
воспитателей и детей, родителей и детей, детей со сверстниками.

Для
исследования уровня основ культуры поведения были использованы следующие методики
исследования:

1. Методика
«Выбор» (М.И. Шилова). Основная цель методики – исследовать адекватность и
глубину представлений о культуре поведения.

2. Методика
«Хорошо или плохо» (И. Б. Дерманова).
Основная цель методики – выявить отношение к культуре поведения, нравственную
активность, ее выражение и оценку.

3. Методика
«Закончи историю» (Р.Р. Калинина). Основная цель методики – выявить отношение к
культуре поведения, нравственную активность, ее выражение и оценку.

4. Методика
«Беседа» (А.О.Прохорова). Основная цель методики
– выработка практических стратегии и тактик овладения культурой
поведения и способами ее реализации.

Научная
новизна полученных результатов исследования состоит в том, что:

— определена
сущность и структура  понятия «культуры
поведения детей старшего дошкольного возраста» как динамической личностной
характеристики,

— разработаны,
теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия
воспитания у детей старшего дошкольного возраста основ культуры поведения
(усовершенствование теоретико-методической подготовки воспитателей учреждений
дошкольного образования; педагогическое просвещение родителей по вопросам
воспитания у детей культуры поведения; создание среды с целью воспитания у
детей старшего  дошкольного возраста
основ культуры поведения);

Практическое
значение полученных результатов в том, что сформулированные положения и выводы
будут способствовать обновлению содержания учебных, воспитательных и
развивающих программ для воспитателей дошкольных учреждений. Предложенный комплекс
специальных мероприятий может быть использован для составления целостной
программы по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного
возраста в детских дошкольных учреждениях и семье, а также для проведения
дальнейших исследований по данной проблеме.

База
исследования. Исследование проводилось на базе МАДОУ «Светлячок». В
исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста.

Структура
исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка
литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данном исследовании приведены
теоретическое обобщение и экспериментальное решение проблемы условий воспитания
культуры поведения детей дошкольного возраста. В результате проведенного
исследования мы пришли к следующим выводам.

Теоретический анализ
показал, что на этапе дошкольного возраста нельзя констатировать о
сформированности полноценной и устойчивой культуры поведения из – за
несформированности у дошкольников внутренней составляющей — сознательной
ориентации на моральные принципы, идеалы, нормы. Культура поведения дошкольника
– это обязательно-добровольное, безусловное (без исключений) реализация
дошкольником благотворительных действий (помощь, поддержка, содействие,
сочетание) и поступков (справедливая моральная оценка, моральная позиция и
выражение отношения в форме жеста, тона, мимики, взгляда) относительно другой,
что переживает удовлетворение, счастье, успех, радуется, или, наоборот, требует
доброго отношения, поддержки, понимания, потому что имеет житейские трудности,
неудачи в деятельности, в самореализации, несчастливую жизненную судьбу и
другие проблемы. В основе этой формы поведения есть позитивное, эмпатическое
восприятие и принятие другого, переживание и ценностное и справедливое
отношение к нему.

К культуре поведения
относим так же нравственные поступки и действия дошкольника, его моральные
отношения и переживания, моральную оценку и самооценку, его подконтрольность в
реализации моральных аспектов поведения, нравственная позиция. Культура
поведения детей дошкольного возраста характеризуются доминированием внешнего
проявления нравственности.

В структуре морального
поведения мы выделили моральные поступки и моральные действия, моральные
отношения, моральную оценку и моральную самооценку, моральную саморегуляцию и
моральную позицию. Предложенное нами распределение и перечень по группам
структурных составляющих нравственного поведения несколько условен, так как
фактически эти компоненты функционируют в поведении как единое целое.

Однако в отдельных
ситуациях морального выбора с четко выраженной ориентацией на моральную норму
(то есть при отсутствии внутренней борьбы мотивов) у старших дошкольников
проявляется тенденция к возникновению мотивационной готовности действовать
адекватно ситуации, внутренняя моральная позиция. Одновременно необходимо
констатировать о становлении культуры поведения посредством специальных условий:

— в процессе
воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста будут
принимать активное участие не только воспитатели, но и родители старших
дошкольников,

— в процессе воспитания с
детьми будет использована специально разработанная учебно-игровая
программа, включающая в себя: игры (ролевые игры; сказкотерапия; драмотерапия)
и эмоционально-символические методы: групповое обсуждение реальных и
изображенных на рисунках нравственных форм поведения; обсуждение чувств и мыслей;
просмотр мультфильмов.

В практической части проведенного
исследования представлены результаты апробации педагогических условий по
повышению уровня воспитанности культуры поведения у детей старшего дошкольного
возраста. Были представлены цель, задачи и критерии
для выявления культуры поведения. Согласно цели и задачам, исследование
было организовано и проведено в три этапа: констатирующий, формирующий и
контрольный.

Показателями культуры поведения старших дошкольников стали: адекватность и глубина представлений
о культуре поведения;  отношение к
культуре поведения, нравственная активность, выражение и его оценка;
практические стратегии и тактики овладения культурой поведения и способами ее
реализации как субъекта культуры поведения. Каждому
показателю, соответствовала методика, которая была выбрана для его оценки.

По результатам констатирующего этапа исследования было
выявлено, что в целом, уровень культуры поведения как в КГ, так и в ЭГ группах
в основном на среднем уровне (по 50%), несколько меньше с низким (30%), а лишь
в незначительном количестве (10%) с высоким и нулевым. Следовательно,
результаты исследования свидетельствуют о том, что уровень у подобранных для
эксперимента детских групп существенно не отличается.

Формирующим экспериментом было
охвачено 10 дошкольников из ЭГ. Программа предусматривала 7 встреч,
периодичность проведения – 2 раза в неделю. Основными задачами такой работы
было: а) овладение дошкольниками способами нравственного поведения, умениями
адекватно проявлять свои чувства, эмоции, нравственное отношение к другому; б)
овладение знаниями о сущности нравственных форм поведения; в) умениями
нравственной саморегуляции, применения нравственных форм в процессе
деятельности (игры, обучение); г) коррекция безнравственных форм поведения.

В учебно-игровой программе были
использованы следующие средства: а) игры (ролевые игры; сказкотерапия;
драмотерапия; игры – драматизации; игры и задачи, направленные на развитие
осознания нравственных форм поведения и безусловной ценности конкретного
другого); б) эмоционально-символические методы: групповое обсуждение реальных и
изображенных на рисунках нравственных форм поведения; обсуждение чувств и
мыслей, которые не удается раскрыть в процессе вербального общения; просмотр
мультфильмов, что помогает моделировать моральные ситуации и способы
нравственного поведения; дидактические задачи, направленные на анализ и
формирование представлений дошкольников о нравственных формах поведения.

После реализации формирующей программы в экспериментальной
группе, было выявлено значительно больше дошкольников с высоким уровнем
сформированности культуры поведения – 70% и на среднем уровне – 30%. Тогда как
у детей из КГ на произошло значительных изменений.

Положительная динамика развития
свидетельствует о повышении сформированности нравственных форм поведения. На
основании объективных (реальное поведение) и субъективных (нравственные
переживания, моральное оценивание, моральное самооценка, моральная позиция)
показателей оценки развития нравственных форм поведения можно считать, что их
развитие достоверно произошло у дошкольников экспериментальной группы, в
частности, увеличилось количество детей с гармонично развитым типом
сформированности.

Выделенные и
апробированные условия развития культуры поведения, показали свою
эффективность.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Воспитание
культуры поведения у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая
проблема 1.1. Обзор
психолого-педагогической литературы по вопросам культуры поведения в дошкольной
педагогике С правилами поведения
необходимо знакомить детей начиная с раннего возраста и продолжать это делать
на протяжении всей жизни.

Рассмотрим понятия «культура»,
«культура поведения», «культура поведения старших дошкольников».

Культура (лат. cultura,
от colo, colere – выращивание, позже – воспитание, образование, развитие,
почитание) – понятие, имеющее большое количество значений в разных сферах
человеческой жизнедеятельности. Культура изучается философией, культурологией,
историей, искусствоведением, лингвистикой, этнолингвистикой, политологией,
этнологией, психологией, экономикой и педагогикой[1].

Каждая из наук, изучающая
вопросы культуры, основываясь на цели своего исследования, выявляет те ее
аспекты и отношения, которые попадают в спектр рассмотрения определенной науки.

В философии понятие «культура
поведения» личности тесно связывается с понятием «культура». Современные
философы (К.Леви-Строс, В.Межуев, Э.Маркарян, И.Надольный, Ж.-П. Сартр и др.)
рассматривают культуру как сферу становления, развития и социализации человека

Культура обхватывает определенную систему ценностей, воплощающихся в
поведенческих нормах и правилах. М.Горлач и В.Кремень отмечают, что смысл
культуры заключается в правилах, устанавливающих границы, а также представляют
формы и средства удовлетворения потребностей человека. [1]
Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. – М.: Политиздат, 1989.
–C/ 84

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы