Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Педагог библиотекарь

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Воспитание культуры чтения детей и подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1 Теоретические основы воспитания культуры чтения детей и подростков 5

1.1 Понятие и уровни культуры чтения детей и подростков 5

1.2 Способы развития и воспитания культуры чтения детей и подростков 12

2 Особенности воспитания культуры чтения детей и подростков 22

2.1 Оценка культуры чтения детей и подростков 22

2.2 Пути совершенствования воспитания культуры чтения детей и подростков 30

Заключение 37

Список использованных источников 39

  

Введение:

 

В настоящее время общепризнанным является тот факт, что снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно принимают меры с целью противодействовать этому явлению. Современная общемировая тенденция снижения интереса к чтению у населения свидетельствует о системном кризисе читательской культуры, затронувшем многие страны, в том числе Россию. Наша страна долгое время считалась самой читающей в мире. Однако с 90-х годов XX века и в России начинается спад читательской активности.

Кризис чтения — явление не только российское. В той или иной, – а порой и в гораздо большей степени он коснулся и развитых западных стран. Но там повсеместно общественность и государство давно забили тревогу и приняли серьезные меры для решения проблемы. Чтение и «человек читающий» все больше осознается как национальная ценность. Все мы знаем, что читающие нации создаются из детей, которые любят читать.

Читающая нация — нация развивающаяся. В современных условиях развития общества остро стоит проблема массового детского чтения. Целенаправленная организация детского чтения должна выдвигаться в ряд первоочередных задач работы школы, и главным образом начальной. Сейчас перед учителем начальной школы, как никогда раньше, остро встает задача защищать ценность чтения, поднять его статус в сознании ребенка, привить к нему вкус и сформировать стойкий интерес у школьников к этому виду деятельности. Ведь именно он, учитель, часто единственный человек в окружении детей, который профессионально может обеспечить становление учебных интересов у учеников, в том числе и интереса к книге.

Люди перестают мыслить, когда они перестают читать. Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас, так как решение проблемы привитие интереса к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания. Исходя из вышеизложенного, можно определить актуальность проблемы воспитания культуры чтения детей и подростков.

Объектом исследования аттестационной работы является общественные отношения, складывающиеся в процессе воспитания культуры чтения детей и подростков.

Предметом исследования аттестационной работы являются механизмы воспитания культуры чтения детей и подростков.

Целью аттестационной работы является анализ особенностей, современных проблем и перспектив воспитания культуры чтения детей и подростков.

Задачи аттестационной работы:

— раскрыть понятие и уровни культуры чтения детей и подростков;

— изучить способы развития и воспитания культуры чтения детей и подростков;

— провести оценку культуры чтения детей и подростков;

— определить пути совершенствования воспитания культуры чтения детей и подростков.

В качестве основных методов исследования аттестационной работы использованы теоретико-методологический анализ, обобщение, систематизация и интерпретация научных данных, а также методы сравнения, группировок и классификации.

Практическая значимость темы аттестационной работы заключается в том, что основные теоретико-методологические положения, практические выводы и рекомендации могут быть использованы при совершенствовании воспитания культуры чтения детей и подростков.

Структурно аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.

1. Чтение — это путь к просвещению, но в современном мире он начинает утрачивать значимость. На сегодняшний день книгу вытесняет цифровой мир с его играми, приложениями, социальными сетями. Интерес к книгам нужно прививать с самого детства. Окружение в первую очередь влияет на духовное развитие детей и подростков. Для того чтобы заинтересовать чтением нужен огромный багаж знаний по литературе, посещать тематические мероприятия, ходить в библиотеку.

2. Существует ряд составляющих мотивации, которые побуждают обучающегося к чтению: интерес, увлечённость и уверенность. Каждый из аспектов, благодаря поддержке преподавателя, может оставаться на высоком уровне. Для этого необходим грамотный подбор литературы, помощь со стороны учителя в поисках «своего» жанра, который будет ближе всего ученику. В отборе литературы учитель также ориентируется на ряд критериев: доступность, соответствие возрасту, удовлетворение читательских потребностей, оформление издания. Помимо этого, для развития читательской культуры школьника в нашем распоряжении есть «электронная культура», популярная среди нынешних подростков, которая может стать одним из способов стимулирования самостоятельного заинтересованного и, главное, осознанного чтения.

3. Проблема культуры чтения занимает важное место не только в нашей стране, но и в других, более развитых и развивающихся. Государства разрабатывают программы, позволяющие повышать уровень читательской культуры населения. Для их успешной реализации важно сотрудничество школы с семьей и библиотеками. Только общими усилиями можно достичь великих целей.

Перед нами стоит задача выработать алгоритм работы по преодолению негативных тенденций в снижении уровня культуры чтения. Чтение — есть жизненный акт, а литература — один из духовных инструментов движения к тому, чтобы самому обнаружить себя в действительном испытанию жизнью.

Концепция культуры чтения заключается в том, что развитие гармоничной личности происходит посредством получения образования и самостоятельной работы над собой, что невозможно без процесса чтения. С другой стороны, сам феномен культуры чтения формируется благодаря развитию процесса чтения и прямо пропорциональна состоянию самого общества.

4. Снижение читательской активности связано как с развитием высоких технологий, при которых внимание человека переключается на электронные носители информации, социальные сети, подменяя чтение книг и живое общение, так и низкой покупательской способностью россиян по приобретению литературы, ограниченными ресурсами хранения и транспортировки в ситуации мобильной подвижности граждан. В настоящее время система коммуникации представляет собой крайне сложное и противоречивое явление, поэтому следует обратить внимание на возможности библиотек как просветительских культурных центров, роль учителей-словесников, выступающих проводниками в мире литературы, проведение педагогических, социальных, психологических исследований по выявлению изменений читательского вкуса и связанных с ним жизненных и личностных установок молодых людей, формирование личности которых традиционно осуществлялось через чтение разнообразной литературы.

Таким образом, современный мир, с развитыми интернет-технологиями, скоростью технического прогресса не может заменить чтение художественных произведений. Только читая художественные произведения, формируется литературная речь, богатый лексический запас. Чтение помогает человеку познать себя, обрести цель, найти правильное направление развития личности в дальнейшей жизни.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретические основы воспитания культуры чтения детей и подростков

1.1 Понятие и уровни культуры чтения детей и подростков

Чтение является средством получения информации, обеспечивающих человеку возможность удовлетворять свои личные познавательные потребности. Книжная культура и феномен чтения, относятся к фундаментальны достижениям человечества в целом. На сегодняшний день, мы находимся на «вершине» НТР, принесшей человечеству научный и технологический прыжок, распространение новых средств коммуникации. Новые источники и технологии получения информации оказывают глубокое воздействие на традиционные способы деятельности.

Современные ученые обращают внимание общества на то, что человек, который читает более предрасположен к творческой и коммуникационной деятельности, он социально богат духовно, чем люди предпочитающие телевизор . Чтение, как первоначальный компонент воспитания, образования и развития культуры человека и общества, является деятельностью, с помощью которой формируется сама личность. В современном обществе уровень культуры чтения может служить одним из важных показателей его внутреннего развития.

Несмотря на то, что данный феномен тренирует главную «извилину» и человек таким образом познает окружающий мир, существуют множество проблем. Отсутствие интереса к книгам в 21 веке актуально, поскольку сейчас на арене главным становится цифровой мир. Сетевая паутина настолько сильно «пропиталась» в умах людей, что большие тексты в целях экономии языка теряют свою значимость. Тут напрашивается вывод, что книга теперь не такой важный элемент в жизни современного поколения.

На протяжении XIX-XX веков проблема культуры чтения, деятельность читателя, механизмы понимания и интерпретации художественного текста читателем стали предметом исследования философии, эстетики, психологии, герменевтики, филологии, методики.

Понятие «культура чтения» можно определить, как способность воспринимать, понимать и изучать информацию, которая существует разных вариациях: письменном, печатном и электронном. Если обратиться к истории возникновения и развития понятия «культура чтения» в русской культуре, то его истоки уходят тогда, когда образовывалось Древнерусское государство.

3.А. Гриценко утверждает, что «роль книги в жизни человека на Руси была осознана слишком рано. Соприкосновение с византийской культурой после принятия христианства дало внушительный толчок для развития книгописания и древней русской литературы, история которой складывалась с XI по XVII в.» . В те времена необходимость обобщения опыта взаимоотношений читателя и книги не осознавалась, но прозрение произошло тогда, когда детство стали относить к отдельному периоду человеческой жизни. Задачей того времени считалось «убедить русичей в пользе книг, чтения, обучению чтению».

Исходя из вышесказанного, чтение приобрело познавательную функцию ближе к XV в. Доступ к книгам был открыт для разных слоев общества. Позже, в эпоху правления Петра чтение стало источником получения новых знаний.

Именно на этом этапе в статьях известных ученых XVIII века (В.Н. Татищева, X.А. Чеботарева, М.В. Ломоносова) создаются советы и рекомендации читателю для формирования «качественного чтения», которые считаются первыми рекомендациями по формированию «культуры чтения». К концу XVIII века сформировалась явновыраженная разница между «умением читать и быть читателем . В истории русской культуры с X по XVIII века были заложены основы данного понятия «выбор книги, соотнесение книги и цели чтения; умение понимать текст, умение закреплять прочитанное» .

Чтение в XIX в. приобретает самообразовательную функцию, т.е. стремление ознакомить с книгой народ, и данным путем сформировать любовь к чтению. Для того чтобы этот процесс запустить стали появляться библиотеки и специальные места в книжных магазинах. Таким способом реализовывалась культура чтения в те времена — побудить интерес человека к самообразованию и открытию нового.

В начале XX века в России данная проблема стала наиболее актуальной после революции 1917 года. Для того чтобы сформировался «нового человека», нужно было изучить все накопленные достижения в области науки, культуры и техники. Это явление задавало некий «темп» в просвещении. Причина была проста «культура чтения в первые годы советской власти подчинена политическим, идеологическим целям партии» .

После Великой Отечественной войны сделана попытка классифицировать способы чтения в зависимости от содержания книг и целей чтения. В понятие «культура чтения» этого времени обязательно входили такие понятия как:

— умения вести записи;

— конспектировать прочитанное;

— сохранять информацию;

— гигиена чтения.

Гигиена чтения включала в себя такие пункты как:

— чтение при хорошем освещении;

— свежий воздух;

— прямая осанка;

— расстояние до текста не менее 30 см;

— зарядка для глаз;

— чистые руки, поэтому нельзя читать вовремя еды

— не рекомендуется читать лежа. Данная поза вредит зрению.

В конце 50-х годов термин «культура чтения» неожиданно ушёл на второй план, поскольку культура чтения воспринималась только как система знаний, умений и навыков, необходимых читателю для работы с книгой. Большой интерес на этом этапе вызывает такой аспект культуры чтения, как «быстрочтение».

«Скорочтение — способность быстрого восприятия текстовой информации» оно позволяет выделять главное в тексте. Существуют различные техники, для того, чтобы овладеть данным навыком (следить за текстом, не возвращаться к прочитанному, не проговаривать текст в голове, развивать периферическое зрение, сосредоточиться на тексте).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы