Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Педагогика

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Воспитание эмоционально-положительного отношения к животным у детей младшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИВОТНЫМ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7

1.1. Проблемное содержание эмоционально-положительного отношения как психологический феномен 7

1.2. Структура возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста 18

1.3. Педагогические условия воспитания у детей младшего дошкольного возраста эмоционально-положительного отношения к животным 27

Выводы по Главе 1 33

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИВОТНЫМ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36

2.1. Анализ уровня сформированности эмоционально-положительного отношения к животным у детей младшего дошкольного возраста 36

2.2. Реализация педагогических условий воспитания эмоционально-положительного отношения к животным у детей младшего дошкольного возраста 48

2.3. Анализ результатов педагогического воспитания эмоционально-положительного отношения к животным у детей младшего дошкольного возраста 54

Выводы по Главе 2. 63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70

ПРИЛОЖЕНИЯ 79

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Дошкольное детство представляет собой начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Именно в этом периоде происходи основная закладка позитивного отношения: к природе, к себе и к окружающим людям.

В дошкольных учреждениях процесс познaния и накопления чувственного опыта регулируется целенаправленной педагогической работой. Основной упор здесь ставится на правильное построение методической работы дошкольного учреждения и на достаточный профессиональный опыт воспитателей, которые путем воспитания должны развить у детей эмоционально-положительное отношение.

Формирование у ребенка младшего дошкольного возраста бережного отношения к животным, осознанное соблюдение нравственных принципов, активная деятельность по изучению, охране и защите животных – это аспекты, прежде всего, духовно-нравственного воспитания. Жизнь подталкивает нас актуализировать проблемы взаимоотношений человекa и животных, с детства развивать положительные качества, создавая условия гармонизации личности как область нравственного отношения к окружающему человека миру.

Отношения к людям и отношения к животным имеют одну и ту же психическую основу – способность сопереживания, эмпатии, сочувствия, добра и добродетели. Поэтому, воспитание у детей доброго отношения к животным формирует у них такие социально важные качества, как отзывчивость, доброта, милосердие.

Однако на практике роль воспитания эмоционально-положительного отношения у детей младшего дошкольного возраста оставляет желать лучшего: недостаточное представление о живых объектах, низкий уровень развития наблюдательности, низкий опыт общения с природой, слабый уровень владения навыками ухода, плохой пример взрослых – это не весь спектр основных имеющихся проблем. Именно это подтверждает актуальность и проблемный характер выбранной темы исследования.

Целью нашего исследования является выявление и обоснование форм и методов воспитательной работы по формированию у детей младшего дошкольного возраста эмоционально-положительного отношения к животным.

Объект исследования – процесс формирования эмоционально-положительного отношения к животным у детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – формы и методы воспитательной работы, способствующие формированию эмоционально-положительного отношения к животным у детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза нашего исследования заключается предположении о том, что разнообразие форм и методов повысит у детей младшего дошкольного возраста уровень сформированности эмоционально-положительного отношения к животным, если:

1) будут применены методики, адаптированные к возрастным особенностям детей дошкольного возраста;

2) будут задействованы игровые методы обучения (в частности дидактические игры);

3) будет разработан комплекс занятий, направленный на эмоционально-положительное отношение к животным.

Для решения выдвинутой проблемы были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность и содержание понятия «эмоционально-положительное отношение».

2. Проанализировать психологический аспект возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста.

3. Разработать программу по формированию воспитания у детей младшего дошкольного возраста эмоционально-положительного отношения к животным.

4. Экспериментально апробировать разработанную программу по воспитанию у детей младшего дошкольного возраста эмоционально-положительного отношения к животным.

5. Представить полученные результаты проведенного исследования.

Методологическую основу нашего исследования составили: психологическая теория развития личности Л.С. Выготского; педагогические исследования проблемы эмоционально-нравственного развития дошкольников С. Козловой, Т. Куликовой; исследования проблемы воспитания гуманных чувств и отношений у дошкольников Буре Р.С. и труды по проблеме взаимодействия с родителями И.С. Авдеева, М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина.

Методы исследования:

— изучение и анализ научной и методической литературы и педагогического опыта по исследуемой проблеме;

— наблюдение, сравнение и анализ результатов, беседы;

— проведение работы по апробированию форм и методов работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования: уточнены понятия «эмоционально-положительное отношение», определены формы и методы работы с детьми младшего дошкольного возраста способствующие формированию эмоционально-положительного отношения к животным.

Практическая значимость исследования — апробированы формы и методы работы с детьми младшего дошкольного возраста, стимулирующие процесс воспитания эмоционально-положительного отношения к животным.

Структура работы: введение, две главы, заключение; список литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенный глубокий и всесторонний анализ исследуемой нами проблемы позволил нам выяснить, что ее изучением занимались такие исследователи как: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, К.Изард, А.З. Неверович, У. Джеймс, У. Кеннон, Б.И. Додонов, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Е.И. Изотова, Т.А. Данилина, П. Юсупов и др. При этом, стоит отметить, что на сегодняшний день нет единого решения для ее устранения.

Проанализировав точки зрения исследователей по данной проблеме, мы разработали собственное понятие. Так под эмоционально-положительным отношением к животным у детей младшего дошкольного возраста, мы понимаем общую положительно- эмоциональную направленность поведения ребенка по отношению к животным, которая проявляется в умении сочувствовать, понимать их, а также готовности оказывать помощь и проявлять заботу по отношению к животным.

В ходе исследования была проведена экспериментальная работа, где мы разработали критерии сформированнности эмоционально-положительного отношения к животным у детей младшего дошкольного возраста и определили уровень его развития.

На констатирующем этапе были получены следующие результаты: дети младшего дошкольного возраста, имеют преобладающий низкий уровень (экспериментальная группа — 64,7% и контрольная группа – 57,4%) сформированности эмоционально-положительного отношения к животным, средний уровень в экспериментальной группе составляет 27,4%, тогда в контрольной он заметнее выше и составляет 32,6% и высокий уровень в экспериментальной группе выявлен только у 7,9%, тогда как в контрольной группе он выявлен у 10% респондентов.

С целью повышения уровня сформированности эмоционально-положительного отношения к животным у детей младшего дошкольного возраста, нами была разработана психолого-педагогическая программа «Будь другом для животных», в основу которого были положены условия гипотезы и учтены результаты констатирующего этапа эксперимента. Целью формирующего этапа является формирование эмоционально-положительного отношения к животным у детей младшего дошкольного возраста.

В программе используются различные формы работы дошкольников в игровой форме: рассматривание рисунков и фотографий, свободное и тематическое рисование; игры: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, игры с правилами; психогимнастика: упражнения (подражательно-исполнительного и творческого характера) и этюды; импровизации; чтение художественных произведений с описанием типичных ситуаций с животными и последующее обсуждение поступков героев; беседы, релаксационные упражнения.

Анализ данных показал, что на контрольном этапе в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика развития эмоционально-положительного отношения к животным среди детей младшего дошкольного возраста. Разница в показателях достаточно значимая и составляет по высокому уровню 34,7%, по среднему уровню разница составила 3,5% и по низкому уровню разница составила 27,2%;

•в контрольной группе высокий уровень на контрольном этапе составляет 52,4% (в отличие от констатирующего этапа – 37,8%), средний уровень 27,5% (в рамках констатирующего этапа он составлял 30,5%) и низкий уровень выявлен у 20,1% (тогда как на констатирующем этапе он составлял 31,7%).

На контрольном этапе эксперимента было выявлено, что отношения к животным у младших дошкольников изменилось: родители отмечают, что дети стали менее равнодушными к животным (4%), больше внимания оказывают основным потребностям животным, проявляют чувство привязанности и любви (67%), а также стали чаще обращать внимание на животных во время прогулки (50%). У детей снизилось негативное отношение к животным (с 55% на 86%), они проявляют заботу и не проходят мимо животных, которым нужна помощь (с 51на 81%).

Таким образом, сравнительные результаты сформированности эмоционально-положительного отношения к животным у детей младшего дошкольного возраста позволили нам сделать вывод, что высокий уровень развития эмоционально-положительного отношения к животным у детей повысился в экспериментальной на 48,6%, а низкий уровень снизился на 53,2%, тогда как в контрольной группе низкий уровень снизился на 38,6%, а высокий уровень вырос на 44,6% — чему способствовала проведенная нами работа по формированию эмоционально-положительного отношения к животным у детей младшего дошкольного возраста при помощи специально разработанной и внедренной программе «Будь другом для животных». Гипотеза, выдвинутая в рамках нашего исследования, нашла свое подтверждение.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИВОТНЫМ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Проблемное содержание эмоционально-положительного отношения как психологический феномен

На сегодняшний день основной упор в современной педагогике заключается в задачах, направленных на формирование эмоционально образованной и творчески развитой личности, способной быстро, а главное – адекватно реагировать на изменения в структуре современных требований жизни.

Известно, что процесс развитие человека представляет собой последовательную динамику изменения, касающуюся организма (тела), духовного наполнения, интеллектуального содержания, а также менталитета. В рамках педагогической науки развитие является важнейшей категорией, которая выражает существенные свойства и отношения явлений действительности [7].

Если рассматривать вопрос развития в широком понимании, то оно представляет собой объективный процесс, результатом которого выступают внутренние, последовательные изменения физических и духовных сил человека. Стоит отметить, что у каждого человека имеется свой «порог» развития и зависит он от собственной деятельности, силой (вложенным трудом) и напряженностью (систематической работой над собой) [3].

В нашем исследовании мы рассматриваем детей младшего дошкольного возраста, поэтому нам следует подчеркнуть, что именно в этом возрасте активно протекают физиологические и психологические процессы развития. Ввиду этого на организм ребенка накладывается чрезмерная нагрузка: от физиологических изменений до социально психологических. Примерами таких изменений могут служить развивающийся и растущий организм (дети прибавляют в весе, ускоряется рост мышечной массы, совершенствуется нервная система, функционирование структур головного мозга также претерпевает изменения. Процесс развития анализаторных способностей раскрывает новые возможности для ребенка на данной ступени становления. В общем понимании, все развивающиеся на данном этапе процессы (познание, мышление, речь и т.д.) качественно влияют на отдельные стороны (психическое, личностное, эмоциональное) формирования будущей личности. От того, насколько успешной будет окружающая среда зависит качественное функционирование организма ребенка.

В своих многочисленных трудах Л.С. Выготский в качестве доминирующего источника содержания развития видел наличие противоречий между старым и новым. Именно поэтому в одном из трудов им было выделено два уровня развития детей (см. Рис. 1).

Рисунок 1. – Развитие психических особенностей ребенка в онтогенезе

по Л.С. Выготсткому

Ознакомившись с вышеупомянутым предположением Л.С. Выготского многие, психологи пришли к мнению, что эмоции в онтогенезе действительно подчиняются интеллекту все больше и приходят ко второму плану как «архаичные инстинктивные реакции».

Однако, среди отечественных ученых оказались и те (К. Изард, А.В. Запорожец, А.З. Неверович), которые выдвинули иное мнение: эмоции во время онтогенеза усложняются, обогащаются и начинают приобретать новые формы проявления под влиянием непосредственных социальных условий [9].

Роль, отведенная эмоциям в рамках дошкольного возраста, имеет немаловажное значение для ребенка. Так, Т. А. Данилина утверждает в своих научных работах, что данному возрасту сродни такие качества как импульсивность и непосредственность. Однако, развитие основных психических структур позволяет начать ребенку контролировать свои эмоциональные реакции и управлять ими в зависимости от ситуации. Это свидетельствует о том, что в раннем возрасте ребенок не способен их контролировать и управлять ими. Именно поэтому взрослый без труда может понимать, что происходит с ребенком.

Если рассматривать эмоции с психологической точки зрения, то под ними принято понимать обособленный своеобразный класс психических процессов и состояний. Они отражают определенные формы переживания человека (страх, печаль, радость, изумление и т.д.). Иными словами, эмоции не что иное как первичная оценка явлений и ситуаций переживаемая на данный момент или своеобразный эмоциональный след от пережитой ситуации.

Основное предназначение эмоций заключается в том, что они представляют собой наиболее полное и глубокое отношение человека к внешней среде и всем ее проявлениям. А такая важная черта как эмоциональность – представляется ключевым фактором, который обеспечивает баланс человека с внешней средой. Благодаря этой черте человек может понять, осознaть и принять многое как в себе, так и в окружающем его мире. С одной стороны, эмоциональность сохраняет связь между человеком и миром, в котором он находится, но с другой стороны представляет собой определенную опасность – ее чрезмерное проявление ведет к разрушающим последствиям личности для самой себя.

Тем не менее, само понятие «эмоции» широко рассматривается как в отечественной, так и в зарубежной научной психологической, педагогической, социальной литературе. Именно этот факт позволил нам выделить различные подходы в изучении эмоциональной сферы личности человека.

Общеизвестно и общепринято, что непосредственное изучение эмоций как таковых берет свое начало со статьи У. Джеймса «Что такое эмоция?». При этом стоит подчеркнуть, что труды таких ученых как И.И. Сеченов, И.П. Павлов, а также Ч. Дарвин, У. Кеннон также рассматривали эмоций и их роль для человека и отводили им особое место в своих трудах, указывая на физиологическую сторону проявлений.

В рамках нашего исследования мы подчеркиваем, что в психологической науке эмоции проанализированы в различных аспектах. Так, Л.С. Выготский, В.Н. Вилюнас, Б.И. Додонов рассматривали эмоции двигатель личностного развития; как фактор проявления эмоций через поведение рассмотрены в работах А.В. Запорожец, К. Изард, Ж. Пиаже; эмоции как способность к действию и деятельности рассматривались в работах таких ученых, как А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин.

Если мы обратимся к научным трудам С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Г.М. Цыпина, то найдем утверждение, что эмоции с возрастом начинают предвосхищать действия детей. Дело в том, что деятельность дошкольников обусловлена эмоциональными переживаниями, которые вызывают его дальнейшее развитие [2]. Именно поэтому эмоциональное развитие сопрягается с тремя основными аспектами: осмысление, выражение и регуляция эмоций.

Работы Я.З. Неверович и А.В. Запорожца дали возможность увидеть тот факт, что при развитии ребенка эмоции меняют свое место в общей структуре поведения. В процессе развития появляются новые, более сложные эмоциональные формы, такие как сочувствие, сопереживание (эмпатия) по отношению к другим людям, животным. Формирование этих эмоциональных форм проявления необходимо в первую очередь для совместной деятельности и взаимопонимания. Исходя из этого, напрашивается вывод, что эмоциональное отношение может развиваться по двум основным направляющим: эмоционально-отрицательное (негативное) и эмоционально-положительное отношение.

Развитие эмоционального отношения будет зависеть от ряда факторов, к основным среди них можно отнести личностные особенности (темперамент, характер), особенности воспитания (привитие таких качеств, как доброта, забота, терпение и т.д.), а также окружающая среда с принятыми в ней нормами и ценностными ориентирами.

Основные взгляды С.Л. Рубинштейна исходили из того, что переживание конкретных событий заключали в себе специфичность эмоций и так формировалось отношение к ним. В своих научных трудах он высказал мысль о том, что чувства выражают в форме переживания отношения субъекта к окружению, к тому, что он познает и делает. Также согласно его утверждениям, эмоции рождают чувства и выражают их.

Отметим, что занятия, проводимые в игровой форме (с применением дидактических основ) с детьми дошкольного возраста позволяют максимально раскрыть и развить такие интеллектуальные эмоции как любопытство (которое позволит с интересом познавать окружающий ребенка мир), удивление (своего рода это мотиватор для непрерывного познания нового опыта), радость (как результат получения нового знания и умение его применить в жизни) и т.д. Все это позволяет ребенку сформировать положительный отклик на получаемую информацию и подталкивает к более глубокому и интенсивному познанию мира.

С началом дошкольного периода ребенок уже самостоятельно выступает в качестве субъекта эмоциональных взаимоотношений. В его эмоциональном арсенале появляются такие выражения как сочувствие, сопереживание, содействие. Поэтому, Е.И. Изотова в своих работах выделила новые эмоциональные качества и охарактеризовала каждое из них: содействие – процесс, выражающийся в комплексном взаимодействии сочувствия, сострадания и сопереживания; сопереживание – состояние, при котором личность способна полностью прочувствовать и буквально войти в эмоциональное состояние другого человека; сочувствие – переживание человеком собственного эмоционального состояния из-за чувств другого человека.

Изложенные и охарактеризованной Е.И. Изотовой определения эмоциональных состояний П. Юсупов определил, как эмпатические переживания. А это значит, что ребенок дошкольного возраста уже вполне способен к эмпатии, через которое вполне ясно может выражать чувства по отношению к себе и к окружающей его среде. Эмпатическое реагирование ведет к тому, что у ребенка уходят на второй план такие качества как ситуативность и импульсивность и на первое место выходит глубина в ответ на мыслительные обстоятельства.

Возвращаясь к исследованиям Е.И. Изотовой, мы отметим, что, по ее мнению, проявление эмпатических способностей зависит от целого ряда факторов: психофизиологические (степень возбудимости ребенка, которая напрямую зависит от ведущего типа его темперамента), психологические (личностно-сформированное отношение ребенка: насколько близок ребенку объект эмпатии, каково его отношение к нему и насколько высока сила стимула эмпатии), социальные (требования и установки социально-культурного окружения).

Хотя и небольшой, но уже имеющийся у детей жизненный опыт помогает им понять опыт других людей. Дети могут предпринимать действия, например, утешать плачущего человека или спросить, почему человек расстроен, поделиться имеющимися конфетами или игрушками. Дети также начинают более избирательно относиться к своему кругу общения. У них появляются те или иные суждения по поводу того, почему следует дружить с тем или иным ребенком, а почему, наоборот – не следует за водить дружбу. Это способствует развитию стереотипизации взглядов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы