Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Вокально — хоровая работа в самодеятельном подростковом вокальном ансамбле «Восторг» Сакского городского Центра детско-юношеского творчества.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. Теоретические
аспекты изучения вокально-хоровой работы в самодеятельном подростковом
вокальном ансамбле. 8
1.1 Психолого-педагогические особенности развития в
подростковом возрасте 8
1.2 Организационные основы самодеятельного хорового
коллектива. 15
1.3 Содержание понятия «вокально-хоровая работа». 21
Выводы по главе 1. 30
ГЛАВА 2. Изучение опыта
вокально-хоровой работы в самодеятельном подростковом вокальном ансамбле
«Восторг» Сакского городского Центра детско-юношеского творчества. 32
2.1 Характеристика МБОУ ДО «Центр детского и юношеского
творчества» г. Саки Республики Крым. 32
2.2 Анализ вокально-хоровой работы в самодеятельном
подростковом вокальном ансамбле «Восторг». 33
2.3 Рекомендации по организации вокально-хоровой работы в
самодеятельном подростковом вокальном ансамбле. 50
Выводы по главе 2. 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 58
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..63
Введение:
Актуальность исследования. Популярность в молодежной среде телевизионных
музыкальных конкурсов («Голос», «Битва хоров», «Точь-в-точь» и пр.), с одной
стороны, и традиционно высокий интерес подростков к музыке и исполнению песен,
с другой стороны, повысили востребованность самодеятельных вокальных ансамблей.
Эти тенденции нашли свое отражение и в росте интереса подростков к участию в
самодеятельном подростковом вокальном ансамбле «Восторг» Сакского городского
Центра детско-юношеского творчества.
Музыка занимает особое место в ряду воздействий
на подростков. Это объясняется их возрастной восприимчивостью и эмоциональной
природой музыки. Окружая ребенка с первых дней жизни, музыка воздействует на
эмоциональный, внутренний мир, расширяет и углубляет его. Полученные в детстве
музыкальные впечатления остаются в памяти надолго. Общение с музыкой открывает
возможности для духовного становления личности и ее самовыражения. Музыкальное
воспитание способствует формированию эмоциональной отзывчивости, эстетического
чувства, вкуса, художественных потребностей, ощущения красоты, гармонии в искусстве
и окружающей жизни. Поэтому воспитательный процесс в учреждениях основного и
дополнительного образования должен быть направлен на то, чтобы создать условия
для формирования культуры детей и развития у них эмоциональной отзывчивости к
музыке. Для этого необходимо искать и использовать новые формы, средства,
инновационные подходы и технологии.
Вокально-хоровая деятельность способна стать одним из эффективных путей
развития личности у подростков. Так, традиции хорового пения и его
использования как средства воспитания уходят далеко в прошлое. Еще в древней
русской былине о Василии Буслаеве говорится, что помимо всех наук, необходимых
«молодцу», нужно еще учиться и пению: «…И чтоб молодцу петье в наук пошло».
Знаменитый русский композитор и педагог Б.В. Асафьев утверждал, что самый
доступный, практичный и естественный вид музыки – это хор. Известный композитор
и хормейстер Г.А. Струве писал о том, что с точки зрения общего воспитания
хоровая студия имеет большие преимущества. Так, хоровое пение осуществляется
коллективно, и это является одним из неоценимых его преимуществ перед другими
видами художественного воспитания обучения.
Общение с музыкой,
художественной культурой обогащает чувства, формирует эмоциональное отношение к
произведениям искусства, которое в дальнейшем сопровождается преобразованием
внешнего культурного содержания в нравственный мир личности. Эти идеи отображены
в работах известных искусствоведов, педагогов и психологов: В.П. Анисимова,
О.А. Апраксиной, Б.В. Асафьева, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева,
Н.А. Ветлугиной, Н.Л. Гродзенской, В.В. Иванова, В.В. Медушевского,
А.Е. Ольшанниковой, О.П. Радыновой, Б.М. Теплова, Л.В. Школяр.
Самодеятельные ансамбли сегодня являются одной из возможностей для
реализации творческого потенциала подростка, его саморазвития. Участники таких
коллективов, как правило, не имеют начальной подготовки, не обладают
достаточными музыкальными данными, отсутствует элементарная координация слуха и
голоса, то есть способность звуковысотного интонирования. Кроме того, участники
самодеятельных коллективов обладают различными музыкальными вкусами и
предпочтениями. В таких условиях для создания полноценного хорового коллектива
требуется подготовительное звено, которым, по мнению автора работы, является
вокальный ансамбль. Именно в условиях небольшого вокального ансамбля
осуществляется формирование певческих умений и навыков у участников коллектива.
Поскольку вокальный ансамбль рассматривается здесь как подготовительная форма
самодеятельного хора, в работе фигурируют такие понятия как:
«вокально-хоровая», «вокально-хоровые умения и навыки» и т.п. Поэтому,
необходимы современные профессиональные методики, отражающие в полной мере
специфику работы с хористами, учитывающие все особенности любительских
коллективов.
Несмотря на
вышеописанную научно-методическую разработанность проблемы исследования, можно
отметить наличие противоречия между возросшими потребностями современного общества в
академическом пении и отсутствием оптимального процесса организации
вокально-хоровой работы в самодеятельном подростковом вокальном коллективе.
Все
вышеизложенное определило актуальность
и выбор темы исследования:
«Вокально-хоровая работа в самодеятельном подростковом ансамбле «Восторг»
Сакского городского Центра детско-юношеского творчества».
Цель исследования – выявить педагогические условия, теоретически обосновать и
экспериментально проверить эффективность методики вокально-хоровой работы в
самодеятельном подростковом ансамбле «Восторг» Сакского городского Центра
детско-юношеского творчества.
Объект исследования – самодеятельный подростковый ансамбль «Восторг»
Сакского городского Центра детско-юношеского творчества.
Предмет исследования – вокально-хоровая работа в самодеятельном подростковом
вокальном ансамбле.
Объект, предмет и цели исследования
определили следующие задачи:
— проанализировать
психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
— выявить специфику понятия
«самодеятельный подростковый ансамбль»;
— уточнить содержание понятия
«вокально-хоровая работа», выявить и обосновать его структуру;
— определить педагогические условия,
необходимые для эффективности вокально-хоровой работы в самодеятельном
подростковом ансамбле;
— теоретически разработать и
экспериментально проверить эффективность методики вокально-хоровой работы в
самодеятельном подростковом ансамбле «Восторг» Сакского городского Центра
детско-юношеского творчества.
Методологическую основу исследования составили:
— психолого-педагогические и
методологические положения, освещающие вопросы самодеятельного хорового
творчества, утвердившиеся в современной отечественной системе музыкального
образования (Н.Г. Алексеева, Е.Ю. Накишова,
Х.С. Хасанова, Е. Никитина, А. Ефанова);
— педагогические подходы, отражающие
основные направления теоретической и практической деятельности ряда ведущих
российских специалистов в области музыки (Э.Б. Абдуллин, Л.Г. Арчажникова);
— фундаментальные исследования истории
вокально-хорового исполнительства в России (в т.ч. любительского),
рассматривающие его эволюцию, возникновение методики обучения в данной сфере
(В.П. Ильин, А.А. Наумов, К.Ф. Никольская-Береговская, С.В. Попов, М.П.
Рахманова, А.В. Свешников, Л.В. Шамина и другие);
— традиционные подходы ведущих
представителей хорового искусства, освещающие вопросы формирования
вокально-хоровых умений и навыков (И.Г. Агафонников, Н.М. Данилин, Г.А.
Дмитревский, А.А. Егоров, B.Л. Живов, В.П. Мухин, С.В. Попов, В.Г.
Соколов, В.О. Семенюк, Б.Г. Тевлин, П.Г. Чесноков и другие).
Методы исследования:
— теоретические методы: изучение научно-литературных источников, имеющих отношение к проблематике
исследования (педагогика, психология, хороведение и др.); анализ передового
музыкально-педагогического опыта, способствующего выработке необходимых форм и
методов вокально-хоровой работы;
— эмпирические методы: беседы, педагогические интервью, наблюдения, анкетирование, обучающий
эксперимент.
Научная новизна исследования:
1. Уточнено содержание понятия «самодеятельный
подростковый ансамбль» как вокально-хоровой коллектив, способный стать одним из эффективных путей
развития личности подростков, использования в своей деятельности традиций
хорового пения как средства воспитания, а также способный воспринимать многоголосную
музыку, воспроизводить ее в музыкально-слуховых представлениях.
2. Вокально-хоровая работа
рассматривается как необходимое условие повышения эффективности обучения музыке
в самодеятельном подростковом ансамбле, обеспечивающее адекватное
эмоционально-образное восприятие музыки; интенсивное развитие вокально-хоровых
навыков.
Теоретическая
значимость исследования:
1. Определены и экспериментально
проверены педагогические условия методов и приемов вокально-хоровой работы в
самодеятельном подростковом ансамбле.
2. Выработаны методические основы вокально-хоровой работы в самодеятельном подростковом
ансамбле «Восторг» Сакского городского Центра детско-юношеского творчества.
Практическая
значимость исследования: педагогические условия, обеспечивающие
вокально-хоровую работу, позволяют совершенствовать деятельность
самодеятельного подросткового ансамбля «Восторг» Сакского городского
Детско-юношеского творчества.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов к ним, заключения, списка
литературы и приложения.
Заключение:
Основной целью обучения
детей и молодежи эстрадному пению является приобщение их к основам мировой
музыкальной культуры, развитие у них музыкально-эстетического вкуса,
формирование исполнительских вокальных умений и навыков, обеспечение условий
для обучения профессионально ориентированных детей с целью их поступления в средние
и высшие профессиональные учебные заведения.
Эстрадное пение является
наиболее популярным и доступным видом музыкального искусства и одним из важных
средств воспитания молодежи. Правильно организованная и тщательно продуманная
работа педагога способствует подъему общей музыкальной культуры обучающихся.
По итогам выполнения выпускной
квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы,
что позволило выявить педагогические условия,
теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методики
вокально-хоровой работы в самодеятельном подростковом ансамбле «Восторг»
Сакского городского Центра детско-юношеского творчества.
Для достижения
поставленной цели были решены следующие задачи:
— была проанализирована
психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования;
В ходе анализа выявлено, что осуществление формирования новообразований у
подростка производится в неравномерной форме, а его личность характеризуется
наличием одновременно следов и взрослого и детского сознания. Для подростка
очень важно мнение сверстников о нем, поэтому коллектив ансамбля способен стать
референтной группой и обеспечить подростка чувством самоуважения.
— была выявлена специфика понятия
«самодеятельный подростковый ансамбль»;
Было определено, что самодеятельный
подростковый ансамбль является специфической формой деятельности, сочетающей в
себе массовое культурное движение и обязательно искусство. Его особенностями
являются демократичность, доступность, добровольность и массовость.
— было уточнено содержание понятия
«вокально-хоровая работа», выявлена и обоснована его структура;
Было выявлено, что вокально-хоровая работа
– это деятельность, ориентированная на развитие вокально-хоровой
культуры школьников, выступающей компонентом музыкальной
культуры. В ее структуру входят постановка и развитие
голоса певцов в условиях хора, обучение правильному звуковысотному
интонированию, способы разучивания песен и пр.
— были определены педагогические условия,
необходимые для эффективности вокально-хоровой работы в самодеятельном
подростковом ансамбле;
К педагогическим условиям, необходимым для
обеспечения эффективности вокально-хоровой работы в самодеятельном подростковом
ансамбле «Восторг» Сакского городского Центра детско-юношеского творчества, мы
отнесли следующие: проработку с обучающимися
концертного репертуара; обучение эмоциональному и выразительному пению в
условиях подготовки к исполнительской деятельности; развитие качеств детского
голоса и пр.
— была теоретически разработана и
экспериментально проверена эффективность методики вокально-хоровой работы в
самодеятельном подростковом ансамбле «Восторг» Сакского городского Центра
детско-юношеского творчества.
Было установлено, что по ее итогам в
самодеятельном подростковом ансамбле улучшились взаимоотношения, стал более
благоприятный психологический климат, повысилась мотивация занятия музыкальной
деятельностью. Таким образом, цель работы была
достигнута, а задачи реализованы в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения вокально-хоровой
работы в самодеятельном подростковом вокальном ансамбле 1.1 Психолого-педагогические
особенности развития в подростковом возрасте Возраст
индивида является автономным периодом развития человека, отличающимся
определенным своеобразием. Возрастные периоды человеческого развития выделяются
на основании характеристик онтогенеза, специфических особенностей культурных
представлений или социальных процессов. Подростковый возраст является примером
скорее онтогенетического выделения возраста, поскольку он связан с началом
полового созревания (пубертатом). К подростковому периоду в связи с этим можно
отнести период с 10-12-летнего возраста до 15-17-летнего возраста. В этом
возрасте, в связи с его важностью и противоречивостью, ученые также определяют
отдельные этапы. В частности, младший подростковый возраст характеризуется
периодом от 10-12 лет до 13 лет; средний – от 13 лет до 15 лет; старший – от 15
лет до 17 лет. Таким образом, можно говорить о соответствии младшего
подросткового возраста с докритической стадией, среднего подросткового возраста
– с критической стадией, старшего подросткового возраста – с посткритической
стадией развития [20,
с. 135].
Отечественная
возрастная периодизация используется в качестве основной теории в исследованиях
Л.С. Выготского [11].
В соответствии с его теорией, процесс развития заключается в присвоении
индивидом социально-исторического опыта вследствие взаимодействия с окружающим
пространством и иными людьми.
Д.Б.
Эльконин [49]
считает, что ведущие критерии выделения определенного возраста могут
заключаться в следующих критериях: —
социальной ситуации развития;
—
ведущего типа деятельности;