Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Военно-воздушные училища в системе военного образования в СССР (1923-1941 гг.)»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Опыт развития военного образования
в СССР в военно–воздушных училищах. 13
1.1 Военное образование в первые годы
советской власти: историческое наследие и особенности влияния времени. 13
1.2 Структура военного образования
в СССР в 1923–1941 гг. и место в ней военно–воздушных училищ.. 23
1.3 Проблемы подготовки командного
и политического состава для Военного Воздушного Флота в 1923–1941 гг. 32
Глава 2. Подготовка советских лётных
кадров в системе военного образования в период 1923–1941 гг. 40
2.1 Формирование и развитие научных
взглядов на подготовку летных кадров 40
2.2 Особенности подготовки специалистов
инженерно–технического профиля 57
2.3 Эволюция проблемы обучения командно–начальствующего
состава для ВВС РККА.. 65
Заключение. 74
Список использованных источников. 79
Введение:
Актуальность
темы исследования связана с тем, что проблема подготовки авиационных
кадров – одна из важнейших в системе обеспечения боеспособности военно–воздушных
сил. Наиболее значимые изменения в системе подготовки происходили с 1918 по 1941
гг. XX в., когда в условиях нестабильной военно–политической обстановки большое
значение придавалось укреплению вооруженных сил, в структуре которых возрастала
роль военной авиации. В этой связи уделялось большое внимание подготовке профессиональных
кадров авиационных командиров и политработников, летчиков и инженерно–технического
состава в системе военных учебных заведений.
Таким
образом, масштабность и важность самой проблемы во многом предопределили актуальность
темы, ее научное осмысление отечественными исследователями. За всю историю Советского
государства и в ходе постсоветского периода вышло в свет большое количество книжных
изданий, научных исследований и публикаций, в которых отражаются те или иные аспекты
подготовки авиационных кадров. В результате сложился огромный массив материала,
нуждающегося в систематизации, обобщении, выявлении тенденций посредством специального
историографического исследования. Поэтому комплексный историографический анализ
подготовки военно–авиационных кадров в период с 1918 по июнь 1941 г. приобретает
определенную теоретическую значимость и практическую ценность.
В
силу политических преобразований начала 90–х гг. XX в. в современной исторической
науке наблюдается процесс пересмотра и переоценки событий советского периода. Зачастую
в ходе подобного переосмысления происходит нарушение основных принципов объективности
и историзма. В этой связи весьма актуальной видится проблема творческого изучения
накопленного опыта на основе современных достижений исторической науки и выработка
его объективной оценки.
Объект
исследования – система военного образования в СССР
(1923–1941 гг.).
Предмет
исследования – место и особенности развития военно–воздушных
училищ в системе военного образования в СССР (1923–1941 гг.).
Цель
исследования: провести анализ особенностей подготовки
военно–авиационных кадров РККА (1918 – июнь 1941 г.).
Достижение
поставленной цели потребовало решения следующих задач:
–
рассмотреть военное образование в первые годы советской власти: историческое
наследие и особенности влияния времени;
–
исследовать структуру военного образования в СССР в 1923–1941 гг. и место в ней
военно–воздушных училищ;
–
выявить проблемы подготовки командного и политического состава для Военного
Воздушного Флота в 1923–1941 гг.;
–
раскрыть вопросы формирования и развития научных взглядов на подготовку летных
кадров;
–
определить особенности подготовки специалистов инженерно–технического профиля;
–
рассмотреть эволюцию проблемы обучения командно–начальствующего состава для ВВС
РККА.
Хронологические
рамки исследования ограничены 1918–1941 годами.
Территориальные
рамки исследования ограничены территорией России в 1918-1941
годах.
Степень
научной разработанности темы. На протяжении всей
истории Военно–воздушных сил проблема подготовки авиационных кадров не теряла
своей актуальности. Детальное ознакомление с источниками и литературой по
проблеме исследования свидетельствует, что некоторые аспекты подготовки
авиационных кадров с 1918 по июнь 1941 г. были предметом активного изучения в
самых различных отраслях научной деятельности. Однако наиболее широкое
освещение проблема подготовки военных авиаторов получила в исторической науке.
Так, за почти вековую историю, сложившуюся со времени образования
Рабоче-крестьянского Красного Воздушного Флота, сформировался целый пласт
научных знаний по данной проблематике. Это труды, в которых подготовка
авиационных кадров представляется как один из аспектов в системе развития
Вооруженных сил в целом и военной авиации в частности[1].
Вместе
с тем необходимо отметить, что большое количество исследований посвящено одному
из направлений авиационной деятельности и, как следствие, рассматривает
подготовку отдельных категорий авиаторов (летный состав, инженерно–технический,
командный, партийно–политический) на протяжении различных исторических периодов[2].
Несмотря
на многообразие источников по данной проблеме в исторической науке существует
необходимость проведения комплексного исследования, посвященного особенностям
формирования и развития подготовки военно–авиационных кадров РККА (1918 – июнь
1941 г.).
Источниковая
база исследования. История подготовки военных авиационных
кадров в России и дальнейшего пути выпускников авиационных школ, училищ и
академий всегда привлекали к себе внимание исследователей.
В
рамках настоящего исследования источники были разделены в зависимости от даты
выхода. Данный подход позволяет оценить изменение точек зрения на подготовку
летных кадров в зависимости от меняющихся реалий.
На
первом этапе развития историографии проблемы (с 1910 до середины 1950-х гг.),
когда в разных социально-политических условиях шло становление российской
военной авиационной школы, осуществлялось накопление и систематизация
фактических данных в виде исторических очерков, мемуаров, статей.
Главным
печатным «рупором» успехов и проблем зарождающейся авиации в дореволюционной
России стали журналы «Воздухоплаватель», «Вестник воздухоплавания». На
страницах этих изданий первые авиаторы рассказывали об опыте своего обучения за
границей, подводились итоги деятельности школ авиации, описывали свои полеты,
достигнутые рекорды и т. п. На страницах Севастопольского иллюстрированного
журнала, наряду с известными ныне из документов фактами, была запечатлена
атмосфера, царившая при открытии Севастопольской школы авиации.
Первым
историческим изданием, характеризующим работу системы подготовки авиационных
кадров, стала изданная в 1926 г. работа А. В. Сергеева, посвященная вкладу
Красного Воздушного флота в победу Красной Армии в Гражданской войне. Второй
подобной работой, освещающей проблему строительства новых и модернизации
существующих авиашкол за первое десятилетие советской власти, стала статья К.
Капустина, опубликованная в феврале 1928 года в журнале «Вестник Воздушного
Флота». В ней автор делает акцент на содержание и методику летного обучения,
говорит о перспективах обновления материально-технической базы школ. В работе
еще упоминаются конкретные наименования военно-учебных заведений, приводятся
точные даты и цифры, поднимаются злободневные вопросы подготовки кадров. Ссылок
на архивные источники автор не приводит.
С
начала 1930-х годов над военными вопросами создается завеса «секретности».
Информация о деятельности летно-технических школ предназначается для
внутриведомственного использования, даже несекретная методическая литература,
типа: «О методах выявления и отбора курсантов-пилотов», выходила за стены школ,
как правило, только в целях обмена опытом среди подобных учебных заведений.
Второй
этап (с середины 1950-х – до начала 1960-х гг.), характерен изданием первых
монографий и учебных пособий по истории Военно-воздушных сил, включая вопросы
подготовки кадров. Глубина и угол зрения исследования во многом определялись
изменением политической системой в стране при сохранении низкой степени
доступности источников. На этом этапе продолжилось накопление исторических
знаний, и одновременно развернулись широкие научные исследования генезиса
Военно-воздушных сил и процесса развития системы подготовки авиационных кадров.
В работах этого периода в числе широкого круга вопросов поэтапно приводится
краткая информация о подготовке авиационных кадров: освещались в общих чертах
проблемы обучения, воспитания, комплектования ВВС летно-техническим составом,
раскрывалась роль комсомола в развитии ВВС, показывался вклад авиаторов в
победу в Великой Отечественной войне. Однако, несмотря на разоблачение культа
личности Сталина, о репрессиях в комсоставе ВВС накануне Великой Отечественной
войны авторы не упоминают. Работы носят обзорно-поверхностный характер ввиду
того, что все кадровые вопросы в армии в тот период имеют гриф «секретно».
Третий
этап начинается с появлением исследований по проблеме создания советских
военных кадров. К числу первых исследователей в этой области следует отнести А.
М. Иовлева и Д. А. Воропаева. В их труде содержится обстоятельный анализ
основных направлений деятельности по подготовке командных и
инженерно-технических кадров армии и флота. Однако проблема подготовки и
воспитания авиационных кадров еще не получила всестороннего изучения и
освещения, авторами по сути были заложены лишь основы для ее глубокого
исследования.
Период
«хрущевской оттепели» подстегнул интерес ученых к исследованию дореволюционного
этапа истории отечественной авиации. В 1960 году вышла вторая часть монографии
П. Д. Дузя, посвященная истории русской авиации с августа 1914 года до
окончания Первой мировой войны в 1918 году. В ней автор уделил внимание,
вопросу подготовки летчиков, показав первоначальный всплеск интереса офицеров к
летному делу и переход с началом Первой мировой войны к подготовке летчиков из
числа солдат и охотников-добровольцев, а также на изменение программ обучения
пилотов, рост материального вознаграждения летчиков из числа привилегированного
сословия.
Несмотря
на стремление оставаться беспристрастным, объективно освещать события, автор
часто акцентирует внимание на классовом расслоении авиационных кадров и
проблемах, связанных с этим явлением. Показывая негативные факты поведения
летчиков из привилегированных слоев общества, П. Д. Дузь ничего не говорит о
проблемах воспитания летчиков из числа солдат. Кроме того, недостаточно
детально анализируется сеть авиационных учебных заведений, программы подготовки
специалистов, не описаны условия обучения и воспитания в школах.
В
это же время (1960) бывшим царским генералом В. М. Ткачевым была предпринята
попытка издания книги «Крылья России».
Интерес
к истории советских ВВС в это время проявляют и на Западе. В июне 1960 г. в США
была опубликована книга немецкого генерала В. Швабедиссена «Сталинские соколы».
Она основана на большом фактическом материале, собранном разведкой люфтваффе, а
также на мнениях и воспоминаниях летчиков – участников боев на Восточном
фронте. К чести советского режима секретности следует отметить, что
значительными сведениями о системе подготовки авиационных кадров в СССР автор
не располагал, в чем он признался на страницах своей книги.
Научную
разработку проблем подготовки советских военных кадров на уровне докторской
диссертации впервые осуществил А. М. Иовлев. В его работе содержится
обстоятельный анализ деятельности партийных и государственных органов в период
с 1918 до 1936 года по созданию и совершенствованию системы подготовки военных
кадров. Проблемы подготовки военных авиационных специалистов рассматривались А.
М. Иовлевым вскользь и не являлись предметом его глубокого изучения. Новым в
этих работах является обращение внимания на систему подготовки и поддержания
квалификации начальствующего состава запаса.
В
целом исследованиям этого периода был присущ ряд недостатков: все они были
написаны под влиянием идеологии, господствовавшей в обществе, зачастую не
показывались проблемы комплектования строевых частей авиационными кадрами и
должностей высшего командного состава ВВС, процесс обучения слушателей и
курсантов либо не показывался, либо изображался упрощенно, узкой была
документальная база исследования, недостаточно глубокими были теоретические
обобщения. Не смотря на это, следует отметить, что в развитии историографии
подготовки кадров для ВВС был сделан серьезный шаг вперед: вышли в свет первые
обобщающие труды, подготовившие появление в последующем фундаментальных
исследований.
На
рубеже 1960 – 1970-х годов начинается четвертый этап развития историографии
темы, характерный появлением диссертационных исследований по истории ВВС и
подготовки летно-технических кадров. В исследованиях Авдеенко П. Г., Шумихина
B.C. был существенно расширен круг источников, введены в научный оборот новые
архивные документы, освещавшие деятельность партийных, государственных и
военных органов по созданию сети авиационных училищ и школ, организации системы
обучения и воспитания слушателей и курсантов.
Дореволюционный
период развития подготовки авиаторов в 80-е годы находит отражение в книге Ю.
М. Гальперина, посвященной русско-французским связям отечественной авиации, в
справочнике «Авиация в России», в новых изданиях прежних книг П. Д. Дузя.
Пятый
этап (начало 1990-х гг. – по настоящее время) характерен углубленным изучением
многих частных вопросов в связи с открывшимися новыми информационными
возможностями.
В
докторской диссертации В. М. Зарецкого была решена проблема анализа
строительства и боевого применения Воздушного флота России в Первой мировой
войне. В работе было показано успешное участие летчиков военных школ авиации в
военных маневрах 1911 г.
Периоду
Первой мировой войны также посвящена кандидатская диссертация В. Л. Герасимова,
который проанализировал зарождение морской авиации, ее строительство и боевое
применение в эти годы. Среди прочих вопросов автор показал основы подготовки
авиационных кадров для российского флота, глубоко не раскрывая этот предмет. В
работе были использованы документы Российского государственного архива ВМФ и
РГВИА, незначительная часть которых касается подготовки морских летчиков.
В
1994 г. вышла в свет энциклопедия «Авиация». В ней в рамках информации об
истории ВВС приводятся сведения о подготовке кадров для военной авиации с 1910
г. Отдельные статьи посвящаются Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина,
Военно-воздушной академии им. проф. Н. Е. Жуковского, Гатчинской и
Севастопольской школах авиации. О последней, в частности, сообщалось, что в
годы Гражданской войны она не работала, что явно не соответствует
действительности. О других военно-учебных заведениях ВВС отдельных статей в
энциклопедии нет. Несмотря на богатство обобщенного материала, совсем немного
места в ней уделено вопросу летной подготовки в учебных заведениях, явно не
достает информации об учебных самолетах чехословацкого производства Л-29 и
Л-39, которыми оснащались военные авиационные училища летчиков и аэроклубы
ДОСААФ, курсах учебно-летной подготовки и ряде других вопросов, включая
биографии отдельных персоналий.
Доступность
архивных материалов в перестроечный и постсоветский период позволила
синтезировать работы, опирающиеся на региональные и местные источники
информации. В. Н. Майсак исследуя подготовку авиационных кадров в предвоенный
период (1936 – 1941), ограничил предметную область географическими рамками
Урала и Поволжья. На основе документальных материалов РГВА, Государственного
архива Челябинской области и другие источники автор показал развитие сети
летных, авиационно-технических школ, эволюцию учебно-воспитательного процесса,
а также подготовку кадров запаса для ВВС в системе Осоавиахима. Особой заслугой
автора является показ на местном уровне вопросов взаимодействия и
преемственности в подготовке защитников воздушных рубежей в аэроклубах и школах
ВВС.
Исследуя
подготовку летных кадров с 1910 по 1945 гг., В. Г. Аллахвердянц рассмотрел ее
на примере Качинской авиационной школы. Автор с новых методологических позиций
подошел к изучению истории этого военно-учебного заведения. Он теоретически
доказал преемственность Качинского училища летчиков по отношению к
Севастопольской офицерской школе авиации, показал трагическое раздвоение
выпускников – севастопольцев на красных и белых, отдал должное заслугам белого
генерала В. М. Ткачева в восстановлении работы школьного аэродрома летом 1920
г., и его успехам в руководстве силами авиации Белого движения.
Обобщающий
характер исследования истории подготовки летных кадров в нашей стране имели
труды военных историков Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина, широко
использующиеся при обучении слушателей и адъюнктов: учебное пособие «Развитие
системы подготовки летных кадров в отечественных ВВС (1910 – 1994)», монография
Е. А. Носкова «Развитие системы подготовки летных кадров в России (СССР) в 1910
– 2000 гг.». Автор последней работы обратил внимание на этапы развития системы
подготовки летных кадров, временные рамки которых обусловлены такими событиями,
как переход к полноценной подготовке летных кадров в школах «с нуля» в середине
1920-х годов, начало ускоренной подготовки летчиков по программам военного
времени в конце 1930-х годов. Еще одним достоинством работы следует считать
вывод автора о том, что избыток летного состава, образовавшийся в строевых
частях в 1943 г., был эффективно использован при создании резерва Верховного
Главного Командования, что способствовало наращиванию боевой мощи советских
ВВС. За рамками данных исследований остались проблемы подготовки авиаторов
других специальностей – штурманов, офицеров боевого управления, авиационных
инженеров, техников, специалистов для армейской и морской авиации. Это не
позволило авторам получить более глубокие выводы и оценки ситуации с
подготовкой кадров для авиации вооруженных сил в те или иные периоды истории.
Кроме
того, вопросы подготовки авиационных кадров продолжали рассматриваться в рамках
работ, посвященных более широкой тематике. Например, в докторской диссертации
А. С. Степанова проведен анализ развития производства учебно-тренировочной
авиационной техники, дана характеристика самолетного парка некоторых военных
авиационных училищ, приводятся новые сведения о подготовке кадров для войск
НКВД, репрессиях в среде руководящего состава военно-учебных заведений ВВС.
Таким
образом, в отечественной историографии накоплен положительный опыт проведения
научно-исторических исследований, имеются определенные достижения и традиции.
Однако
проведенные исследования не дают целостного представления обо всех аспектах
функционировании системы подготовки военных авиационных кадров. На сегодняшний
день нет ни одной цельной публикации, системно рассматривающей развитие
подготовки российских авиаторов основных военных специальностей во всей ее
полноте и ретроспективе. Слабо изученными периодами истории проблемы являются
послевоенные годы и этап заключительной трансформации советского общества.
Кроме того, большинство исследователей советского периода подошло с позиций
формационного подхода, в результате чего отдельные события и факты получили
неадекватную реалиям оценку.
Структура работы. Цель и задачи
исследования определили структуру работы, которая представлена введением, двумя
главами, заключением и списком использованных источников. [1] Сергеев A.B. Пять лет
строительства и борьбы Воздушного флота. Книга 2. М., 1926; Лапчинский А.Н.
Красный Воздушный Флот (1918 – 1928). М., 1928; История Военно-воздушных сил
Советской армии. М., 1954; Зозуля А.И.. Зайцев АЛ Деятельность Коммунистической
партии по укреплению Военно-Воздушных Сил в предвоенный период (1939 — июнь
1941 гг.). М., 1961; Федоренко Н.И. Коммунистическая партия организатор
подготовки авиационных кадров для Советских ВВС в период построения и упрочения
социалистического сообщества в СССР (1918 – 1961 гг.). М., 1989; Зарецкий В.М.
Советская авиация в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции.
М., 1989; История создания и развития отечественных ВВС // Отчет о НИР (Шифр
«Закупорщик»). М., 1998; Зибров Г.В. Историко-педагогический анализ
военно-профессиональной подготовки в ВУЗах Военно-воздушных сил. М., 2003;
История Военно-воздушных сил России. М., 2004; Зарецкий В.М., Найденов И.Н.
Военное образование в России: история и современность. М., 2004; Хлопотов ОД.
История военной авиации. От первых летательных аппаратов до реактивных
самолетов. 1903 – 1950 гг. М., 2004; Паршин В.В. Теория и практика применения
советских ВВС в межвоенный период (1921 г – июнь 1941 г.). М., 2008;
Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина: на изломе судьбы / Ответственный
за выпуск И.Н. Найденов. М., 2010; ЛашковА.Ю., Голотюк ВЛ. 100 лег
Военно-воздушным силам России (1912 – 2012 годы) / Под. общ. ред. В.Н.
Бондарева, 2012 и др. М., 2012. [2] Кошелев В.А., Усков Н.П. Развитие
советского военного искусства в период с 1921 – 1941 гг. Развитие оперативного
искусства Советских Военно-воздушных сил и тактики родов авиации. М., 1961;
Цыплаков Ю.М. Система военно-учебных заведений по подготовке военных кадров и
ее развитие в Краснознаменном Приволжском военном округе в предвоенные годы
(1937 – 1941 гг.). М., 1988; Система подготовки авиационных командных кадров //
Отчет о НИР (Шифр «Методичностъ-93»). М., 1994.
Заключение:
В
целях обобщения довоенного опыта подготовки летных кадров в СВО (силы воздушной
обороны) в рамках настоящего исследования был проведен анализ трех исторических
этапов развития отечественной авиации (1921 -1928 гг., 1929 – 1937гг., 1938 – июнь
1941 гг.). На основании проведенного анализа были сформулированы следующие
выводы.
На
развитие системы подхотовки кадров для СВО в период 1921 – 1928 гг. повлияли
выводы и уроки, сделанные за годы Первой мировой войны и иностранной интервенции.
Для решения поставленных задач в системе подготовки кадров СВО были привлечены
в данный период значительные силы и средства. В результате проделанной работы
по состоянию на 1.10.1925 г. 42,6% штатной численности ВВС были привлечены для
работы в вузы. Во главе системы подготовки летных кадров стоял учебный отдел Главного
управления Рабоче-крестьянского Красного Воздушного Флота.
Подготовкой
летных кадров в СВО занимались учебные заведения четырех уровней профессиональной
подготовки, взаимосвязанных целями и содержанием обучения. Обучение осуществлялось:
в военно-теоретических школах, школах летчиков и летчиков-наблюдателей, школах высшего
пилотажа и боевого применения, на курсах начальствующего состава и командиров авиачастей
Академии Воздушного Флота РККА.
Очередные
выпускники летных училищ позволили практически полностью подготовить летный
состав, повысить его профессиональную подготовку и повысить боеготовность
строевых частей. К 1928 г. более 90 % пилотов и летчиков-наблюдателей были
выпускниками 11 советских летных школ. Привлечение военнослужащих авиационных
частей, выпускников школ других родов войск, планомерный набор гражданской
молодежи, в том числе женщин, и комплектование с 1926 г. через Авиахим
значительно улучшили систему комплектования летных училищ с переменным
составом.
К
1928 г. сформировалась трехступенчатая модель подготовки летного состава с
выделением теоретической, начальной и базовой летной подготовки: теоретическая
подготовка в военно-теоретической школе, освоение учебного самолета в летной
школе, отработка боевого самолет в школе высшего пилотажа и боевого применения.
По прибытии в боевую часть выпускники сразу привлекались к процессу боевой
подготовки. Узкая специализация учебных заведений и развитие военной техники в
СВО способствовали повышению качества и сокращению сроков подготовки летного
состава до боеготового уровня.
Таким
образом, в период 1921-1928 гг. были заложены основы непрерывной функциональной
подготовки летного состава, системообразующим фактором которой стал достигнутый
результат. К концу периода СВО позволило полностью удовлетворить потребность в
летчиках отечественной боевой авиации, имевшей в своем составе 1394 самолета.
В
период 1929-1937 гг. подготовка летного состава получила дальнейшее развитие с
принятием в июле 1929 г. постановления ЦК партии «О состоянии обороны СССР» и
утверждением Реввоенсоветом СССР в 1930 г. программы создания новых самолетов
для различных видов авиации.
Однако
в этот период в развитии авиации и ее СВО стал проявляться приоритет
количественных показателей над качественными при недостаточном внимании к
реальному уровню подготовки строевого летного состава.
В
30-е годы ВВС из вспомогательного вооружения превратились в самостоятельный род
войск. Были созданы корпуса и армии тяжелой авиации. Это привело к увеличению
числа летных училищ (с 11 в 1928 г. до 18 в 1937 г.), их вместимости и
вместимости (3572 курсанта в 1931 г., 9201 в 1937 г.). Значительно улучшена
подготовка командного состава ВВС среднего и высшего звена. С 1931 года их
начали готовить в Военной академии Красной Армии имени М.В. Фрунзе. В
Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковский создал новые
факультеты: оперативный (1934 г.), штурманский и заочный (1937 г.). С целью
ревизии штатного расписания ВВС в 1933 г. была проведена перепись летного
состава.
Была
значительно усилена учебно-материальная база летных училищ, созданы современные
для того времени классы, лаборатории, мастерские, значительно увеличен парк
самолетов, с 455 самолетов в 1929 г. совершенствовался летный состав. В 1933 г.
была введена «Система подготовки летно-технического состава», устанавливавшая
единые учебные планы, программы и сроки обучения курсантов, а в 1934 г. –
первый «Курс летной подготовки».
Одной
из задач ее летного состава была подготовка общевойсковых командиров, в
подчинении которых находились авиационные части. Считалось, что
целесообразность принимаемых ими решений по применению авиации существенно
зависит не только от их знания оперативного искусства, тактики и основ боевого
применения авиации ВВС, но и от специфики летной подготовки и деятельности.
Так, в наставлении для общевойсковых командиров, изданном в 1937 г., подробно
разъяснялись специфика и трудности летной работы, распределение обязанностей в
летном составе, профессиональная вредность летной работы, допустимое
нормирование летной нагрузки на сутки. , неделя, месяц по видам авиации.
Стоимость и продолжительность обучения, значительные трудности, связанные с
подготовкой летного состава, были признаны особенностью ВВС ВВС. Отмечалось,
что в авиации «трудность комплектования и формирования, обусловленная
многообразием специальностей и сложностью обучения летному делу и
специальностям, требует особо бережного отношения к использованию Воздушного
флота как боевой машины, крайне эффективен, но его трудно восстановить».
В
период с 1938 г. по июнь 1941 г. развитие ее летного состава осуществлялось в
условиях острого противоречия между экономическими возможностями страны и
потребностями усиления боевой авиации, вызванными нарастающей военной угрозой.
В 1939 г. было принято решение о строительстве девяти авиастроительных, семи
авиамоторных и семи заводов других отраслей промышленности, переоборудованных
для выпуска авиационной продукции. В период с 01.01.1939 г. по 22.06.1941 г.
промышленность поставила ВВС 17 745 боевых самолетов, из них 3 719 самолетов
новых типов. Началась масштабная перестройка ее летного состава на военный лад
при сохранении тенденции приоритета количества над качеством. Постановление ЦК
ВКП(б) «О реорганизации авиационных сил Красной Армии» предусматривало
расширение и укрепление военно-учебных заведений ВВС.
За
этот период в СВО были реализованы следующие мероприятия:
неспециализированные
летные школы дифференцировались по роли авиации на истребительную,
бомбардировочную и штурмовую, что способствовало повышению качества
профессиональной подготовки летного состава;
при
подготовке летного состава использовался потенциал аэроклубов Осоавиахима и
организаций гражданской авиации, на базе которых были созданы военно-учебные
заведения начальной подготовки;
после
проведения опытов был осуществлен переход на ускоренный выпуск летного состава
по сокращенным программам подготовки военного времени. В дальнейшем боевые
действия показали, что это невозможно;
в
конце 1940 г. был отменен принцип добровольного поступления в летные училища, и
начался их комплектование призывниками;
В
системе Наркоматов просвещения РСФСР и УССР постановлением СНК СССР было
создано 20 специализированных военно-воздушных школ, которые служили
дополнительным источником комплектования летных школ начальной подготовки. Это
позволило повысить исходный уровень обучаемых и, как следствие, качество
выпускников.
Опыт
боев в Испании, Китае, Финляндии выявил серьезные упущения в подготовке летного
состава. Трудно согласиться с мнением, что причиной неудач отечественной
авиации в этих боях и боевых действиях начального периода Великой Отечественной
войны была только техническая слабость самолетов, например, И-15 и И-15. 16 по
сравнению с Ме-109Е. Проблемы ВВС России с производством новых типов самолетов,
с подготовкой грамотных командиров и конкурентоспособных летчиков, всесторонним
обеспечением боевых действий были в основном связаны с управленческими
ошибками.
Можно
утверждать, что отечественная авиация вступила в войну с 3719 боевыми
самолетами новых типов при отсутствии необходимого количества боеспособного,
хорошо подготовленного летного состава, способного в полной мере реализовать
свои боевые возможности. Упущения в управлении войсками при внезапном нападении
Германии стоили советским ВВС около 1200 самолетов, 900 из которых были
уничтожены на земле в первый день войны. Однако потери люфтваффе за месяц войны
— около 1300 самолетов — заставили относиться к советской авиации как к
серьезному противнику.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Опыт развития военного образования
в СССР в военно–воздушных училищах
1.1 Военное образование в первые годы
советской власти: историческое наследие и особенности влияния времени В
20-е гг. XX века все авиашколы Военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной
армии (РККА) подразделялись на следующие виды:
1.
Военно-теоретическая школа военных воздушных сил.
2.
Военно-техническая школа военных воздушных сил.
3.
Объединенная военная школа лётчиков и авиатехников.
4.
Военная школа специальных служб ВВС.
Военно-теоретическая
школа Военно-воздушных сил относилась к группе авиашкол начальной подготовки
лётчиков. В ней имелось два курса: курс сухопутных лётчиков и курс морских
лётчиков. Школа давала обучающимся курсантам теоретическую подготовку. Обучение
полётам и боевая подготовка производились в военных школах сухопутных и морских
лётчиков, куда и направлялись все курсанты, успешно окончившие
Военно-теоретическую школу. Военно-теоретическая школа давала обучающимся общую
и специальную подготовку.
Военно-техническая
школа Военно-воздушных сил готовила младших авиационных техников
(авиамехаников). Выпускники школы направлялись для обслуживания самолётов и
моторов. Они отвечали за подготовку самолётов к полётам, сборку, разборку,
регулировку и мелкий ремонт самолётов и моторов.
Объединенная
военная школа лётчиков и авиатехников по своему назначению, программам и
условиям приёма и обучения соответствовала: по курсу лётчиков – Военно-теоретической
школе, а по курсу авиатехников (авиамехаников) – Военно-технической школе ВВС.
Военная школа
специальных служб ВВС готовила радиотехников, фото-грамметристов,
фотолаборантов, метеорологов и техников по авиационным