Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Внеурочная деятельность как средство коррекции самооценки детей подросткового возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ И ЕЕ КОРРЕКЦИИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО
ВОЗРАСТА 10-13 ЛЕТ. 6
1.1. Специфика формирования самооценки у
детей 10-13 лет. 6
1.2. Особенности внеурочной деятельности
в контексте коррекции самооценки детей 10-13 лет. 11
ГЛАВА 2. КОРРЕКЦИЯ
САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 16
2.1. Разработка и организация
проведения внеурочной праздничной программы к 8 Марта «Нежным, дорогим,
любимым». 16
2.2. Динамика уровня самооценки детей
10-13 лет. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 40
Введение:
Актуальность
темы исследования. В рамках исследования особый интерес
представляет подростковый возраст – период активного становления личности,
формирования отношения к себе, самооценки.
Для понимания
особенностей самооценки в подростковом возрасте необходимо пояснить, что подростковый
возраст является пограничным, поскольку это период между детством и взрослой
жизнью, который связан с возрастом обязательного участия человека в
общественной жизни. Границы подросткового периода приблизительно совпадают с
обучением детей в 5-8 классах средней школы и охватывают возраст от 10-11 до 14
лет, однако же фактическое вступление в подростковый возраст может происходить
на год раньше или позже.
Ключевая особенность
подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все
стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время:
некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от
остальных, а в чем-то опережают их. Особенности становления личности в
подростковом возрасте – одна из наиболее интересных и социально значимых
проблем современной педагогики, привлекающих к себе пристальное внимание.
Подростковый период часто
называют трудным, критическим, переломным, что отражает всю важность и
сложность процессов, происходящих в этом возрасте. Ситуация развития в
подростковом возрасте характеризуется особой многогранностью, связанной с
развитием всех сфер личности подростков. Одной из причин этого является
характерная для данного периода склонность к рефлексии, в ходе которой
подросток осознает свои личные особенности, определяет свое место в социуме и
формирует самооценку.
Современное общество
характеризуется своей информатизацией, вследствие чего так называемое
«знаниевое» образование становится недостаточно эффективным. Это
свидетельствует о том, что процесс «передачи необходимых знаний» от учителя к
ученикам носит утопический характер. Социальные преобразования привели к тому,
что изменилась конечная цель образования, которая на сегодняшний день
заключается в приобретении обучающимися интегративных деятельностно-практических
умений. В частности, дети должны успешно коммуницировать друг с другом, что
будет повышать значимость их личности и оказывать положительное влияние на
самооценку. И такую возможность может
дать внеурочная деятельность, как одна из форм интегративного образовательного
процесса.
Проблема
исследования заключается в том, что у подростков
зачастую констатируется низкая самооценка, что доставляет им определенные
жизненные неудобства, в частности, нарушает эффективность коммуникации,
проявления своих способностей, формируя при этом замкнутость. Данная ситуация
требует коррекции.
Объект
исследования – внеурочная деятельность детей
подросткового возраста.
Предмет
исследования – самооценка подростков 10-13 лет.
Цель
исследования – изучить коррекционные особенности
самооценки средствами внеурочной деятельности.
Исходя из поставленной
цели необходимо сформулировать следующие задачи:
— изучить специфику
формирования самооценки подростков;
— рассмотреть особенности
внеурочной деятельности подростков с точки зрения коррекции самооценки;
— разработать и провести
внеурочную праздничную программу, приуроченную к празднику 8 марта;
— исследовать динамику
уровня самооценки подростков.
Структура исследования.
Данная работа состоит из введения, основной части, включающей две главы,
заключения, списка литературы и источников, приложения. Во введении дается
теоретико-методологический аппарат исследования.
В первой, теоретической
части работы, дается специфика самооценки у детей подросткового возраста (10-13
лет), а также обосновывается преимущество внеурочной деятельности для
формирования самооценки.
Во второй, практической
части работы, проводится эксперимент по изучению уровня самооценки подростков,
после чего в воспитательно-образовательный процесс внедряется специальная
праздничная программа, ориентированная на коррекцию самооценки детей. После
проведения программы проводится анализ ее эффективности.
Заключение:
В ходе теоретической
части исследования было выяснено, что подростковый возраст является очень
важным и, вместе с тем, непростым жизненным этапом каждого человека, это период
быстрого развития, скачка, который определяет всю последующую жизнь и
характеризуется открытием собственного «Я». Подростковый возраст, по сути,
знаменует собой переход от детства к взрослой жизни. В этот период происходит
формирование мировоззрения, запускается процесс переосмысления ценностей, жизненных
идеалов и перспектив. Также для подросткового возраста характерным является
становление личностного сознания и самосознания, в то время как поведение
регулируется самооценкой, представляющей собой центральное образование
личности. Для оптимизации самооценки подростков необходимо использовать
разнообразные формы и методы, вовлекать их в коллективную деятельность для
раскрытия личности, повышения уверенности в себе или же, напротив, для снятия
чрезмерных иллюзий. При этом именно внеурочная деятельность позволяет
реализовать взаимодействие сразу нескольких субъектов образовательного процесса
можно достичь необходимого результата.
В ходе практического
исследования первоначально было выяснено, что самооценка детей подросткового
возраста в школе-интернате находится на низком уровне, вследствие чего можно
наблюдать неуверенность в себе, своих силах, застенчивость, нежелание
участвовать в коллективной деятельности, неспособность лидировать в коллективе.
Для того, чтобы скорректировать самооценку, была разработана и проведена
праздничная программа, приуроченная к 8 марта, подразумевающая коллективную
деятельность, активное вовлечение каждого подростка, непосредственное
взаимодействие детей друг с другом, взаимовыручку и так далее. Программа
проводилась во внеурочное время, поскольку внеурочная деятельность при
теоретическом изучении вопроса была позиционирована как оптимальная среда для
развития личности и, в частности, формирования самооценки.
После проведения
праздничной программы была проведена повторная диагностика самооценки
подростков, которая позволила определить эффективность разработанного автором
мероприятия. Повторная процедура методик показала, что самооценка у детей после
мероприятия несколько скорректировалась, в частности, стал преобладать
адекватный уровень самооценки вместо преимущественно заниженной.
Можно сделать вывод о
том, что коллективная внеурочная деятельность позволяет скорректировать
самооценку детей подросткового возраста путем организации их взаимодействия,
досуга, общения, актуализации их способностей и навыков, вовлечения их в
игровую деятельность с элементами театрализации.
Таким образом,
подтверждено, что внеурочная деятельность способствует повышению самооценки
подростков 10-13 лет посредством возможности самовыражения и свободной
творческой деятельности.
Задачи данного
исследования решены. Цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ И ЕЕ КОРРЕКЦИИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО
ВОЗРАСТА 10-13 ЛЕТ 1.1. Специфика формирования самооценки у детей 10-13 лет Психологический облик
человека очень многообразен и определяется как врожденными свойствами, так и
приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и
духовной культурой общества. Через индивидуальность раскрываются: своеобразие
личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности.
Самооценка – это
нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений,
мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности.
Способность к самооценке формируется в человеке в процессе его социализации, по
мере сознательного усвоения им тех моральных принципов, которые вырабатываются
обществом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам на
основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими.
В морали самооценка и
оценка со стороны других неразрывно связаны между собой. Можно сказать, что
самооценка есть оценки других, принятые личностью в качестве масштаба
собственного поведения, или, говоря по-другому, собственная оценка личности,
которую она считает необходимой возвести во всеобщий масштаб. Как полагала П.А.
Жокина, именно благодаря способности к самооценке человек обретает возможность
в значительной мере самостоятельно направлять и контролировать свои действия и
даже воспитывать себя [11].
Т.А. Рытченко писал,
трактуя самооценку, о том, что на основе самопознания у человека вырабатывается
определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в
самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических
качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а
также своего места среди других людей [11]. Жизнь доказывает, что правильная
самооценка, основанная на чувстве согласия с собой, имеет в основном
неосознанный характер. Обстоятельства, сопровождающие нашу жизнь, на самом деле
определяются фундаментальными убеждениями человека о себе.
Проблемой самооценки занимались различные
отечественные психологи, такие как С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Л. И.
Божович, Е. И. Рогов, И. С. Кон, А. А. Реан и другие. А.Д. Захарова писала о
том, что самооценка является важной составляющей самосознания, определяющей не
только отношение к себе, но и создающей основу для построения отношений с другими.
Самооценка может быть
заниженной, завышенной и адекватной (нормальной). В одинаковой ситуации люди с
разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные
действия, тем самым по-разному будут воздействовать на развитие событий. На
основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное
представление о своей личности, своей ценности для окружающих, в частности, он
не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного
поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.
По мнению Б.Р. Менделя,
явно заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, робости,
застенчивости, невозможности реализовывать свои задатки и способности. Такие
люди преимущественно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых
могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в
поддержке окружающих, слишком критичны к себе. Человек с низкой самооценкой очень
раним. Все это приводит к возникновению комплекса неполноценности, отражается
на его внешнем виде, в частности, недовольном выражении лица, неулыбчивости.
Причины подобной самооценки могут скрываться в чрезмерно властном, заботливом
или потакающем родительском воспитании, что будет с ранних лет
запрограммировано в подсознании человека, рождать чувство неполноценности, а
оно, в свою очередь, формирует основу для низкой самооценки.
Низкая самооценка имеет
много форм и проявлений. Это жалобы и обвинения, поиск виновного, потребность
во внимании и одобрении, что как бы компенсирует в глазах такого человека
чувство самоотрицания, чувство собственного достоинства.
Адекватная же самооценка
личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий
уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам [11].
В подростковом возрасте степень
адекватности самооценки постепенно увеличивается. Р. Берне объясняет это тем,
что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им
самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как
детям свойственно завышать оценку собственных качеств. Этот период отмечен
резким переходом от фрагментарного и недостаточно четкого видения себя к
относительно полной, всеобъемлющей «Я-концепции». Кроме того, совершенствуется
их видение своих недостатков. Вместе с этим внешность начинает оказывать очень
сильное влияние на развитие самооценки в подростковом возрасте: соответствие
внешних данных ребенка стандартам, принятым в группе сверстников, становится
определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе. Здесь
стоит отметить, что самооценка девочек подростков часто бывает ниже, чем у
мальчиков, потому что для девушек оценка привлекательности своего тела важнее
его эффективности. У юношей, наоборот, ведущим критерием самооценки является
эффективность тела [2,
с. 56].
С. Л. Рубинштейн,
описывает развитие самооценки подростков через ряд ступеней – от наивного
неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся
самооценке. В процессе развития подростковой самооценки центр внимания все
более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более
или менее случайных черт – к характеру в целом. С этим связаны осознание –
иногда преувеличенное – своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим
масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на
более высоком уровне [19, с. 45].
Согласно исследованию самооценки
подростков Д.И. Фельдштейна, на первой стадии (в возрасте 10-11 лет) у детей
преимущественно наблюдается критичность в самооценке. При обследовании 34%
мальчиков и 26% девочек имели низкий уровень самооценки, в то время как
приблизительно 70% исследуемых оценивали себя в данном возрасте весьма высоко.
Потребность в самооценке (и одновременно неумение себя оценивать) проявляется достаточно
остро. На второй стадии (в возрасте 12-13 лет) на фоне общей адекватной
самооценки большинства подростков, появляется ситуативное отношение к себе, сильно
зависящее от отношения окружающих, и, в первую очередь, сверстников [21, с. 56].
Л.И. Божович отмечала,
что в основном подросток ставится перед сложным выбором: обесценить или свое
стремление, или оценку окружающих, признать «плохим ребенком» себя или признать
плохими тех, кто дает негативную оценку его поведению. Такие ситуации
обуславливают противопоставляющие чувства, сильный дискомфорт,
неудовлетворенность, негативные ощущения [3, с. 22].
Из подобного конфликта
подросток зачастую находит выход в искажении своего опыта, отрицании своих
истинных ощущений и желаний, которые, даже будучи неосознаваемыми, продолжают
оказывать на него определенное влияние. Несомненным является то, что подростки
очень чувствительны к отношению окружающих, что их легко ранит неодобрение,
негативная оценка со стороны значимых лиц, что они тяжело переживают собственную
неуспешность. Отсюда, по мнению Е.М. Пластининой