Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Гуманитарные науки Международные отношения

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Внешняя политика Турции 2010-2021

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ТУРЦИИ 7

1.1. Геополитические интересы Турции 7

1.2. Политика «ноль проблем с соседями» как основной принцип внешней политики Турции 15

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ТУРЦИИ 22

2.1. Внешняя политика Турции в вопросах безопасности. Взаимоотношения со странами Запада в рамках НАТО 22

2.2. Внешнеполитический курс Турции в обеспечении энергетической безопасности 38

2.3. Политика пантюркизма как способ поддержания турецкого влияния в мире 49

3. ТРАНСФОРМАЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ТУРЦИИ В РЕГИОНАХ МИРА……………………………………………………………………………..56

3.1. Турецкая внешняя политика на Ближнем Востоке 56

3.2. Внешняя политика Турции в постсоветских странах 75

3.3. Российско-турецкие международные отношения и их трансофрмация 79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 91

  

Введение:

 

Обоснование темы дипломной работы определяется новыми подходами к исследованию внешней политики Турецкой Республики, в контексте внутренних и внешних взаимовлияний, учитывая позиции Партии справедливости и развития (ПСР), которая в 2002 г. пришла к власти и стимулировала поиск новых моделей и инструментов обеспечения национальных интересов государства. Турецкая модель демократии, широко пропагандируемая Соединенными Штатами Америки в мусульманском мире, претерпела значительные трансформации, которые повлияли на региональную безопасность, поскольку исламский фундаментализм и Арабская весна не сделали Большой Ближний Восток более стабильным. В целом расположение сил на мировой арене после активизации турецкой внешней политики при Р. Т. Эрдогане ситуативно меняется, и это касается каждого международного актера, в том числе и России, для которой Турция является одним из наиболее важных соседей и стратегических партнеров.

Внешняя политика Турецкой Республики в правление Партии справедливости и развития характеризуется как новый этап в эволюции внешней политики турецкого государства. Приход политической силы, ранее не принимавшей активного участия в политической жизни страны, повлек за собой создание новой внутриполитической обстановки в государстве, применение на практике новых подходов и реализации внешней политики в новом русле. При этом представляется целесообразным проследить, что конкретно включает в себя и какие конфигурации во внешнюю политику привнесла новенькая теоретическая база, но и как она сама поменялась и трансформировалась со временем. Весомой считается и практическая реализация новой теоретической базы Партии справедливости и развития. В первую очередь акцент делается на том, что реализация внешнеполитической программы тесно связана с учетом внешних факторов, которые значительно влияют как на сам процесс ее реализации, так и на полученный результат. Проблема реализации поставленных задач или недовольство полученными последствиями влияет на внутриполитические процессы в государстве, создает предпосылки для изменения теоретической базы внешнеполитической программы Турецкой Республики, что свидетельствует о взаимовлиянии теории и практики. Необходимость такого рода исследования заключается и в том, что в изучении внешних факторов прослеживается их общность для разных регионов, что позволяет выяснение взаимосвязи стратегий реализации внешнеполитических интересов государства для каждого отдельно взятого региона, целостность внешнеполитической программы, ее изменчивость под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. Исследование характера и степени влияния внутренних и внешних факторов на внешнюю политику турецкого государства позволяет выявить мотивацию принятия тех или иных политических решений и спрогнозировать их последствия.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является выявление специфических черт, характерных для внешней политики Турецкой Республики под влиянием внутренних и внешних факторов.

Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих исследовательских задач:

— рассмотреть концептуальные основы внешней политики государств во время глобализации, что позволяет адекватно исследовать проблему турецкой специфики;

— проанализировать современное состояние изученности проблемы внешней политики Турецкой Республики после 2010 г. под влиянием внутренних и внешних факторов;

— охарактеризовать такие внутренние факторы трансформации турецкого государства как идеологический, религиозный и внутренний безопасности;

— выявить интересы внешних актеров в трансформации внешней политики Турции после 2010 г. и выяснить причины международной активности государства;

— определить особенности отношений Турецкой Республики с ЕС, РФ, США и НАТО;

— исследовать причины и степень вовлечения Турции в региональные конфликты XXI века;

— осуществить прогнозирование развития внешней политики турецкого государства в среднесрочной перспективе;

— предложить рекомендации по поводу последствий активизации внешней политики Турецкой Республики для РФ.

Согласно указанным целям и задачам объектом исследования является деятельность Турецкой Республики в условиях трансформирования системы международных отношений, а предметом исследования является внешняя политика Турецкой Республики в контексте внутренних и внешних взаимовлияний.

. Для решения задач, поставленных в диссертационной работе, были использованы общенаучные, общелогичные и специальные методы исследования, которые сделали возможным целостное видение внешней и внутренней политики Турецкой Республики в международном взаимодействии. Основным методом исследования стал системный подход, позволивший рассматривать Турцию во внешней среде, объяснить связи между внутренними и внешними факторами активизации внешней политики государства. Среди других методов можно отметить: с помощью структурно-функционального подхода исследовано влияние неоосманизма и пантюркизма на состояние безопасности на национальном и региональном уровнях; критический подход позволил определить степень соответствия внешнеполитических практик великих государств и региональных лидеров официально задекларированным принципам и целям в отношении турецкого государства; исторический метод позволил выявить эволюцию внешней политики Турции по приходу к власти Партии справедливости и развитию к настоящему времени; аналитический метод дал возможность оценить дискуссионные вопросы концептуального определения внешней политики государств в условиях глобализации, прежде всего в турецком и американском политическом мнении.

Структура дипломной работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

После арабских восстаний 2010–2011 годов, но особенно после 2016 года, во внешней политике Турции в отношении Ближнего Востока произошли важные сдвиги как в дискурсе, так и на практике. Эти сдвиги произошли в контексте глобальных, региональных и внутренних трансформаций, которые усиливали друг друга. В некотором смысле внешняя политика Турции на Ближнем Востоке прошла полный круг, поскольку дискурсы и политика 1990-х годов, сосредоточенные на угрозах, менталитете с нулевой суммой и недоверии, вернулись. Отличие заключается в идеологии, стоящей за этой политикой. Это в значительной степени объясняет различные наборы политик, проводимых правительством ПСР. Принимая во внимание, что военные операции Турции на севере Сирии или в Восточном Средиземноморье отражают некоторую преемственность с 1990-ми годами, развивающиеся отношения Турции со своими арабскими партнерами, особенно с Катаром и филиалами «Братьев-мусульман», а также ее политика по отношению к Египту, ОАЭ, Саудовской Аравии или Израилю отражают новый идеологический уклон. Другая преемственность связана с отношениями Турции с Ираном. Хотя характер соперничества между двумя странами сместился в основном в Сирию, наличие взаимных интересов для сотрудничества в некоторых проблемных областях по-прежнему означает, что обеим сторонам по-прежнему удается разделять вопросы, по которым они расходятся, тем самым избегая прямой конфронтации.

Новым элементом ближневосточной политики Турции является постоянная игра в балансирование между Соединенными Штатами и Россией, которую правительство ПСР использует для расширения своего пространства для маневра. Наконец, в этот период ЕС стал менее значимым для региональной политики Турции, в то время как отдельные государства-члены ЕС стали больше учитывать политику Анкары в отношении Ближнего Востока. В этом контексте, в то время как отношения Турции с Францией ухудшились на фоне все более усиливающегося стратегического партнерства последней с ОАЭ, Анкара нашла возможности работать с Германией в контексте Сирии и кризиса с беженцами, а также в Ливии или с Италией в случае Ливия. В целом Турция стала более напористым игроком на Ближнем Востоке и более скептически относится к схемам регионального сотрудничества.

Близость Турции к Европе, Ближнему Востоку и постсоветскому пространству требует ее участия в делах этих регионов. Но есть ограничения, которые будут сдерживать действия Анкары на постсоветском пространстве.

В политическом плане турецкие интересы на постсоветском пространстве неизбежно столкнутся с двумя острыми проблемами. Во-первых, как уменьшить свою энергетическую зависимость от России. Снятие международных санкций с Ирана позволяет Тегерану модернизировать свою энергетическую инфраструктуру. Это окажет положительное влияние на Турцию, предложив альтернативу российской энергии. Для России высвобождение экспортного потенциала Ирана создает конкуренцию турецкому энергетическому рынку, ослабляя его монополию.

Второй вопрос – найти способ эффективно нормализовать отношения с Арменией, не ставя под угрозу ее отношения с Азербайджаном. Разблокирование Кавказа должно позволить Турции распространить свои интересы дальше Каспийского моря на Среднюю Азию. Обе задачи будут иметь прямые последствия для Анкары и повлияют на ее позицию в регионе.

Ни Турция, ни Россия не заинтересованы ни в дестабилизации региона, ни в многолетних напряженных двусторонних отношениях. Но более широкое региональное объединение двух государств маловероятно из-за несовместимости их стратегических интересов почти во всех измерениях.

Для любого жизнеспособного преимущества Турция должна быть более активной в Центральной Азии, особенно на уровне многостороннего институционализированного сотрудничества. Ей необходимо будет переоценить свои дипломатические усилия в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) с учетом позиции Ирана, России и Китая в блоке.

Участие в стабилизационных усилиях на постсоветском пространстве позволит Турции справиться со своими внутренними проблемами, сохранив при этом лидирующую роль, к которой она стремится.

Картина дипломатического взаимодействия России и Турции сложна, но общая тема, которая возникает, – это тема прагматичного сотрудничества и разделения разногласий. На уровне отдельных политических лидеров Путина и Эрдогана называют политическими близнецами. Несмотря на различия в их личном опыте, оба являются жесткими популистами, нетерпимыми к политической оппозиции и рассматривающими Запад как главную угрозу своей власти. На государственном уровне Россия и Турция разделяют политический режим, ориентированный на безопасность и сохранение суверенитета, который рассматривается как постоянный.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ТУРЦИИ

1.1. Геополитические интересы Турции

Турция, обладающая второй по величине армией в НАТО, всегда была в авангарде многих стратегических дебатов, особенно по поводу своего непосредственного соседства, которое простирается от Балкан до Кавказа, от Большого Средиземноморья до Ближнего Востока. Его география считается имеющей стратегическое значение, что может быть преимуществом для страны, но также и источником опасностей.

После войны за национальную независимость (1919-1922), закончившейся Лозаннским мирным договором, Мустафа Кемаль Ататюрк основал Турецкую Республику, возглавившую движение за национальную независимость. С распадом Османской империи турки впервые в истории приступили к процессу создания национального государства в западном стиле, который будет сложным, поскольку он унаследовал многие наследия османского прошлого. Мустафа Кемаль Ататюрк руководил новой республикой с 1923 года до своей смерти в 1938 году с однопартийной системой, благодаря которой он смог провести широкий спектр революционных реформ, направленных на модернизацию страны в соответствии с универсальными стандартами Запада. Этот период был отмечен в основном изоляционизмом во внешней политике Турции, несмотря на несколько мирных ирредентистских шагов, которые стали возможными благодаря благоприятной международной обстановке, например, изменение статуса проливов . Настоящий революционер Мустафа Кемаль Ататюрк, несмотря на общественный скептицизм и осторожность по отношению к западным державам, с которыми велась Война за национальную независимость, установил для своей страны стремление в конечном счете присоединиться к универсальной цивилизации Запада. После его смерти его близкий соратник и очень важная фигура Войны за национальную независимость Исмет Инону возглавил страну во время Второй мировой войны до 1950 года, когда впервые в истории были проведены многопартийные выборы и к власти пришло правое правительство. к власти. В следующем абзаце мы рассмотрим стратегическую ориентацию Турции во время холодной войны в целом.

После окончания Второй мировой войны и установления сфер влияния между Соединенными Штатами и СССР Турция решила укрепить свои связи с Западом и стала жизненно важной частью военно-стратегической доктрины НАТО, поддерживая внешнеполитическую ориентацию проевропейского сообщества (ЕС).

Являясь фундаментальным союзником США, Турция считалась важным оплотом против расширения советской военной мощи в Средиземном море и на Ближневосточная ось и крупный партнер в рамках стратегии политики соседства ЕС. Эти условия оставались неизменными на протяжении всей эпохи холодной войны, а также в течение первого десятилетия после распада СССР и формирования нового геополитического порядка, возглавляемого и поддерживаемого гегемонистской силой США.

Начало холодной войны означало, что мир вступил в фазу, когда страны разделены идеологическими линиями: капиталистический лагерь во главе с США против коммунистического лагеря во главе с СССР. Турция сделала свой выбор в пользу капиталистического лагеря во главе с США. Интегрируясь в различные западные институциональные механизмы, в первую очередь в НАТО, Турция не только внесла свой вклад в союз с Западом, но и извлекла из него большую выгоду с точки зрения безопасности, военно-технической, экономической и т. д. Зонтик НАТО обеспечил Турции надежное чувство безопасности по отношению к ее непосредственной угрозе безопасности со стороны СССР. Турция оказывала союзу военную помощь всякий раз, когда это было необходимо, а ее стратегическое положение играло роль сильного бастиона против СССР. Хотя были исключительные случаи разрыва отношений между Турцией и ее западными союзниками, такие как интервенция на Кипре в 1974 году и военные перевороты в 1960 и 1980 годах, Турция считалась жизненно важной частью западной архитектуры безопасности. Другим важным аспектом в отношениях, который будет иметь значение в 2000-х годах, было обращение Турции в Европейское экономическое сообщество в 1958 году, которое позже будет преобразовано в Европейский Союз .

Тот факт, что Турция на протяжении десятилетий ждала присоединения к нынешнему Европейскому союзу, является одним из важнейших факторов, осложняющих сегодня отношения Турции с Западом. В целом, период холодной войны был отмечен тем, что Турция глубоко укоренилась на Западе с сильным институциональным аспектом и чувствовала свое стратегическое значение, которым дорожат ее западные союзники. Однако с окончанием холодной войны возник новый мир под гегемонией США, где Турция, как и любой другой игрок, должна была изменить свою позицию в соответствии с новым мировым порядком.

Когда СССР прекратил свое существование с окончанием холодной войны и возникла новая парадигма безопасности, где, например, внимание Европы сместилось в сторону таких проблем, как миграция и торговля людьми. Турции было сложно приспособиться, поскольку она привыкла извлекать выгоду из идеологических геополитической парадигмы во время холодной войны, где она находит для себя ценное место в западном лагере. Турция оказалась все более исключенной из новой архитектуры безопасности в Европе, в которую она когда-то внесла большой вклад и демонстрировала твердую приверженность. Это вызвало чувство предательства и обиды на своих западных союзников. Это чувство обиды и предательства отражено во многих проявлениях турецкой элиты, как военной, так и политической.

В то время как ЕС воспринимал Турцию на более ранних этапах эпохи после «холодной войны» с новыми рисками и вызовами, такими как источник миграции, дискурс Турции был сосредоточен на представлении себя не фланговым, а прифронтовым государством. Кульминация несоответствия между представлением Турции о себе как о европейце и представлением ЕС о Турции как о неевропейце спровоцирована репрезентацией расширения на Восток с точки зрения ЕС как «возвращения в Европу».

На протяжении 1990-х годов Турция изо всех сил пыталась изменить свою стратегическую ориентацию. В целом Турция в эти годы действовала осторожно по отношению к кризису вблизи своего окружения в пределах своих полномочий. С резким изменением парадигмы глобальной безопасности из-за террористических атак 11 сентября 2001 г., которые вызвали подогрев дебатов вокруг «Столкновения цивилизаций», в первую очередь между исламом и Западом, и тем фактом, что исламистское прозападное правительство пришло к власти в Турции, новый период тесной стратегической привязанности между Турцией и Западом вот-вот должен был начаться. Можно сказать, что, начиная с 2002 года, стратегическая ориентация Турции определяется доктриной стратегической глубины, которая будет рассмотрена в следующем разделе.

Только в течение того времени Турция претерпела серьезные преобразования, о которых в основном свидетельствует запуск ряда новых внешнеполитических инициатив, которые увеличили региональное влияние и авторитет страны. Среди наиболее ярких можно выделить:

 посредническую роль, взятую на себя в арабо-израильском конфликте;

 укрепление двусторонних отношений с Россией;

 первые признаки явного скептицизма в связи с получением статуса полноправного члена Европейского Союза (ЕС).

Исходную точку этого сдвига можно первоначально проследить в период жесткого кризиса внутри НАТО со ссылкой на обвинения США в адрес Ирака, обладающего ядерным оружием, когда Турция решила отказаться от предоставления своих военных аэропортов для нужд Экспедиции самолетов НАТО в марте 2003 году .

Это решение парламента шокировало западное сообщество и получило неожиданную поддержку со стороны арабских государств. Считается, что с тех пор положение Турции в мусульманском мире существенно изменилось, а ее геополитическая роль повысилась, что имело серьезные последствия для регионального баланса сил.

Впоследствии Турция приняла доктрину «стратегической глубины». Конструктором и изобретателем новой геополитической доктрины Турции является уважаемый ученый, бывший главный внешнеполитический советник Т. Эрдогана, политический и государственный деятель Ахмет Давутоглу. Действительно, он подчеркнул важность включения различных политических элементов в разработку новой внешнеполитической повестки дня, таких как:

 включение мягкой силы;

 разрешение конфликтов;

 отказ от решений с нулевой суммой в двусторонних отношениях .

Его стратегическое видение рассматривало Турцию как ключевого игрока на международной арене с особым акцентом на продвижении многомерного имиджа в прилегающих регионах, которые, как было определено, имели первостепенное значение для стратегической роли страны. С этой точки зрения Турцию больше нельзя идентифицировать как страну оказывающую влияние на развитие одного региона. Поскольку она имеет геополитические интересы в ряде регионов мира, так как оказывает влияние на политику на Ближнем Востоке, Кавказе, в Центральной Азии, Каспийском регионе и Средиземноморском бассейне.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы