Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Внедрение проектного подхода в государственном и муниципальном управление
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы проектного управления 6
1.1 Эволюция методологий проектного управления 6
1.2 Современные методы и стандарты и нормативно-правовое регулирование проектного управления в России 10
Глава 2. Развитие проектного управления в государственном секторе 24
2.1 Мировой опыт внедрения проектного управления в государственном секторе 24
2.2 Особенности проектного управления в деятельности органов государственной власти на региональном уровне 35
Глава 3. Проблемы и перспективы внедрения проектного управления в органах государственной власти 62
3.1 Проектная деятельность как часть государственного управления в органах государственной власти 62
3.2 Рекомендации по успешному внедрению моделей проектного управления на региональном уровне 65
Заключение 79
Список использованных источников 82
Введение:
Актуальность проблемы. Развитие общественной сферы в России, а именно реализация реформы и децентрализации власти требует использования новых подходов к государственному управлению, что может привести к улучшению благосостояния населения и достижению стратегических целей. В результате местные общины получили больше возможностей для расходования бюджетных средств, а органы местного самоуправления расширили свои полномочия, что повысило и ответственность за интегрированное и сбалансированное развитие территории. Поэтому введение проектного подхода для государственного управления позволяет минимизировать расходы на ресурсы и добиться запланированных результатов в более короткое время благодаря принятию рациональных и обоснованных решений.
Наряду с этим есть другая проблема, потому что в подавляющем большинстве государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления нет соответствующих знаний и опыта в разработке и управлении проектам, которые являются стратегической задачей руководства. Часто менеджеры совершают системные ошибки в разработке проектов из-за недостаточного анализа проблемы; отсутствия описания заинтересованных лиц; слабого развития и несовершенного структурирования проектной цели; попыток при помощи одного проекта решить много разных целей; отсутствия корреляции между целями проекта, потенциальными преимуществами и проблемой; отсутствия показателей для оценки прогресса проекта; игнорирования предположений и рисков. Это приводит к тому, что развитые проекты отличаются низким качеством и не интересны потенциальным инвесторам для финансирования, что указывает на необходимость внедрения современных технологий управления.
Опыт европейских стран продемонстрировал эффективность методологии проекта для развития муниципальных образований благодаря расширению привлеченных ресурсов, укреплению связи между деятельностью органов местного самоуправления и потребностями территориальных общин и улучшению организационной поддержки и инструментальной составляющей регулирования территориального развития. Поэтому сегодня руководство проекта приобретает особую актуальность в общественной сфере и требует немедленного решения проблем.
Анализ недавних исследований и научных работ. Особенности применения проектных технологий в государственном управлении изучают ученые и практики П. Ворона, Г. Минаева, В. Молканов, А. Чешер, В. Лески, В. Малиновский. Кроме того, проблема проекта подчеркивается в научных работах таких иностранных исследователей: М. Конн, В. Мончвевич, Р. Питман, П. Сегвари, И. Сандерс и т. д.
Цель выпускной квалификационной работы – провести анализ особенностей управления проектами в государственной сфере, разработать практические рекомендации по формированию и совершенствованию системы управления проектами в органах власти и местного самоуправления.
Задачи выпускной квалификационной работы:
— изучить эволюцию методологий проектного управления;
— рассмотреть современные методы и стандарты проектного управления в России;
— проанализировать мировой опыт внедрения проектного управления в государственном секторе;
— исследовать особенности проектного управления в деятельности органов государственной власти на региональном уровне;
— определить проблемы и перспективы внедрения проектного управления в органах государственной власти.
Объектом исследования является процессы управления проектами в органах власти и местного самоуправления.
Предмет исследования — экономические отношения и процессы, обеспечивающие формирование системы управления проектами в органах власти и местного самоуправления.
Методы исследования. Для написания выпускной квалификационной работы были использованы общие научные методы и методы исследования: исторические, диалектические, абстрактные логические методы, а также метод анализа и синтеза, аналогии и сравнения.
Заключение:
В выпускной квалификационной работе проанализированы теоретические положения и прикладные аспекты управления проектами в публичной сфере. Полученные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
Процесс внедрения проектного управления в деятельность органов государственной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных субъектов Российской Федерации, настоятельно требует оптимизации и унификации нормативно-правовой основы, сопряженной с необходимостью проработки данной сферы правового регулирования на федеральном уровне. В данной сфере, как показывает проведенное исследование нормативно-методологических практик по внедрению проектного управления в отдельных субъектах России, накоплен опыт правотворческой деятельности, учитывающий инвестиционное районирование и особенности социально-экономического развития отдельного региона, который можно аккумулировать и транслировать на уровень федерального законодательства.
Среди ведущих технологий управления проектами определяются формирование инструментов для анализа проектов и оценки их дальнейшей эффективности, обоснование финансовой целесообразности их внедрения, а также мероприятия по организации, мониторингу и контроля за ходом реализации проекта.
Целесообразность разработки и реализации проектов в публичном управлении обусловлена выполнением стратегического плана и различных программ экономического и социального развития муниципального образования. Кроме того, проектный подход предполагает четкое распределение целей, задач, функций и обязанностей по реализации проекта, а также помогает держать обратную связь с населением, предоставляя ему возможность оценить деятельность органов публичной власти.
Использование проектной методологии в публичном управлении, особенно в системе местного самоуправления может обеспечить конкурентоспособность и структурные изменения экономики. При этом управление проектами будет способствовать прозрачности и снижению расходов бюджетов всех уровней, снижению возможностей коррупции и достижению эффективных результатов инвестиционной деятельности.
Обобщение зарубежного управленческого опыта, в частности европейского, позволяет утверждать о целесообразности использования проектного менеджмента как эффективного инструмента регулирования развития территориальных общин. Руководство процессом, прозрачность, распределение ответственности, оправданность, запланированный и прогнозируемый конечный результат на заранее определенную дату – все это делает привлекательным имплементацию наработок проектного менеджмента в практическую деятельность органов власти России.
Процесс внедрения проектного управления в деятельность органов государственной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных субъектов Российской Федерации, настоятельно требует оптимизации и унификации нормативно-правовой основы, сопряженной с необходимостью проработки данной сферы правового регулирования на федеральном уровне. В данной сфере, как показывает проведенное исследование нормативно-методологических практик по внедрению проектного управления в отдельных субъектах России (Белгородская область, Ярославская область, Приморский край), накоплен опыт правотворческой деятельности, учитывающий инвестиционное районирование и особенности социально-экономического развития отдельного региона, который можно аккумулировать и транслировать на уровень федерального законодательства.
Органы местного самоуправления должны понимать, что получение субвенций из государственного бюджета ограничено, поэтому необходимо активно искать альтернативные источники финансирования местных инициатив. Привлечение средств от донорских и кредитных учреждений должно осуществляться в соответствии с требованиями проектного менеджмента.
Внедрение проектного менеджмента в практическую деятельность исполнительных органов государственной власти и ОМС соответствует европейским стандартам управления. Каждый отдельный проект ориентирован на получение конкретного результата, а результат – это показатель эффективности управленческой деятельности, в том числе в государственном управлении и местном самоуправлении. По нашему мнению, направления дальнейших научных изысканий, должны формироваться в сфере создания законодательного и нормативно-правового механизма, что позволит адаптировать и гармонизировать нормы и терминологию европейского проектного управления с украинским законодательством.
Также на государственном уровне управления необходимо будет определить соответствующих субъектов и их функции относительно возможности применения проектного подхода на региональном и местном уровнях.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-методологические основы проектного управления
1.1. Эволюция методологий проектного управления
Управление проектами на сегодня является одной из наиболее актуальных и прогрессивных управленческих технологий, которая продолжает быстро развиваться. Направлений применения концепции проектного менеджмента очень много, и они могут охватывать практически все сферы человеческой жизни, в том числе и государственное управление. Однако на сегодня инструменты проектного менеджмента все еще не нашли широкого применения в органах власти .
Дадим, прежде всего, определение самого термина «проект». В зависимости от сферы применения и содержания термина «проект» оказываются разные уровни его толкования. С одной стороны, он выступает как продукт интеллектуального творчества, а с другой — как непосредственный готовый предмет с четко определенными параметрами. Эти особенности имеют как традиционное, так и новаторское толкование.
В традиционной трактовке этого слова под проектом понимается план сооружения или конструкции. Обычно также воспринимаются словосочетание «проект Конституции», «проект реформы» и другие. Это — традиционное толкование, которое означает, по сути, рисунок, предложение, пожелание, идею и один из возможных вариантов ее воплощения, еще не существующую вещь, и неизвестно, будет ли она существовать и в каком виде.
Новаторское толкование предполагает понимание проекта как элемента, фрагмента, этапа в выполнении определенных программ, самодостаточного управленческого решения хозяйственного, финансового характера. Такое значение термина «проект» воспринимается как новое. Оно предполагает не предложение, что допускает изменения, альтернативы, уточнения, а конкретное задание, ограниченное определенными рамками в пространстве и во времени, уровнем финансирования и т.д.
Согласно толковому словарю Вебстера, в самом общем понимании проект (англ. Project) — это нечто, что задумывается или планируется. В контексте концепции проектного менеджмента под термином «проект» понимается система сформулированных задач, физических объектов, технологических процессов, технической и организационной документации, которые создаются и внедряются для реализации этих задач, а также совокупность материальных, финансовых и других ресурсов и управленческих решений по их выполнению.
Таким образом, проект — это уникальное начинание, одноразовая последовательность действий, комплекс мероприятий, направленный на достижение определенной цели. Он интегрирует в себе как некую идею, замысел, так и действия по воплощению этого замысла в жизнь.
Концепция управления проектами (западный аналог — менеджмент) является сравнительно новым. Однако сама практика реализации проектов, очевидно, насчитывает не одну тысячу лет. Ведь построение египетских пирамид, Великой китайской стены и многих других объектов в истории человечества были не чем иным, как гигантскими по масштабам управленческими проектами. Возвращаясь к современности, можно отметить, что «на сегодняшний день управление проектами стало общепризнанной методологией осуществления управленческой деятельности».
Рассмотрим периодизацию развития проектного управления. Обычно выделяют четыре периода, или четыре волны в истории развития оценки проектов, что представлено на рис. 1.
Так, бурное развитие оценочной деятельности в отношении различного рода проектов и политики государства в той или иной сфере наблюдалось в середине XX столетия и в 1960-е годы. Следует отметить, что первая волна внедрения оценочной деятельности приходится на 1960-е — середину 1970-х годов (см. рис. 1). Данный период характеризуется активным внедрением и проектного подхода, и оценивания социальных проектов.