Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Психология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Влияние творческих способностей на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 8

1.1. Особенности изучения творческих способностей в психолого-педагогической науке 8

1.2. Основные вопросы профессионального самоопределения в юношеском возрасте 14

1.3. Специфика влияния творческих способностей на профессиональное самоопределение 24

Выводы по 1 главе 35

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 37

2.1. Организация и методы исследования 37

2.2. Анализ результатов исследования 47

2.3. Практические рекомендации по развитию творческих способностей в юношеском возрасте 68

Выводы по 2 главе 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77

ПРИЛОЖЕНИЕ 86

  

Введение:

 

Актуальность исследования обусловлена тем, что совершенствование профессиональной подготовки будущих специалистов является сегодня весьма актуальным вопросом в отечественном профессиональном образовании. Новые требования к подготовке студентов в учреждениях высшего образования состоит в том, что только специальные профессиональные знания уже не являются достаточными для будущего конкурентоспособного специалиста. Необходимо развивать такие способности личности, которые в наибольшей степени раскрывают ее индивидуальность и творческий потенциал, тем самым обуславливая профессиональное самоопределение личности.

Главной целью высшего профессионального образования, становится подготовка компетентного, квалифицированного выпускника, способного не только применять на практике знания, умения и навыки, но и принимать оригинальные и нестандартные решения, проявлять креативность, творчество в ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности.

Именно в таком контексте особое значение приобретает проблема организации работы в условиях ВУЗа по развитию творческих способностей студентов.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что исследованию проблемы творчества и творческих способностей уделяется должное внимание, в частности:

— точки зрения философского подхода: В. Сухомлинского, В. Франкла, Э. Фромма,

— психолого-педагогического подхода: К. Абульханова — Славская, Б. Ананьев, С.Л. Выготский, А. Леонтьев, Б. Ломов, А. Петровский, С. Рубинштейн,

— в структуре личностного подхода: И. Аверин, Г. Альтшуллер, Б. Ананьев, В. Андреев, Д. Богоявленская, В. Дружинин, А. Маслоу, К. Роджерс, С. Рубинштейн, Б.М. Теплов, П. Торренс,

— с точки зрения организации педагогического процесса и разработка соответствующей системы методической работы — наработка И. Беха, А. Бойко, В. Лозовой, А. Мороза, А. Мудрика, Н. Ничкало, А. Петренко, И. Прокопенко, Г. Пустовит, Н. Тарасевича, Н. Щуркова и др.

Однако, несмотря на то, что творческие способности личности рассмотрены достаточно многогранно, специфика их влияния на профессиональное самоопределение до сих пор не изучена.

На основе анализа литературы по исследуемой проблеме выявлен ряд противоречий между:

— потребностью общества и государства в квалифицированных специалистах, способных к творческой деятельности, и неразработанностью развития творческих способностей в образовательном процессе высших учебных заведений;

— стремлениями преподавателей высших учебных заведений развить творческий потенциал студентов в учебной деятельности и неадаптированным к этой идее деятельности по профессиональному самоопределению.

Объектом данного исследования являются творческие способности и профессиональное самоопределение студентов.

Предмет исследования — процесс развития творческих способностей и профессионального самоопределения студентов.

Цель исследования — проанализировать условия развития творческих способностей студентов и профессионального самоопределения в условиях классического ВУЗа.

Гипотеза исследования. Развитие творческих способностей влияет на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.

Задачи исследования:

1. изучить основные подходы к творческим способностям в психолого-педагогической науке,

2. определить специфику профессионального самоопределения в юношеском возрасте,

3. охарактеризовать влияние творческих способностей на профессиональное самоопределение,

4. провести исследование творческих способностей и профессионального самоопределения в юношеском возрасте,

5. разработать практические рекомендации по развитию творческих способностей в юношеском возрасте.

Методы исследования. В ходе научного поиска были использованы следующие методы исследования:

— теоретические: анализ и синтез психолого-педагогической, учебно-методической и специальной литературы по исследуемой проблеме, сравнение, систематизация, обобщение теоретических данных; анализ нормативных документов; сравнения и обобщения информации, проектирование;

— эмпирические: педагогическое наблюдения за умениями студентов применять полученные знания (в практической деятельности, индивидуальном общении), тестирование (методика измерения уровня мотивации достижения успеха Ю. Орлова, мотивация выбора профессии (Р.В. Овчарова, диагностика рефлективности по методике А. Карпова, тест Е. Торренса «Завершення картинок» (адаптация А. Воронина);

— математической статистики: методы качественной и количественной обработки полученных данных.

Экспериментальная база исследования. Эксперимент проводили на базе Университета. Исследованием было охвачено 60 студентов Астраханского Государственного университета.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

— выяснено состояние разработанности проблемы развития творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовки;

— обоснован, разработан и апробирован проект развития творческих способностей студентов;

— определены структурные компоненты творческих способностей студентов, которые включают в себя: мотивационный, когнитивный, креативный, операционный и рефлексивный;

— представлены формы и методы развития творческих способностей студентов в рамках профессиональной ориентации.

Практическое значение исследования заключается в возможности внедрения в образовательный процесс учреждения высшего образования структурно-функциональной модели развития творческих способностей студентов в единстве структурных и функциональных компонентов; разработке методики психолого-педагогического диагностирования уровней развития творческих способностей; обновлении содержания форм и методов работы с молодежью в развитии творческих способностей студентов. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности классических ВУЗов.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данном исследовании приведены теоретическое обобщение и практическое решение проблемы развития творческих способностей студентов как фактора развития профессионального самоопределения.

Достигнута цель исследования, выполненные задачи и подтверждена гипотеза являются основаниями для формулирования общих выводов:

1. Анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы, теории и практики дает основание отметить, что творческие способности рассматриваются нами как интегративная характеристика личности, которую составляет система знаний и умений, личностных, профессиональных качеств и задатков для преобразования и / или создания действительности.

2. В структуре творческих способностей выделены следующие составляющие: мотивационная (мотивы, потребности, направленность на профессиональную деятельность), когнитивная (сформированность знаний о сущности, механизмы, закономерности педагогического творчества, роль и место в ней личности), креативная (задатки к творческой деятельности, креативность и другие психологические качества), операционная (овладение методов, технологий творческой деятельности в условиях учреждений высшего образования) и рефлексивная (способность к критическому оценки и совершенствование собственной творческой педагогической деятельности, ответственность за ее результаты).

3. Обоснованно включение в процесс развития творческих способностей и профессиональное самоопределение, деятельность которого включала бы в себя условия: создание креативной среды в ВУЗе, внедрение в учебный процесс технологии развития профессионального творчества, разработка и апробация «Тренинга креативности». Представленная деятельность состоит из целевого, содержательного, технологического и аналитико-результативного блоков, направленных на развитие творческих способностей студентов.

Инновационные социально-психологические технологии, заложенные в многоуровневую программу социально-психологического обеспечения профессионального самоопределения специалистов предусматривали специально организованное профессионально ориентированное обучение, в том числе и технологии развития профессионально важных умений рефлексивного самоуправления и саморегуляции.

В основу были положены принципы: системности, осознанной перспективы, развития рефлексии, использование интерактивных средств обучения, оптимального сочетания индивидуальной и групповой форм учебной работы, вариативности деятельности в развитии индивидуального стиля личности, ориентации на объект профессиональной деятельности в социальной сфере.

Программа состояла из информационно-диагностического блока, который предусматривал получение информации о личностных особенностях испытуемых, анализ данных о специфике их профессионального самоопределения, а также активную установку на формирование профессионально важных качеств и аутокомпетентности, мотивов самопознания и самосовершенствования; развивающие-ресурсного блока, с применением комплекса инновационных социальнопсихологических психотехнологий личностной, межличностной и микросоциальной направленности (интеграция личностного и профессионального развития, консалтинг с проблем профессионального самоопределения, личностно ориентированная работа с проектирования профессионального становления и профессионального роста, активное социально-психологическое обучение (дискуссионные клубы, социально-психологический тренинг, спецкурсы), карьерный тьюторинг) и рефлексивно-мониторингового блока, который предусматривал адаптивное профессиональное консультирование по проблемам самоопределения и профессионально-личностного развития специалистов социальной сферы и их контроль на познавательно-деятельностном уровне.

4. Результаты констатирующего этапа позволили выявить, что у всех студентов, принимающих участие в исследовании уровень творческих способностей и профессионального самоопределения находится на низком уровне. Именно поэтому, возникла необходимость в разработке и апробации проекта, включающая в себя все изученные условия.

5. После разработки и апробации проекта, была проведена вторичная диагностика уровня творческих способностей и профессионального самоопределения студентов экспериментальной и контрольной групп.

На основании сопоставления полученных результатов, их количественного и анализа выявлено, что реализация педагогических условий привела к существенным значимым изменениям в уровне творческих способностей и профессионального самоопределения студентов экспериментальной группы.

Тем самым гипотеза исследования полностью доказана.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические аспекты исследования влияния творческих способностей на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте

1.1. Особенности изучения творческих способностей в психолого-педагогической науке

Отечественная теория способностей подкреплена трудами многих выдающихся психологов, среди которых Л. Выготский, А. Леонтьев, С.Рубинштейн, Б. Теплов, Б. Ананьев, В. Крутецкий

Поскольку способности — это психологические особенности человека, они не могут быть врожденными, это продукт развития и формирования в процессе любой теоретической или практической творческой деятельности, выполняемой человеком. В справочных изданиях понятие «творчество» определяется:

1) как деятельность личности, направленная на создание новых материальных и духовных ценностей, которые характеризуются социальной и личностной значимости;

2) как высшая форма активности личности, направленная на преобразование не только внешнего мира, но и внутреннего, саморазвитие и самореализацию;

3) как диспозиционная качество личности, предпосылка развития знаний и духовного роста;

4) как уникальное качество креативного субъекта;

5) как процесс решения нестандартных ситуативных задач (изобретение);

6) как созерцание вечных ценностей (мудрое) (Прохоров, 2001).

В эпоху античности, главным образом Платоном и Аристотелем, была заложена основа для исследования дефиниции «творческие способности». Аристотель в своих исследованиях основывался на платоновских представлениях о способностях как потенциально данных духовных свойствах человека, без которых внешнее влияние не может вызвать должного эффекта. Аристотель разделял способности на врожденные и приобретенные, указывал на взаимодействие одаренности и неодаренности, на связь способностей и деятельности. В отечественной психологии подходы к изучению вопросов воспитания, формирования творческих способностей разрабатывали В. Артемьева, Е. Исаев, Н. Лейтес, А. Матюшкин, А. Мелик-Пашаев, Л. Митина, В.Моляко, С. Новлянська, Л. Обухова, Н. Поддьяков, Ю. Полуянов, И. Пуфаль-Струзик, В. Чудновский, Е. Яковлева и другие.

В начале XX в. возникла психоаналитическая теория творчества, основоположником которой был З. Фрейд. В творчестве находят воплощение вытесненных стремлений и переживаний, так называемая сублимация. Способности, творческие способности, рассматриваются как индивидуальные врожденные характеристики, включенные в структуру Эго. Подсознание является важнейшим источником творчества (Беленькая, 2011).

Р.В. Ткач, понимает творческие способности как психологические особенности личности, направленные на достижение равновесия (Ткач, 1999).

А.В. Шадрина рассматривает творческие способности как врожденные потенциальные способности, дремлющие в каждом человеке. Теоретический анализ понятий «творчество», «способности» и «творческие способности» позволяет нам дать собственное определение (Шадрина, 2010).

Творческие способности — синтез индивидуально-психофизиологических особенностей личности и новых качественных состояний (изменений в мышлении, восприятии, опыте жизнедеятельности, мотивационной сфере), возникающих в процессе новой для индивида деятельности (в процессе решения новых проблем, задач), что ведет к успешному выполнению или появлению субъективно /объективно нового продукта (идеи, предмета, художественного произведения и т.др.).

Само понятие «творческие способности» имеет сложную структуру. Исследователи выделяют различные его компоненты. В структуре творческих способностей мы понимаем систему компонентов, обеспечивающие успешное выполнение деятельности по созданию нового. Для выделения структурных компонентов творческих способностей нашего исследования мы обратились к анализу научной литературы, результатов исследований по этой теме.

Структуру творческих способностей составляют «три специальные интеллектуальные способности»:

1) синтетическая способность (видеть проблемы в новом свете и избегать привычного образа мышления)

2) аналитическая способность (оценить, стоят идеи дальнейшей разработки);

3) практически-контекстуальная способность (убедить других). В современной мировой практике наиболее часто использовалась характеристика творчества, основанная на исследованиях Дж. Гилфорда.

В начале 50-х гг. в университете Южной Калифорнии под его руководством в рамках «Проекта способностей» было начато изучение творческих способностей. Рассматривая уникальность типов мышления творческих людей, члены проекта выдвинули гипотезу о вероятности, что различаются, следующие творческие способности. Они включили в свое исследования семь гипотетических возможностей:

1) чувствительность к проблемам;

2) изменчивость мышления;

3) гибкость мышления;

4) оригинальность;

5) способность анализировать и синтезировать;

6) способность к новому определению понятий и идей;

7) способность к более глубокому пониманию предметов и явлений.

К основным показателям творческих способностей С. Сысоева относит: интерес к определенному виду предметов или объектов и действий сими; внимание к определенному кругу объектов; внутренняя сосредоточенность и «Невнимание» к окружающему; оригинальный подход к стандартным задачам; попытки изменять, реконструировать то, с чем приходится встречаться (Сысоева, 1998, с. 32).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы