Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Влияние стиля семейного воспитания на формирование самооценки ребенка дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава
1. Теоретические аспекты влияния стиля семейного воспитания на формирование
самооценки ребёнка дошкольного возраста. 9
1.1. Развитие самооценки
ребенка дошкольного возраста. 9
1.2. Стили
семейного воспитания. 20
1.3. Влияние
стилей семейного воспитания на развитие самооценки личности дошкольника. 27
Глава 2.
Исследование влияния стиля родительского поведения на развитие самооценки
личности дошкольника. 36
2.1.
Организация и методы исследования. 36
2.2. Анализ
результатов исследования и их обсуждение. 45
Глава 3. Опытно-экспериментальная
работа по оптимизации детско-родительских отношений. 59
3.1. Программа развития
детско-родительских отношений. 59
3.2. Анализ результатов экспериментальной работы.. 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 71
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 76
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 79
Введение:
Семья это важная ячейка общества,
особенно в период первых дошкольных лет его
жизни, так как семья является основным местом его пребывания и
проживания. Она составляет единственное и основное окружение людей в первые
несколько лет жизни дошкольника, да и в дальнейшей жизни тоже.
Самооценка является центральным звеном
произвольной самостоятельной регуляции, определяет направление и уровень
активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Она включена
во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и
выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и
общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а
развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.
Семейное воспитание это крайне важный
элемент основы личности, характера и самооценки ребенка. Это основной
фундамент, который скажется на всей его дальнейшей жизни. Ведь дома от
родителей, а еще и от бабушек и дедушек ребенок будет перенимать поведение,
опыт, учиться взаимодействовать с людьми и сформирует определенные черты
характера и самое главное самооценку. Все это в дальнейшем очень сложно
поддается коррекции, особенно заниженная самооценка. Помимо этого никакой
педагог и воспитатель не сможет заменить ребенку родительской любви, а ведь она
закладывает основу «Я», собственной значимости и нужности.
Родители могут оказать на ребенка
положительное воздействия, и он вырастет Человеком, а могут отрицательное. При
негативном воздействии страдать будет и сам ребенок и его дальнейшее окружение,
например от его агрессивности или проявления насилия и прочих плохих
характеристиках
из-за проблемной самооценки и попытке
подсознательно скомпенсировать ее таким образом.
Ребенок, лишенный родительской любви,
а также адекватного семейного воспитания, может вырасти зависимым от
наркотических веществ или преступником. Все это тоже связано с низкой
самооценкой и дальнейшим попаданием под плохое влияние и склонность к
саморазрушению. А это уже будет проблема
этого человека, семьи в которой он рос, общества и государства.
Существует множество книг и
исследований подтверждающих, что семейное воспитания и здоровая детская
самооценка является важнее генетики. Например, ребенок, рожденный от родителей
алкоголиков, но воспитанный бабушкой с раннего детства, с привитым чувством
собственного достоинства и защищенности в дошкольном возрасте может стать
замечательным человеком и не иметь пагубных привычек и пристрастий в глубоко
взрослой жизни, реализоваться успешным и самодостаточным человеком.
Часто хорошая самооценка дошкольника
даже выше физических и умственных способностей этого ребенка. Скажем, если у
ребенка есть
какие-либо отклонения, то любовь и воспитание семьей в адекватном само принятии
и уверенности в себе ребенком способно преодолеть эту болезнь и хорошо учиться
и развиваться, а главное быть счастливым и жизнерадостным ребенком. Так бывает
с детьми, у которых проблемы с умственной отсталостью, аутизмом, тугоухостью и
иными подобными.
Но воспитание это очень сложный и
многосторонний процесс, особенно с точки зрения формирования «нормальной»
самооценки для дошкольников. Тут важно соблюсти грань воспитания, чтобы не
вырастить самовлюбленного ребенка или забитого и замкнутого в себе. Часто родители либо не занимаются
воспитанием, либо думают что занимаются, но на самом деле обеспечивают лишь
материальные и биологические потребности ребенка. Или же просто давят ребенка
своим авторитетом, вызывая страх ремнем и иными подобными мерами, навязывая
ребенку свою точку зрения и выбор.
То, каким вырастет ребенок, важно и
самим родителям, ведь если он вырастет эгоистом и обузой, то они будут вынуждены
тащить его всю жизнь, и не смогут рассчитывать на его заботу и помощь в
преклонном возрасте.
Актуальность данной темы обусловлена
тем, что в последние годы, семьи практически не занимается воспитанием своих
детей и не задумываются о важности нормальной самооценки своего ребенка,
особенно в дошкольном возрасте, как важного элемента его благополучного
будущего.
Целью работы является исследование
влияния семейного воспитания на самооценку детей дошкольного возраста и
оптимизация этого воспитания для адекватной самооценки этих детей.
Объектом исследования является:
самооценка детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является:
взаимосвязь между различными стилями семейного воспитания и самооценкой детей
дошкольного возраста.
Гипотезой работы является факт, что
при грамотно составленной методике работы с детьми и правилами семейного
воспитания, самооценка детей и детско-родительские отношения станут заметно
лучшими. После проведенной работы у детей поднимется самооценка, оптимизм и
мотивация, а родители станут лучше понимать своих детей, а также улучшат свои
взаимоотношения с ними.
Исходя из цели исследования, задачами
данной работы являются:
1. Провести анализ
психолого-педагогической литературы и аспектов по проблеме создания и коррекции
самооценки в дошкольном возрасте.
2. Сформировать психодиагностический
комплекс в соответствии с целью, объектом и предметом исследования.
3. На основе эксперимента изучить
взаимосвязь между стилем семейного воспитания и особенностями самооценки детей
старшего дошкольного возраста.
4. По полученным результатам
диагностики разработать рекомендации родителям по формированию адекватной
самооценки у детей дошкольного возраста и разработать методику для коррекции
отношений и воспитания в семее и соответственно самооценки ребенка.
5. Опробование методики с определением
ее рабочей способности и эффективности.
Методы исследования:
– теоретические: изучение
психолого-педагогической литературы.
– эмпирические: беседа, анкетирование,
тестирование, эксперимент.
– статистические: методы
количественной и качественной обработки
результатов, методы математической
обработки данных.
Исследования и экспериментальная
работа проводились на базе МАДОУ детского сада №9, «Чебурашка» в городе
Южно-Сахалинск, ул. Комарова, 13-А, Луговое. Для данного исследования была
произведена выборка детей в группы из 27 дошкольников, по возрастной структуре
6-7 лет. Также были приглашены родители этих детей для совместного участия.
1. В
ходе эмпирического исследования и подготовке к исследовательской и
экспериментальной работе:
– проведено изучение основной базы
исследований и
и теоретической базы педагогической и
психологической работы по самооценке дошкольников и основам воспитания с
определением их взаимосвязи. Виды, типы и истоки различных видов воспитания и
родителей, а также самооценки дошкольника.
В ходе диагностики и исследования использовались
следующие психодиагностические методики и этапы:
2. Диагностический
этап:
– «Тест-опросник родительского
отношения» (ΟΡΟ)
(А.Я. Варга, В.В. Столин) для
определения отношений с ребенком родителей в семейном кругу. Определит
отношение родителей к своему ребенку и – Тест «Стили воспитания» (модификация
Р.В. Овчаровой) проведен для определения типа воспитания родителями своих
детей..
– Методика «Кинетический рисунок
семьи» (КРС) покажет отношение ребенка к членам семьи, его значимость для них и
для него, наличие обид и конфликтов и некоторые аспекты самооценки.
– Методика «Лесенка» (В.Г. Щур)
покажет соотношение ребенка себя с другими детьми, в мире и семейном кругу,
покажет его самооценку и самоопределение.
– Методика «Изучение сформированности
образа «Я» и самооценки» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) покажет
характеристику детей, наличие у них определенных качеств.
– Суммирование, анализ и выводы по
каждому этапы и выведение итоговых показателей.
3. Экспериментальная
часть состоит их:
– Составление методики и консультации
родителей с рекомендациями по воспитанию.
– Опробование этой методики.
– Наблюдение и проведение тестов для
выявления результативности и эффективности опробованной методики.
Методологическую основу данной работы
составляют тесты, описанные выше, и работы Голубевой Е.В., Гиппенрейтер Ю.Б.,
Набиуллиной В. Р., Рождественской Н. А., Смирновой Е.О. и Шведовской А.А.,
которые изучают взаимосвязь семейного воспитания и самооценки дошкольников и
обнаруживают эту взаимосвязь на практическом исследовании.
Структура работа состоит из введения,
трех разделов и заключения. Разделы включают в себя следующие темы и работы:
– Теоретические аспекты влияния стиля
семейного воспитания на формирование самооценки ребёнка дошкольного возраста:
включает изучение основной базы исследований и педагогической и психологической
работы по самооценке дошкольников и основам воспитания с определением их
взаимосвязи.
– Исследование влияния стиля
родительского поведения на развитие самооценки личности дошкольника: исследование
и диагностика самооценки детей и их отношений с родителями, определение
родительского воспитания в МАДОУ детского сада №9, «Чебурашка» в городе
Южно-Сахалинск,
ул. Комарова, 13-А, Луговое с выборкой детей в группы из 27 дошкольников, по
возрастной структуре 6-7 лет. Также были приглашены родители этих детей для
совместного участия.
– Опытно-экспериментальная работа по
оптимизации детско-родительских отношений: на основании диагностического
исследования будет составлена методика по работе с этими детьми и родителями с
рекомендациями по воспитанию. Эта методика будет опробована в экспериментальной
работе на этой же группе детей с родителями. Таким образом, будет доказана ее
эффективность и влияние воспитания и работы родителей на самооценку дошкольников.
Значимость работы состоит в том, что в результате
проведенного исследования по полученным данным можно разработать методические
рекомендации для родителей по воспитанию детей дошкольного возраста для
гармоничного развития личности этих детей, успешного познания мира и их
успешной и счастливой взрослой жизни. При доказательстве практической
эффективности данной методики в экспериментальной работе, ее смогут применять и
другие педагоги, и воспитатели, как базовую основу для занятий.
Заключение:
Самооценка является
центральным звеном произвольной самостоятельной регуляции, определяет
направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к
самому себе. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а
развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.
Для самооценки ребенка
нельзя переоценить роль семейного воспитания как крайне важный элемент основы
личности, характера и самооценки ребенка. Это основной фундамент, который
скажется на всей его дальнейшей жизни. Ведь дома от родителей, а еще и от
бабушек и дедушек ребенок будет перенимать поведение, опыт, учиться
взаимодействовать с людьми и сформирует определенные черты характера и самое
главное самооценку.
По изучению результатов
исследований научно-педагогической литературы можно констатировать, что
самооценка, являясь неотъемлемым компонентом мотивационной сферы личности,
приобретает с возрастом ребенка все большее значение в качестве регулятивного
фактора.
Была выполнена
поставленная цель работы – это исследовано влияния семейного воспитания на
самооценку детей дошкольного возраста и оптимизация этого воспитания для
адекватной самооценки этих детей на группе в детском саду.
Также были выполнены
поставленные задачи:
1. Проведен анализ психолого-педагогической
литературы и аспектов по проблеме создания и коррекции самооценки в дошкольном
возрасте.
Было рассмотрено
влияние специфики семейного воспитания и стилей на самооценку ребенка, исходя
из главных принципов воспитания и выбора методов. На родителей оказывает
влияние в воспитании их комплексы, слабости, личная развитость и
характеристики. И от этого будет зависеть, какое влияние они окажут на
самооценку дошкольника положительное или отрицательное. Пока ребенок
дошкольного возраста родители еще относительно легко могут поменять его
самооценку, поменяв стиль воспитания. Самооценка в дошкольном возрасте – это
первоначально присвоение ребёнком оценки родителей. Различные стили
родительского воспитания по-разному влияют на формирование и развитие личности
ребенка.
Также отсюда видно, как конкретные стили и методы воспитания
меняют ребенка, а какие позиции воспитания родителями неправильны. А также
ведут к искажению восприятия мира и патологической самооценке низкой или
завышенной в дошкольном возрасте. Никогда не нужно сравнивать ребенка с
другими, потакать в отношении игрушек, поездок и мнения ребенка. Ни в коем
случае нельзя не обращать внимания на проблему ребенка, а главное для
самооценки важно проявлять к ребенку любовь, чтобы он ее чувствовал и хоть
немного, качественно проводить с ним время на регулярной основе.
Ребенок может иметь нормальную самооценку, заниженную
и завышенную.
Стили воспитания есть негативные, относительно нормальный стиль, но самый
лучший это демократический стиль – по мнению педагогов и психологов. При любом
нормальном стиле воспитания самое
главное для самооценки любовь к ребенку и ее проявление.
Проанализированы наиболее
характерные варианты родительского поведения в процессе воспитания своих детей
и их влияние на их самооценку дошкольников. Есть такие варианты: строгий родитель, объяснительный родитель.
А также автономный родитель, компромиссный родитель, сочувствующий родитель,
потакающий родитель, ситуативный родитель, зависимый родитель.
Лучший из приведенных видов родителей для самооценки ребенка, и личности
это объяснительный, ситуативный или компромиссный родители.
К важнейшим принципам современного семейного
воспитания можно отнести следующие: целенаправленности, научности, гуманизма,
уважения к личности ребенка, планомерности, последовательности, непрерывности,
комплексности и систематичности, согласованности в воспитании.
2. Сформирован психодиагностический комплекс
в соответствии с целью, объектом и предметом исследования. Исследование и сам
эксперимент по разработанной методике проводился МАДОУ детского сада №9,
«Чебурашка» в городе Южно-Сахалинск, ул.
Комарова, 13-А, Луговое с группой количеством литература, с представлением
краткого дошкольников и их родителями.
Из них – 18 полноценных семей и 9 неполных.
В процессе подготовки к эксперименту
был произведен подбор из шести методических материалов и пособий, обладающих признанной
актуальностью в исследовании данного направления и высокой достоверностью
результатов. К началу эксперимента было произведено наблюдение за детьми и
беседы с родителями дошкольников.
Было проведено методик
несколько методик диагностического характера.
По выводам и
статистическому анализу опросника родительского отношения – Я. А. Варга, В. В.
Столин, были сгруппированы следующие типы родительского отношения в таком
соотношении: 50% – тип «Кооперация», 27% – авторитарная чрезмерная социализация», 19% – «симбиоз», «отвержение» – 2%,
«маленький неудачник» – 2%.
В ходе исследовательской
работы родители далее прошли опрос «Какой Вы родитель?».
Он констатировал, как
базируются отношения родителей к ребенку. Эти результаты были проанализированы,
согласно нормам по каждой шкале.
Выявлено следующее
соотношение:
– 50% родителей имеют тесные отношения с ребенком во
взаимопонимании и уважении.
– 12% родителей имеют
сложности в принятии своих детей и во взаимодействии с ними.
– 2% – родители совсем
непоследовательные в воспитании и общении с ребенком, его развитие подвержено
влиянию случайных обстоятельств.
Выводы по этой
диагностической работе таковые, что самый распространенный стиль воспитания –
демократический – 14 семей далее
авторитарный – 8 семей, либеральный стиль
– 5 семейств.
Также эти итоги указывают
на то, что авторитарный стиль воспитания, выявленный в исследовании, может
являться причиной низкой самооценки этих детей. Помимо этого выявленный
либеральный стиль характеризует наличие в данной выборке детей с завышенной
самооценкой, это заводилы и лидеры группы.
По методике «Рисунок
семьи» по материалам В. Хьюлс, А. И. Захаров, Л. Корман отразились следующие
факты: разобщенность внутрисемейных отношений, отсутствие некоторых членов
семьи в рисунках, одиночество и беззащитность детей, напряженность в отношении
отцов.
По методике «Лесенка» (Я.
В. Щур) у дошкольников имелись такие уровни самооценки: высокий – 10,
средний 13, низкий – 4.
По обобщенным итогам всех
методик получается, что средняя самооценка у 11
семей – 68%, средняя у 12– 20,5 %, низкая у 12,5.
Отсюда можно сделать
вывод, что в данной группе преобладающее количество дошкольников имеет
завышенную самооценку. Количество школьников, имеющих нормальную самооценку,
соответствует социологически нормальному уровню. Малую долю составляют дети с
низкой самооценкой, им необходима коррекция.
3. На основе эксперимента изучена взаимосвязь
между стилем семейного воспитания и особенностями самооценки детей старшего
дошкольного возраста.
Так было практически
доказано и видно, что на самооценку дошкольника действительно оказывает
главенствующее значение стиль семейного воспитания. В тех семьях, где
преобладает демократический стиль самооценка нормальная или в малом проценте
завышенная. При авторитарном стиле в основном заниженная самооценка в малой
доле случаев может быть адекватная.
4. По полученным результатам эксперимента
разработана методика и рекомендации родителям по формированию адекватной
самооценки у детей дошкольного возраста.
Была разработана методика
по улучшению детско-родительских отношений и созреванию адекватной самооценки
ребенка. Эта методика разрабатывалась с
учетом данных о группе, родителях и индивидуальных особенностях.
В экспериментальной группе,
по опробованию данной методике участвовали эти же дети в количестве 27
дошкольников с родителями. В дальнейшем такие занятия проводились по 2 раза в
неделю и составлялись разнополые группы. Этот цикл, включал 11 занятий.
Продолжительность занятия 1 час. Таким образом, весь курс составленной
программы реализовался за 1,5 месяца.
Помимо основной цели эти
занятия были направлены на развитие личностных, умственных, познавательных и
творческих способностей. Основные
методы, используемые при проведении занятий творческие задания и игры совместно
с родителями и детьми. Занятия по программе проводятся по таким темам более чем
10 темам.
По
завершению всех занятий была проведена контрольная диагностика по методикам:
методика «Лесенка», методика «Рисунок семьи»
и опрос родителей. У всех детей произошли позитивные изменения в
развитии эмоциональной сферы и сферы общения. Уровень адекватной самооценки
повысился на 36%, в случае детей с завышенной самооценкой, она немного
опустилась, уровень детей с адекватной самооценкой
остался прежним по сравнению с первичными данными.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты влияния стиля семейного
воспитания на формирование самооценки ребёнка дошкольного возраста
1.1. Развитие самооценки ребенка
дошкольного возраста
Семья – это
первый социальный институт ребенка. Его маленькое государство, кажущееся ему
целым миром. В этом государстве он учиться жить по определенным законам,
перенимает семейные обычаи, учиться коммуникации и психологическим основам
общения. От семейного окружения и его влияния зависят тенденции развития
ребенка не только в плане умственного развития, но и его наклонности и
самооценка. То есть ему можно привить интерес чему-либо, любознательность,
разжечь интересы, научить сочувствию и доброте, терпению и многому другому.
Заложить ему личностный, характерный, духовный и социальный фундамент.
Их психолого-педагогической литературы известно, что
самооценка ребенка является важной составляющей самосознания ребенка. Она
включает в себя совокупность мнения о себе, своих качествах, способностях и
непосредственном контакте с окружающими людьми. Из тезисов, описанных
В. С. Мухиной, в самооценку включено понимание своего пола, внешнего облика,
принятия своего имени. Центральная функция самооценки классифицируется как
регуляторная, то есть ответственная за действия и поведенческие характеристики
исходя из самооценки. Существуют доказательные убеждения, что, исходя из
стержня самооценки, вытекает устойчивость регуляторного компонента. Система
совокупности мнения о себе дошкольником определяется когнитивным компонентом
самооценки, из положительного опыта, общения и эмоций ребенка. В самопознании
закладывается общее мнение о себе, то есть – общая самооценка и мнение об
конкретных характеристиках – периферия.