Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Влияние разработанный серии занятий САМБО на самооценку детей младшего школьного возраста с тяжёлым нарушением речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1.1 Понятие самооценка. Факторы влияния на формирование самооценки 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжёлым нарушением речи 18
1.3. Формирование адекватной самооценки у детей с ТНР посредством физического воспитания 24
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по изучению влияния разработанной серии занятий самбо на самооценку детей младшего школьного возраста с тяжёлым нарушением речи 37
2.1 Постановка проблемы и организация работы 37
2.2. Диагностика самооценки детей младшего школьного возраста с тяжёлым нарушением речи 39
2.3 Реализация серии занятий самбо на развитие самооценки детей младшего школьного возраста с ТНР 43
2.4 Анализ влияния занятий самбо на самооценку детей младшего школьного возраста с тяжёлым нарушением речи 54
Заключение 61
Список использованных источников и литературы 66
Приложение 69
Введение:
Самооценка является важнейшим психологическим фактором формирования учебной деятельности учащихся, играет значимую роль в становлении их индивидуальных особенностей и возрастных характеристик.
Вопросы, связанные с ее развитием, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии.
Умение оценивать себя закладывается в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Самооценка выступает как одна из важнейших, если не ключевых составляющих ядерной части внутреннего мира человека-его «Я».
Несмотря на то, что самооценка уже долгое время находится в сфере внимания психологов, работ, посвящённых обобщению разрозненных подходов, точек зрения, идей, исследовательских результатов, накопленных фактов не так много, особенно в отечественной психологии.
Изучение самооценки в связи с личностными чертами – важная часть широкого проблемного поля, связанного с изучением интраиндивидуальных взаимосвязей характеристик самосознания личности и ее диспозиций разного уровня, с попытками целостного понимания личности и на этой основе – улучшения прогнозирования ее поведения, поддержки и коррекции.
Несмотря на сохраняющееся многообразие подходов к изучению и описанию личности, в психологической науке все больше заметна
Заключение:
Основная функция самооценки в психической жизни личности выражается в том, что она является необходимым условием, основным внутренним рычагом саморегуляции поведения и деятельности.
Благодаря тому, что самооценка включена в структуру мотивации деятельности, личность может непрерывно соотносить свои возможности, внутренние психологические ресурсы с целями и средствами деятельности.
Высшая форма саморегуляции, на основе самооценки, состоит в своеобразном творческом отношении к себе – в стремлении и реализации к изменениям и улучшениям своей личности.
Самооценка в процессе функционирования может принимать разную модальность: либо категорическую, отражающую однозначную оценку субъектом своих психических или физических качеств, либо проблематичную, реализующую рефлексивное отношение субъекта к себе.
Самооценка имеет широкий функционал, она помогает осознавать свои возможности, корректировать деятельность в зависимости от промежуточного результата, позволяет оценить итоги своей работы и выразить отношение человека к этому.
Самооценка дает видение отличительных, сильных сторон личности, чтобы на их основе выстраивать успешное взаимодействие с окружающим миром в соответствии с требованиями жизни, а также создает психологическую безопасность.
Основным критерием отнесения речевого нарушения к группе тяжелых является невозможность ребенка осваивать программу массового образовательного учреждения (дошкольного и школьного) без специальной логопедической помощи.
Память детей с ТНР также характеризуется рядом специфических особенностей: при относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере.
Влияние нарушения речевого развития на всю личность ребенка настолько велико, что дети с тяжелыми нарушениями речи не могут обучаться в типовых дошкольных учреждениях и школах и требуют системной специальной коррекции как первичного, так и вторичных дефектов развития.
Интересные различия были выявлены в самооценке здоровых детей и дошкольников с речевыми нарушениями. Обе группы достаточно высоко оценивают собственную доброту, при этом дошкольники с речевыми нарушениями ставят это качество на первое место, а здоровые на второе после веселости.
Также интересно, что дошкольники с речевыми нарушениями отдают предпочтение физическим качествам (росту и быстроте), а здоровые дети больше ценят нравственные свойства.
Также весьма низко оценивают дошкольники с речевыми нарушениями свою речь и ловкость, что показывает критичность их суждений о себе и объективный характер их оценки своей речи и моторных затруднений. Что касается детей особенностей речевого развития, то они не удовлетворены более всего своими эстетическими качествами.
Цель нашего исследования заключалась в выявлении влияния занятий САМБО на повышение самооценки у детей младшего школьного возраста с ТНР
В исследовании участвовали 8 человек с ТНР, 7-9 лет.
С помощью методики «Лесенка» был определен уровень самооценки детей.
У многих школьников самооценка была занижена.
Низкие самооценки характеризуют наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребенка, и рассматривается как отклонение в развитии личности.
Дети с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, тревожны, не уверенны в себе, скованны в движениях.
Они не способны постоять за себя, очень чувствительны, чуть что – готовы расплакаться, не стремятся к контактам, трудно включаются в общую деятельность.
Далее мы провели анализ по методике А.И. Липкиной «Три оценки».
По данной методике результаты схожи с предыдущей, у большинства детей также заниженная самооценка.
Далее проанализируем результаты по методике «нарисуй себя»
По данной методике результаты схожи с предыдущей, у большинства детей также заниженная самооценка.
У большинства детей рисунки были внизу листка, представляли собой маленькую фигурку. Таким детям свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативны, а неуспех в каком-либо деле тут же приводит к полному отказу от него.
Они заранее отказываются от задач, которые кажутся им сложными, хотя, если взрослый их сочувственно поддержит, то с такой задачей они легко справятся.
Эмоциональная поддержка мамы, папы для них особенно важна: она помогает победить неуверенность и тревожность. Напротив, порицание и окрики ухудшают положение, и ребенок вообще отказывается что-либо делать, становится пассивным, заторможенным, перестает понимать, чего от него хотят.
Ни в коем случае не следует торопить его с ответом, надо дать ему возможность собраться с мыслями.
Взрослым надо учитывать, что такой ребенок медлителен в начале любого дела не из-за лени, а потому, что опасается собственной непонятливости, боится, что выполнит все неправильно.
Он всегда старается угадать, довольна ли им мама или воспитательница, и вообще – в одиночестве, без контроля, он зачастую лучше справляется с заданием.
Эти дети, как правило, в группе сверстников попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить.
Надо сказать, что заниженная самооценка в этом возрасте встречается нечасто, и основана она не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах. И часто виноваты в этом сами родители: они предъявляют к своему ребенку завышенные требования, никогда не похвалят его, зато ругают часто.
Для реализации нашего исследования были разработаны занятия по самбо, рассмотрим их ниже.
Занятия проходили 3 раза в неделю.
Цель программы: содействие гармоничному физическому и интеллектуальному развитию ребенка через обучение самбо, привитие навыков здорового образа жизни детей и подростков, укрепление здоровья.
Задачи программы:
— усвоение правил, основных положений и понятий борьбы самбо;
— формирование специальных умений и навыков, обучение основам техники борьбы в стойке и партере, обучение технике выполнения обще-развивающих и специальных упражнений;
— устранение недостатков физического развития;
— развитие физических качеств: быстроты, координации, ловкости, гибкости, силы;
— формирование устойчивого интереса к занятиям борьбой самбо и спортом;
— воспитание морально волевых и физических качеств, воспитание чувства коллективизма, товарищества и взаимоуважения.
Главной задачей в занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких моральных качеств, преданности России, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия.
Важную роль в нравственном воспитании юных спортсменов играет непосредственно спортивная деятельность, которая предоставляет большие возможности для воспитания всех этих качеств.
Далее мы провели повторную диагностику.
С помощью методики «Лесенка» был определен уровень самооценки детей.
У многих школьников самооценка адекватная.
Далее мы провели анализ по методике А.И. Липкиной «Три оценки».
По данной методике результаты схожи с предыдущей, у большинства детей также адекватная самооценка.
Далее проанализируем результаты по методике «нарисуй себя»
По данной методике результаты схожи с предыдущей, у большинства детей также адекватная самооценка.
Дети с адекватной самооценкой настойчивы в достижении цели, быстро переключаются с одной деятельности на другую, стремятся сотрудничать, помогать другим.
В ситуации неудачи они пытаются выяснить причины ошибки, могут выбрать задачу меньшей сложности (но не самую простую).
В случае же успеха они могут сами взяться за задачу посложнее, поскольку стремление к успеху – одна из черт, формирующихся у них естественно.
Таким образом, мы наблюдаем эффективность проведенных занятий САМБО
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические аспекты развития самооценки детей младшего школьного возраста с тяжёлым нарушением речи
1.1 Понятие самооценка. Факторы влияния на формирование самооценки
Самооценка личности – ценность, которая придается индивидом себе или отдельным своим качествам. Основным критерием самооценки выступает система личностных смыслов индивида.
Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов. Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений.
Самооценка, как психологическая категория, очень важна для детального рассмотрения, так как играет одну из главных ролей в личностном становлении. Такие великие советские психологи и ученые как Б.Г.Ананьев Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.Г. Спиркин приложили много усилий для изучения этого феномена. Несмотря на то, что понятие «самооценка» является простым для понимания, требуется четкое, структурированное определение. Так что же такое самооценка? Что долгие годы являлось объектом изучения больших умов человечества и не перестает интересовать отечественных и зарубежных исследователей, и по сей день?
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выявить множество различных определений самооценки, ведь каждый автор по- своему трактует самооценку, исходя из выделенных им