Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Теоретические и методические основы организации продуктивной деятельности

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Влияние продуктивной деятельности на развитие познавательной активности детей 4-5 лет

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы изучения влияния продуктивной деятельности на развитие познавательной активности детей 4-5 лет 6

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей 4-5 лет 6

1.2 Содержание понятия «познавательная активность» и особенности познавательной активности дошкольников 12

1.3 Виды и организация продуктивной деятельности в дошкольном возрасте 19

Глава 2 Методические аспекты влияния продуктивной деятельности на развитие познавательной активности детей 4-5 лет 32

2.1 Организация занятий, влияющих на развитие познавательной активности детей 4-5 лет 32

2.2 Методика проведения занятий по продуктивной деятельности, оказывающая влияние на развитие познавательной активности детей 4-5 лет 33

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательной активности детей 4-5 лет средствами продуктивной деятельности 48

3.1 Диагностика уровня развития познавательной активности детей 4-5 лет 48

3.2 Комплекс мероприятий по организации продуктивной деятельности детей 4-5 лет 58

3.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 59

Заключение 67

Список использованных источников 68

Приложение……………………………………………………………………..73

  

Введение:

 

Модернизация отечественной системы образования, происходящая в последние годы, ориентирована на воспитание личности нового типа: образованного, предприимчивого человека, способного принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность в ситуации выбора, прогнозировать результаты своей деятельность. Все вышеуказанные черты предполагают достаточное развитие познавательных процессов. Достаточное же развитие познавательных процессов обеспечивается высокой познавательной активностью. В связи с этим становится актуальной проблема развития познавательной активности у подрастающего поколения, в частности у детей среднего дошкольного возраста, средствами продуктивной деятельности.

Эта проблема рассматривалась в работах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, З.М. Богуславской, М.И. Лисиной, А.А. Люблинской и других ученых. Исследователи отмечают, что развитие человека, немыслимо без воспитания познавательной активности, которая, в свою очередь, связана с овладением разнообразным опытом, знаниями, умениями и навыками, общественными нормами и правилами поведения. Ребенок, появившись на свет, имеет врожденные предпосылки для познавательной деятельности, которые помогают ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Исследования ведущих отечественных специалистов Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддъякова, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и других доказали, что дети дошкольного возраста имеют широкие возможности для умственного развития. Отмечено, что у дошкольников можно сформировать и полноценные логические операции при условии обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий. Однако научно-методическое освещение проблемы развития познавательной активности у дошкольников мы находим недостаточным.

Дети дошкольного возраста в силу своих возрастных особенностей стремятся к активной деятельности, и задача педагогов – не дать этому стремлению угаснуть. Опыт работы с дошкольниками показывает, что чем полнее и разнообразнее организована детская деятельность, тем она более значима для ребенка, тем успешнее осуществляется его развитие. В связи с этим разработка научно-методического содержания продуктивной деятельности будет способствовать стимуляции развития познавательной активности у детей 4-5 лет.

Объект исследования: познавательная активность детей 4-5 лет.

Предмет исследования: влияние продуктивной деятельности на развитие познавательной активности детей 4-5 лет.

Цель исследования: теоретически обосновать, методически проработать и реализовать на практике комплекс мероприятий по организации продуктивной деятельности детей 4-5 лет, нацеленный на развитие познавательной активности.

Гипотеза исследования: предполагается, что если реализовать комплекс мероприятий по организации продуктивной деятельности, то это будет способствовать эффективному развитию познавательной активности детей 4-5 лет.

Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:

1. Привести психолого-педагогическую характеристику детям 4-5 лет.

2. Представить содержание понятия «познавательная активность» и особенности познавательной активности дошкольников.

3. Описать виды и организацию продуктивной деятельности в дошкольном возрасте.

4. Охарактеризовать организацию занятий, влияющих на развитие познавательной активности детей 4-5 лет.

5. Составить методику проведения занятий по продуктивной деятельности, оказывающую влияние на развитие познавательной активности детей 4-5 лет.

6. Провести диагностику уровня развития познавательной активности детей 4-5 лет.

7. Реализовать комплекс мероприятий по организации продуктивной деятельности детей 4-5 лет.

8. Выполнить анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Методы исследования:

— анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;

— тестирование и анализ продуктов детской деятельности;

— педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);

— качественный и количественный анализ эмпирических данных.

Методики исследования:

1. Методика диагностики умственного развития дошкольников (Л.А. Венгер).

2. Методика «Мотивы умственной деятельности дошкольников» (Е.Э. Кригер).

3. Диагностическая проективная методика «Дерево желаний» (В.С. Юркевич).

4. Стандартизированная анкета «Любознательный, активный» (В.С. Юркевич, Ю.А. Баранова).

Участники исследования: 20 воспитанников средней группы детского сада в возрасте 4-5 лет, р.п. Озинки МДОУ Детский сад №5/

Структура работы. Выпускная квалификационная работа представлена введением, тремя главами, структурированными на параграфы, заключением, списком использованных источников и приложением.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели, что позволило теоретически обосновать, методически проработать и реализовать на практике комплекс мероприятий по организации продуктивной деятельности детей 4-5 лет, нацеленный на развитие познавательной активности.

Для достижения указанной цели работы были решены следующие задачи:

— была приведена психолого-педагогическую характеристика детей 4-5 лет;

— было представлено содержание понятия «познавательная активность» и особенности познавательной активности дошкольников;

— были описаны виды и организация продуктивной деятельности в дошкольном возрасте;

— была охарактеризована организация занятий, влияющих на развитие познавательной активности детей 4-5 лет;

— была составлена методика проведения занятий по продуктивной деятельности, оказывающая влияние на развитие познавательной активности детей 4-5 лет;

— была проведена диагностика уровня развития познавательной активности детей 4-5 лет;

— был реализован комплекс мероприятий по организации продуктивной деятельности детей 4-5 лет;

— был выполнен анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что если реализовать комплекс мероприятий по организации продуктивной деятельности, то это будет способствовать эффективному развитию познавательной активности детей 4-5 лет.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения влияния продуктивной деятельности на развитие познавательной активности детей 4-5 лет

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей 4-5 лет

Дошкольный период детства охватывает возраст от 3 до 6-7 лет. Так, Л.С. Выготский [7] относит к дошкольному периоду возраст от 3 до 6-7 лет и отмечает исключительное значение этого периода в развитии психики ребенка. М.И. Лисина [28] в рамках данной периодизации выделяет младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) и старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет). Также М.И. Лисина [28] отмечает, что в рамках этого периода под влиянием воспитания происходит активное развитие психики ребёнка. Средний дошкольный возраст в отдельный возрастной период выделяют не все ученые. Так, например, средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет) выделяет крупнейший ученый Н.И. Гуткина [11].

В период дошкольного детства происходит процесс расширения и обогащения запаса временных связей. В этом среднем дошкольном возрасте ребенок способен приобрести определенную произвольность действий в связи, возникающую, как правило, под воздействием активного педагогического влияния.

На основе ранее приобретенных знаний социального характера дошкольник способен осуществлять более осмысленные действия, формировать положительные рефлексы (первичные, вторичные и третичные) [1].

Дошкольный возраст является самым «игровым» периодом детства.

Ведущей деятельностью дошкольника выступает интенсивная игровая деятельность. Процесс игры обеспечивает дошкольника возможностью выйти за пределы малого мира своей семьи и группы детского сада в мир взрослых людей и незнакомых видов деятельности. Игровая деятельность на протяжении дошкольного детства проходит длительный эволюционный путь [19].

В игровую деятельность ребенок уходит целиком. Игровая деятельность и роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста изучена в исследованиях Л.С. Выготского [7], А.Н. Леонтьева [27], Д.Б. Эльконина [50] и др.

В среднем дошкольном возрасте игры становятся, преимущественно, коллективными. Основной целью игр начинает выступать имитация не действий взрослых, но отношений между людьми. Детей начинают интересовать роли, исполняемые взрослыми, поэтому игры наполняются именно ролевым содержанием. В играх возникают правила, которым дети, по возможности, стараются следовать. Тематически игры достаточно разнообразны: есть и семейная тема (дочки-матери, семья), и сказочные вариации (начиная от традиционных сказочных персонажей, заканчивая героями современных мультипликационных фильмов, популярных среди ребят).

С одной стороны, дошкольник хочет во всем походить на взрослого, подражать его деятельности и характеру взаимоотношений с окружающими людьми, с другой стороны, большинство «взрослых» видов деятельности и отношений ребенку недоступно. Желание сублимировать свою потребность во взрослых действиях толкает ребенка на игровое воплощение своих потребностей. По мнению Л.И. Божович [2], именно этим противоречием и следует объяснять развитие творческой составляющей в игровой деятельности дошкольников.

По мнению Л.С. Выготского [7], постепенно именно творческая ролевая игры становится ведущей деятельностью дошкольника, обеспечивая формирование подавляющего числа психологических особенностей детей.

Каждая игра имеет свои условия, выражающиеся в числе участников, привлеченном игровом материале, длительности, правилах и пр. Если поначалу (в младшем дошкольном возрасте) игровые условия не отличаются разнообразием, а скорее напоминают отдельные манипуляции с игрушками, то постепенно содержание игры меняется.

Итак, подведя итог роли игры в развитии дошкольника, отметим следующие положения:

— игровая деятельность – это самостоятельный вид развивающей деятельности дошкольников;

— игровая деятельность выступает самой свободной и спонтанной формой детской деятельности, позволяющей ребенку за счет своей неограниченности познавать окружающий мир, природу, социальные отношения между людьми;

— игровая деятельность выступает первой ступенью в структуре деятельности дошкольника, обеспечивая регламентацию его поведения, соблюдение общественных норм и правил;

— игровая деятельность выступает развивающей практикой, причем игра и развитие взаимосвязаны: игра обеспечивает развитие ребенка, а развитие ребенка обогащает саму игру;

— игровая деятельность обеспечивает свободу самораскрытия, дает возможность подсознанию стимулировать разум и творчество;

— игровая деятельность выступает главной сферой детского общения, позволяя получать детям опыт взаимодействия, поиска компромисса и социального поведения [22].

Все разнообразие деятельности ребенка-дошкольника объединено моделирующим характером действий. В игре и продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

В среднем дошкольном возрасте у ребёнка появляется желание действовать по собственному усмотрению вопреки ситуации и предложенному взрослым. Еще в возрасте трех лет, согласно Д.Б. Эльконин [50], у ребенка возникает новообразование раннего возраста – личное действие и феномен «Я сам». В возрасте от 4 до 5 лет (средний дошкольный возраст) это приводит к «кризису социальных отношений» (Л.С. Выготский [7]), симптомы которого впервые были описаны Э. Келер.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы