Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Влияние новых видов физкультурно-спортивной деятельности на физическое развитие и интерес учащихся старшего школьного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
Теоретические аспекты изучения влияния новых видов физкультурно-спортивной
деятельности на физическое развитие и интерес учащихся старшего школьного возраста. 6
1.1
Психофизиологические особенности развития учащихся старшего школьного возраста. 6
1.2 Пути
физического развития и формирования интереса к физической культуре у учащихся
старшего школьного возраста. 13
Глава II.
Эффективность использования новых видов физкультурно-спортивной деятельности на
уроках физической культуры учащихся старшего школьного возраста. 19
2.1. Цель и
задачи исследования. 19
2.2. Методы
исследования. 19
2.3.
Организация исследования. 21
2.4.
Результаты исследования. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..40
Введение:
Актуальность
исследования. В последнее время в практике школьного
физического воспитания центральное место занимают проблемы, связанные со
снижением активности школьников в учебной деятельности, замедлением их
физического и психического развития, ухудшением здоровья учащихся, а также с
низким уровнем их мотивации к учению, необходимой для систематической учебной
работы. Е.П. Ильин отмечает, что если школьнику интересно на уроках физической
культуры, то у него не только углубляется интерес к любимому упражнению, но и
появляется интерес к другим упражнениям, которые тоже начинают приобретать для
него определенный смысл, значимость.
Поэтому перед педагогом
физической культуры встает задача обеспечить высокий уровень активности
учащихся на занятиях, разнообразить средства и методы проведения урока,
используя для формирования двигательных умений и навыков, развития физических
качеств разнообразные и меняющиеся частично от урока к уроку упражнения.
Изученность
темы исследования. Изучением
особенностей мотивации занятий физической культурой занимались различные
ученые. Так, Г.Д. Горбунов разработал комплекс спортивных потребностей и классификацию
мотивов регулярных занятий физической культурой и спортом. В.И. Тропников
предложил классификацию занятий физической культурой и спортом, а также
разработал диагностическую методику определения характерных мотивов занятий
физической культурой и спортом. Часть ученых (такие как Р.А. Пилоян, А.Е.
Ильина, А.В. Шаболтас и др.) занимались изучением динамики мотивации при
занятии физической культурой и спортом в рамках профессиональной деятельности.
Чешские спортивные психологи В. Гошек, М. Ванек и Б. Свобода представили
динамику мотивации спортивной деятельности. Несмотря на обширную литературу,
посвященную изучению развития интереса и мотивации к занятиям физической
культурой, проблема влияния новых видов физкультурно-спортивной
деятельности на физическое развитие и интерес учащихся старшего школьного
возраста рассмотрена недостаточно, что обуславливает актуальность исследования.
Объект
исследования: физическое развитие и интерес учащихся
старшего школьного возраста.
Предмет
исследования: новые виды физкультурно-спортивной
деятельности как средство стимулирования физического развития и интереса
учащихся старшего школьного возраста.
Цель
исследования: изучить влияние новых видов
физкультурно-спортивной деятельности на физическое развитие и интерес учащихся старшего
школьного возраста.
Гипотеза
исследования: предполагается, что использование на
занятиях физической культурой новых видов физкультурно-спортивной деятельности
позволит актуализировать интерес старшеклассников к занятиям и будет
способствовать их физическому развитию.
Объект, предмет, цель и
гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего комплекса
задач:
1. Представить психофизиологические
особенности развития учащихся старшего школьного возраста.
2. Описать пути физического развития и формирования
интереса к физической культуре у учащихся старшего школьного возраста.
3. Выявить уровень физического развития и
интереса старшеклассников к занятиям физической культурой.
4. Предложить комплекс новых видов
физкультурно-спортивной деятельности и реализовать его на занятиях физической
культуры.
5. Определить динамику физического развития и
интереса старшеклассников к занятиям физической культурой под воздействием
реализованного комплекса.
Методы
исследования:
— анализ
научно-методической литературы по проблеме исследования;
— тестирование;
— педагогический
эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный;
— качественный и
количественный анализ эмпирических данных.
Структура
работы. Аттестационная работа состоит из введения, двух глав,
структурированных на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
По итогам выполнения выпускной квалификационной
работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило изучить
влияние новых видов физкультурно-спортивной деятельности на физическое развитие
и интерес учащихся старшего школьного возраста.
Достижению цели
исследования способствовала реализация следующего перечня задач:
— были представлены
психофизиологические особенности развития учащихся старшего школьного возраста;
— были описаны пути
физического развития и формирования интереса к физической культуре у учащихся
старшего школьного возраста;
— был выявлен уровень
физического развития и интереса старшеклассников к занятиям физической
культурой;
— был предложен комплекс
новых видов физкультурно-спортивной деятельности и реализован на занятиях
физической культуры;
— была определена
динамика физического развития и интереса старшеклассников к занятиям физической
культурой под воздействием реализованного комплекса.
Качественный и
количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу
исследования о том, что использование на занятиях физической культурой новых
видов физкультурно-спортивной деятельности позволит актуализировать интерес
старшеклассников к занятиям и будет способствовать их физическому развитию.
Таким образом, цель работы была достигнута,
задачи реализованы, а гипотеза доказана в полной мере.
В заключение отметим, что выполненная работа
имеет как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическая значимость заключается в
систематизации и обобщении научных данных относительно психофизиологических
особенностей развития учащихся старшего школьного возраста; в выявлении и
описании путей физического развития и формирования интереса к физической
культуре у учащихся старшего школьного возраста.
Практическая значимость состоит в возможности
использования материалов работы следующими категориями лиц:
— педагогами по физической культуре с целью
организации использования новых видов физкультурно-спортивной
деятельности, ориентированных на физическое развитие и стимулирование интереса
учащихся старшего школьного возраста;
— студентами,
обучающимися по специальности «Физическая культура», с целью самоподготовки к
тематическим практическим и семинарским занятиям;
— молодыми учеными,
занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и
обобщения методических сведений и эмпирических данных.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения влияния новых видов
физкультурно-спортивной деятельности на физическое развитие и интерес учащихся
старшего школьного возраста 1.1 Психофизиологические особенности
развития учащихся старшего школьного возраста Согласно возрастной периодизации старший
школьный возраст соответствует такому возрастному периоду как юношество. Юношеский возрастом мы будем называть этап
значимого развития социального интеллекта, вырабатывания системы ценностей и
мировоззрения, а, следовательно, и существенных изменений в области социальных
отношений [2].
К физиологическим особенностям развития
юношеского возраста можно отнести:
— снижение темпов нарастания массы тела и
увеличения роста;
— тип телосложения становится соответствующим
типу взрослого человека;
— завершается развитие центральной нервной
системы, деятельность которой вплотную приближается к возможностям центральной
нервной системы взрослого человека;
— оканчивает формироваться точность различения
мышечных напряжений;
— заканчивает свое формирование система
кровообращения, происходит замедление кругооборота крови, происходит
экономизация функций сердца;
— переживает регуляцию дыхательная функция:
происходит увеличение длительности дыхательного цикла и скорости вдоха,
продолжительнее становится выдох (особенно пауза на выдохе), снижается
чувствительность дыхательного центра к недостатку кислорода и избытку
углекислого газа; экономизируются дыхательные реакции на нагрузки;
— совершенствование механизмов теплоотдачи
улучшает адаптацию организма юношей и девушек к большому диапазону изменений
температур окружающей среды;
— происходят перемены в обмене веществ и
энергии;
— уменьшается преобладание процессов
ассимиляции над процессами диссимиляции [17].
Юношеский возраст отличается замедленными
темпами развития организма, причем юноши догоняют в физическом развитии
девушек.
Особенностью развития опорно-двигательного
аппарата юношей и девушек выступает тот факт, что формирование костно-мышечного
и связочного аппарата еще продолжается. Хотя можно говорить о достаточной
сформированности связок, окружающих суставы, об окончательной завершенности в
формировании изгибов позвоночника говорить рано (окончательно скелет
формируется к 20-24 годам).
Мышцы в юношеском возрасте эластичны, имеют
хорошую нервную регуляцию, обладают прекрасной сократительной способностью и
способностью к расслаблению. Наблюдается быстрый прирост мышечной массы
(поскольку мышцы перестают расти в длину, они начинают увеличиваться в
поперечнике, что создает благоприятные условия для развития абсолютной силы и
рельефной мускулатуры у юношей).
Вегетативная нервная система в юношеском
возрасте отличается ростом ударного и минутного объема крови в связи с
достаточной сформированностью сердечной мышцы и его возросшей сократительной
способностью; возрастает утилизация кислорода, так как наблюдается капиллярная
сформированность основных групп мышц; сосудистая регуляция приходит в норму и в
этом возрасте наблюдаются адекватные реакции на предлагаемую физическую
нагрузку (при естественном условии, что она соответствует возможностям
организма).
Высшая нервная деятельность и психические
особенности поведения юношества характеризуются небольшим преобладанием
процессов возбуждения над процессами торможения и, отсюда, некоторой повышенной
реактивностью, большей эмоциональностью и критическим восприятием указаний
окружающих. Наблюдается максимализм по отношению к себе, приводящий к
переоценке собственных сил, и к окружающим.
Ведущей проблемой юношеского возраста
выступает вопрос выбора жизненных ценностей. Для юности ведущим типом
деятельности выступает учебно-профессиональная деятельность [1].
Согласно мнению Х. Ремшмидта [12] в юношеском возрасте основными задачами развития выступают:
— обретение большей независимости воли и
независимости в принятии решений и планировании своего времени;
— овладение собственными ценностными представлениями
вне зависимости от мнения референтной группы или родителей, членов семьи;
— увеличение доверия к влиянию из-за границ
семьи и к внесемейным группам;
— большая реалистичность в постановке целей и
устремлении к различным ролям;
— увеличение устойчивости к фрустрациям;
— увеличение потребности в оказании влияния на
окружающих;
— трансформация целей, базирующаяся на
ценностных представлениях: стремлении к самостоятельному достижению
идентичности;
— рост требований к себе самому;
— формирование более устойчивой самооценки;
— замена гедонистических мотивов на более
отдаленные цели, которые ориентированы на приобретение конкретного статуса;
— рост способности к действию;
— возложение на себя моральной ответственности
при принятии во внимание ценностей общества [12].
Среди новообразований ранней юности
центральное место отводится самоопределению старших школьников. Представители
психологической науки указывают на многоаспектность данного новообразования,
которое включает в себя стремление принять позицию взрослого индивида, осознать
самого себя членом общества, постигнуть свое предназначение [12].
В иностранной психологической науке
тождественной категорией для понятия «самоопределение» выступает
«психосоциальная идентичность». Данная категория была предложена американским
психологом Э. Эриксоном [20]. Согласно его
точке зрения, взросление – это поворотная точка личностного развития,
нормативный кризис идентичности.
Основываясь на мнении Д. Марша, И.В. Дубровина [11] указывает на то, что можно говорить о целом ряде типовых
вариантов развития идентичности:
— «диффузная» идентичность, т.е.
неопределенная, еще не сформировавшаяся идентичность, свойственная человеку,
который еще не вступил в пору кризиса, не прошел через испытания, позволившие
ему определить самого себя;
— «предрешенный» вариант развития, т.е.
человек прежде предопределенного срока вовлекается в систему отношений,
свойственную «взрослым», при этом делает это не самостоятельно, а вследствие
чужого влияния (неблагоприятный фактор для развития зрелости личности);
— «проба ролей» в ходе попыток развить
самоидентичность, которая выражается в активном поиске самого себя;
— «зрелая идентичность», т.е. окончание
кризиса, обретение чувства собственной определенности, самореализация
начинается [11].
Для периода ранней юности в одинаковой мере
свойственно обострение, как уязвимости личности, так и обретение возможностей
для нового этапа роста личности. Перед личностью встает выбор из двух
противоположных возможностей: либо отправиться по пути позитивного развития,
либо по негативному. В случае нормального развития симптомы этого кризиса
полностью исчезают, однако, при превалировании отрицательных явлений происходит
их закрепление, они становятся образующими характер личностными особенностями.
Согласно точке зрения Э. Эриксона [20], возраст 15/16-17/18 лет, т.е. кризис ранней юности,
культурологически и психологически обуславливается присутствием у субъекта
социально «заземленных» переживаний интимности-изоляции. Для данного кризиса
свойственен отход от «мира детства» и подростковых субкультур к миру различных
общественных отношений (культурных, социальных, экономических, политических и
др.). Личность устанавливает свое место в окружающем мире, формируется и
развивается социальная зрелость, происходит определение профессиональной
направленности, т.е. вырабатывается непростая для индивидуума социальная и
психологическая ситуация. В случае позитивного и положительного разрешения
этого возрастного кризиса личности, человек интегрируется в институты социума,
происходит его включение в социальные и профессиональные группы, т.е.
стратификация, индивид осознано и личностно осмысляет нормы общества, морали,
культуры и нравственного поведения.
В тех же случаях, когда данный кризис
разрешатся отрицательно и негативно, у человека не происходит вырабатывания
личностных приоритетов своего собственного развития. В таком случае не
происходит социальное и профессиональное самоопределение, а в общественном
пространстве индивиду не находится возможностей для приобретения образования,
знаний в области политики, профессиональных навыков и умений, возможности для
обеспечения резкого роста эстетических и познавательных потребностей человека [3].