Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Психология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему «Влияние межличностных отношений в коллективе на успешность реализации проекта»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Психологические аспекты исследования межличностных отношений в коллективе 5

1.1. Сущность межличностных отношений в социальной психологии 5

1.2. Факторы, влияющие на межличностные взаимоотношения в трудовом коллективе 10

1.3. Содержание понятия «успешность деятельности» применительно к профессиональной сфере 14

Глава 2. Исследование влияния межличностных отношений в коллективе на успешность реализации проекта 18

2.1. Программа и методы исследования 18

2.2. Анализ результатов и их обсуждение 21

Заключение 27

Литература 28

Приложение 30

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Актуальность данной работы определена, главным образом, ростом требований к уровню психологической включенности индивида в трудовую деятельность. Позитивные межличностные отношения в трудовом коллективе выступают одним из важнейших условий повышения роста производительности труда, что в свою очередь, связано с совершенствованием, как организации труда, так и его условий. Характер межличностных отношений в коллективе, несомненно, оказывает влияние на трудовую деятельность, как отдельных членов, так и коллектива в целом.

Особенности профессиональной деятельности различных профессиональных групп сегодня все больше притягивают к себе внимание исследователей. Одной из причин интереса является стремление выявить условия эффективной деятельности, создание социально-психологических условий, самореализации личности. В связи с этим была выбрана следующая тема для исследования: «Влияние межличностных отношений в коллективе на успешность реализации проекта».

Объект исследования: межличностные отношения в трудовом коллективе.

Предмет исследования: влияние межличностных отношений в коллективе на успешность реализации проекта.

Цель исследования: выявить влияние межличностных отношений в коллективе на успешность реализации проекта.

Гипотеза исследования: предполагается, что благоприятные межличностные отношения в коллективе положительно влияют на успешность реализации проекта.

Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:

1. Рассмотреть сущность межличностных отношений в психологической науке.

2. Изучить факторы, влияющие на межличностные взаимоотношения в трудовом коллективе.

3. Представить содержание понятия «успешность деятельности» применительно к профессиональной сфере.

4. Организовать исследование влияния межличностных отношений в коллективе на успешность реализации проекта.

5. Выполнить анализ результатов эмпирического исследования и их обсуждение.

Методы исследования:

— анализ литературы и нормативно-правовых источников по проблеме исследования;

— тестирование;

— качественный и количественный анализ эмпирических данных.

Диагностические методики:

1. Экспертная оценка успешности профессиональной деятельности сотрудников в рамках реализации проекта (эксперт – вышестоящий руководитель).

2. Методика «Изучение психологического климата в коллективе» Т.П. Галкиной.

3. Цветовой тест отношений М. Люшера.

4. Методика «Личностный дифференциал».

Структура работы. Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложений.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выполнения работы удалось достичь поставленную цель –выявить влияние межличностных отношений в коллективе на успешность реализации проекта.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

— была рассмотрена сущность межличностных отношений в психологической науке;

— были изучены факторы, влияющие на межличностные взаимоотношения в трудовом коллективе;

— было представлено содержание понятия «успешность деятельности» применительно к профессиональной сфере;

— было организовано исследование влияния межличностных отношений в коллективе на успешность реализации проекта;

— был выполнен анализ результатов эмпирического исследования и их обсуждение.

Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что благоприятные межличностные отношения в коллективе положительно влияют на успешность реализации проекта.

Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе диагностики данные могут стать основой для разработки программы оптимизации межличностных отношений в трудовых коллективах. Помимо этого, материалы исследования будут интересны для практикующих социальных и организационных психологов, студентов-психологов, ученых, занимающихся разработкой схожей научной проблематики.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Психологические аспекты исследования межличностных отношений в коллективе

1.1. Сущность межличностных отношений в социальной психологии

В рамках исследования под отношением (межличностным), мы будем понимать субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, которые объективно проявляются в способах и характере взаимных влияний на протяжении совместного общения и деятельности.

Изучению отношения одного индивида к другому посвятили свои работы ученые, относящиеся к ленинградской школе психологической науки. В рамках таких исследований, по мнению О.А. Гулевича [4], можно выделить следующие направления:

— познавательные отношения, при которых другой – это предмет познания (А.А. Бодалев);

— эмоциональные отношения (или аттракции), при которых другой – это предмет симпатии (Л.Я. Гозман);

— практические отношения, при которых другой – это предмет воздействия (Г.А. Ковалев, А.У. Хараш).

Согласно точке зрения О.А. Гулевича [4], существуют следующие модели, в рамках которых один человек воздействует на другого:

— императивная, либо объектная;

— манипулятивная, либо субъектная;

— диалогическая или развивающая, либо субъект-субъектная.

В рамках своей научной концепции отношений между людьми, О.А. Гулевич [4] уделяет особое внимание двум классам явлений:

— определенной системе связей, контактов и взаимодействия;

— оценке субъектом, как самих этих контактов и взаимодействий, так и, в первую очередь, партнеров, которые принимают участие в них [4].

Подобная оценка имеет ярко выраженный эмоциональный характер и может считаться эмоциональным аспектом, либо компонентом межличностных отношений.

Исследуя понятие «отношение», необходимо обратиться к научному наследию таких ученых, как А.Ф. Лазурский [8] и В.Н. Мясищев [11].

Считается, что А.Ф. Лазурский [8] был ученым, который впервые ввел в научный оборот российской психолого-педагогической науки понятие «отношение». В рамках своей научной деятельности А.Ф. Лазурский [8] подробно разработал концепцию психической составляющей отношений, которые являются системой индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Подобная система формируется в ходе конкретной истории каждого отдельного индивида, и выражает не только его опыт, как личности, но и обуславливает его переживания, а также поведение.

Значительный вклад в создание теории отношений был внесен В.Н. Мясищевым [11]. В его научных работах особое место отводится этическим отношениям между людьми, которые могут выражать как уважение, так и пренебрежение, либо презрение. В рамках теории отношений, предложенной В.М. Мясищевым [11], отношения между людьми – это основанная на опыте, осознанная и избирательная психологическая связь человека с разнообразными аспектами объективной действительности, которая выражается в его поступках, переживаниях и реакциях.

Психическая жизнь индивида – это целое, в котором научным анализом выделяются следующие аспекты:

— психические процессы,

— отношения,

— состояния и свойства личности [11].

Психические процессы – это последовательность трансформации психической деятельности в рамках того или иного взаимодействия индивида с окружающим миром (от деятельности мышления до двигательных реакций). Под состоянием личности следует понимать общий функциональный уровень, на фоне которого происходит развитие процесса. Состояние может быть возбужденным, подавленным, вялым, деятельностным, утомленным и пр.

По мнению А.А. Бодалева, те люди, которые уже сформировали свое отношение к другому человеку, как к высшей ценности, стабильно демонстрируют интерес буквально ко всем окружающим, встречаемым ими на жизненном пути. В первую очередь, они отмечают в их личности позитивные свойства психики. Ими демонстрируется сопереживание и сочувствие [1].

Итак, под межличностными отношениями следует понимать совокупность взаимодействий, в которых находятся индивидуумы, и которые формируют общественную иерархическую лестницу.

Классифицировать межличностные отношения можно по различным основаниям.

Так, классифицируя по цели, выделяют:

— первичные отношения – это отношения, устанавливающиеся между людьми как необходимые сами по себе;

— вторичные отношения – это отношения, зарождающиеся из-за необходимости в помощи или реализации иной функции одним лицом другому.

Используя основанием для классификации характер отношений, можно получить иную классификацию:

— формальные (официальные) отношения – это отношения, характеризующиеся наличием обязательных норм и отсутствием права выбора партнера по общению; такие отношения отличаются малой эмоциональностью и формализмом;

— неформальные (неофициальные) отношения – это отношения, которым свойственно право выбора партнера; такие отношения эмоциональны и не имеют четких норм поведения [1].

По мнению С.В. Духновского [5], межличностные отношения имеют следующие компоненты:

— «Я» желаемое и воспринимаемое субъектов отношений;

— эмоционально-чувственные (состояния, настроения) и установочно-волевые характеристики личности;

— субъективная позиция человека, его жизненный опыт;

— поведенческие характеристики субъекта доверия;

— межличностная коммуникация [5].

Большинство явлений можно определить по тем или иным характеристикам, имеющим противоположные полюса, поэтому межличностные отношения доверия по своему содержанию могут быть гармоничными и дисгармоничными.

Гармония отношений рассматривается через понятия «согласованность» и «стройность». В связи с этим гармоничные отношения можно описать как достигшие единства (т.е. согласованные) и имеющие соразмерное соотношение между своими частями (т.е. стройные). В субъективном аспекте гармоничные отношения предполагают переживание духовного, социального и витального благополучия.

С.В. Духновским [5] выделены следующие признаки гармоничных отношений:

— упорядоченность, согласованность и слаженность действий;

— равенство субъектов отношений, их позиций;

— обусловленность субъектов отношений друг другом, выражающаяся в потребности продолжать отношения;

— взаимность отношений, обусловленная общностью чувств;

— неразрывность и единство субъектов отношений [5].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы